Файл: Учебное пособие для студентов специальностей 125 01 10 Коммерческая деятельность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 806
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Модель общей задачи линейного программирования
2 Транспортные задачи в моделировании
3 Экономико-статистическое моделирование и прогнозирование средствами MS Excel
4 Модели управления товарными запасами
5 Системы массового обслуживания
6 Модели сетевого планирования и управления
7 Применение элементов теории игр при принятии управленческих решений
Задача 1
Проект представлен сетевым графиком. Для каждой работы известна ее продолжительность tij и минимально возможное время выполнения dij. Пусть задан срок выполнения проекта to, а расчетное tкр > tо. Продолжительность выполнения работы (i, j) линейно зависит от суммы дополнительно вложенных средств хij и выражается соотношением: t’ij = tij - kjjxij. Технологические коэффициенты kij известны.
Требуется найти такие tнij, tоij, хij, чтобы:
- срок выполнения всего комплекса работ не превышал заданной величины tо;
- суммарное количество дополнительно вложенных средств было минимальным;
- продолжительность выполнения каждой работы t’ij была не меньше заданной величины dij.
При выполнении работы используйте данные, приведенные в таблице 6.10.
Таблица 6.10 – Исходные данные по вариантам
Номер варианта | Параметры | Работы | Срок выполнения проекта tо | |||||||||
1,2 | 1,3 | 1,4 | 2,4 | 2,5 | 3,4 | 3,6 | 4,5 | 4,6 | 5,6 | |||
1 | tij | 9 | 12 | 18 | 8 | 12 | 5 | 12 | 10 | 13 | 12 | 35 |
dij | 7 | 10 | 15 | 6 | 10 | 3 | 8 | 7 | 12 | 10 | ||
kij | 0,05 | 0,2 | 0,25 | 0,08 | 0,15 | 0,1 | 0,06 | 0,05 | 0,1 | 0,5 | ||
2 | tij | 10 | 13 | 24 | 9 | 11 | 17 | 10 | 15 | 15 | 20 | 56 |
dij | 5 | 9 | 11 | 6 | 9 | 12 | 7 | 13 | 13 | 15 | ||
kij | 0,08 | 0,25 | 0,1 | 0,15 | 0,3 | 0,2 | 0,08 | 0,4 | 0,2 | 0,1 | ||
3 | tij | 6 | 13 | 20 | 9 | 14 | 16 | 15 | 10 | 17 | 13 | 40 |
dij | 5 | 10 | 16 | 7 | 11 | 13 | 12 | 7 | 15 | 9 | ||
kij | 0,05 | 0,25 | 0,3 | 0,07 | 0,15 | 0,1 | 0,05 | 0,03 | 0,14 | 0,5 | ||
4 | tij | 19 | 10 | 35 | 18 | 20 | 9 | 22 | 17 | 20 | 18 | 60 |
dij | 16 | 5 | 25 | 13 | 15 | 6 | 17 | 13 | 16 | 14 | ||
kij | 0,25 | 0,07 | 0,1 | 0,2 | 0,13 | 0,15 | 0,06 | 0,4 | 0,2 | 0,1 | ||
5 | tij | 6 | 15 | 26 | 7 | 11 | 10 | 11 | 12 | 13 | 17 | 50 |
dij | 5 | 13 | 20 | 5 | 9 | 7 | 8 | 9 | 12 | 15 | ||
kij | 0,07 | 0,2 | 0,3 | 0,1 | 0,05 | 0,1 | 0,04 | 0,05 | 0,15 | 0,5 |
Задача 2
Проект представлен сетевым графиком. Для каждой работы известна ее продолжительность tij и минимально возможное время выполнения dij. Для сокращения срока реализации проекта выделено В ден. ед. Вложение дополнительных средств хij в работу (i, j) сокращает время ее выполнения до t’ij = tij - kijxij. Технологические коэффициенты kij известны.
Требуется найти такие tнij, tоij, хij, чтобы:
- время выполнения всего комплекса работ было минимальным;
- количество используемых дополнительных средств не превышало В ден. ед.;
- продолжительность выполнения каждой работы tij была не меньше заданной величины dij.
При выполнении заданий воспользуйтесь данными, приведенными в таблице 6.11.
