Файл: Стратегия предприятия понятие, эволюция концепций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепций

5 Организация разработки стратегии на предприятии

2 Определение миссии и целей предприятия

4 Оценка внешней среды предприятия

5 Анализ стратегического потенциала предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия

6 Стратегия бизнеса

План

1 Общая схема разработки стратегии бизнеса

2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса

1 Общая схема разработки стратегии бизнеса

2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса

Таблица 5 - Матрица диверсификаций

Таблица 7 - Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса

Рис. 15 Модель «7С»

4 Экспертные методы в стратегическом выборе

1 Разработка стратегических альтернатив

2 Выбор стратегии

3 Оценка альтернативных стратегий

4 Экспертные методы в стратегическом выборе

Основные разделы комплексного стратегического плана:


Рыночная стратегия признается необходимой большинством руководителей, однако разрабатывают ее пока немногие предприятия в силу недостаточных знаний у управляющих, отсутствия квалифицированных специалистов — маркетологов, отсутствия опыта разработки такой стратегии и т.п. В рамках сбытовой стратегии предприятия проводят политику ориентации и переключения на потребительский спрос, тщательное изучение будущих контрагентов, их надежности и перспектив, контактов с новыми коммерческими структурами на рынке и т.д. Насущными элементами рыночной стратегии являются способы продвижения товара: эффективная реклама, умелая пропаганда, стимулирование сбыта, персональные продажи. Рекомендуется использование коммерческих кредитов. Одним из вариантов рыночной стратегии может быть сбыт товаров других фирм.

Конкурентный аспект стратегии предполагает в основном на современных предприятиях повышение качества товаров, то есть неценовую конкуренцию.

Финансовая стратегия, с одной стороны, наследует привычки прошлого — предприятие оказывает давление на правительство, пытаясь получить уступки, льготы (например, добиваясь льготной ставки процента) при формировании финансовых ресурсов. С другой стороны, предпринимаются собственные усилия по упрочению финансового положения. Руководители предприятий ощутили, что жесткие финансовые ограничения становятся определяющими при принятии основных финансовых решений.

Производственная стратегия нацелена в первую очередь на поддержание технического уровня производства. Как отмечают специалисты, здесь сказываются и своеобразная «инженерная этика» (у большинства руководителей техническое образование), и понимание того, что снижение качества продукции в нынешних условиях явно недопустимо, и постоянное давление многих инспектирующих ведомств — водоснабжения, охраны природы, котлонадзора и т.п. важным элементом производственной стратегии является снижение производственных издержек.

Кадровая стратегия, в свою очередь, предполагает сохранение ядра трудового коллектива. Такой подход обусловлен двумя целями:

  • сохранить прослойку квалифицированных работников и специалистов;

  • подготовить массовые увольнения и вызванные ими социальные волнения, могущие повлиять на устойчивость положения предприятия.


В целом в рамках стратегии выживания характерен переход от упрощенных представлений и пассивных ожиданий управляющих к пониманию сложного и многообразного характера деловой среды предприятия и способов хозяйственного поведения.
4 Основные методы стратегического анализа на предприятии

Стратегический анализ — это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации.

К инструментам стратегического анализа относятся:

  • формальные модели и количественные методы. Период особого увлечения ими и появления наиболее популярных моделей приходится на 70-е годы нашего столетия;

  • самостоятельный творческий анализ, основанный на специфике данной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков.

Формальные методы и модели в определенной степени утратили свою популярность в 80-е годы. В настоящее время это выразилось в том, что их применяют с большей осторожностью, с учетом конкретных обстоятельств.

Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:

  • сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними;

  • анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.

Когда стратегические альтернативы определены, фирма приступает к завершающему этапу разработки стратегии — выбору определенного варианта стратегии и подготовке стратегического плана.

Анализ разрыва — простой, но эффективный метод стратегического анализа. Его цель — определить существует ли разрыв между целями фирмы и ее возможностями и, если существует, то установить как «заполнить» его.




стратегический план






разрыв







возможности фирмы
сегодня через 3 года через 5 лет
рис. 12 Схема анализа разрыва
Применение анализа разрыва заключается в следующем:

  • определение основного интереса фирмы, выраженного в терминах стратегического планирования (например, в увеличении числа продаж).

  • выяснение реальных возможностей фирмы с точки зрения текущего состояния среды и предполагаемого будущего состояния (через 3,5 лет).

Определение конкретных показателей стратегического плана, соответствующих основному интересу фирмы:

  • установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями, диктуемыми реальным положением фирмы;

  • разработка специальных программ и способов действий, необходимых для заполнения разрыва.

Другой способ применения анализа разрыва — это определение разницы между наиболее высокими ожиданиями и самыми скромными прогнозами. Заполнение этой разницы можно произвести несколькими способами, например:

  • за счет роста производительности и достижения желаемых показателей;

  • за счет отказа от нереальных планов;

  • путем упования на улучшение ситуации в соответствии с лозунгом планирования «Минимум усилий и больше доверия естественному ходу вещей».

