Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1300

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение формального различия между типами онтологических учений позволяет освоить некоторые из основных философских принципов, категорий и методов и предоставляет основы философского понятийного аппарата для формулировки аргументированных суждений и выводов.

  1. Представители субстанционального направления, утверждали, что «бытие» открывает подлинный мир сущностей и является как бы окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность» (Там же). Суть их взглядов можно вкратце выразить в двух основных формулах:

а) «сущность есть существование» - иначе говоря, в любом предмете изначально заложена его действительность, бытийственность;

б) «бытие есть субстанция» - окружающий нас мир предметов, явлений или процессов является реальным, действительным, несотворимым и неуничтожимым, вечным и т.д. независимо от человека, от его деятельности или сознания.

Утверждение субстанционального подхода к бытию справедливо связывают с именем древнегреческого философа Аристотеля (Метафизика). Наиболее полное развитие от получает в средневековой схоластике. Здесь в качестве высшего воплощения бытия рассматривается Бог, в то время как бытие остального мира выстраивается по отношению к нему иерархически. (Фома Аквинский «Сумма теологии»).

  1. Сторонники субъективистского направления полагали, что «бытие» - это фиктивное, пустое понятие, возникшее в результате лингвистических недоразумений и позволяющее в лучшем случае увидеть, как в зеркале, отражение собственной структуры разума. Суть этого направления лучше всего передаёт тезис Гегеля «бытие есть ничто».

Расцвет субъективистского подхода приходится на философию Нового времени и связан с присущим ей классическим субъект-объектным способом философствования. (Д.Юм

«Трактат о человеческой природе», И. Кант «Критика чистого разума», Гегель «Наука логики».)

Достаточно часто для характеристики состояния проблемы бытия в ХХ-XXI вв. употребляют слово «кризис». Так обозначается разрыв прежних подходов к бытию, дававших хотя и различные, зато однозначные ответы на вопрос, что такое бытие, с принципиальной теоретической установкой в отношении бытия философской мысли нашего столетия: «бытие не есть сущее». Другими словами, бытие не совпадает с очевидностью существования, которое часто в философии принимали за бытие, не поддаётся оно и традиционному мыслительному анализу, результаты которого можно было бы выразить в некоторых общих понятиях; возможно лишь, что бытием можно назвать специфически человеческое состояние, когда человек осознаёт, кто он есть в мире и в обществе других людей.


Один из самых известных философов ХХ в., представитель немецкого направления в экзистенциализме, Мартин Хайдеггер большую часть своего философского творчества посвятил освещению именно проблемы бытия. По его мнению, вся европейская философская традиция, начиная с Парменида, находилась в ситуации «забвения бытия». Для преодоления этой ситуации Хайдеггер предложил собственную «фундаментальную онтологию» - «пока не осмыслена истина бытия, всякая онтология лишена своего фундамента… Фундаментальная онтология пытается вернуться в той сущностной основе, из которой вырастает осмысление истины бытия». «Фундаментальная онтология» Мартина Хайдеггера базируется на разграничении сущего – повседневного существования человека и неодушевлённых вещей, и бытия как присущего только человеку способа присутствия в мире, который установлен тем обстоятельством, что человек заброшен в мир и вынужден задуматься над своей конечностью (смертностью) перед лицом бесконечности окружающей его Вселенной. В результате этого осмысления он осознаёт уникальность и неповторимость своего присутствия в мире, что он есть. («Бытие и время», «Письмо о гуманизме.)

Хайдеггер критикует подход к бытию как чему-то извне данному и противоположному субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований жизни человека. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничто. Анализ бытия надо начинать с нас самих. Это сущее есть мы сами, которые в числе прочих возможностей бытия имеют возможность вопрошания: кто мы и зачем, в чем смысл нашего бытия? Тот, кто ставит вопрос о бытии, в первую очередь сам есть наличное бытие. Он имеет понимание своего бытия. Это и есть экзистенция. Объективное бытие и Я-бытие суть разные виды бытия. Признание только одного объективного бытия равноценно самозабвению.

Ещё большую экзистенциально-гуманистическую наполненность, получает освещение проблемы бытия в постмодернистской философии последней четверти ХХ века. Она представляет мир как бесконечно изменчивый, а человека в нём – как «номадическую сингулярность», «неприкаянную единичность», чья жизнь состоит из бесконечного количества «событий» - мгновенных внешних и внутренних изменений, призванных просто обыграть (подобно детской игре) неповторимость существования этой

единичности в мире. Таким образом, единственной реальностью остаётся бытие не мира в целом, а каждого отдельно взятого человека.

Таким образом, в современной философии идут дискуссии по двум видам понимания бытия:

    1. неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (линия Парменида);

    2. изменчивое, претерпевающее постоянное изменение (линия Гераклита).



Сформулированное Парменидом, Платоном и схоластическими «реалистами» положение о том, что бытие есть постоянная, вечная и неизменная субстанция, противоположная становлению, имеет смысл только в случае, если исходит из идеалистического представления, что мысль (идея) есть высшая реальность. Если идея любви (в понимании Платона) более реальна, чем переживание любви, то можно утверждать, что любовь как идея постоянная и неизменна. Но если исходить из существования реальных людей – живущих, любящих, ненавидящих, страдающих, то можно сделать вывод о том, что нет вообще ни одного существа, которое не находилось бы в процессе становления и

изменения. Всё живое может существовать только в процессе становления, только изменяясь. Изменение и развитие- неотъемлемые качества жизненного процесса.

Концепция Гераклита и Гегеля, согласно которой жизнь есть процесс, а не субстанция, в восточном мире с философией Будды. В буддийской философии нет места понятию о какой бы то ни было устойчивой, неизменной субстанции ни в отношении вещей, ни в отношении человеческого «я». Ничто не является реальным, кроме процессов. Современная научная мысль способствовала возрождению философских представлений о

«мышлении как процессе», обнаружив и применив их в естественных науках»

Возможны и другие точки зрения на бытие: чаще всего это монизм и дуализм: первый признаёт существование единой основы мира, второй – не менее двух, как, к примеру И. Кант, исходивший из равноправия мира «вещей в себе» и мира «вещей для нас».

В свою очередь монизм можно подразделить на

а)материалистический (Платон,Гегель) и

б)
идеалистический (Демокрит и Эпикур, французские механистические материалисты, К. Маркс, Ф. Энгельс).

Все названные подходы следует считать дополняющими друг друга, раскрывающими

каждый со своей стороны всё многообразие феномена бытия.

2 . Исторические этапы развития мышления о бытии

Изучение основных этапов развития мышления о бытии дает представление о ряде главных исторических этапов развития философского и научного мышления и познания, а также представляет понятийный аппарат для оценки достоверности анализируемой информации.

Постижение категории бытия, раскрывающейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.

Первые философские концепции бытия были предложены Парменидом, Гераклитом, Демокритом, Платоном, Аристотелем.

По мнению Парменида, мир подразделяется на две части: изменчивую, временную, текучую, которая воспринимается органами чувств человека, и вечную, неизменную, познаваемую только разумом. Бытие, считает Парменид, - это то, что воспринимается разумом, бытие – это только невидимый, неосязаемый мир, который может быть мыслим без противоречий. Другими словами, от отождествляет бытие и разум.

Противоположный взгляд у Гераклита, который под бытием понимает непрерывно становящееся, изменяющееся, т.е. чувственно воспринимаемый материальный мир.

Другое решение проблемы бытия было предложено Демокритом. Он отождествляет бытие с простым, понимая под последним атом, как наименьшую, неделимую физическую частицу. Демокрит признаёт множественность бытия, поскольку признаёт существование бесчисленного множества атомов. Атомы, по его мнению, разделены пустотой. Пустота тождественна небытию, которое непознаваемо. Познать можно лишь бытие.

Идеи Парменида получили развитие и новое толкование в концепции бытия Платона, которая, в отличие от учения Демокрита, является по своей сущности объективно- идеалистической. Он считал, что бытие есть то вечное и неизменное, что может быть

познано лишь разумом. Признавая, как и Демокрит, множественность бытия, Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование –
идею. Одновременно от чётко разграничивает:

  1. мир идей (подлинное бытие) – это мир неизменных и вечных идей (Высшая Идея (Благо = Единое); Диада (двойственность); иерархически соподчинённые различные идеи);

  2. мир «становления» (преходящий мир) – это физический мир чувственно воспринимаемых вещей);

  3. мир материи (небытие).

Противопоставление Платоном чувственного бытия миру истинного бытия снимается в концепции Аристотеля. Он отвергает учение об идеях как сверхъестественных умопостигаемых предметах, отделённых от причастных им вещей. Платон признавал реально существующими виды и роды. Аристотель же назвал сущностью (бытием) индивидуумы (индивидуум – неделимое), например, вот этого человека, вот эту лошадь, а виды и роды, по его мнению, сушь лишь вторичные сущности, производимые от первичных.

Несмотря на все различия античных мыслителей на проблему бытия, в них есть и общие моменты. Так, все философы в своих учениях разграничивают бытие и небытие, свои учения о мире они пытаются построить, опираясь именно на эти категории и т.д.

Онтологическая структура бытия согласно неоплатонической традиции (система Плотина):

    1. Единое = Благо это Высший принцип = Божественное бытие (Идеальный космос);

    2. Мировой разум это Дух (Идеальный космос);

    3. Мировая душа это Всеобщее жизненное начало (Идеальный космос);

    4. Природа–физический мир это Многообразие живых существ. (Материальный космос).

Онтологическая структура бытия согласно христианской догматической теологии:

      1. Небесный мир это Духовное бытие (Рай);

      2. Земной мир это Природное бытие (Объективная физическая сфера жизни);

      3. Мир грешников это Низшее бытие (Ад).

Новые концепции бытия формируются в XVII-XVIII вв. в период бурного развития науки, техники и материального производства. Бытие рассматривается материализмом как физическая реальность, противостоящая человеку, оно отождествляется с природой, осваивается человеком в процессе его деятельности. Сама природа трактуется как сложный механизм, действующий в соответствии с законами механики.