ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 726
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Введение в дисциплину «Экология»
Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели
Тема: Взаимодействие общества и природной среды
Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы
Тема. Эволюция типов природопользования
Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Тема:Экономическая ценность природы
Полная экономическая ценность окружающей природной среды
Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования
Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Тема: Экологическая диагностика региона
Тема:Региональная экологическая политика
Тема: Экологическая доктрина РФ
Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая
Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: Экологический каркас территории
Тема: Населённый пункт как экосистема
Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий
Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения
Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира
Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде
Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте
Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
Отличие от других природоохранных стандартов и нормативов: эта система ориентирована не на количественные параметры и конкретные требования к воздействию хозяйствующего субъекта на окружающую среду и не на технологии (как распространенное в развитых странах требование использовать «наилучшую доступную технологию» — best available technology).
Основным предметом ISO 14 000 является система экологического управления (система экологически ориентированного управления на уровне предприятия или компании — environmental management system).
Стандарты серии 14 000 призваны уменьшить неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Их введение позволит улучшить показатели нейтрализации воздействия на окружающую среду отдельных хозяйствующих субъектов; дополнить национальную нормативную базу и скорректировать экологическую политику, повысить конкурентоспособность национальной продукции.
Использование этих стандартов является добровольным. Однако ряд отраслей промышленности включают стандарты ISO 14 000 в перечень основных требований для ведения успешного бизнеса на международном уровне.
Так, например, российская горнометаллургическая компания «Норильский никель» официально заявила, что до 2005 г. все ее управленческие и производственные подразделения перейдут на международные стандарты управления охраной окружающей среды ISO 14 001. Сейчас эта компания ведет активную модернизацию производства и внедряет ресурсосберегающие технологии.
Получив сертификат соответствия международным стандартам, предприятие (фирма) попадает в престижный круг наиболее экологобезопасных предприятий. Это весьма важно, поскольку тем самым повышается и инвестиционная привлекательность фирмы, увеличивается стоимость акций предприятия. Несмотря на добровольность принятия данных стандартов, в настоящее время расхожим становится суждение, согласно которому не используют стандарты ИСО серии 14000 только те фирмы, которым это не под силу, т.е., если раньше применение экологических стандартов служило мощной рекламой, то теперь неприменение их является антирекламой предприятия. Ряд видных фирм («Вольво», «Сименс» и др.) заявили о нежелательности деловых контактов с партнерами, не обладающими международным сертификатом. Европейский Союз занимает аналогичную позицию и не будет допускать на рынок сообщества продукцию не сертифицированных по международным стандартам фирм. Российские предприятия, выходящие на мировой рынок, по некоторым оценкам, несут финансовые потери в размере до 20% прибыли в связи с вышеназванными причинами. На сегодняшний день сертификаты соответствия стандартам ИСО 14000 и EMAS имеют около 5000 компаний в более чем 50 странах мира, причем половина из них приходится на страны Европейского Союза.
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования
1. Основные понятия
Административное управление в сфере ООС и РПП является неотъемлемой и важной составной частью управления в данной сфере деятельности. Многообразие и сложность административно-контрольных инструментов ООС требуют значительных государственных усилий и активного общественного участия для координации результатов различных видов и стадий управления. Цель – достижение согласованных эффектов в рациональном природопользовании и охране окружающей среды как на локальном, так и на глобальном уровне.
Существует два подхода в управлении природоохранной деятельности (подходы к решению природоохранных проблем):
-
подход снизу — bottom-up (вовлечение местного населения в выполнение природоохранных функций; показало свою высокую эффективность). -
подход сверху — top-down (административные).
Структура административно-территориального и отраслевого управления природоохранной деятельностью является приоритетной во многих странах, где уровень экологической сознательности населения еще низок.
Все органы управления в сфере охраны окружающей среды в РФ (как и в других сферах управления) могут быть подразделены на две основные категории:
-
государственные органы общей компетенции (Федеральное собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти различного уровня, а также органы самоуправления), т. е. они ведают широким кругом вопросов, в том числе и вопросами ООС и ПП. -
государственные органы специальной компетенции (возложены задачи, связанные с нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т. д.) Власть государственных органов по специальным вопросам природопользования и охране природы распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности Þ их называют также межотраслевыми или надведомственными.
В апреле 2004 г. в рамках реформы управления в Российской Федерации были созданы
В составе министерств с 2004 года действуют два вида структур (отличие – по функциям):
-
федеральные службы по контролю и надзору за отдельными компонентами природной среды, ресурсов и особо охраняемых территорий -
федеральные агентства по использованию в соответствующей сфере управления.
Таким образом, функции контроля и надзора за отдельными компонентами природной среды, ресурсов и особо охраняемых территорий целенаправленно отделены от функций использования и управления, что является прогрессивным направлением в сфере регулирования любой деятельности.
2. Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации различных уровней в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
Согласно Конституции РФ, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов федерации.
Правовая основа: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 №7-ФЗ в ред. от 14.03.2009)
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
ФЗ «Об ООС», гл. 2, ст.5
-
обеспечение проведения федеральной политики и реализация федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации; -
обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации; -
установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды; -
организация и проведение государственной экологической экспертизы; -
установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга и федерального государственного экологического контроля; формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы; установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; -
объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия, координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории Российской Федерации; -
образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, -
ведение Красной книги Российской Федерации; -
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду; ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости; -
установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности; -
установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; -
экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов; -
организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры; -
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды; -
подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды; -
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; -
установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды; -
установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление; -
установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление; -
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; -
взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды; -
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
ФЗ «Об ООС», гл. 2, ст.6
-
участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; -
участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; -
принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
-
участие в осуществлении государственного экологического мониторинга и государственного экологического контроля с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);
-
установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне; -
право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
-
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;