ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.11.2021
Просмотров: 3619
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Личность и творчество Ю. М. Лотмана
Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя
Глава вторая. Петербург. 1817—1820
Глава четвертая. В Михайловском. 1824—1826
Глава пятая. После ссылки. 1826—1829
Глава шестая. Тысяча восемьсот тридцатый год
Глава седьмая. Болдинская осень
Идейная структура «Капитанской дочки»
К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина
Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело»
Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине»
Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе
Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи
Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год)
Заметки. Рецензии. Выступления
Из «Историко-литературных заметок»
Об отношении Пушкина в годы южной ссылки к Робеспьеру
К проблеме работы с недостоверными источниками
Три заметки к пушкинским текстам
Заметки к проблеме «Пушкин и французская культура»
Несколько добавочных замечаний к вопросу о разговоре Пушкина с Николаем I 8 сентября 1826 года
О «воскреснувшей эллинской речи»
Письмо Ю. М. Лотмана Б. Ф. Егорову
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Из истории полемики вокруг седьмой главы «Евгения Онегина»
О композиционной функции «десятой главы» «Евгения Онегина»
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
Отрывки из путешествия Онегина
Источники сведений Пушкина о Радищеве (1819—1822)
«Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века
Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин - Достоевский - Блок)
14
Нельзя
при этом не вспомнить другую главенствующую
идею Лотмана, проведенную сквозь всю
книгу, мысль о сознательном
«жизнестроительстве» Пушкина: «Жить в
постоянном напряжении страстей было
для Пушкина не уступкой темпераменту,
а сознательной и программной жизненной
установкой»; Пушкин создал «не только
совершенно неповторимое искусство
слова, но и совершенно неповторимое
искусство жизни», «Пушкин всегда строил
свою личную жизнь...».
Эта идея уже
была предметом обсуждения, о ней писали
все рецензенты, были сочувствующие,
были возражающие1. Автор этих строк
принадлежит к противникам названной
идеи. Если бы Ю. М. ограничился романтическим
периодом жизни и творчества Пушкина,
то не было бы споров: смена различных
масок поведения, романтизация жизни,
наивно-жестокие нравственные «уроки»,
которые преподносит поэт в письме к
брату Льву в 1822 г , — все это вполне
укладывается в сознательное
жизнестроительство, хотя и здесь возможны
выпадения.
Что же касается других
периодов, да и вообще сути пушкинского
характера и поведения, то здесь Ю. М.
чрезмерно категоричен. Правда, он делает
соответствующие оговорки: «Неправильно
представлять себе „строительство
личности" как сухо рациональный
процесс: как и в искусстве, здесь
задуманный план соседствует с интуитивными
находками и мгновенными озарениями,
подсказывающими решение. Вместе это
образует ту смесь сознательного и
бессознательного, которая характерна
для всякого творчества». Но все же автор
книги и здесь не отвергает «задуманного
плана», «строительства», «творчества»
жизни. Между тем биография каждого
человека, в том числе и гения, складывается
из такой тьмы случайностей, что они
далеко не всегда оставляют место для
«творчества» жизни, тут очень часто
вступает в силу социально-природное
ядро личности как решающий регулятор
поведения, вне сознательного или
бессознательного замысла. Тем более не
стоило бы отвергать пушкинский темперамент
и отдавать его страсти в услужение
выработанной программе.
Особенно
трудно согласиться с концепцией
«жизнестроительства» применительно к
последним месяцам жизни Пушкина. Прежде
всего, вызывает возражение итоговая
оценка. После прекрасных страниц, где
показаны вторжение Истории в Дом Поэта,
трагическая борьба его и смерть, вдруг
утверждается, что в этих страшных днях
«нельзя не обнаружить обдуманную
стратегию пушкинского поведения и
твердую волю в исполнении задуманного»;
более того, подчеркивается, что «Пушкин
умирал не побежденным, а победителем».
Совершенно невозможно воспринимать
трагическую судьбу затравленного
человека. Дом которого разрушили,
запятнали грязью, от которого отвернулись
даже близкие друзья, как «обдуманную
стратегию» и тем более как победу.
История всегда сильнее отдельного
человека, тем более
________________________
1
Подробнее об этих спорах см мою статью
«О Ю М Лотмане—пушкинисте» (Русская
литература 1994 № 1), где публикуется не
вышедшая в свет своевременно, в 1986 г,
моя рецензия «Книги Ю. М Лотмана о
Пушкине» и письмо-возражение автора
книг (октябрь 1986 г.) данное письмо включено
в корпус наст изд.
