ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей
Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения
1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Описание результатов эмпирического исследования
Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей
Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.
Упражнение «Глубокое дыхание».
Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Глубокое дыхание».
Если успеем: свободный выбор между добром и злом.
Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»
Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».
ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»
На третьем занятии у нас появились внеплановые участники - ребята пригласили двух своих друзей. Для выполнения первого задания была использована мягкая игрушка, которую мы представили как еще одного участника занятия и друга ведущего. Ребята очень тепло его приняли. Первым заданием было вспомнить, как детей ласково называют дома. Большинство ребят назвали уменьшительно-ласкательное имя. Четверо назвали просто
собственное имя, без смягчающих суффиксов, одна девочка сильно смутилась и вообще ничего не сказала, только смущенно улыбнулась. Примечательно, что у всех пятерых показатель ассертивности один из самых низких. Такое поведение может быть связано как с застенчивостью, так и с поведением родителей, которые не часто называют детей ласковыми уменьшительными
именами. Предполагаем, что в этих семьях нужна некоторая коррекция детско-родительских отношений. Так же можно предположить, что дети, чьи родители проявляют нежность и ласку в достаточном (для детей) количестве, ведут себя более ассертивно. Далее последовала сказка о том, что каждый видит этот мир по-своему, опираясь на собственный опыт и знания. Здесь подключились механизмы осознания идентификации и интериоризации. Для активации процесса экстериоризации мы использовали упражнение
«Фотография». Детей разделили на шесть групп и каждой дали фотографию ребенка с краткой характеристикой. Фотография была у всех одинаковой, характеристики разные. Задание - описать этого ребенка, какой он. И, как и следовало ожидать, описания получились очень разными, все основывались на характеристику. Какого же было искреннее удивление всех, когда дети раскрыли для всех фотографии. Ребята самостоятельно сделали вывод: чтобы понять какой это человек, надо с ним пообщаться, а не слушать мнения других. Далее провели дыхательное упражнение и подвели итоги.
Четвертое занятие началось немного не по плану, почти половина детей (которые активно вели себя на прошлых занятиях) принесли своих любимцев (мягкие игрушки, лизуны) и мы все с ними познакомились, затем
мы предложили усадить всех «приглашенных друзей» на один стол, отдельно от детей, чтоб они стали наблюдателями, пока мы будем заниматься, ребята согласились. Для разогрева ребятам было предложено называть по очереди свой любимый цвет - идея в том, что у каждого он может быть свой, отличный от других. Хоть вкусы у всех разные, это не мешает нам быть в одной школе, дружить и т. д. Примечательно, что в этом упражнении приняли участие уже все. Не было отказавшихся или скромно промолчавших, что говорит о том, что дети, ранее проявляющие признаки застенчивости почувствовали себя более свободно, уверенно и в большей безопасности, чем раньше. Следовательно, детям с низким уровнем ассертивности требуется больше времени для адаптации в группе сверстников. В нашем случае на адаптацию ушло 3 занятия. Далее последовала сказка и ее обсуждение, в котором каждый
из детей приняли участие. Затем мы провели упражнение «Уходя оглянись», которое учит чувствовать другого человека в процессе взаимодействия. Интересный опыт для ребят. Надо отметить, что выполнить с первого раза удалось только одной паре. Остальным нужно было 2-3 попытки. Следом мы провели дыхательное упражнение на снятие тревожности и подвели итоги занятия. Далее мы вспомнили, темы и ключевые моменты прошлых занятий и подвели общий итог.
Нужно отметить, что на протяжении всего курса ребята всегда в тишине слушали, когда ведущая читала, в остальное же время было достаточно шумно - бурное обсуждение моментов по теме, смех во время наблюдения за выполнением упражнений и т.д. Несмотря на это во время подведения общего итога ребята
с легкостью вспомнили, что было на прошлых занятиях и своими словами смогли рассказать о ключевых моментах. Это позволяет сделать вывод, когда дети с интересом принимают активное участие на занятиях они понимают и усваивают материал. Результаты повторной диагностики показывают, что разработанная программа по формированию ассертивного поведения у младших школьников эффективна. Занимаясь по этой методике, ученики становятся увереннее с собственных силах, у них снижается уровень тревожности.
Исследование показало, что дети с низким уровнем ассертивности находятся в стороне, они часто не включены в работу всего класса, и чтобы у них развивался этот важный для процесса социализации, и для жизни в целом навык учителю важно обратить особое внимание на таких детей. Мы уже говорили о том, что ассертивность – это понятие сложное и многогранное, требующее системного подхода. На формирование ассертивности большое влияние оказывает и социальная ситуация, в которой находится ребенок. Чтобы результаты были более значимыми, работать нужно не только с детьми, а со всеми субъектами образовательного пространства. Педагоги и родители имеют особое значение в формировании ассертивного поведения младших школьников, так как дети в возрасте 7-9 лет больше ориентированы на
внешнюю оценку. Поэтому нужно учитывать и взаимоотношения, и воздействие значимых для детей взрослых, которые находятся рядом, во многом влияя на формирование детских взглядов, убеждений, установок. Главные действующие лица здесь – это учитель и
родители. Для них мы разработали перечень рекомендаций, способствующих формированию ассертивного поведения. (приложение Б)