ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 741
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Введение в дисциплину «Экология»
Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели
Тема: Взаимодействие общества и природной среды
Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы
Тема. Эволюция типов природопользования
Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Тема:Экономическая ценность природы
Полная экономическая ценность окружающей природной среды
Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования
Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Тема: Экологическая диагностика региона
Тема:Региональная экологическая политика
Тема: Экологическая доктрина РФ
Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая
Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: Экологический каркас территории
Тема: Населённый пункт как экосистема
Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий
Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения
Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира
Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде
Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте
Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
Курс ЛЕКЦИИ по ЭКОЛОГИИ
Оглавление
Тема: Введение в дисциплину «Экология» 3
Тема: Аксиоматика экологии 7
+ 8
Закон обратимости биосферы (П.Дансеро, 1957) 8
Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели 17
Тема: Взаимодействие общества и природной среды 19
I = P*A*T, 19
Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы 22
Тема. Эволюция типов природопользования 26
Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем 29
Тема:Экономическая ценность природы 31
Полная экономическая ценность окружающей природной среды 33
Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования 34
Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ 39
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики 42
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования 43
Тема: Хозяйственный механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования (административно-контрольные инструменты) 52
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования 61
2. Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации различных уровней в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды 61
ФЗ «Об ООС», гл. 2, ст.5 61
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды 62
ФЗ «Об ООС», гл. 2, ст.6 62
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (ФЗ «Об ООС», гл. 2, ст.7) 63
ФЗ «Об ООС», гл. 2, ст.7 63
Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду 63
Государственная служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира 70
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 75
Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 80
Тема: Экологическая диагностика региона 88
Тема:Региональная экологическая политика 90
Тема: Экологическая доктрина РФ 97
Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая 99
Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 102
Тема: Экологический каркас территории 105
Тема: Населённый пункт как экосистема 111
Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ 117
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий 124
Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения 126
Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира 134
1. Рейтинг самых экологических чистых стран мира на 2009 134
Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде 139
Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте 142
Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ 149
Словарь 154
Тема: Введение в дисциплину «Экология»
1. Задачи, предмет и структура курса
Курс «Экология» – один из новых, рекомендуемых ко включению в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в блоке естественнонаучных и математических дисциплин для студентов управленческих специальностей (ГМУ, Менеджмент организаций).
Цель преподавания курса состоит в:
-
формировании у студентов основ экологической культуры; -
формировании у студентов целостного представления об эколого-экономической системе; -
получении студентами знаний об основных эколого-экономических принципах экологического управления.
Курс включает основные задачи и принципы для формирования и реализации экологической политики, анализ затрат и результатов в экологической сфере, основы административного и экономического регулирования в экологической сфере,.
Задачи изучения курса
В результате изучения курса студент должен:
-
иметь представление об экономических аспектах взаимодействия общества и природы; -
иметь представление о реализации принципов экологического управления в экологической политике; -
иметь представление о механизмах государственного регулирования в экологической сфере; -
владеть теоретическими основами экологического управления на различных уровнях (теория экологического менеджмента).
2. Глобальный масштаб современного понятия «экология» и проблемы определения его содержания. Современная экология как цикл знаний о взаимоотношениях общества и природы.
В наше время об экологии знают все. И при этом почти каждый человек понимает это слово по своему. В подавляющем большинстве случаев под экологией подразумевают негативные последствия, которые вносит человек в окружающую среду. Под экологическими вопросами понимаются прежде всего вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря все более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако за рубежом, например, часто разделяют понятия
ecological (англ., относящееся к науке экологии) и environmental (англ., относящееся к окружающей среде).
Современное значение слова экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. Границы экологии в ее современной (интегральной) трактовке чрезвычайно широки и разнообразны. Немногим более чем за столетие экология прошла путь от науки сугубо биологического цикла к интегральной дисциплине, формирующейся на стыке естествознания, техникознания и человекознания. Если в XIX в. экология преимущественно рассматривалась как наука биологическая, то во второй половине XX в. все больше внимания привлекала ее социальная составляющая.
Объект традиционной экологии также существенно изменился, ибо преимущественно ей приходится иметь дело с экосистемами, радикально преобразованными в процессе производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности социума. В мировой науке к настоящему моменту проделана фундаментальная работа по обоснованию комплексного подхода к анализу феномена «человек—социум—биосфера».
Ниже приведены некоторые определения слова экология.
Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов, а также их естественных и искусственных групп со средой их обитания и между собой.
Экология как наука направлена на понимание функционирования экосистем, взаимоотношений видов живых существ с их окружающей средой, условий развития и равновесия таких систем.
