ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1296
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характерным для метафизических учений этого периода является признание существования субстанции, как неизменного и неуничтожимого субстрата бытия, его первоосновы. Такой подход к решению проблемы приводит к выводу о том, что бытие противостоит и предшествует знанию. Более того, духовный мир человека, его сознание и деятельность исключают материализм этого периода вообще из бытия.
Лейбниц постулирует особую активную духовную единицу бытия (монаду). Монады просты, лишены частей — это некие внепространственные «духовные точки», которые присуши конкретным индивидуальным вещам. Главным атрибутом монады выступает сила, или энергия. Мир, населенный монадами, по Лейбницу, не пассивен, как у Декарта или Спинозы, а динамичен. Субстанция — это главное деятельное начало мира, центр его жизненной силы. Существует бесконечное множество монад, и каждая из них индивидуальна, поэтому количественной (механицистской) интерпретации мира недостаточно, необходимо его качественное понимание. Это была сильная сторона учения Лейбница, направленная против господствующего тогда механицизма. Мир при такой трактовке оказывается не только динамичным, но и иерархическим — системно, как бы мы сказали сегодня, организованным. Монады у Лейбница подразделяются на три вида: голые, души и духи. Голые, или низшие, монады образуют неорганическую природу, активность которой находится на низшей ступени. Есть монады, обладающие отчетливой памятью и проявляющие свою жизненную силу более интенсивно. Эти монады называются душами, а душа — это начало, объединяющее человека с животным миром, некая первичная активная сила. Поскольку душа целостного организма неуничтожима, а стареет и умирает лишь телесная оболочка, то она реализует свои устремления согласно определенным целям, целесообразно (в философии это называется телеологизмом).
Ограниченность рассмотрения бытия вне всякого опыта человека, без обращения к тому, как отражается реальность в научном знании, была вскрыта представителями классической немецкой философии, которые напротив, стали рассматривать бытие преимущественно в духовно-идеальном аспекте. Так, например, Кант и Гегель, критикуя своих предшественников метафизиков, акцентировали своё внимание на новом уровне бытия – объективно-идеальном бытии, сущность которого раскрывается через различные формы деятельности субъекта.
Например, онтологическая структура бытия согласно диалектике Георга Гегеля:
В ХХ веке происходит своеобразная интеграция в решении проблем бытия различных философских дисциплин. Классическая философия более или менее чётко разграничивала онтологическую, гносеологическую и аксиологическую проблематику. В современных условиях в связи с резким возрастанием значимости проблемы человеческого бытия, границы между онтологией, гносеологией и аксиологией становятся подвижными и для решения мировоззренческих проблем используется весь набор философских категорий.
Примечательна в этом отношении феноменология Э. Гуссерля, положившего начало новому подходу к проблемам бытия. Он не ставит под сомнение существование реального мира, однако предметом философии объявляет чистые принципы и структуры сознания. Философия трактуется им как наука о феноменах сознания. Сознание, по Гуссерлю, не является осознанием реального предмета, а выступает как бытие осознанности.
Одновременно феноменология выступает и против полного отделения объекта от субъекта. Одним из важнейших свойств психических феноменов объявляется направленность сознания на предмет, т.е. интенциональность, и относительность того и
другого. В ходе движения сознания к предметам создаются поля значений реальных (а также и воображаемых) предметов и возникает спектр различных значений предметов.
В итоге в сознании возникают феномены, имеющие сложную структуру:
Последние два элемента выражают упомянутую выше интенциональность сознания. Само бытие предметов приобретает смысл лишь будучи включённым в сознание.
Очень часто этот смысл, по Гуссерлю, затемняется идеологическими, мифологическими и другими установками, противоречивыми мнениями и оценками. Задача феноменологии – найти подлинный смысл предмета, а для этого необходимо освободить сознание от эмпирического содержания. В результате такого очищения остаётся нетронутой только иненциональность, которая одновременно выражает и имманентный мир сознания, и трансцендентный мир предметности и позволяет «усмотреть сущность», т.е. значение предмета. Таким образом, только «чистое сознание» может осуществить смысловое смыкание с предметом.
На основе этого, чрезвычайно краткого изложения содержания феноменологии Гуссерля, можно сделать вывод, что подлинным бытием обладает в первую очередь «чистое сознание», которое абстрагируется и от феноменов сознания, и от предметного мира. Следует поставить в заслугу феноменологии стремление изучить структуру и внутреннюю активность сознания как реальности.