15
история
периода «жестокого века». В этих условиях,
словно в бандитском мире, более уживчивыми,
то есть выживающими, оказываются люди,
полностью устраняющиеся от общества
или, по крайней мере, не обрастающие
бытом, семьей, тем более — Домом. Пушкин,
«наперекор стихиям», решил нарушить
это правило и сделал себя крайне уязвимым,
ибо Дом больше всего делает человека
беспомощным перед Историей. Это —
трагедия, и лишь исторический катарсис,
в котором участвуют и гениальная личность
поэта, и его гениальные творения, и
замечательные труды о нем, очищает и
возвышает наши души и дает возможность
согласиться с гением XX века, что, несмотря
на трагедию, Пушкин — «веселое
имя».
Оговоримся: книга Лотмана отнюдь
не облегчает страшную Историю, она до
предела насыщена изображением трудностей,
драм, контрастов, черной подлости.
Процитируем лишь один вставной сюжет:
К. Собаньская, «из образованной и знатной
семьи, получившая блестящее воспитание,
воспетая Мицкевичем, безумно в нее
влюбленным, и Пушкиным <...>, состояла
любовницей и политическим агентом
начальника Южных военных поселений
генерала И. О. Витта. Витт, личность
грязная во всех отношениях, лелеял
далеко идущие честолюбивые замыслы.
Зная о существовании тайного общества
<...>, он взвешивал, кого будет выгоднее
продать: декабристов правительству
или, в случае их победы (что он не
исключал), правительство — декабристам.
Он по собственной инициативе шпионил
за А. Н. и Н. Н. Раевскими, М. Орловым, В.
Л. Давыдовым и в решительную минуту всех
их продал». Но все противоречия и драмы
как бы вынесены за пределы пушкинской
души, особенно применительно к периоду
1830-х гг. Между тем драмами были насыщены
и жизненное состояние Пушкина, и трудные
пути его творчества. Поэт в конце жизни
находился в сложных поисках новых идей
и форм, о чем говорят и стихотворения
1836 г., и более ранняя загадочная повесть
«Дубровский», и черновики задуманных
произведений. Ю. М. остроумно заметил
по поводу 1830 г.: «Пушкин ушел настолько
далеко вперед от своего времени, что
современникам стало казаться, что он
от них отстал». Это усиливало и внутренний
драматизм поэта.
И что еще противостоит
в книге концепции «жизнестроительства»
— прекрасно прослеженная тяга Пушкина
к риску, к мужественным ситуациям («Есть
упоение в бою...»): «...в личном поведении
Пушкин <...> испытывал неудержимую
потребность игры с судьбой, вторжения
в сферу закономерного, дерзости. Философия
„примирения с действительностью",
казалось, должна в личном поведении
порождать самоотречение перед лицом
объективных законов, смирение и
покорность. У Пушкина же она приводила
к противоположному — конвульсивным
взрывам мятежного непокорства. Пушкин
был смелым человеком». Воистину так!
Споры
автора данной статьи, как и ряда более
ранних рецензентов книги, с лотмановской
концепцией сознательного «жизнестроительства»
не должны отвратить читателя от этой
проблемы: во-первых, могут быть и
противоположные мнения; во-вторых, даже
при несогласии нетривиальную идею
воспринимаешь на фоне уже известного,
и тем самым открывается объемная,
стереоскопическая картина, проясняющая
новые аспекты.
16
О
выдающихся достоинствах книги Лотмана
уже много написано для нашей статьи.
Отметим еще удивительную деликатность
автора при анализе темы, труднейшей при
учете главного адресата книги (школьники):
женщин в жизни Пушкина. Особенно удались
Ю. М. страницы, посвященных А. П. Керн и
Н. Н. Гончаровой-Пушкиной.
Вообще в
книге содержится буквально россыпь
метких характеристики и наблюдений,
тоже уже отмеченных рецензентами.
Подчеркнем еще проведенную сквозь книгу
мысль о трех периодах в выборе Пушкиным
друзей от Лицея до Одессы включительно
господствуют старшие по возрасту, е
Михайловском усиливается тяга к
сверстникам, в 30-е гг. появляются младшие
товарищи. И еще подчеркнем удивительную
особенность книги, указанную сразу
двумя рецензентами — А. Ю. Арьевым («В
мире книг», 1983, № 1) и Ю. Н. Чумаковым
(«Русский язык и литература в киргизской
школе», 1983, № 5): построение книги напомнило
им структуру «Евгения Онегина» (девять
глав с определенной динамикой развития;
Ю. Н. Чумаков отметил еще и ряд внутренних
схождений, например принципы соотношения
автора и героя).