Методы стратегического анализа – анализ динамики издержек и кривая опыта, анализ динамики рынка и модель жизненного цикла, модель «продукт - рынок» - обычно применяются для определения стратегических альтернатив, возможных вариантов стратегического плана и были рассмотрены в теме 5.

Портфельный анализ – это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает хозяйственную деятельность стратегических бизнес центров с целью вложение средств в наиболее прибыльные и перспективные направления и сокращения (прекращения) инвестиций в неэффективные проекты. При этом оцениваются относительная привлекательность рынка и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков. Предполагается, что портфель компании должен быть сбалансирован, т.е. должно быть обеспечено правильное сочетание СБЦ или продуктов, испытывающих потребность в капитале для обеспечения роста, с СБЦ, располагающими некоторым избытком капитала.


Назначение методов портфельного анализа заключается в том, чтобы создать ясную картину формирования затрат и прибыли в диверсифицированной компании, обеспечить менеджеров инструментом анализа и планирования портфельных стратегий для определения разумной диверсификации деятельности многоотраслевого предприятия. Одним из наиболее важных направлений использования является принятие решений о реструктуризации предприятия с целью использования возможностей как внутри предприятия, так и вне его.

Портфельный анализ рекомендует, чтобы для целей разработки стратегии каждый продукт, хозяйственное подразделение рассматривались независимо, что позволяет сравнивать их между собой и с конкурентами. Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных матриц, у которых по одной оси фиксируются значения внутренних факторов, а по другой внешних.

Обычно процесс портфельного анализа идет по схеме:

  1. Все виды деятельности (ассортимент продукции) разбиваются на стратегические единицы бизнеса. Каждая СБЦ должна иметь своих потребителей и конкурентов, обслуживать рынок, а не работать на другие подразделения предприятия, руководство бизнес - единицы должно контролировать факторы, которые определяют успех на рынке.

  2. Определяется конкурентоспособность бизнес - центра и перспективы развития соответствующих рынков. При этом различные фирмы предлагают различные критерии оценки.

  3. Разрабатывается стратегия каждой бизнес - единицы. Бизнес - центры со схожими стратегиями объединяются в однородные группы.

Руководство оценивает деловые стратегии с точки зрения их соответствия корпоративной стратегии, соизмеряя прибыль и ресурсы, необходимые каждому бизнес - центру. Это самый сложный этап, где велико влияние субъективного фактора.

Портфельные методы анализа стратегии будут рассмотрены в теме 10.

10 Матричные методы формирования корпоративной стратегии
План

1 Применение матрицы БКГ для портфельного анализа

2 Сущность и оценка многопрофильной портфельной модели «Мак-Кинси»-«Дженерал Электрик»

3 Сущность и особенности использования комплексного делового анализа ПИМС

4 Сущность и значение модели Мак-Кинси «7С»

5 Стратегическое планирование по матрице ADL/LC

6 Матрица Ансоффа: сущность, преимущества, недостатки применения
1 Применение матрицы БКГ для портфельного анализа

Портфельные модели определяют настоящее и будущее положе
ние бизнеса с точки зрения привлекательности рынка и способности бизнеса конкурировать внутри его.

Первоначальной, классической портфельной моделью является матрица БКГ (бостонской консультационной группы) (рис. 13).

Возможности расширения отраслевого рынка

(абсолютная доля рынка, %)










100

высокие


низкие

0




«звезда»

«дикие кошки»




«дойная корова»

«собаки»





100

высокий


0

низкий

Уровень конкурентоспособности

(относительная доля рынка, %)

Рис. 13 Портфельная модель БКГ

Матрица указывает на четыре основные позиции бизнеса:

  • высоконкурентный бизнес на быстрорастущих рынках — идеальное положение «звезда»;

  • высококонкурентный бизнес на зрелых, насыщенных, подверженных застою рынках (приносящие устойчивые прибыли «дойные коровы» или «денежные мешки») — хороший источник наличности для фирмы;

  • не имеющие хороших конкурентных позиций, но действующие на перспективных рынках «знаки вопроса», чье будущее неопределенно;

  • сочетание слабых конкурентных позиций с рынками, находящимися в состоянии застоя — «собаки», — отверженные мира бизнеса.

Способы использования портфельной модели БКГ:

  • для определения взаимосвязанных заключений о позиции деловой единицы (бизнеса), входящей в состав организации, и ее стратегических перспективах;

  • для проведения переговоров между высшими менеджерами и менеджерами на уровне деловой единицы и принятия решений о величине инвестиций (вложений капитала) в ту или иную деловую единицу (например, действующие в быстрорастущих отраслях «знаки вопроса» для расширения бизнеса и укрепления своих позиций, как правило, остро нуждаются в постоянном притоке средств, а у «денежных мешков», ограниченных в возможностях роста, часто возникает излишек наличности). Т.е. при помощи матрицы БКГ фирма формирует состав своего портфеля (то есть определяет сочетания вложений капитала в различные отрасли, различные деловые единицы).