Под влиянием феноменологии на смену противопоставления бытия и небытия приходит проблема подлинного и неподлинного бытия, которая и становится предметом онтологии у ряда философских направлений. Наиболее подробно этот вопрос рассматривается в экзистенциализме. Его представители называют три основных категории:
Человек занимает срединное положение. Вместе с тем человеческое бытие как бытие-в- мире представляет собой неразрывную связь мира и человека. Переживание субъектом своего бытия получило название экзистенции, которая не может быть, с точки зрения этого учения выражена в понятиях, но подобно интенциональности феноменологии всегда направлена на что-то другое. В религиозном экзистенциализме – на Бога, а у атеистов- экзистенциалистов – к ничто. Это говорит о признании как возможности выхода экзистенции за свои пределы, так и к осознанию ею своей конечности.
Находясь в мире неподлинного бытия, повседневности и обезличенности и понимая свою конечность, человек чувствует себя заброшенным, но, стремясь к подлинному существованию и, пройдя через состояние страха и тревоги, приобретает, наконец, экзистенцию, т.е. становится «самим собой». Именно благодаря выходу существования за свои пределы осуществляется свобода человека.
Экзистенциализм выразил в своих категориях многие стороны жизни индустриального общества: всеобщее отчуждение, индивидуализм. Поставил он и проблему бытия личности в условиях обезличенной и бездуховной цивилизации.
На основании сказанного об онтологических учениях ХХ века можно сделать вывод, что изложение вопросов онтологии нередко переплетается с гносеологией, учение о бытии продолжает занимать видное место во многих философских системах современности. Новым здесь является резкий поворот в сторону человеческого бытия, его места среди других бытийных форм, а также проникновение в онтологию ценностных мотивов, т.е. сближение онтологии с аксиологией.
Все эти новации вызываются в конечном счёте изменившимися условиями существования человека ХХ века, а также являются результатом прогресса науки и внутренних закономерностей философского развития.
Достижения науки ХХ-XXI вв. определяют направления дальнейшего развития философского учения о бытии.
Проблема бытия, реальности чего-либо – это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим мышлением ни во всём объёме, ни во всех способах её проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.
Проблема реальности имеет огромное значение для науки.
Во-первых, это относится к разнообразным «необычным явлениям» (аномальным). Возьмём, например, экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и информации. В силу своей крайней необычности эти явления многим представляются загадочными, таинственными, даже сверхъестественными. Но ведь, как показывают многочисленные опыты и наблюдения, эти явления существуют. Следовательно, они естественны в своём реальном бытии. Поэтому можно сказать, что само представление о сверхъестественном характере этих явлений обуславливается не сущностью этих явлений, а ошибочным пониманием их сущности.
Вообще естественным мы считаем (или склонны считать) то, что существует и действует согласно известным современной науке законам, т.е. что вписывается в исторически сложившуюся на сегодняшний день научную картину
мира. Естественное в таком смысле не надо переоценивать, а «сверхъестественное» - соответственно недооценивать.
Во-вторых, известно, что и реальность и истина об этой реальности, и смысл даже самих развитых частных наук есть всегда частные виды и реальности и истины, и что всё это доступно и даже необходимо в пределах некоторой специальной области, но это способно утратить и саму предметную область и истинность, и осмысленность за её пределами.
Различные научные понятия в ходе исторического развития переходили из области чисто теоретической в вещественную, приобретали «материальный статус» и наоборот.
Рассмотрение системных связей между различными атрибутами бытия предоставляет пример системного подхода к анализу информации.
.
Проблема бытия, реальности чего-либо — это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.
Одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия
Поспособусуществования бытия разделяется на два мира, два способа существования или две реальности:
Оба эти мира – мир сознания и мир природы – могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, материальный, природный мир (как мир), существует объективно, независимо от воли и сознания людей Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, отдельных индивидов.
Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить ещё несколько разновидностей форм бытия.