Эти ценные наблюдения
ведут еще нас и к утверждению своего
рода научной художественности книги
Лотмана: персонажи и очерки событий
образны, живы, язык автора чист, прозрачен,
афористичен; книга просто насыщена
афоризмами: «Пушкин в их кругу выделяется
как ищущий среди нашедших»; «Поступок
отнимает свободу выбора»; «История
проходит через Дом человека»; «...ему
нравилось течь, как большая река,
одновременно многими рукавами <...>
Его на все хватало, и всего ему еще не
хватало».
Ясность и доходчивость
стиля пушкинских книг Лотмана опровергают
довольно широко распространенный миф
о недоступности, непонятности его языка
для широких слоев читателей. Конечно,
у Ю. М. есть статьи и книги, особенно из
области семиотики и структурализма,
обращенные к узкому кругу специалистов;
в них и термины иногда специфические,
и идеи часто излагаются весьма сложные.
Но и семиотическая, и структуралистская
сферы не отделены от обычного гуманитария
непроходимым рвом. Ю. М., кстати сказать,
всегда стремился расширять круг
интересующихся новыми аспектами
гуманитарных наук и вникающих в них;
ему принадлежит несколько учебных
пособий для студентов и преподавателей
по литературоведческому структурализму,
из которых особенно известна книга «
Анализ поэтического текста
. Структура стиха», выпущенная Ленинградским
отделением издательства «Просвещение»
в 1972 г.
Структурализмом и семиотикой
Ю. М. заинтересовался очень рано, на
грани 1950-х и 1960-х гг. Этому интересу
способствовали неизменное его тяготение
к новым методам, теоретический склад
мышления (историко-литературные студии
всегда приводили его к теоретическим
и типологическим выводам), отвращение
от навязываемого сверху
вульгарно-социологического метода,
интенсивное всемирное развитие семиотики
и структурализма.
Семиотика, наука
о знаках и знаковых системах, возникла
незадолго до начала Второй мировой
войны (труды американского философа Ч.
Морриса,
17
использовавшего
и более ранние идеи Ч. Пирса). Быстрое
распространение науки стимулировалось
рядом причин, прежде всего — необходимостью,
при постоянном усложнении объектов,
расширения и углубления уровней научного
анализа. В разных областях стали
создаваться теоретические надстройки,
«этажи» более высокого уровня: у
языковедов появилась металингвистика,
у философов — метатеория, у математиков
— метаматематика.
Знак тоже может
быть назван «метаязыком» по отношению
к обозначаемому; скажем, вместо реального
физического предмета мы используем
слово, в виде звуков или букв, рисунок,
символ, модель. Человеческая культура
наполнена знаками, и чем дальше она
развивается, тем более сложными знаками
оперирует. Уже наш естественный язык
является системой знаков, а использование
его в научных, публицистических,
художественных текстах создает знаковые
системы второго порядка, вторичные
знаковые системы. Или пример с деньгами.
Когда в первобытный натуральный обмен
ввели эквивалентность, то в торговле
стали применяться знаки: кожи, шкуры,
кусочки драгоценных металлов. А когда
вместо этих, не очень удобных, эквивалентов
стали употребляться недрагоценные
металлы, а потом и бумажные купюры, то
это уже вторичные знаки. Чеки и облигации
— уже третичные знаки. А бухгалтерские
сводки-колонки чековых сумм — знаки
четвертичные.
Многоэтажность и
сложность знаковых систем и вызвали
рождение семиотики. Виды знаков,
взаимоотношение их между собою, способы
понимания и истолкования — таков предмет
семиотики. Широкие культурологические
интересы Ю. М. естественно привели его
к семиотическим разработкам различных
проблем. Самые ранние его труды в этой
области — тартуские публикации 1964 г.
«Игра как семиотическая проблема и ее
отношение к природе искусства» и
«Проблема знака в искусстве», а наиболее
обстоятельные исследования — «О
метаязыке типологических описаний
культуры» (Варшава, 1968) и «
Семиотика кино и проблемы киноэстетики
» (Таллинн, 1973).
