ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 736
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Введение в дисциплину «Экология»
Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели
Тема: Взаимодействие общества и природной среды
Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы
Тема. Эволюция типов природопользования
Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Тема:Экономическая ценность природы
Полная экономическая ценность окружающей природной среды
Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования
Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Тема: Экологическая диагностика региона
Тема:Региональная экологическая политика
Тема: Экологическая доктрина РФ
Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая
Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: Экологический каркас территории
Тема: Населённый пункт как экосистема
Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий
Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения
Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира
Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде
Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте
Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются федеральными органами государственной власти по представлению специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды на основании государственной экологической экспертизы.
В таких зонах должны
-
прекратить деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, -
приостановить работу предприятий и организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, -
ограничить отдельные виды природопользования, проводиться оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Статус территории чрезвычайной экологической ситуации присвоен 11 российским городам:
-
Города с металлургическими производствами: 7 городов, где зафиксирован высокий уровень загрязнения окружающей среды, в том числе в трех из них расположены предприятия черной металлургии (Череповец, Магнитогорск и Нижний Тагил), три — Братск, Шелехов и Каменск-Уральский — с алюминиевыми заводами и один город — Орск — с предприятием цветной металлургии; -
Города с химическим производством: Чапаевск (размещены диоксиноопасные производства); -
Города с нефтеперерабатывающими и нефтехимическими производствами: Новокуйбышевск в Самарской области и Ангарск в Иркутской области; -
Новочеркасск (180 тыс. жителей)
Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации.
На территории зоны должны
-
прекратить деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на ней населения, -
запретить строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, -
существенно ограничить все виды природопользования, -
принять оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.
Единственный город в России, по которому принято Решение Государственной экологической экспертизы о соответствии его зоне экологического бедствия — Карабаш (Челябинская область).
В этом маленьком городке (15 тыс. чел.6) главным источником загрязнения является одно из старейших предприятий Урала — медеплавильный комбинат, основанный еще в 1910 г. После восстановления и пуска завода в 1925 г. основное оборудование не подвергалось существенной модернизации и обновлению. На заводе практически отсутствовали установки по очистке отходящих газов, в результате многолетней деятельности медеплавильного завода сложился крайне высокий уровень загрязнения окружающей среды, что стало вызывать обеспокоенность как населения, так и природоохранных органов.
Решением Областного комитета по охране окружающей среды и приказом Министра металлургии СССР в 1989 г. старое металлургическое производство было остановлено, в результате чего более трех тысяч карабашцев осталось без работы, а их семьи без средств к существованию. Уровень безработицы в городе превысил 19%, остановилось строительство и население сократилось с 40 до 14 тысяч человек7. С 1995 г. производство черновой меди на комбинате снова значительно возросло. За 80 лет работы суммарные выбросы загрязняющих веществ достигли гигантских цифр. С 1907 по 2004 гг. в атмосферный воздух поступило 14,5 млн т загрязняющих веществ. Население города пользуется колодцами, концентрация кадмия в воде которых — 10 мкг/л, что выше российского норматива в 10 раз. Содержание свинца, цинка и мышьяка в почве города достигает соответственно 1500–2000; 700–1000 и 150–300 мг/кг [Кожевников, 1995]. Овощи, выращиваемые жителями на загрязненных почвах, содержат в высоких концентрациях свинец (1,5–2,5 мг/кг при ПДК = 0,5), мышьяк (1,1–2,3 при ПДК = 0,2) и цинк (8,5–21,0 при ПДК = 10,0 мг/кг).
В волосах детей Карабаша выявлено высокое содержание свинца. Кроме свинца в волосах накапливался и мышьяк, содержание которого достигало 1,57 мкг/г при допустимом содержании 1 мкг/г. Были сопоставлены показатели репродуктивной функции среди женского населения Карабаша и других городов черной металлургии (Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст), а также «никелевого» города Верхний Уфалей и «контрольного» города Чебаркуль Челябинской области за 7 лет. В Карабаше распространенность осложнений беременности, родов и послеродового периода, частота преждевременных родов, ранней неонатальной заболеваемости новорожденных, количество врожденных аномалий статистически достоверно повышены в 1,2–2,9 раза.