Основные
Лейбниц постулирует особую активную духовную единицу бытия (монаду). Монады просты, лишены частей — это некие внепространственные «духовные точки», которые присуши конкретным индивидуальным вещам. Главным атрибутом монады выступает сила, или энергия. Мир, населенный монадами, по Лейбницу, не пассивен, как у Декарта или Спинозы, а динамичен. Субстанция — это главное деятельное начало мира, центр его жизненной силы. Существует бесконечное множество монад, и каждая из них индивидуальна, поэтому количественной (механицистской) интерпретации мира недостаточно, необходимо его качественное понимание. Это была сильная сторона учения Лейбница, направленная против господствующего тогда механицизма. Мир при такой трактовке оказывается не только динамичным, но и иерархическим — системно, как бы мы сказали сегодня, организованным. Монады у Лейбница подразделяются на три вида: голые, души и духи. Голые, или низшие, монады образуют неорганическую природу, активность которой находится на низшей ступени. Есть монады, обладающие отчетливой памятью и проявляющие свою жизненную силу более интенсивно. Эти монады называются душами, а душа — это начало, объединяющее человека с животным миром, некая первичная активная сила. Поскольку душа целостного организма неуничтожима, а стареет и умирает лишь телесная оболочка, то она реализует свои устремления согласно определенным целям, целесообразно (в философии это называется телеологизмом).
Ограниченность рассмотрения бытия вне всякого опыта человека, без обращения к тому, как отражается реальность в научном знании, была вскрыта представителями классической немецкой философии, которые напротив, стали рассматривать бытие преимущественно в духовно-идеальном аспекте. Так, например, Кант и Гегель, критикуя своих предшественников метафизиков, акцентировали своё внимание на новом уровне бытия – объективно-идеальном бытии, сущность которого раскрывается через различные формы деятельности субъекта.
Например, онтологическая структура бытия согласно диалектике Георга Гегеля:
-
Абсолютная идея сама по себе (мировой разум = Бог) – Логическая ступень развития Абсолютной Идеи. -
Природа как инобытие Абсолютной Идеи – Природная ступень развития Абсолютной Идеи. -
Человеческий Дух как воплощение абсолютной идеи – Человеческая ступень развития Абсолютной Идеи.
В ХХ веке происходит своеобразная интеграция в решении проблем бытия различных философских дисциплин. Классическая философия более или менее чётко разграничивала онтологическую, гносеологическую и аксиологическую проблематику. В современных условиях в связи с резким возрастанием значимости проблемы человеческого бытия, границы между онтологией, гносеологией и аксиологией становятся подвижными и для решения мировоззренческих проблем используется весь набор философских категорий.
Примечательна в этом отношении феноменология Э. Гуссерля, положившего начало новому подходу к проблемам бытия. Он не ставит под сомнение существование реального мира, однако предметом философии объявляет чистые принципы и структуры сознания. Философия трактуется им как наука о феноменах сознания. Сознание, по Гуссерлю, не является осознанием реального предмета, а выступает как бытие осознанности.
Одновременно феноменология выступает и против полного отделения объекта от субъекта. Одним из важнейших свойств психических феноменов объявляется направленность сознания на предмет, т.е. интенциональность, и относительность того и
другого. В ходе движения сознания к предметам создаются поля значений реальных (а также и воображаемых) предметов и возникает спектр различных значений предметов.
В итоге в сознании возникают феномены, имеющие сложную структуру:
-
языковые оболочки; -
психические переживания; -
предмет, мыслимый в сознании; -
смысл как содержание языковых выражений.
Последние два элемента выражают упомянутую выше интенциональность сознания. Само бытие предметов приобретает смысл лишь будучи включённым в сознание.
Очень часто этот смысл, по Гуссерлю, затемняется идеологическими, мифологическими и другими установками, противоречивыми мнениями и оценками. Задача феноменологии – найти подлинный смысл предмета, а для этого необходимо освободить сознание от эмпирического содержания. В результате такого очищения остаётся нетронутой только иненциональность, которая одновременно выражает и имманентный мир сознания, и трансцендентный мир предметности и позволяет «усмотреть сущность», т.е. значение предмета. Таким образом, только «чистое сознание» может осуществить смысловое смыкание с предметом.
На основе этого, чрезвычайно краткого изложения содержания феноменологии Гуссерля, можно сделать вывод, что подлинным бытием обладает в первую очередь «чистое сознание», которое абстрагируется и от феноменов сознания, и от предметного мира. Следует поставить в заслугу феноменологии стремление изучить структуру и внутреннюю активность сознания как реальности.
