ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1301
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формыбытия:
существование, развитие) самого общества.
Ещё различают:
Имеются, помимо отмеченных, ещё и уровнибытия (как природного, так и социального, как материального, так и идеального). Это уровни:
Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия. Возможность есть потенциальное бытие. Действительность есть актуальное бытие.
Эти уровни бытия иногда трактуются как формы бытия: «потенциальная форма бытия» и
«актуальная форма бытия».
Вопросы о различных формах, способах и уровнях бытия для философии имеет большое значение. Фактически все различия в философских воззрениях касаются в первую очередь, различий в понимании разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая
из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны, вторичны, зависимы от основной формы бытия.
В философском учении о бытии философы сталкиваются с рядом кардинальных проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К этим проблемам относятся такие вопросы как:
«Бытие» как исходная интегральная характеристика мира слишком абстрактное понятие, оно становится содержательным, конкретно-всеобщим понятием только в контексте других категорий философии и значительная, если не большая часть философского знания, представляет собой ничто иное, как учение о бытии, или онтологию.
Сущность – это категория для обозначения внутренней, относительно устойчивой стороны предметов, которая определяет их развитие.
Простейшие формы бытия предмета превращаются в развитые формы бытия предмета. Простейшие формы содержаться в них как основание, внутреннее содержание, основа сущность, они превращаются в высшие формы бытия предмета. Всеобщее основание и закон его бытия есть сущность.
Движение от сущности к бытию е его наличным формам есть движение от исходных форм бытия предмета к другим наличным формам бытия предмета через развитие его сущности.
Основныеатрибутыприродногобытия:
Онтология как система категорий
Система онтологических категорий предоставляет возможность использования философских категорий и методов для построения аргументов в обосновании собственной мировоззренческой позиции
Понятие «бытие» раскрывается через свои онтологические категории.
Дваподходакпонятию
бытиеиничтовфилософии:
Сущность-явление
Сущность - есть внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, скрытая за поверхностью явлений и выражающаяся в них.
Явление – есть внешняя, более изменчивая сторона действительности, представляющая собой форму выражения сущности.
Характеристикисущностииявления:
Взаимосвязьсущностииявления:
Одной из центральных проблем онтологии является проблема выделения среди возможных видов мирового бытия некоего субстрата конкретных видов бытия, что в философии связано с обоснованием категории «субстанция». Проблема субстанции возникает тогда, когда человеческая мысль за всем многообразием вещей и событий мира стремится обнаружить неизменное и устойчивое единство, выявить такой глубинный вид бытия, который служит причиной появления всех других видов бытия, а сам не имеет иных причин существования, кроме самого себя.
Часть-целое
Часть – есть предмет (явление, процесс, отношение), входящий в состав другого предмета (явления, процесса, отношения) и выступающий в качестве элемента его содержания.
Целое – есть предмет (явление, процесс, отношение), включающий в себя в качестве составных частей другие, органически связанные между собой предметы (явления, процессы, отношения) и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.
Характеристикичастиицелого:
Качество-количество
Качество – это совокупность свойств, указывающих на то, что собой данная вещь представляет, чем она является. Качество – это тождественная с бытием определённость.
Количество – это совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на её величину (характеризующих её объём, длину, ширину, темп развития, степень проявления тех или иных свойств). Количество – это внешняя бытию, безразличная для него определённость.
-
материальное бытие – это существование материальных (обладающих протяжённостью, массой, объёмом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира. -
идеальное бытие – это существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективированного (внеисторического) духовного бытия. -
человеческое бытие – это существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытия в материальном мире. -
социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь,
существование, развитие) самого общества.
Ещё различают:
-
ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – это бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны. -
феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – это кажущееся бытие, т.е. бытие, каким его видит познающий субъект.
Имеются, помимо отмеченных, ещё и уровнибытия (как природного, так и социального, как материального, так и идеального). Это уровни:
-
существование в возможности; -
существование в действительности.
Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия. Возможность есть потенциальное бытие. Действительность есть актуальное бытие.
Эти уровни бытия иногда трактуются как формы бытия: «потенциальная форма бытия» и
«актуальная форма бытия».
Вопросы о различных формах, способах и уровнях бытия для философии имеет большое значение. Фактически все различия в философских воззрениях касаются в первую очередь, различий в понимании разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая
из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны, вторичны, зависимы от основной формы бытия.
В философском учении о бытии философы сталкиваются с рядом кардинальных проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К этим проблемам относятся такие вопросы как:
-
Обладает ли мир в своём существовании единством и что является основой этого единства? -
Является ли мир в своём существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? -
Упорядочен ли мир в своём развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом? -
Обладает ли мир и в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов?
«Бытие» как исходная интегральная характеристика мира слишком абстрактное понятие, оно становится содержательным, конкретно-всеобщим понятием только в контексте других категорий философии и значительная, если не большая часть философского знания, представляет собой ничто иное, как учение о бытии, или онтологию.
- 1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 52
Бытие и сущее (сущность как основа бытия)
Сущность – это категория для обозначения внутренней, относительно устойчивой стороны предметов, которая определяет их развитие.
Простейшие формы бытия предмета превращаются в развитые формы бытия предмета. Простейшие формы содержаться в них как основание, внутреннее содержание, основа сущность, они превращаются в высшие формы бытия предмета. Всеобщее основание и закон его бытия есть сущность.
Движение от сущности к бытию е его наличным формам есть движение от исходных форм бытия предмета к другим наличным формам бытия предмета через развитие его сущности.
Основныеатрибутыприродногобытия:
-
субстанция (субстанциональность); -
движение; -
развитие; -
детерминизм; -
закономерность; -
организованность; -
структурность; -
многомерность; -
связь; -
дифференцированность; -
жизнь; -
сознание.
Онтология как система категорий
Система онтологических категорий предоставляет возможность использования философских категорий и методов для построения аргументов в обосновании собственной мировоззренческой позиции
Понятие «бытие» раскрывается через свои онтологические категории.
-
Основные онтологические категории:
-
бытие – ничто; -
сущность – явление; -
единое – многое; -
целое – часть; -
качество – количество; -
содержание – форма; -
единичное – общее; -
возможность – действительность.
-
Дваподходакпонятию
бытиеиничтовфилософии:
-
В материалистической философии ничто не является философской категорией, так как он исходит из того, что материальный мир неуничтожим, а чистое несуществование и абсолютная пустота невозможны. -
Ничто – это категория в ряде онтологий идеалистической философии – это отсутствие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще. Различают два подхода:-
ничто –это ключевая категория онтологии (Платон, неоплатонизм, христианская, пантеистическая мистика, буддизм, Г.В.Ф.Гегель и др.); -
ничто (идея абсолютного небытия) – понимаемое как уничтожение всего (А. Бергсон, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр и др.).
-
Сущность-явление
Сущность - есть внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, скрытая за поверхностью явлений и выражающаяся в них.
Явление – есть внешняя, более изменчивая сторона действительности, представляющая собой форму выражения сущности.
Характеристикисущностииявления:
-
категория сущности вскрывает внутреннюю основу; -
категория сущности выражает общее, которое определяет природу и развитие явлений; -
сущность – это внутренняя основа явлений; -
сущность близка к содержанию; -
сущность – это главное содержание; -
сущность близка к закону.
Взаимосвязьсущностииявления:
-
Сущность и явление могут переходит друг в друга. -
Изменения сущности вызывает изменение явлений. -
Сущность приблизительно охватывает отдельные многообразные явления. -
Явления неполно входят в сущность. -
Сущность беднее явления, явление – богаче. -
Соотношение сущности и явления зависит от конкретных условий.
Одной из центральных проблем онтологии является проблема выделения среди возможных видов мирового бытия некоего субстрата конкретных видов бытия, что в философии связано с обоснованием категории «субстанция». Проблема субстанции возникает тогда, когда человеческая мысль за всем многообразием вещей и событий мира стремится обнаружить неизменное и устойчивое единство, выявить такой глубинный вид бытия, который служит причиной появления всех других видов бытия, а сам не имеет иных причин существования, кроме самого себя.
Часть-целое
Часть – есть предмет (явление, процесс, отношение), входящий в состав другого предмета (явления, процесса, отношения) и выступающий в качестве элемента его содержания.
Целое – есть предмет (явление, процесс, отношение), включающий в себя в качестве составных частей другие, органически связанные между собой предметы (явления, процессы, отношения) и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.
Характеристикичастиицелого:
-
Закономерности взаимосвязи отдельных частей с целым, в которое они входят, отражаются в категориях «целое» и «часть». -
Закономерности взаимосвязи частей между собой в рамках целого отражаются в категориях «элемент» и «структура». -
Определённая взаимосвязь тех или иных предметов (явлений, процессов, отношений), образуя целое и становясь его структурой, превращает их одновременно и в части целого, и в элементы соответствующей структуры. -
Понятие «часть» - шире понятия «элемент». Частями целого являются не только элементы, но и сами взаимосвязи между элементами, т.е. структура.
Качество-количество
Качество – это совокупность свойств, указывающих на то, что собой данная вещь представляет, чем она является. Качество – это тождественная с бытием определённость.
Количество – это совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на её величину (характеризующих её объём, длину, ширину, темп развития, степень проявления тех или иных свойств). Количество – это внешняя бытию, безразличная для него определённость.