Файл: Методическое пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

§1. СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ1

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКУ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ПЛАТФОРМА И ЗАДАЧИ КМД

§2. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КМД

§3. МОДЕЛЬ РАБОТЫ КМД

Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 7. МЕДИАЦИЯ

РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение №1

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)22

Приложение №2

Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина)23

Приложение №3

«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ

(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)»

Приложение №4

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Я И МОЕ ГОСУДАРСТВО»

Приложение №5

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МЕЖДУ Я И HOMO SAPIENS»

(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ)

Приложение №6

Анкета

(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве)24

, региону или государству (студенческие землячества), если таковые имеются в образовательной организации высшего образования, их ассоциаций, в том числе неформальных сообществ студентов, представителей органов студенческого самоуправления, представителей отдельных общественных деятелей.

1.3. КМД является клубной формой самореализации студентов в направлении укрепления межнационального мира и согласия в <наименование образовательной организаций высшего образования>, партнером ООД «Всероссийский межнациональный союз молодежи» (ООД «ВМСМ»).

1.4. КМД руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами образовательной организации высшего образования и настоящим Положением.

1.5. КМД осуществляет свою деятельность посредством:

  • регулярного проведения собраний по направлениям деятельности КМД;

  • реализации проектов и проведения мероприятий, направленных на достижение своих целей;

1.6. КМД приступает к работе после утверждения данного Положения ректором вуза

2. Задачи, функции и права КМД

2.1 Основными задачами КМД являются:

- сплочение многонационального студенчества на основе общности позитивных ценностей и интересов, привлечение студенчества к решению актуальных вопросов общественного взаимодействия, вовлечения в социально полезную деятельность;

2.2. КМД в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах предоставленных полномочий выполняет следующие функции:

- реализует комплекс проектов и мероприятий по следующим направлениям деятельности: культурно-просветительское, спортивное, научно-методическое, духовно-нравственное, патриотическое, информационно-аналитическое;


- вносит свои предложения в работу образовательной организации высшего образования и ООД «ВМСМ».

2.3. КМД в соответствии с поставленными задачами имеет право:

- приоритетного участия в проектах ООД «ВМСМ»;

- принимать участие в заседаниях Комиссии по гармонизации межнациональных отношений и патриотическому воспитанию Совета Минобрнауки России по делам молодежи (участие представителя КМД);

- взаимодействовать с администрацией образовательной организации высшего образования для осуществления деятельности КМД, направленной на достижение целей и задач, определенных настоящим Положением.

3. Порядок работы и структура КМД

3.1. КМД формируется из лидеров студенческих объединений, сформированных по принципу принадлежности к определенному этносу, региону или государству (студенческие землячества) если таковые имеются в образовательной организации высшего образования, в том числе сообществ неформального характера, а также активных студентов-лидеров, делегированных инициативными группами студентов.

Руководитель КМД избирается из числа членов КМД сроком на 2 года. Из числа членов КМД избираются заместители руководителя КДМ, а также ответственные по направлениям деятельности, указанным в п.2.2. сроком на 2 года.

3.2. Состав, количество членов, а также порядок функционирования КМД определяются на общем собрании.

3.2. Руководитель КМД:

- координирует деятельность КМД и несет ответственность за деятельность КМД;

- отчитывается о проделанной работе перед студентами образовательной организации.

3.5. Заседания КМД созываются не реже одного раза в неделю.

3.6. Срок полномочий членов КМД - 2 года.

3.7. Досрочный выход из состава КМД может быть осуществлен по инициативе члена КМД путем подачи личного заявления руководителю КМД.

3.8. Члены КМД вправе свободно высказывать свое мнение по любым вопросам деятельности КМД.

4. Информация о деятельности КМД

4.1 Информация о деятельности КМД размещается на официальном сайте образовательной организации высшего образования, в рамках которой он функционирует и на сайте ООД «ВМСМ» по ссылке: www.vmsm.info.

5. Прекращение деятельности КМД.

5.1 Прекращение деятельности КМД осуществляется путем ликвидации по решению общего собрания КМД.




§3. МОДЕЛЬ РАБОТЫ КМД



Медиация

Интеграция через общественную деятельность

Формирование компонентов гражданской идентичности

Работа по адаптации



подготовка медиаторов;

система мониторинга;

горячая линия

интеграция учащихся в общественную деятельность

проекты, направленные на формирование географического, культурного и исторического компонентов гражданской идентичности

ознакомительные экскурсии;

встречи с лидерами общин и диаспор;

анкетирование, анализ протестных настроений;

лекции по адаптации


Рисунок 1. Модель работы КМД

Модель работы КМД может представлять собой четыре этапа, содержание которых раскрыто в следующих главах.

Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ


На первом этапе иногородних и иностранных студентов, приехавших из других регионов Российской Федерации и иностранных государств, важно адаптировать к социокультурной среде обитания, а также адаптировать местную молодежь к приезжим.

Эта работа включает в себя ряд мероприятий:




ознакомительные экскурсии по университету, экскурсии по достопримечательностям и музеям города;



встречи с лидерами национальных общин и диаспор с целью проведения бесед на тему межнациональных отношений;



проведение анкетирования с целью составления психологического портрета студентов и анализа протестных настроений

Анкеты:

1. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко) – Приложение №1.

2. Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина) – Приложение №2.



проведение трех вводных тренингов:

Тренинг 1. «Гражданин и патриот» (патриотизм, этноцентризм, национализм).

Тренинг 2. «Я и государство (активная гражданская позиция)».

Тренинг 3. «Между я и homo sapiens» (социальная и гражданская идентичность).

Методические разработки для проведения тренингов – Приложение №4-5 к настоящему методическому пособию.2

.

  • игра «Познавая этнос»3

Аудитория делится на команды, по 8-10 человек в каждой. Путем жеребьевки каждая команда получает наименование этноса и представляет признаки данного этноса (карточки с наименованиями этносов для жеребьевки готовятся заранее).

Команды получают задание найти информацию и сделать презентацию об этносе. Материалы для презентации: ватман, фломастеры, карандаши, ножницы).

Содержательные элементы, которые должны быть отражены в презентации:

  • краткая история;

  • 3 героя;

  • 3 традиции;

  • писатель и произведение;

  • художник или музыкант;

  • стихотворение;

  • 3 важных исторических события;

  • 2 пословицы.

На национальном языке: приветствие, слова «спасибо», «друг», «мир».

Время на подготовку – 60 мин. Время на презентацию – 10 мин на команду.



Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ


На втором, просветительском, этапе целесообразно провести анкетирование с целью анализа протестных настроений и напряженности на национальной почве (анкета – Приложение №7) и переходить к реализации проектов и мероприятий в формате внеучебной воспитательной работы, которые формируют компоненты общероссийской гражданской идентичности посредством просвещения молодежи в вопросах истории, географии и культуры.
§ 1. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ КУЛЬТУРНЫЙ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

1. Весенний фестиваль национальных культур «Народы России и стран СНГ», посвященный Дню Победы4


Цель Фестиваля - популяризация подвига победы Советского Союза в Великой Отечественной войне среди молодежи как величайшего символа дружбы народов, содействие сохранению и развитию традиционной народной культуры в студенческой среде, развитие доверительности и межнационального взаимопонимания между молодежью разной национальности, привитие осознания необходимости сплоченности народов, населяющих нашу страну, их мирного и братского сосуществования, потому что эта необходимость осознается именно в моменты наибольших социальных и политических потрясений и бедствий – таких, как Великая отечественная война.

Фестиваль включает в себя:

  • круглый стол на тему: «Вклад народов России и стран бывшего СССР в победу в ВОВ 1941 – 1945 гг.» (доклады готовят студенты – представители соответствующих этносов);

  • национальная выставка – национальная атрибутика, костюмы, музыкальные инструменты и другие элементы национальных культур; информационные стенды об участниках ВОВ – представителях определенных национальностей; выставка молодых художников, выставка молодых героев нашего времени (количество культур, представленных на выставке - не менее 20: славянских народов, культуры народов Кавказа, народов Поволжья, народов Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии);

  • экскурсионная программа (музеи, места воинской славы);

  • концертная программа - приветственные слова почетных гостей (в том числе ветеранов ВОВ), 1 часть концерта – патриотическая часть (песни военных лет, танцевальные номера и театральные постановки, художественное чтение); 2 часть – национальная часть (выступления национальных художественных коллективов исполнителей песен и танцев).