Под влиянием феноменологии на смену противопоставления бытия и небытия приходит проблема подлинного и неподлинного бытия, которая и становится предметом онтологии у ряда философских направлений. Наиболее подробно этот вопрос рассматривается в экзистенциализме. Его представители называют три основных категории:
-
мир; -
бытие-в-мире; -
бытие.
Человек занимает срединное положение. Вместе с тем человеческое бытие как бытие-в- мире представляет собой неразрывную связь мира и человека. Переживание субъектом своего бытия получило название экзистенции, которая не может быть, с точки зрения этого учения выражена в понятиях, но подобно интенциональности феноменологии всегда направлена на что-то другое. В религиозном экзистенциализме – на Бога, а у атеистов- экзистенциалистов – к ничто. Это говорит о признании как возможности выхода экзистенции за свои пределы, так и к осознанию ею своей конечности.
Находясь в мире неподлинного бытия, повседневности и обезличенности и понимая свою конечность, человек чувствует себя заброшенным, но, стремясь к подлинному существованию и, пройдя через состояние страха и тревоги, приобретает, наконец, экзистенцию, т.е. становится «самим собой». Именно благодаря выходу существования за свои пределы осуществляется свобода человека.
Экзистенциализм выразил в своих категориях многие стороны жизни индустриального общества: всеобщее отчуждение, индивидуализм. Поставил он и проблему бытия личности в условиях обезличенной и бездуховной цивилизации.
На основании сказанного об онтологических учениях ХХ века можно сделать вывод, что изложение вопросов онтологии нередко переплетается с гносеологией, учение о бытии продолжает занимать видное место во многих философских системах современности. Новым здесь является резкий поворот в сторону человеческого бытия, его места среди других бытийных форм, а также проникновение в онтологию ценностных мотивов, т.е. сближение онтологии с аксиологией.
Все эти новации вызываются в конечном счёте изменившимися условиями существования человека ХХ века, а также являются результатом прогресса науки и внутренних закономерностей философского развития.
Достижения науки ХХ-XXI вв. определяют направления дальнейшего развития философского учения о бытии.
-
Бытие как проблема.Проблематика бытия в контексте научной картины мира.
Проблема бытия, реальности чего-либо – это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим мышлением ни во всём объёме, ни во всех способах её проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.
Проблема реальности имеет огромное значение для науки.
Во-первых, это относится к разнообразным «необычным явлениям» (аномальным). Возьмём, например, экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и информации. В силу своей крайней необычности эти явления многим представляются загадочными, таинственными, даже сверхъестественными. Но ведь, как показывают многочисленные опыты и наблюдения, эти явления существуют. Следовательно, они естественны в своём реальном бытии. Поэтому можно сказать, что само представление о сверхъестественном характере этих явлений обуславливается не сущностью этих явлений, а ошибочным пониманием их сущности.
Вообще естественным мы считаем (или склонны считать) то, что существует и действует согласно известным современной науке законам, т.е. что вписывается в исторически сложившуюся на сегодняшний день научную картину
мира. Естественное в таком смысле не надо переоценивать, а «сверхъестественное» - соответственно недооценивать.
Во-вторых, известно, что и реальность и истина об этой реальности, и смысл даже самих развитых частных наук есть всегда частные виды и реальности и истины, и что всё это доступно и даже необходимо в пределах некоторой специальной области, но это способно утратить и саму предметную область и истинность, и осмысленность за её пределами.
Различные научные понятия в ходе исторического развития переходили из области чисто теоретической в вещественную, приобретали «материальный статус» и наоборот.
-
Способы и формы существования бытия.Системные связи между атрибутами бытия.
Рассмотрение системных связей между различными атрибутами бытия предоставляет пример системного подхода к анализу информации.
.
Проблема бытия, реальности чего-либо — это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.
Одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия
Поспособусуществования бытия разделяется на два мира, два способа существования или две реальности:
-
мир физических состояний, или материальный природный мир; -
мир психических состояния, мир сознания, внутренний мир человека.
Оба эти мира – мир сознания и мир природы – могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, материальный, природный мир (как мир), существует объективно, независимо от воли и сознания людей Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, отдельных индивидов.
Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить ещё несколько разновидностей форм бытия.
Основные