Файл: Введение в дисциплину Экология 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 804

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Тема: Введение в дисциплину «Экология»

Тема: Аксиоматика экологии

Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели

Тема: Взаимодействие общества и природной среды

I = P*A*T,

Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы

Тема. Эволюция типов природопользования

Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем

Тема:Экономическая ценность природы

Полная экономическая ценность окружающей природной среды

Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования

Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики

Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования

Тема: Хозяйственный механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования (административно-контрольные инструменты)

Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Тема: Экологическая диагностика региона

Тема:Региональная экологическая политика

Тема: Экологическая доктрина РФ

Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая

Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема: Экологический каркас территории

Тема: Населённый пункт как экосистема

Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий

Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения

Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира

Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде

Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте

Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ

Словарь



Предпосылки становления экологического маркетинга:

  1. Катастрофическое ухудшение экологической ситуации в мире к концу ХХ века, появление экологических проблем глобального характера и связанных с проведением спортивных мероприятий, соревнований, в том числе и Олимпийских игр.

К основным экологическим проблемам относятся:

  • изменение климата Земли на основе усиления тепличного эффекта, выбросов загрязняющих и радиоактивных веществ;

  • общее ослабление стратосферного озонового экрана, образование большой "озоновой дыры" над Антарктидой и "малых дыр" над другими регионами планеты;

  • загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков;

  • загрязнение океана, захоронение в нем (дампинг) ядовитых и радиоактивных веществ, поступление в него загрязняющих веществ, разрыв нормальных экологических связей между океаном и водами суши;

  • истощение и загрязнение поверхностных вод суши, нарушение баланса между поверхностными и подземными водами;

  • радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов;

  • углубление процесса опустынивания планеты;

  • сокращение площади лесов, что ведет к дисбалансу кислорода и исчезновению видов животных и растений;

  • освобождение и образование в ходе вышеуказанного процесса новых экологических ниш и заполнение их нежелательными организмами - вредителями, паразитами, возбудителями новых заболеваний растений и животных, включая человека (к примеру, распространение вируса иммунодефицита, вызывающее пока неизлечимое для человека заболевание СПИД, и возбудителя лейкоза скота);

  • абсолютное перенаселение Земли и относительное переуплотнение в ее отдельных регионах;

  • ухудшение среды жизни в городах и сельской местности, увеличение шумового воздействия, стрессовых ситуаций, загрязнения воздуха промышленностью, транспортными средствами, напряженного темпа городской жизни и потери социальных связей между людьми, возникновение "психологической усталости";

  • нарушение глобального и регионального экологического равновесия, соотношения экологических компонентов.

Действие вышеперечисленных экологических проблем напрямую отражается в спорте. Оно может быть длительным, распространяющимся на широкую территорию и охватывающим большое количество спортивных мероприятий, и краткосрочным или локальным, направленным на спортсмена или человека, присутствующего на данном спортивном мероприятии в данном месте.


Характеристика экологических угроз в спорте

Долгосрочные угрозы

Краткосрочные угрозы

Повреждение озонового слоя

Атмосферные загрязнения

Изменение климата

Пыль

Сокращение животного и

Растительного мира

Распространяющиеся воздушным путем бактерии, вирусы

Радиоактивность

Химическое загрязнение

Токсические загрязнения

Шум

Загрязнения почвы и водного покрова

Сигаретный дым


Вышеперечисленные угрозы представляют серьезнейшую опасность развитию спорта в мире и требуют решительных мер по их ликвидации или, по крайней мере, нейтрализации.

  1. Коммерциализация олимпийского спорта, обусловившая использование маркетинга, как специального инструмента, позволяющего быстро адаптироваться в экономической среде рыночного типа.

Эта тенденция четко прослеживается, начиная с 80-х годов ХХ столетия.

Можно выделить два фактора, способствующих коммерциализации спорта:

  1. Внутренние потребности спорта – поддержание высокого уровня современного олимпийского движения требует значительных финансовых ресурсов.

Особенно дорогостоящими являются подготовка и проведение Олимпийских игр. К примеру, стоимость юбилейных игр ХХVI Олимпиады в Атланте оценена в 1,6 млрд. долларов. Покрытие таких расходов за счет государственных субсидий не представляется возможным, поэтому организаторы олимпийского движения вынуждены обращаться за помощью к коммерческому сектору экономики.

  1. Наличие заинтересованности представителей бизнеса в экономическом сотрудничестве с организационными структурами и отдельными представителями олимпийского спорта.

Такая заинтересованность возрастает по мере усиления конкуренции на рынке и перерастает в конкретное сотрудничество с целью использовать спорт для приумножения бизнеса.

Таким образом

, коммерциализация олимпийского спорта - это не просто результат проникновения бизнеса в олимпийское движение для извлечения собственной выгоды. Это двусторонний процесс, который основан на взаимном встречном движении структур олимпийского спорта и бизнеса, позволяющим и тем и другим реализовать свои интересы.

Олимпийский маркетинг используется как раз для того, чтобы данный процесс протекал наиболее благоприятным для олимпийского движения образом, усиливая положительные и ослабляя отрицательные стороны коммерциализации спорта.

