ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1297
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характеристикакачестваиколичества:
-
Категории«качество» и «количество, раздваивая вещь на взаимоисключающие и взаимосвязанные стороны, охватывают все присущие её свойства, всё её содержание. -
Качества объективны, как объективны сами предметы, явления, процессы. -
Качество выражает специфику предмета, явления, процесса в целом. -
Качество – это относительно устойчивая совокупность свойств, определяющая специфику предмета, явления, процесса. -
Качество – это существенное свойство. -
Категория «мера» есть отражение взаимосвязи качества и количества.
Свойство – есть проявление, обнаружение той или иной внутренней качественной стороны явления по отношению к другому явлению, предмету, вещи, процессу и т.д.
Соотношениекачестваисвойства:
-
качество и свойство соотносятся как понятия однопорядковые и различающиеся. -
Относительным является различие между качеством и свойством. -
Качество – это целостная характеристика. Свойства – это частичная характеристика, которая в свою очередь делится на:
-
качественные характеристики и существенные стороны; -
количественные характеристики и несущественные стороны.
Содержание-форма
Содержание – это вся совокупность сторон, свойств, признаков предмет, явления, процесса.
Форма – есть способ существования, способ развития, выражения содержания. Это также есть внутренняя организация содержания.
Характеристикисодержанияиформы:
-
Содержание характеризуется определяющей релью в отношении формы. -
Форме присущи отставание в развитии от содержания. -
Одна и та же форма может быть использована различным и даже противоположным содержанием. -
Между содержанием и формой в процессе развития возникает несоответствие. -
Форма – это активная движущая сила развития содержания.
Единичное-общее
Единичное – есть неповторимые стороны, свойства, признаки предмета, явления, процесса.
Общее – есть повторяющиеся стороны, свойства, признаки предмет, явления, процесса. Характеристики единичного и общего:
-
Категория общего тесно связана с категорией закона. -
Общее тесно связано с необходимостью. -
Общее связано с категорией сущности. -
С категориями случайности и явления тесно связана категория единичного.
Возможность-действительность
Действительность – это то, что существует реально, что уже наступило, проявилось.
Возможность – это то, чего ещё нет, но что может наступить, проявиться. Характеристики возможности и случайности:
-
Возможность, реализуясь, превращается в действительность, отсюда:
-
Действительность – это осуществившаяся возможность; -
Возможность – это потенциальная действительность.
Возможность существует реально, но лишь как свойство, способность вещи при соответствующих условиях превращаться из одной вещи, или качественного состояния, в другое.
Видывозможностей:
-
реальная возможность – обусловлена необходимыми связями и отношениями действительности. Связана с необходимостью. -
абстрактная возможность – обуславливается необходимыми связями, но не может осуществляться в силу отсутствия необходимых условий. -
обратная возможность – возможность, с превращением которой в действительность, первоначальная действительность становится возможностью. -
сосуществующая возможность – возможность, реализация которой не приводит к исчезновению другой возможности. -
возможность явления – возможность, реализация которой не изменяет сущности. -
формальная возможность – обусловлена случайными связями и отношениями действительности. Связана со случайностью. -
конкретная возможность – реализуется в силу наличия необходимых условий. -
необратимая возможность – возможность, с превращением которой в действительность, первоначальная действительность становится возможностью. -
исключающая возможность – возможность, с превращением которой в действительность, другая возможность становится невозможностью. -
возможность сущности – возможность, реализация которой сопровождается изменением сущности.
Бытие в философии есть систематический свод идей о сущем, распадающимся на модусы:
Бытие в себе. Объективная реальность как таковая, взятая в ракурсе чистой потенциальности – некоей плотной пассивности, отъединённой от субъекта. Этот модус характеризует скрытые, не явленные субъекту состояния и действительные существования, которые при соответствующих условиях могут быть задействованы – включены в контекст предметно-практической и когнитивной деятельности.
Бытие для себя. Совокупный объект, самодостаточный универсум, охватывающий всё сущее, которое, подчиняясь естественным связям, развивается по натуральным имманетным законам. Как предельная абстракция категория совокупного объекта
(объекта в целом) выступает общим понятием природы (единство микро-, марко-, мегамира), конституирующим принципиальную канву теоретизирования (понимание, объяснение, моделирование) реальных вещей, процессов.
Вместе взятые понятия объекта как бытия в себе и бытия для себя вводят образ самодостаточной, законообразной (каузальной), универсальной внешней предметности, оказывающейся материей субъективной деятельности.
Онтология – это располагающаяся за пределами субъективных возможностей реальность в себе (потенциальная онтология), и данная в этих пределах реальность для нас. Говоря об этой последней реальности, мы переходим в область актуальной онтологии – бытия для другого.
Бытие для другого. Введение этого понятия связано с отказом от экстраполяции представлений внешней среды на мир в целом, не являющийся элементом какой бы то ни было частичной деятельности. Онтология здесь поэтому толкуется под углом зрения осуществимых предметных возможностей, - расценивается как нетождественная объективной реальности некая её часть, выступающая компонентом конкретно- исторического субъективного опыта и совпадающая с объектом. Важным признаком объекта в указанном смысле оказывается «взаимодействие»: существующая независимость от субъекта вещь становится объектом, будучи вовлечена в реальное с ним
взаимодействие.
Конструктивность подобного понимания хорошо согласуется с физическими и физиологическими знаниями.
Доктрина философского материализма исходит из вполне объективного, не зависимого от людей существования бытия как совокупного универсума вещей, форм, процессов, удовлетворяющих собственной предметной логике развития и осваиваемых в человеческой деятельности. Главное в материализме – это разведение бытия предметно- вещественного и духовно-мыслительного, выстраивание некой иерархии существования.
В фундаменте материализма, следовательно, - полагание вещности самой по себе в качестве собственного её определения. Ассоциированное понятие подобной вещности безотносительно к её предметным изображениям, интерпретациям, объективациям и есть
«бытие» в философской традиции материализма.
Лекция 10.
Основы гносеологии, философии науки и техники
-
Введение. -
Развитие взглядов на познание -
Познавательные способности человека: чувственное и рациональное познание. -
Структура познания -
Проблема истины. -
Понятие науки и ее основные характеристики -
Структура научного познания
Вопросы познания рассматриваются одним из разделов философии – гносеологией (греч. gnosis – знание, logos – слово, учение). В современной литературе применяется также термин эпистемология (греч. episteme – знание). Последним чаще обозначают теорию научного познания.
Теория познания имеет давнюю традицию: в течение столетий различными школами и направлениями философской мысли высказывались зачастую противоположные точки зрения на сущность, содержание, структуру мыслительного процесса.
В настоящее время познание изучается не только философией. Интенсивно развиваются различные специальные науки, исследующие познание: когнитивная психология (психология, изучающая познавательные процессы), логика и методология научного познания, история науки, науковедение, социология знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру — предмет именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.
Основные гносеологические категории
Знание гносеологических категорий позволяет использовать их для построения аргументов в обосновании собственной мировоззренческой позиции