Файл: Учебное пособие для студентов специальностей 125 01 10 Коммерческая деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 837

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- на афиши следует расходовать не более 20 % бюджета.

Требуется распределить средства по различным источникам рекламы оптимальным образом.
Задача 5. Оптимизация деятельности торгового предприятия

Торговое предприятие (предприятие оптовой торгов­ли), исходя из специализации, может реализовать n групп товаров Тj (j= 1,2, ..., n). Пусть общая площадь торговых залов Р, Рj — норматив складских площадей на содержание товаров j-й группы; R - фонд рабочего времени ра­ботников, rj - плановый норматив затрат времени работников на единицу то­варооборота j-й товарной группы. Пусть В - допустимые издержки обраще­ния, bj - плановый норматив издержек обращения на единицу товарооборота j-й товарной группы. S - общий объем товарных запасов; sj - норматив то­варных запасов на единицу товарооборота j-й товарной группы. Q - плановый показатель товарооборота; qj - параметр товарооборота (средняя цена реали­зации) по j-й товарной группе. Gj - минимально допустимые значения плана товарооборота по j-й товарной группе. Сj - торговая прибыль в расчете на единицу товарооборота j-й группы.

Требуется:

1) определить план хозяйственной деятельности торгового предприятия, обеспечивающий максимум торговой прибыли при заданных ограничениях на складские площади, трудовые ресурсы, издержки обращения, товарные запасы, величину товарооборота и др.;

2) сделать содержательный анализ полученного решения;

3) выявить «узкие места» в работе торгового предприятия и дать рекомен­дации по их «расшивке».

При расчетах используйте данные, приведенные в таблице 1.10.
Таблица 1.10 – Исходные данные по вариантам




Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С1

120

40

60

50

100

80

130

90

110

70

С2

50

15

25

70

30

40

30

35

50

60

С3

30

10

15

20

80

20

10

20

10

15

С4

100

35

50

80

50

120

80

100

40

60

Р

110000

60000

50000

65000

75000

80000

100000

160000

95000

110000

R

950000

400000

350000

480000

550000

500000

650000

250000

320000

640000

В

120000

600000

720000

850000

800000

850000

1100000

330000

770000

900000

S

180000

90000

110000

150000

180000

180000

220000

96000

160000

220000

Q

150000

300000

510000

500000

450000

420000

710000

320000

350000

330000

Р1

18

9

15

12

13

15

20

10

14

25

P2

28

13

16

20

21

20

27

30

20

32

Р3

16

8

10

10

11

13

18

20

10

23

Р4

10

5

1

12

14

11

12

15

15

15

r1

150

75

100

120

115

110

160

25

35

165

r2

140

70

90

100

95

90

150

70

80

155

r3

50

25

30

40

45

40

50

30

40

65

r4

80

40

60

50

60

55

90

40

50

85

b1

170

85

120

150

140

130

170

58

135

176

b2

230

115

200

190

180

170

200

92

185

205

b3

280

140

220

200

190

185

270

96

190

275

b4

120

60

90

110

100

105

130

55

110

134

S1

31

15

20

18

20

19

33

14

10

35

S2

42

21

35

30

30

32

45

20

30

48

S3

60

15

16

20

15

17

31

10

20

33

S4

20

10

18

12

10

11

22

16

15

24

q1

200

100

160

120

115

117

210

70

75

120

q2

150

75

110

90

85

80

165

80

85

90

q3

170

85

100

130

125

120

180

120

125

60


Продолжение таблицы 1.10




Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

q4

50

25

80

60

50

45

60

50

50

45

G1

1200

600

1000

1100

1050

1000

1000

800

1020

500

G2

1000

500

800

850

800

900

1100

950

850

700

G3

1500

750

1200

1050

1000

750

1400

800

950

450

G4

1200

1100

1300

950

900

1100

1600

1000

800

600

2 Транспортные задачи в моделировании





Формируемые навыки и умения:


- изучение сущности модели транспортной задачи линейного программирования;

- освоение методики построения и решения модели транспортной задачи линейного программирования.