С приходом к руководству олимпийским движением Х.А.Самаранча в начале 80-х годов, МОК взял на себя роль инициатора создания эффективной, сбалансированной системы олипийского маркетинга. В настоящее время МОК определил основные цели своей маркетинговой политики:

  • обеспечить полную финансовую независимость олимпийского движения и посредством этого оказывать помощь в разви-тиии олимпизма в мире;

  • разработать долгосрочную программу, которая может бази-роваться на успешной деятельности организационных комите-тов по проведению Олимпийских игр, в противовес воссозда-нию маркетинговой структуры для каждых новых Олимпийских игр;

  • обеспечить справедливое распределение доходов во всех сферах олимпийского движения, разработать оптимальную схему распределения доходов;

  • уменьшение возможности "бесконтрольной коммерциализации" олимпийского движения, сокращение числа коммерческих партнеров и контролирование использование олимпийской символики.

Основными разделами маркетинговых программ, реализуемых под эгидой МОК, являются:

  • продажа прав на телетрансляции Олимпийских игр,

  • привлечение средств спорнсоров,

  • продажа входных билетов на соревнования,

  • рекламно-лицензионная деятельность,

  • продажа памятных почтовых марок, медалей и монет.


Благодаря реализуемым маркетинговым программам МОК получает значительные средства, которые распределяются между ОКОИ, 197 НОКами и их континентальными ассоциациями, 30 МСФ и другими международными спортивными организациями, включая финансовую поддержку развивающимся странам и финансирование природоохранных проектов.

  1. Активное участие спонсоров в финансировании природоохранных проектов


Мировой банк является одним из основных источников средств для подобных проектов. Кредитование проектов составляет 1-2 млрд. долларов в год при общих расходах 22 млрд. долларов в год.

К числу наиболее актуальных вопросов спонсорской деятель­ности, обсуждавшихся на V национальной конференции в Ве­ликобритании (Лондон, 10—11 февраля 1993 года), были отне­сены и вопросы спонсорства экологических программ:

  • спонсорство экологических программ как проявление граж­данской позиции;

  • пути привлечения малых спонсорских вложений и тактика ведения переговоров;

  • долговременное партнерство как стратегия спонсорской деятельности в области экологии;

  • анализ содержания конкретных экологических программ, получивших спонсорскую поддержку;

  • пути достижения максимальной эффективности спонсорской деятельности в области экологии и др.

  1. Активная деятельность организаций неолимпийского профиля, таких как «Greenpeace», ЮНЕП, ЮНЕСКО

ЮНЕСКО является департаментом Организации Объединенных Наций, чья деятельность заключается в том, чтобы содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии.

В 1980 году при ЮНЕСКО был создан отдел, занимающийся проблемами охраны окружающей среды (ЮНЕП).

Направлениями экологической политики ЮНЕП являются:

  • Создание Всемирной океанографической комиссии

  • Внедрение Международной гидрологической программы, программы "Человек и биосфера", а также Международной геологической программы.

  • Проведение конференций мирового масштаба "Наука и спорт"

  • Разработка и внедрение Экологической программы.

Разрабатываемыми проблемами являются охрана окружающей среды малых островов и прибрежных зон, сохранение биологического разнообразия, предотвращение последствий экологических бедствий, изменения климата и социальные проблемы больших городов. Под его эгидой был провозглашен Всемирный день защиты окружающей среды - 5 июня.


Другой всемирно известной международной неолимпийской организацией, активно участвующей в разрешении экологических проблем, является "Greenpeace".

С 1971 года сферами действия этой организации являются: флора, фауна, климат, генетика, олимпизм. Как видно, одним из ведущих направлений деятельности "Greenpeace" является экологический контроль за проведением Олимпийских игр. Следствием такой политики явилось заключение с ОКОИ в Сиднее в 2000 году договора о совместном сотрудничестве по предотвращению негативных последствий игр Олимпиады и разработки Экологических принципов Олимпизма.

Основными направлениями "озеленения" Олимпийских игр являются:

  • сохранение и рациональное использование не пополняемых энергетических источников;

  • сохранение водных ресурсов;

  • уборка и минимизация отходов (мусора);

  • защита здоровья человека в соответствии со стандартами воздуха, воды и земли;

  • предохранение значимой природной и культурной окружающей среды.

В целом, "Greenpeace" играет огромную роль в экологическом олимпийском движении, выполняя роль "сторожевого пса и глашатая экологических реформ".

Экологические проблемы регионального и локального характера решаются в основном местными организациями, поддерживаемые правительствами стран и международными организациями.

  1. Весомое значение в становлении природоохранного маркетинга имела политика организационных структур олимпийского спорта в области экологии, которая проявляется в мероприятиях, отраженных в таблице.

Шаги становления экологического маркетинга

Год

Событие

1992

Подписание МОКом, НОКами и МСФ соглашения «Обет Земле»

1993

Разработка и принятие Экологических принципов проведения игр Олимпиад;

1994

- Олимпийский конгресс признал экологию "третьим направлением" олимпизма;

- принятие МОКом и ООН Экологической программы, объединяющей усилия двух сильнейших организаций по охране окружающей среды;

- Олимпийские игры в Лиллехаммере носят ярко выраженную экологическую направленность;

1995

- организация и проведение I Международной конференции «Спорт и окружающая среда» в Лозанне;

- впервые проводится отбор городов-кандидатов на проведение Олимпийских игр по программе, включающей экологические требования

1996

- создание Комиссии МОК "Спорт и окружающая среда"

- внесение изменений в Олимпийскую Хартию

1997

Проведение II Международной конференции «Спорт и окружающая среда» в Кувейте

1999

Принятие повестки III Международной конференции «Спорт и окружающая среда» - "Программа 21"