Ее объект — естественные экосистемы, а также экосистемы, преобразованные в процессе производственно-хозяйственной деятельности, изучаемые биологическими методами.
Отношения между человеком и природой также могут быть предметом изучения экологии. Относительно человека экология акцентирует внимание на естественных закономерностях отношения «человек—биосфера».
Впервые термин «экология» («okologik» — нем. яз.) использовал немецкий ученый-биолог Эрнст Геккель (1869). Несколько позднее возник его английский эквивалент («ecology»).
Экология (греч. oikos — дом, жилище, место обитания и logos — учение) - это наука «об экономике природы, домашнем быте животных и организмов» (по Э. Геккелю)
Таким образом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе.
Экономика (от греч. οικονομικη) буквально — искусство ведения домашнего хозяйства.
Тем самым уже исторически понятия «экономика» и «экология», если не являются синонимами, то уже явно взаимосвязаны.
Термин «экономика» используется для выявления закономерностей «экономного» функционирования общества; «экология» — для поиска «экономного» развития отношения «организм — среда».
Человек
Природа (биосфера) <=> Общество (социум)
Человек – часть природы => не должен изменять себя и природу.
Для нас природа – кладовка. Но природа – это еще и дом => вопрос: так ли мы осуществляем наше взаимодействие?
Человек в центре => социальный аспект.
Ответственность за существование мира => эколого-экономическая модель.
Общество постоянно обогащается за счет знаний => эволюционный путь развития.
Революционный путь развития – НТР (качественное изменение в производительных силах).
НТР середины 20 века изменили процессы взаимодействия природы и общества, характер производственных отношений, культуру производства.
XX в. с колоссальным развитием производительных сил стал критической точкой отсчета, за которой от характера взаимодействия природы и общества стала зависеть судьба человечества. В 60—70-х гг. прошлого века внешние негативные проявления природного фактора в экономике стали достаточно очевидны. Угроза глобальной экологической опасности, деградация и разрушение природной среды, обеднение генетического фонда планеты и природно-ресурсного потенциала в целом и сегодня отнюдь не ослабевают и продолжают быть актуальным.
Проблемы взаимоотношений общества и природы приобрели столь острый характер, что уже невозможно удовлетвориться эмпирическим разрешением экологических трудностей на основе принципа «проб и ошибок» и концептуальных представлений, вырабатываемых в системе традиционных естествознания, техникознания и человекознания. В 1970-е годы бурно начался переход к экологизации научных знаний и социально-экономического развития. Теория и практика показали, что экологическая составляющая является неотъемлемой частью человеческого развития.
«Экологическое тридцатилетие» – временной отрезок 1972 - 2002
Именно в этот период мировое сообщество не только осознало остроту «экологического вызова», но и сформулировало общечеловеческую стратегию, обеспечивающую «вписываемость» современных цивилизационных форм в естественные экосистемы.
В 70-х годах выявлялась специфика взаимоотношений человека и среды его обитания в условиях НТР.
В 80-х годах вырабатывались механизмы смягчения остроты социально-экологических противоречий на локальном и региональном уровнях. Стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы, принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Появились исследования по экологической безопасности как части национальной и глобальной безопасности.
В 90-х годах научное сообщество сформулировало доктрину «устойчивого развития», предполагающую адекватное «вхождение» цивилизации в XXI век. За этот период отчетливо сложилась совокупность представлений об особенностях взаимоотношений человека и биосферы.
По существу, в течение «экологического тридцатилетия» заложены основы социально-экологических исследований, охватывающих большинство (если не все) аспектов взаимоотношений человека, социума и биосферы.
3. Система социально-экологических и эколого-экономических наук
Современная экология – это во многом цикл знаний о взаимоотношениях общества и природы.
Ситуации, возникающие при взаимодействиях природы и общества, предопределили необходимость становления научно-практического направления, за которым закрепилось понятие «природопользование».
Потребность в создании такого направления также возникла в середине прошлого столетия.
Причины появления - проблемы управления природой и производительными силами общества в связи с обострившимися противоречиями между человеком и биосферой.
Сейчас понятие «природопользование» в современной науке применяется как в широком, так и в узком смысле.
Природопользование –
-
в широком смысле – это основная форма взаимодействия общества и природы, отражающая многообразие связей хозяйственной деятельности человека с окружающей его природной средой -
в узком смысле – это деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, относящихся к природоэксплуатирующим и природовоспроизводящим отраслям. -
это наука о рациональном и сбалансированном использовании природных ресурсов, т.е. о вовлечении территориальных комплексов природной среды и их ресурсов в процесс общественного производства, культуры, отдыха, а также их использование, охрана, восстановление и преобразование.