Таблица 6.11 – Исходные данные для решения задачи
-
Вариант
Параметры
Работы
Сумма средств, В
(1,2)
(1,3)
(1,4)
(2,3)
(3,4)
(3,5)
(4,5)
1
tij
10
18
16
12
7
13
11
42
dij
7
14
12
10
5
9
8
kij
0,5
0,1
0,25
0,4
0,2
0,15
0,3
2
tij
9
18
21
7
12
19
20
33
dij
6
14
18
4
9
15
16
kij
0,2
0,25
0,15
0,4
0,3
0,12
0,2
3
tij
15
8
7
5
13
11
7
47
dij
12
5
4
3
10
8
4
kij
0,25
0,2
0,15
0,1
0,3
0,4
0,2
4
tij
13
22
19
17
10
25
12
49
dij
10
18
15
14
7
21
9
kij
0,3
0,1
0,05
0,2
0,4
0,2
0,25
5
tij
16
12
10
8
3
9
11
29
dij
10
7
6
5
2
7
9
kij
0,2
0,1
0,16
0,3
0,25
0,1
0,4
7 Применение элементов теории игр при принятии управленческих решений
-
Формируемые навыки и умения:
- изучение математического аппарата теории игр;
- освоение методики решения матричных игр в чистых стратегиях;
- освоение методики решения матричных игр в смешанных стратегиях;
- освоение методики решения статистических игр по различным критериям.
Теоретическая поддержка
Теория игр – это математическая теория конфликтных ситуаций, разрабатывающая рекомендации по наиболее рациональному образу действий каждого из участников в ходе конфликтной ситуации, т. е. таких действий, которые обеспечивали бы ему наилучший результат. Игровую схему можно придать многим ситуациям в экономике. Здесь выигрышем могут быть эффективность использования дефицитных ресурсов, производственных фондов, величина прибыли, себестоимость и т. д.
На промышленных предприятиях теория игр может использоваться для выбора оптимальных решений, например, при создании рациональных запасов сырья, материалов, полуфабрикатов.
Любая экономическая ситуация в торговле складывается в результате взаимодействия (поведения) совокупности элементов: торговых организаций, предприятий, объединений и т. д. Их поведение зависит от целого ряда факторов, которые не всегда можно заранее предвидеть, например конъюнктура рынка, спрос населения на товары, поставки товаров и т. д. Информированность о состоянии, действиях указанных элементов влияет на эффективность принимаемых экономических решений в торговле и обусловливает необходимость и целесообразность построения моделей теории игр.
1 Решение матричной игры в чистых и смешанных стратегиях
Целью участников любой матричной игры является выбор наиболее выгодных стратегий, доставляющих игроку А максимальный выигрыш, а игроку В – минимальный проигрыш.
Предположим, что игроку А надлежит сделать свой выбор. Анализируя платежную матрицу, он для каждой чистой стратегии Ai
сначала найдет минимальное значение αi ожидаемого выигрыша: , а затем из всех αi выделит наибольшее и выберет соответствующую ему чистую стратегию . Это и будет наиболее предпочтительная (гарантирующая) в данных условиях стратегия игрока А. Ее называют максиминной, поскольку она отвечает величине
. (7.1)
Число α, определяемое по формуле (7.1), называется нижней чистой ценой игры (максимином). Оно показывает, какой минимальный выигрыш может получить игрок А, правильно применяя свои чистые стратегии при любых действиях игрока В.
В свою очередь, игрок В, стремясь минимизировать проигрыш, при выборе наиболее предпочтительной стратегии, использует принцип осторожности так: сначала он для каждой чистой стратегии Вj ( ) найдет максимально возможный проигрыш ( ), а затем среди βj выберет минимальное значение , которому и будет соответствовать искомая чистая стратегия . Ее называют минимаксной, так как она соответствует величине
. (7.2)
Число β, определяемое по формуле (7.2), называется верхней чистой ценой игры (минимаксом). Оно показывает, какой максимальный проигрыш может быть у игрока В при правильном выборе им своих чистых стратегий независимо от действий игрока А.
Если в матричной игре нижняя и верхняя чистые цены совпадают, т.е. α = β, то эта игра имеет седловую точку в чистых стратегиях и чистую цену игры ν = α = β. Оптимальными для игроков будут соответственно максиминная и минимаксная стратегии, а чистой ценой игры – седловой элемент платежной матрицы. Если игра седловой точки не имеет, то решение игры следует найти в смешанных стратегиях.