ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 729
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Введение в дисциплину «Экология»
Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели
Тема: Взаимодействие общества и природной среды
Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы
Тема. Эволюция типов природопользования
Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Тема:Экономическая ценность природы
Полная экономическая ценность окружающей природной среды
Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования
Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Тема: Экологическая диагностика региона
Тема:Региональная экологическая политика
Тема: Экологическая доктрина РФ
Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая
Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: Экологический каркас территории
Тема: Населённый пункт как экосистема
Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий
Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения
Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира
Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде
Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте
Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
Наибольший практический интерес представляет определение совокупного (суммарного) ущерба региону вследствие загрязнения и истощения окружающей среды, который складывается из
-
экономического (материального) (недовыработка промышленной продукции, снижение урожайности и продуктивности сельскохозяйственного производства и т.п.) -
социального восполнимого ущерба (рост затрат на лечение, социальное страхование, недополучение продукции из-за повышенной заболеваемости работников, инвалидности, ухудшение условий отдыха, снижения производительности труда и пр.).
Совокупный предотвращенный ущерб отражает потери экономики и общества при отсутствии природоохранных мероприятий.
4. Значение оценки ущерба
Учет экономического ущерба необходим:
-
при выборе природоохранной стратегии, которая состоит в определении важнейших социальных, экономических и технических целей, системы приоритетов в их достижении. -
при проектировании, процедуре оценки воздействия на окружающую среду и оценке эффективности средозащитных мер. -
для пересмотра и уточнения структуры капиталовложений на средозащитные мероприятия, определения наиболее экологически грязных отраслей и регионов.
Оценки предотвращенного экономического и социального ущерба позволяют определять государственную и экологическую политику и соответственно объем финансирования работ природоохранной направленности.
Функции показателей совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды:
-
Учетная (измерение отрицательных последствий хозяйственной деятельности) -
Стратегическая (выбор стратегии в области охраны окружающей среды, стратегии развития технологий, обоснование экологической политики развития и размещения производства и т.п.) -
Ограничительная (ограничение размещения новых объектов в экологически неблагополучных регионах, а также запрет или ограничение деятельности «грязных» производств) -
Инвестиционная (уточнение размеров и структуры природоохранных инвестиций) -
Стимулирующая (определение размеров штрафных санкций, а также платежей за загрязнение, стимулирующих природопользователей к совершенствованию экологических показателей)
5. Количественные методы оценки экономического ущерба от загрязнения природной среды
На практике оценка экономического ущерба от загрязнения природной среды разбивается на следующие основные этапы:
-
1-й и 2-й этапы — определение уровня загрязнения окружающей природной среды (либо исходя из объемов выбросов (сбросов) вредных веществ в природную среду, либо на основании фактических замеров концентрации вредных веществ) и выявление областей распространения выбросов (зон загрязнения). -
3-й этап —сбор данных, характеризующих воздействие загрязненной среды на реципиентов и определение зависимости между уровнем загрязнения среды и состоянием реципиентов (это состояние может выражаться в повышенной заболеваемости населения, преждевременном износе оборудования, снижении продуктивности в сельском, лесном и др. хозяйствах). Указанная зависимость выявляется с помощью применения статистических и эконометрических методов. Итогом второго этапа, таким образом, является определение натурального ущерба от загрязнения окружающей природной среды. -
4-м этап— денежная оценка влияния загрязненной среды на реципиентов с использованием рыночных цен, т. е. собственно определение экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды. -
5 этап – анализ факторов, неучтенных при денежной оценке (обязателен для инвестиционных проектов и программ, особенно крупных). Его необходимость обуславливается 1) тем, что не все последствия загрязнения окружающей природной среды выражаются в денежной форме, 2) инерционностью процессов в природе (когда далеко не сразу, а порой спустя годы проявляются как положительные, так и отрицательные результаты воздействия на окружающую природную среду, особенно что касается влияния на здоровье человека).
С учетом отечественного опыта основными количественными методами определения величины экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды являются следующие:
-
метод прямого счета (контрольного, условно-чистого района); -
методы математического моделирования (прежде всего корреляционного и регрессионного анализа); -
комбинированный метод.
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики
Экологическая политика – это система управления процессами в сфере взаимоотношений общества и окружающей среды.
Экологическая политика – политика (наука государственного управления; искусство управления государством), направленная:
-
на охрану и оздоровление окружающей природной среды; -
на рациональное использование и возобновление природных ресурсов; -
на сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.
В механизмах реализации экологической политики на основании мирового опыта выделяют три подхода:
| Подходы | | Механизмы | | Инструменты |
1 | Прямое регулирование | = | хозяйственный механизм природо- пользования | → | административно-контрольные (правовые, экологический мониторинг, стандарты и нормативы, лицензирование, сертификация, экспертиза и т.п.) Являются доминирующими среди всех мер управления, применяются тогда, когда иные меры регулирования отсутствуют или не действуют. Однако – их использование считается менее эффективным, чем применение экономических инструментов. |
2 | Экономическое стимулирование | = | экономический механизм природо- пользования | → | считаются более эффективными инструментами управления
|
3 | Смешанный | = | 1 +2 + новые направления | → | 1 + 2 + инструменты морально-этического воздействия и убеждения (образование и воспитание; общественное давление; доступность информации; переговорные процессы; обучение; добровольные соглашения) |
-
прямое регулирование, связанное с воздействием государства (иногда это регулирование определяется как «командуй и контролируй» — нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регламентирование и т.д.) = хозяйственный механизм природопользования. Является одним из институциональных механизмов, осуществляющих государственное регулирование и управление взаимоотношениями общества и природы (в т.ч. и экономикой и ее отдельными структурными звеньями). Это система форм и методов организации и регулирования процессов природопользования.
Он стал складываться на рубеже 1960—70-х годов и находится в настоящее время в стадии реформирования.
В регулировании социально-экономических процессов выделяют так называемые институциональные механизмы – это совокупность институтов, т.е. элементов социальной структуры общества, форм организации и регулирования его жизни посредством закрепления правовых норм и правил, использования системы учреждений, организаций, управленческих структур, разрабатывающих и контролирующих выполнение этих норм и правил.
В хозяйственном механизме природопользования все большее значение приобретает его экономический блок, или собственно экономический механизм.
-
экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов = экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой. -
смешанные механизмы, сочетающие первые два подхода.