Файл: Введение в дисциплину Экология 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 726

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Тема: Введение в дисциплину «Экология»

Тема: Аксиоматика экологии

Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели

Тема: Взаимодействие общества и природной среды

I = P*A*T,

Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы

Тема. Эволюция типов природопользования

Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем

Тема:Экономическая ценность природы

Полная экономическая ценность окружающей природной среды

Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования

Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики

Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования

Тема: Хозяйственный механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования (административно-контрольные инструменты)

Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Тема: Экологическая диагностика региона

Тема:Региональная экологическая политика

Тема: Экологическая доктрина РФ

Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая

Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема: Экологический каркас территории

Тема: Населённый пункт как экосистема

Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий

Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения

Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира

Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде

Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте

Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ

Словарь

международные стандарты качества окружающей среды. В настоящее время в ISO входят национальные комитеты 118 стран, в том числе России. Принятые в 1996 г. первые стандарты из серии 14 000 являются одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. В РФ в качестве государственных стандартов приняты международные стандарты ISO 14 001,14 004, 14 010,14 011,14 012.

Отличие от других природоохранных стандартов и нормативов: эта система ориентирована не на количественные параметры и конкретные требования к воздействию хозяйствующего субъекта на окружающую среду и не на технологии (как распространенное в развитых странах требование использовать «наилучшую доступную технологию» — best available technology).

Основным предметом ISO 14 000 является система экологического управления (система экологически ориентированного управления на уровне предприятия или компании — environmental management system).

Стандарты серии 14 000 призваны уменьшить неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Их введение позволит улучшить показатели нейтрализации воздействия на окружающую среду отдельных хозяйствующих субъектов; дополнить национальную нормативную базу и скорректировать экологическую политику, повысить конкурентоспособность национальной продукции.

Использование этих стандартов является добровольным. Однако ряд отраслей промышленности включают стандарты ISO 14 000 в перечень основных требований для ведения успешного бизнеса на международном уровне.

Так, например, российская горнометаллургическая компания «Норильский никель» официально заявила, что до 2005 г. все ее управленческие и производственные подразделения перейдут на международные стандарты управления охраной окружающей среды ISO 14 001. Сейчас эта компания ведет активную модернизацию производства и внедряет ресурсосберегающие технологии.

Получив сертификат соответствия международным стандартам, предприятие (фирма) попадает в престижный круг наиболее экологобезопасных предприятий. Это весьма важно, поскольку тем самым повышается и инвестиционная привлекательность фирмы, увеличивается стоимость акций предприятия. Несмотря на добровольность принятия данных стандартов, в настоящее время расхожим становится суждение, согласно которому не используют стандарты ИСО серии 14000 только те фирмы, которым это не под силу, т.е., если раньше применение экологи­ческих стандартов служило мощной рекламой, то теперь неприменение их является антирекламой предприятия. Ряд видных фирм («Вольво», «Сименс» и др.) заявили о нежелательности деловых контактов с партнерами, не обладающими международным сертификатом. Европейский Союз занимает аналогичную позицию и не будет допускать на рынок сообщества продукцию не сертифицированных по международным стандартам фирм. Российские предприятия, выходящие на мировой рынок, по некоторым оценкам, несут финансовые потери в размере до 20% прибыли в связи с вы­шеназванными причинами. На сегодняшний день сертификаты соответствия стандартам ИСО 14000 и EMAS имеют около 5000 компаний в более чем 50 странах мира, причем половина из них приходится на страны Европейского Союза.


Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования


1. Основные понятия

Административное управление в сфере ООС и РПП является неотъемлемой и важной составной частью управления в данной сфере деятельности. Многообразие и сложность административно-контрольных инструментов ООС требуют значительных государственных усилий и активного общественного участия для координации результатов различных видов и стадий управления. Цель – достижение согласованных эффектов в рациональном природопользовании и охране окружающей среды как на локальном, так и на глобальном уровне.

Существует два подхода в управлении природоохранной деятельности (подходы к решению природоохранных проблем):

  • подход снизу — bottom-up (вовлечение местного населения в выполнение природоохранных функций; показало свою высокую эффективность).

  • подход сверху — top-down (административные).

Структура административно-территориального и отраслевого управления природоохранной деятельностью является приоритетной во многих странах, где уровень экологической сознательности населения еще низок.

Все органы управления в сфере охраны окружающей среды в РФ (как и в других сферах управления) могут быть подразделены на две основные категории:

  • государственные органы общей компетенции (Федеральное собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти различного уровня, а также органы самоуправления), т. е. они ведают широким кругом вопросов, в том числе и вопросами ООС и ПП.

  • государственные органы специальной компетенции (возложены задачи, связанные с нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т. д.) Власть государственных органов по специальным вопросам природопользования и охране природы распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности Þ их называют также межотраслевыми или надведомственными.

В апреле 2004 г. в рамках реформы управления в Российской Федерации были созданы

В составе министерств с 2004 года действуют два вида структур (отличие – по функциям):

  1. федеральные службы по контролю и надзору за отдельными компонентами природной среды, ресурсов и особо охраняемых территорий

  2. федеральные агентства по использованию в соответствующей сфере управления.


Таким образом, функции контроля и надзора за отдельными компонентами природной среды, ресурсов и особо охраняемых территорий целенаправленно отделены от функций использования и управления, что является прогрессивным направлением в сфере регулирования любой деятельности.

2. Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации различных уровней в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

Согласно Конституции РФ, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов федерации.

Правовая основа: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 №7-ФЗ в ред. от 14.03.2009)

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

ФЗ «Об ООС», гл. 2, ст.5

  1. обеспечение проведения федеральной политики и реализация федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

  2. обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

  3. установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

  4. организация и проведение государственной экологической экспертизы;

  5. установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга и федерального государственного экологического контроля; формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы; установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

  6. объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия, координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории Российской Федерации;

  7. образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом,

  8. ведение Красной книги Российской Федерации;

  9. ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду; ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

  10. установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

  11. установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

  12. экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

  13. организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

  14. обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

  15. подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

  16. разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

  17. установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

  18. установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

  19. установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

  20. предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

  21. взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

  22. осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды.


Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

ФЗ «Об ООС», гл. 2, ст.6

  1. участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

  2. участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

  3. принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

  1. участие в осуществлении государственного экологического мониторинга и государственного экологического контроля с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

  1. установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

  2. право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

  1. ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;