Минприроды Забайкальского края подало список экологически неблагоприятных объектов края, среди которых 9 бесхозяйных хвостохранилищ, 2 загрязнённые тяжёлыми металлами территории Тунгокоченского района и 768 несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий
Изначально экологическая паспортизация предполагала два обособленных, но в то же время связанных направления:
-
создание экологических паспортов природопользователей (началась в России с 1991 г.)
Разработка экологических паспортов природопользователей началась в России с 1991 г., после принятия ГОСТ 17.0.0.04-90 «Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». В 1995 г. был разработан в качестве рекомендательного документа экологический паспорт сельскохозяйственного предприятия. В 2000 г. взамен него был принят ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения».
-
экологическая паспортизация территории (введен ФЗ «Об охране окружающей среды» в 2002 г., согласно которому осуществление экологической паспортизации территории относится к функциям субъектов РФ в области ООС)
Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 года к функциям субъектов РФ в области ООС относятся:
-
осуществление экологической паспортизации территории; -
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду; -
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды.
Анализ документов, регламентирующих экологическую паспортизацию территорий, показал, что в Российской Федерации на настоящий момент нет единого нормативного документа, определяющего ее порядок.
Попытки законодательного регулирования природопользования на основе экологической паспортизации территорий неоднократно предпринимались в субъектах Российской Федерации в 1995-2000 гг. Их анализ показывает широкий спектр подходов к определению экологического паспорта территории. В нормативно-правовых актах субъектов РФ предлагались такие определения: экологический паспорт территории – это унифицированный сборник существующей статистической отчетности в области охраны среды; модель, учитывающая максимально возможное число внутрисистемных связей и режимов функционирования природных комплексов или городской среды.
Экологический паспорт территории представляет собою сводную характеристику природных комплексов, социально-демографической структуры и хозяйства территории с позиций соизмерения природного и производственного потенциала.
Вариант экологического паспорта территории, разработанный НИИ охраны природы и заповедного дела (1990), предусматривает фиксацию 2,5 тысяч различных показателей по таким разделам:
-
общие сведения о территории (административное положение и деление, население, населенные пункты, землеустройство); -
природные условия и состояние природно-ресурсного потенциала (географическая характеристика, геологическое строение, ландшафты, климат, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный покров, животный мир); -
хозяйственная структура и экономическая характеристика (специализация хозяйства, промышленность, энергетика и теплоснабжение, добывающая промышленность, транспорт и коммуникации, водное хозяйство, коммунальное хозяйство, сельское и лесное хозяйство, охотничье и рыбное хозяйство; состояние основных фондов), информация о действующих территориальных экологических ограничениях по видам хозяйственной деятельности; -
загрязнение природной среды (воздушного бассейна, почв, природных вод, сельхозпродукции), заболеваемость населения, животных и растений в результате загрязнения среды, результаты оценки воздействия на окружающую среду на данной территории; -
охрана природных комплексов (охраняемые территории - заповедники и заказники, генофонд, зоны рекреации).
К паспорту прилагается картографическая информация и составляется общая экологическая карта территории. В документе должно быть заключение об экологической ситуации, т.е. по существу экологическая аттестация территории.
В разработанных к настоящему времени формах экологических паспортов отводится место почти исключительно первичной информации.
Необходимо также внедрение таких обобщающих характеристик, как
-
продукционный и самовосстановительный потенциал природных систем, -
самоочищающая способность экотопов, -
показатели экологической емкости территорий, -
соизмерение природных и производственных потенциалов.
Обычно паспорт рассчитан на территорию административного района, но может быть использован и для других территориальных образований.