Еще более интенсивными
и разнообразными были структуралистские
труды Ю. М. Собственно говоря, структурализм
можно рассматривать как часть семиотики:
раздел семиотики под названием
«синтактика» изучает соотношение знаков
между собою, их системы и уровни, — а
это и есть предмет структурализма.
Данная наука тоже возникла перед Второй
мировой войной в Западной Европе (работы
лингвистов кн. Н. С. Трубецкого, Р. О.
Якобсона, Л. Ельмслева), но особенно
бурно развилась в послевоенное время:
главным стимулом здесь было появление
электронно-вычислительной техники и
проектов машинного перевода с одного
языка на другой, необходимость,
следовательно, создания математической
лингвистики. Структуралистские методы
стали затем широко использовать и
представители других гуманитарных
наук: этнологи, психологи, культурологи,
историки, искусствоведы. Ю. М. явился
одним из создателей литературоведческого
структурализма. Он взял основные
методологические и методические
предпосылки лингвистических новаторов:
разделение изучаемого текста на два
«плана» (содержание и выражение), а
планов — на систему «уровней» (в плане
выражения: синтаксический, морфологический,
фонетический; в стихотворе-
18
ниях
еще учитываются ритмика и строфика); в
пределах одного уровня — четкое
разделение («сегментация») на соотносящиеся
и противостоящие друг другу элементы;
исследование структуры текста в двух
аспектах: синтагматическом (реальная
последовательность элементов и их
соотношение) и парадигматическом
(типология элементов; нахождение к
вариативным элементам «инвариантов»).
Однако
Ю. М. уже в ранней своей программной
статье «О разграничении лингвистического
и литературоведческого понятия структуры»
(«Вопросы языкознания», 1963, № 3) подчеркнул
своеобразие: лингвист оперирует планом
выражения формально, отвлекаясь от
плана содержания, а литературовед и в
плане выражения обнаруживает содержательные
сферы (грамматический род — мужской
или женский — при некоторых образах
может иметь глубокий содержательный
подтекст, звуковые конфигурации часто
тесно связаны со смыслом, некоторые
ритмы имеют содержательные ассоциации
и т. д.). В основных своих структуралистских
книгах: «Лекции по структуральной
поэтике. Вып. 1. Введение, теория стиха»
(Тарту, 1964), «
Структура художественного текста
» (Москва, 1970), в упомянутом выше «
Анализе поэтического текста
» автор подробно развивает свои идеи и
показывает их плодотворность при анализе
конкретных произведений.
Труды
Лотмана удивительно разнообразны и по
методам, и по объектам исследований: он
занимался не только литературой и
общественной мыслью, но еще и историей,
историей журналистики,
культурологией, бытом, театром, кино,
живописью... Всего им опубликовано свыше
восьмисот научных и научно-популярных
статей и книг (сюда входят и дубли:
перепечатки и переводы на другие языки).
Он стал воистину всемирно известным
ученым, его наперебой приглашали
университеты и институты; академии наук
избирали его своим членом... Освобожденный
в последние годы от запретов и ограничений,
Ю. М. объездил почти весь западный мир,
от Италии до Венесуэлы, выступая с
докладами на различных конференциях и
читая лекции в университетах. Если бы
это произошло раньше! Ведь интенсивнейшая
научная работа, сочетаемая с очень
большой учебно-педагогической нагрузкой,
не могла не отразиться на здоровье; в
последние годы жизни Ю. М. тяжело болел.
Он умер в Тарту 28 октября 1993 г.
Прикованный
к больницам и госпиталям, потерявший
зрение, он, однако, до последних дней
занимался: ученики читали ему необходимые
тексты и записывали под его диктовку
новые работы. Именно таким образом была
создана последняя книга Ю. М.: «Культура
и взрыв» (М.: Гнозис, 1992). Автор, обобщая
свои прежние заветные мысли, особенно
подробно развил захватившие его перед
кончиной широкие идеи физика-биолога,
нобелевского лауреата Ильи Пригожина
об особых закономерностях случайных
процессов. Случай и случайность всегда
интересовали Ю. М., а здесь эта категория
особенно разнолико исследована автором,
будучи включена в общий исторический
и культурологический контекст. Из-за
того, что книга диктовалась, что она
фактически скомпонована помощниками,
она вышла, увы, сыровата и фрагментарна,
но она ведь является своеобразным
научным завещанием автора!