Теоретическая поддержка
Сущность транспортной задачи линейного программирования состоит в наивыгоднейшем прикреплении поставщиков однородного продукта ко многим потребителям этого продукта. На практике постоянно возникает необходимость решения таких задач, особенно когда количество пунктов отправления и получения грузов увеличивается.

Модель транспортной задачи линейного программирования может использоваться для планирования ряда операций, не связанных с перевозкой грузов. Так, с ее помощью решаются задачи по оптимизации размещения производства, топливно-энергетического баланса, планов загрузки оборудования, распределения сельскохозяйственных культур по участкам различного плодородия и т.п.

В торговле модель транспортной задачи линейного программирования применяется для решения следующих задач: планирование товароснабжения города, района; прикрепление торговых предприятий к поставщикам; организация рациональных перевозок товаров из пунктов отправления (баз, станций, фабрик, совхо­зов, заводов) в пункты назначения (магазины, склады); распределение работников торговли по должностям (задача о назначении); планирование капиталовложений; оптимизация межотраслевых свя­зей торговли; размещение розничной торговой сети города и т.д.

Условие транспортной задачи обычно записывается в виде матрицы, в которой потребители однородного груза размещаются по столбцам, а поставщики – по строкам. В последнем столбце матрицы проставляют запас груза, имеющийся у каждого поставщика, а в последней строке – потребность в нем потребителей. На пересечении строк со столбцами (в клетках матрицы) записывают размер поставки, а также расстояние пробега по всем возможным маршрутам, время доставки груза или затраты на перевозку единицы груза по этим маршрутам.


Экономико-математическая формулировка и модель транспорт­ной задачи имеют следующий вид.

Найти такие неотрицательные значения xij>0, , которые минимизируют затраты на перевозку грузов:



при ограничениях



Первые уравнения представляют собой условие, что от каждого поставщика вывозится весь продукт.

Вторая группа n равенств выражает условие, что спрос каждого потребителя полностью удовлетворяется.

Третий тип ограничений связан с возможностью решения задачи при наличии баланса между предложением и спросом: что отражает сущность так называемой закрытой модели тран­спортной задачи.

Если спрос не равен предложению: то имеем открытую модель транспортной задачи, которая бывает двух видов:

а) когда предложение больше спроса, т. е. вводят «фиктивного» потребителя с заявкой и транспортными издержками .

При решении задачи часть товаров попадает к фиктивному потре­бителю, а фактически это означает, что этот груз останется на соот­ветствующей базе поставщика;

б) когда предложение меньше спроса, т. е. при распределении продукции руководствуются более сложными соображениями, но при возможности получения товаров от внешне­го поставщика задачу можно свести к закрытой модели.

Четвертый тип ограничений (xij>0) означает, что товары пере­возятся от поставщиков потребителям, т. е. исключаются встреч­ные перевозки.
Пример решения задачи

Постановка задачи
. Пусть необходимо составить оптимальный план перевозки товара с трех баз А1, А2, А3, товарные запасы которых составляют: а1 = 180 т, а2 = 150 т, а3 = 80 т, в четыре магазина B1, B2, B3, B4с заявками соответственно: b1 = 120 т, b2 = 110 т, b3 = 80 т, b4= 140 т. Исходные данные задачи вместе с величинами транспортных издержек Сij (ден. ед. за т) представлены в виде таблицы 2.1.

Таблица 2.1 – Исходные данные транспортной задачи


Поставщики (базы)

Потребители (магазины)

Запасы баз

аi

B1

B2

B3

B4

A1

C11=15

х11=?

C12=3

х12=?

C13=7

х13=?

C14=12

х14=?

180

A2

C21=4

х21=?

C22=5

х22=?

C23=11

х23=?

C24=9

х24=?

150

A3

C31=10

х31=?

C32=8

х32=?

C33=2

х33=?

C34=6

х34=?

120

Заявки магазинов bj

120

110

80

140

450


Решение задачи
1 Экономико-математическая модель задачи

Определяем тип транспортной задачи путем проверки баланса запасов баз: