ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 739
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Введение в дисциплину «Экология»
Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели
Тема: Взаимодействие общества и природной среды
Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы
Тема. Эволюция типов природопользования
Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Тема:Экономическая ценность природы
Полная экономическая ценность окружающей природной среды
Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования
Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Тема: Экологическая диагностика региона
Тема:Региональная экологическая политика
Тема: Экологическая доктрина РФ
Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая
Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: Экологический каркас территории
Тема: Населённый пункт как экосистема
Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий
Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения
Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира
Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде
Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте
Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
1. Типы экономических механизмов и инструментов.
Экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.
Выделяют три типа экономических механизмов природопользования:
-
компенсирующий (мягкий) механизм — борьба с последствиями (а не с причинами) техногенного типа экономического развития. -
стимулирующий механизм — поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. -
жесткий механизм — ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.
В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике.
Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целей.
Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на:
-
поощрительные меры - «метод пряника» (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности); -
принудительные меры – «метод кнута» (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение («неэкологичной» продукции)); -
компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование).
В составе экономических инструментов могут быть выделены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы.
Рыночно ориентированные инструменты:
-
природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды; -
рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот; -
механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды; -
залоговая система; -
интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей; -
методы прямых рыночных переговоров;
Финансово-кредитные инструменты:
-
формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий; -
кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.; -
режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования; -
экологические и ресурсные налоги; -
система страхования экологических рисков.
2. Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение: использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога.
Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования
«Загрязнитель платит» — принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения.
В области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной.
Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 г.
В России этот принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение.
В ряде случаев принцип «загрязнитель платит» трансформируется в принцип «платит жертва» – величина платежей оплачивается потребителем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства.
В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять тот или иной продукт. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается все общество.
Понятие экстерналий
В ходе экономической деятельности происходит постоянное воздействие на природу, людей, различные объекты и т.д. С этим воздействием и связано возникновение экстерналий.
Экстерналии — внешние эффекты (или последствия) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на другую сторону (некомпенсируемые воздействия (положительные или отрицательные) одной стороны на другую). Экстерналии могут возникать как в результате производства, так и потребления товаров и услуг. Имеют важное значение для учета экологического фактора в экономическом развитии.
Экстерналии могут быть
-
отрицательными (возникают в случае, когда деятельность одной стороны вызывает издержки у других сторон, уменьшение их благосостояния) -
положительными (возникают в случае, когда деятельность одной стороны приносит выгоды другим, увеличивает их благосостояние).
Предположим, что ваш дачный участок расположен на болоте, где невозможно ничего построить и вырастить. Но у вас есть трудолюбивый и состоятельный сосед, который осушает своей участок, создает дренаж, подводит дорогу и т.д. В этом случае с большой долей вероятности ваш участок также станет суше и вы сможете построить надежный дом, вырастить любимые цветы, воспользоваться соседской дорогой и пр., т.е. вы получаете значительные выгоды от деятельности соседа. Это пример положительных экстерналии. Классическим примером положительных внешних эффектов является образование. Оно приносит выгоды индивидуальным потребителям: образованные люди обычно получают более высокие доходы, чем менее образованные. Но образование обеспечивает большие выгоды и всему обществу, в котором каждый его член выигрывает от того, что другие граждане получают хорошее образование. Экономика в целом также выигрывает от наличия более универсальной и более производительной рабочей силы.
К широко распространенным в жизни примерам отрицательных внешних эффектов можно отнести поездки на автомобиле или курение, когда жители районов с интенсивным транспортным движением или некурящие — жертвы данных видов загрязнения среды — могут нести дополнительные издержки, в частности, на охрану своего здоровья.
В теории наиболее хорошо изучена проблема отрицательных экстерналии в области охраны окружающей среды.
В области охраны окружающей среды подавляющее число воздействий связано с возникновением отрицательных внешних эффектов: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов, экологические ущербы и т.д.
Отрицательные внешние эффекты обычно незначительно сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные, издержки обычно игнорируется как проблема, требующая для своего решения дополнительных затрат.
В результате издержки по борьбе с экстерналиями вынуждены нести другие. И здесь возникает вполне резонный для экономики вопрос: почему люди, предприятия и пр., подвергшиеся внешнему воздействию, должны сами компенсировать возникшие у них отрицательные экстерналии, различные виды ущерба?
Проблему экстерналий, связанные с ними издержки первым исследовал А. Пигу в работе «Экономика благосостояния» (1920). Он выделял частные, индивидуальные издержки и общественные издержки, затраты всего общества. Экстернальные издержки отражают разницу между общественными и частными издержками.
Важнейшей задачей экономического механизма природопользования, прямых и рыночных регуляторов в сфере охраны окружающей среды является интернализация экстерналий.
Интернализация экстерналий – процесс включения экстерналий в рыночный механизм, т.е. превращение экстернальных внешних издержек во внутренние, отражение их в ценах.
Оценка экстерналий, их отражение в цене является одной из сложнейших экономических проблем. Существование внешних эффектов ставит вопрос о реальной цене продукции предприятий для общества. Очевидно, что недоучет в цене экстернальных издержек, неэффективность рынка в их адекватном отражении искажает цену и делает ее заниженной с точки зрения действительных общественных издержек. В случае отрицательных экстерналий имеет место перепроизводство «вредных» товаров и услуг, в случае положительных внешних эффектов — недопроизводство товаров и услуг.
Налог Пигу
Одним из возможных путей учета общественных интересов является наложение специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. В теории он назван
налог Пигу (или Пигувианский налог).
Здесь выделяются:
-
Корректирующие налоги — это налог на выпуск благ, характеризующихся отрицательными экстерналиями, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В этом случае интернализация отрицательных внешних эффектов приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и к снижению объема спроса на данный товар. -
Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям благ, характеризующихся положительными экстерналиями, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В этом случае интернализация положительных экстерналий должна привести к падению цены, уплачиваемой потребителем, что будет стимулировать рост потребления.
Пигувианский налог — налог на предприятие, равный величине ущерба от загрязнения. Определяется в точке пересечения кривых предельной чистой частной прибыли и экстернальных издержек. Назван по имени предложившего данный налог английского экономиста А.С. Пигу (1877—1959), представителя неоклассической школы.
СХЕМА образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение
-
ось Х – объемы производства
ось Y – деньги
-
кривая 1 – предельная чистая частная прибыль
кривая 2 – предельные экстернальные (внешние) издержки
-
Уровень производства на предприятии будет стремиться к Qm, так как до этого показателя предприятие получает прибыль – точки на кривой 1 предельной чистой прибыли больше нуля. -
Величина загрязнения при производстве Qm составит Zm. -
В условиях загрязнения необходимо достижение общественно оптимального уровня производства на уровне Qs. -
Для этого государство должно ввести налог, равный величине ущерба от загрязнения (кривая 2 предельных экстернальных издержек). -
Уровень налога равен t, и он определяется точкой пересечения кривых 1и 2. -
Теперь за каждую единицу произведенной «загрязняющей» продукции предприятие должно платить государству налог t. -
Если предприятие решит производить продукции больше общественно оптимального уровня Qs, величина получаемой прибыли (линия 1)станет меньше налога , и такой уровень производства будет убыточным для предприятия. -
Тем самым введение налога на загрязнение создает у предприятия стимул держаться в «общественно приемлемых рамках» и сократить уровень производства до Qs, при котором достигается общественно оптимальный уровень загрязнения Zs.