19
Многое
из творческого наследия Ю. М. Лотмана
вошло и входит в культурную копилку
человечества. А ученики и последователи
ученого будут дальше развивать его
идеи: научное развитие не останавливается...
Б.
Ф. Егоров
Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя
Введение
В
редкую эпоху личная судьба человека
была так тесно связана с историческими
событиями — судьбами государств и
народов, —как в годы жизни Пушкина. В
1831 г. в стихотворении, посвященном
лицейской годовщине, Пушкин писал:
Давно ль друзья… но двадцать лет
Тому прошло, и что же вижу?
Того
царя в живых уж нет,
Мы жгли Москву;
был плен Парижу,
Угас в тюрьме
Наполеон; Воскресла греков древних
слава, С престола пал другой Бурбон
(III, 879—880)1.
Так дуновенья бурь
земных
И нас нечаянно касались...
(III, 277)
Ни в одном из этих событий
ни Пушкин, ни его лицейские однокурсники
не принимали личного участия, и тем не
менее историческая жизнь тех лет в такой
мере была частью их личной биографии,
что Пушкин имел полное основание сказать:
«Мы жгли Москву». «Мы» народное, «мы»
лицеистов («Мы возмужали...» в том же
стихотворении) и «я» Пушкина сливаются
здесь в одно лицо участника и современника
Исторической Жизни.
Через полгода
после рождения Пушкина, 9 ноября 1799 г.
(18 брюмера VIII года Республики), генерал
Бонапарт, неожиданно вернувшись из
Египта, произвел государственный
переворот. Первый консул, пожизненный
консул и, наконец, император Наполеон,
он оставался во главе Франции до военного
поражения и отречения в 1814 г. Затем,
через несколько месяцев, он на 100 дней
восстановил свою власть и в 1815 г., после
разгрома под Ватерлоо,
________________________
1
Сочинения Пушкина здесь и далее по всему
изданию цитируются по Полному собранию
сочинений в 16-ти томах (Изд-во АН СССР,
1937—1949, Большое академическое издание).
Римской цифрой обозначается том, арабской
— страница; цитирование произведений,
названных в тексте, не оговаривается.
В квадратные скобки заключено зачеркнутое
Пушкиным, а в ломаные — читаемое на
основании реконструкции (конъектуры)
23
был
сослан на остров Св. Елены. Годы эти были
для Европы временем непрерывных сражений,
в которые начиная с 1805 г. была втянута
и Россия.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г.
на другом конце Европы, в Петербурге,
также произошел государственный
переворот: группа дворцовых заговорщиков
и гвардейских офицеров ворвалась ночью
в спальню Павла I и зверски его задушила.
На престоле оказался старший сын Павла,
двадцатичетырехлетний Александр
I.
Молодежь начала XIX столетия привыкла
к жизни на бивуаках, к походам и сражениям.
Смерть сделалась привычной и связывалась
не со старостью и болезнями, а с молодостью
и мужеством. Раны вызывали не сожаление,
а зависть. Позже, сообщая друзьям о
начале греческого восстания, Пушкин
писал про вождя его, А. Ипсиланти: «Отныне
и мертвый или победитель принадлежит
истории — 28 лет, оторванная рука, цель
великодушная! — завидная участь» (XIII,
24). Не только «цель великодушная» —
борьба за свободу, — но и оторванная
рука (Ипсиланти, генерал русской службы,
потерял руку — ее оторвало ядром — в
сражении с Наполеоном под Лейпцигом в
1813 г.) может стать предметом зависти,
если она вводит человека в Историю. Едва
успевая побывать между военными
кампаниями дома — в Петербурге, Москве,
родительских поместьях, — молодые люди
в перерыве между походами не спешили
жениться и погружаться в светские
удовольствия или семейственные заботы-
они запирались в своих кабинетах, читали
политические трактаты, размышляли над
будущим Европы и России. Жаркие споры
в дружеском кругу влекли их больше, чем
балы и дамское общество. Грянула, по
словам Пушкина, «гроза 1812 года». За
несколько месяцев Отечественной войны
русское общество созрело на десятилетия.
15 августа 1812 г. (еще Москва не была сдана!)
умная, образованная, но, вообще-то говоря,
ничем не выдающаяся светская дама М А.
Волкова писала своей подруге В. И.
Ланской. «Посуди, до чего больно видеть,
что злодеи в роде Балашова (министр
полиции, доверенное лицо Александра I
— Ю Л) и Аракчеева продают такой прекрасный
народ! Но уверяю тебя, что ежели сих
последних ненавидят в Петербурге так
же, как и в Москве, то им не сдобровать
впоследствии»1.
Война закончилась
победой России Молодые корнеты,
прапорщики, поручики,
Которые, пустясь
в пятнадцать лет на волю,
Привыкли
в трех войнах лишь к лагерю да к полю
(VII, 246, 367), —
вернулись домой
израненными боевыми офицерами,
сознававшими себя активными участниками
Истории и не хотевшими согласиться с
тем, что будущее Европы должно быть
отдано в руки собравшихся в Вене монархов,
а России — в жесткие капральские руки
Аракчеева.
Невозможность вернуться
после Отечественной войны 1812 г. к старым
порядкам широко ощущалась в обществе,
пережившем национальный подъем. Острый
наблюдатель, лифляндский дворянин Т.
фон Бок писал в меморан-
________________________
1Каллаш
В. В. Двенадцатый год в воспоминаниях и
переписке современников М 1912 С
253—254
24
думе, поданном
Александру I: «Народ, освещенный заревом
Москвы, — это уже не тот народ, которого
курляндский конюх Бирон таскал за волосы
в течение десяти лет»1. Характерен
замысел трагедии «1812 год», который позже
обдумывал Грибоедов: основным героем
пьесы должен был стать крепостной М.
(имени Грибоедов не определил), герой
партизанской войны. который после победы
должен «вернуться под палку господина».
Наброски трагедии Грибоедов завершил
выразительной репликой: «Прежние
мерзости». М. кончал самоубийством.
Стремление не допустить возвращения к
«прежним мерзостям» «века минувшего»
(выражение Чацкого) было психологической
пружиной, заставлявшей вернувшихся с
войны молодых офицеров, рискуя всем
своим будущим, отказываясь от радостей,
которые сулила полная сил молодость и
блестяще начатая карьера, вступать на
путь политической борьбы. Связь между
1812г. и освободительной деятельностью
подчеркивали многие декабристы. М.
Бестужев-Рюмин, выступая на конспиративном
заседании, говорил: «Век славы военной
кончился с Наполеоном. Теперь настало
время освобождения народов от угнетающего
их рабства, и неужели Русские, ознаменовавшие
себя столь блистательными подвигами в
войне истинно Отечественной — Русские,
исторгшие Европу из-под ига Наполеона,
не свергнут собственного ярма?»2.
В
1815 г. в России возникли первые тайные
революционные общества. 9 февраля 1816 г
несколько гвардейских офицеров в
возрасте двадцати— двадцати пяти лет
— все участники Отечественной войны —
учредили Союз Спасения, открыв тем самым
новую страницу в истории
России. Победителям
Наполеона свобода казалась близкой, а
борьба и гибель за нее — завидными и
праздничными. Даже суровый Пестель, к
тому же находясь в каземате крепости и
обращаясь не к единомышленникам, а к
судьям и палачам, вновь переживал упоение
свободой, вспоминая эти минуты: «Я
сделался в душе республиканец и ни в
чем не видел большего Благоденствия и
высшего Блаженства для России, как в
республиканском правлении. Когда с
прочими членами, разделяющими мой образ
мыслей, рассуждал я о сем предмете, то,
представляя себе живую картину всего
счастья, коим бы Россия, по нашим понятиям,
тогда пользовалась, входили мы в такое
восхищение и, сказать можно, восторг,
что я и прочие готовы были не только
согласиться, но и предложить все то, что
содействовать бы могло к полному введению
и совершенному укреплению и утверждению
сего порядка вещей»3.
Число членов
тайного общества быстро росло, и в 1818
г. оно было реорганизовано в Союз
Благоденствия — конспиративную
организацию, рассчитывавшую путем
влияния на общественное мнение, давления
на правительство, проникновения на
государственные посты, воспитания
молодого поколения в духе патриотизма,
свободолюбия, личной независимости и
ненависти к деспотизму подготовить
Россию к коренному общественному
пре-
________________________
1 Предтеченский
А В Записка Т. Е Бока //Декабристы и их
время М., Л, 1951 С 193, подлинник по - фр.
перевод
публикатора За свою записку
Бок поплатился долгими годами крепости,
позже покончил с собой в Вильянди
2
Восстание декабристов М , 1950 Т 9 С. 117
3
Восстание декабристов М
,Л,1927.Т.4.С.91
25
образованию,
которое предполагалось провести через
десять—пятнадцать лет. Влияние Союза
Благоденствия было широким и плодотворным:
в безгласной России, где любое дело
считалось входящим в компетенцию
правительства, а все входящее в компетенцию
правительства считалось тайным, члены
Союза Благоденствия явочным порядком
вводили гласность. На балах и в общественных
собраниях они открыто обсуждали
правительственные действия, выводили
из мрака случаи злоупотребления властью,
лишая деспотизм и бюрократию их основного
оружия — тайны. Декабристы создали в
русском обществе не существовавшее
дотоле понятие — общественное мнение.
Именно оно обусловило то — новое в
России — положение, о котором Грибоедов
устами Чацкого сказал:
…нынче смех
страшит, и держит стыд в узде.
Однако
широкий размах деятельности и установка
на гласность имели и слабые стороны:
Союз Благоденствия разбухал за счет
случайных попутчиков, конспирация
свелась почти на нет. К 1821 г. правительство
имело уже в руках ряд доносов, дававших
обширную информацию о тайном обществе.
Сведения эти тем более встревожили
императора, что утвердившийся после
падения Наполеона реакционный порядок
Священного союза европейских монархов
трещал и рушился: волнения в немецких
университетах, революция в Неаполе,
греческое восстание, волнения в
Семеновском полку в Петербурге, бунт в
военных поселениях в Чугуеве под
Харьковом — все это настраивало русское
правительство на панический лад. Начались
репрессии: были разгромлены Казанский
и Петербургский университеты (после
инквизиторского следствия были уволены
лучшие профессора, преподавание ряда
наук вообще запрещено; университеты
стали напоминать смесь казармы и
монастыря), усилились цензурные гонения,
из Петербурга были высланы Пушкин и —
несколько позже — поэт и декабрист
полковник П. А. Катенин.
Собравшийся
в этих условиях в 1821 г. в Москве нелегальный
съезд Союза Благоденствия, узнав о том,
что правительство имеет полные списки
заговорщиков, объявил тайное общество
ликвидированным. Но то был лишь тактический
шаг: на самом деле вслед за первым
решением последовало второе, которое
восстанавливало Союз, но на более узкой
и более конспиративной основе. Однако
восстановление происходило не гладко:
тайное общество раскололось географически
— на Юг и Север, политически — на
умеренных, покидавших его рады, и
решительных, в основном молодежь,
сменявшую лидеров первого этапа
декабризма. В обстановке организационного
развала приходилось бороться с
настроениями пессимизма и вырабатывать
новую тактику. Правительство, казалось,
могло торжествовать победу. Однако, как
всегда, победы реакции оказались мнимыми:
загнанное вглубь, общественное
недовольство лишь крепче пустило корни,
и к 1824 г. и Южное и Северное общества
декабристов вступили в период новой
политической активности и непосредственно
подошли к подготовке военной революции
в России.
19 ноября 1825 г. в Таганроге
неожиданно скончался Александр I.
Декабристы давно уже решили приурочить
начало «действия» к смерти царя. 14
декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской
площади была сделана первая
26
в
России попытка революции. Картечные
выстрелы в упор, разогнавшие мятежное
каре, возвестили неудачу восстания и
начало нового царствования и новой
эпохи русской жизни.
Николай I начал
свое правление как ловкий следователь
и безжалостный палач, пятеро руководителей
движения декабристов были повешены,
сто двадцать — сосланы в Сибирь в
каторжные работы. Новое царствование
началось под знаком политического
террора: Россия была отдана в руки
политической тайной полиции: учрежденная
машина сыска и подавления — Ш отделение
канцелярии императора и жандармский
корпус — представляли как бы глазок в
камере, через который царь наблюдал за
заключенной Россией. Место грубого и
малограмотного Аракчеева заняли более
цивилизованные, более образованные,
более светские Бенкендорф и его помощник
Дубельт. Аракчеев опирался на палку,
правил окриком и зуботычиной — Бенкендорф
создал армию шпионов, ввел донос в быт.
Если декабристы стремились поднять
общественную нравственность, то
Бенкендорф и Николай I сознательно
развращали общество, убивали в нем стыд,
преследовали личную независимость и
независимость мнений как политическое
преступление.
Однако остановить
течение жизни невозможно. Николай I
видел свою — как он считал, божественную
— миссию в том, чтобы «подморозить»
Россию и остановить развитие духа
свободы во всей Европе. Он стремился
подменить жизнь циркулярами, а
государственных людей — безликими
карьеристами, которые бы помогали ему,
обманывая самого себя, создавать
декорацию мощной и процветающей России.
Историческое отрезвление, как известно,
было горьким.
Но в обществе зрели
здоровые силы. Вся мощь национальной
жизни сосредоточилась в это время в
литературе.
Такова была эпоха Пушкина.
Глава первая. Годы юности
Пушкин
родился 26 мая 1799 г.1 в Москве в доме
Скворцова на Немецкой улице в семье
отставного майора, чиновника Московского
комиссариата Сергея Львовича Пушкина
и жены его Надежды Осиповны (урожденной
Ганнибал). Кроме него в семье были старшая
сестра Ольга и три младших брата. Пушкины
были родовиты. В автобиографических
заметках Пушкин писал: «Мы ведем род
свой от прусского выходца Радши или
Рачи (мужа
_______________________
1 Все даты
даются по старому стилю
27
честней1,
как говорит летописец, т. е. знатного,
благородного), выехавшего в Россию во
времена княжества св. Александра
Ярославича Невского. От него произошли
Мусины, Бобрищевы, Мятлевы, Поводовы,
Каменские, Бутурлины, Кологривовы,
Шерефединовы и Товарковы» (XII, 311). Родство
со многими фамилиями коренного русского
барства делало Пушкиных тесно связанными
с миром и бытом той, «допожарной» (т. е.
до пожара 1812 г.) Москвы, в которой говорили:
«Родство люби счесть и воздай ему честь»
— и: «Кто своего родства не уважает, тот
себя самого унижает, а кто родных своих
стыдится, тот чрез это сам
срамится».
«Родословная матери моей
еще любопытнее, — продолжал Пушкин. —
Дед ее был негр, сын владетельного
князька. Русский посланник в Константинополе
как-то достал его из сераля, где содержался
он аманатом (заложником. — Ю. Л.), и отослал
его Петру Первому...» (XII, 311—312)2. К концу
XVIII в. Ганнибалы уже тесно переплелись
кровными связями с русскими дворянскими
родами — породнились с Ржевскими,
Бутурлиными, Черкасскими, Пушкиными.
Отец и мать поэта были родственники
(троюродные брат и сестра).
Пушкины
были весьма небогаты. Бесхозяйственные
и недомовитые, они всю жизнь находились
на грани разорения, в дальнейшем неизменно
урезали материальную помощь сыну, а в
последние годы его жизни и обременяли
поэта своими долгами. У Сергея Львовича
Пушкина барская безалаберность сочеталась
с болезненной скупостью. Друг А. С.
Пушкина П. А. Вяземский сохранил в своих
записках сценку: «Вообще был он очень
скуп и на себя, и на всех домашних. Сын
его Лев, за обедом у него, разбил рюмку.
Отец вспылил и целый обед проворчал.
„Можно ли (сказал Лев) так долго сетовать
о рюмке, которая стоит двадцать копеек?"
— „Извините, сударь (с чувством возразил
отец), не двадцать, а тридцать пять
копеек"»3.
Семья принадлежала к
образованной части московского общества.
Дядя Пушкина Василий Львович Пушкин
был известным поэтом, в доме бывали
московские литераторы. Еще ребенком
Пушкин увидел Карамзина, тогдашнего
главу молодой русской литературы, слушал
разговоры на литературные темы.
Воспитание
детей, которому родители не придавали
большого значения, было беспорядочным.
Из домашнего обучения Пушкин вынес лишь
прекрасное знание французского языка,
а в отцовской библиотеке пристрастился
к чтению (тоже на французском
языке).
____________________
1 Здесь и далее
по всему изданию курсив, принадлежащий
автору цитируемого произведения,
специально не оговаривается.
2 Предок
Пушкина был не негр, а арап, т. е. эфиоп,
абиссинец Появление его при дворе Петра
I, возможно, связано с более глубокими
причинами, чем распространившаяся в
Европе начала XVIII в мода на пажей-арапчат-
в планах сокрушения Турецкой империи,
которые вынашивал Петр I, связи с
Абиссинией — христианской страной,
расположенной в стратегически важном
районе, в тылу неспокойного египетского
фланга Турции, — занимали определенное
место. Однако затяжная Северная война
не дала развиться этим планам
3 А. С.
Пушкин в воспоминаниях современников.
В 2 т М., 1974 Т. 1. С. 154