ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.11.2021
Просмотров: 3602
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
Личность и творчество Ю. М. Лотмана
Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя
Глава вторая. Петербург. 1817—1820
Глава четвертая. В Михайловском. 1824—1826
Глава пятая. После ссылки. 1826—1829
Глава шестая. Тысяча восемьсот тридцатый год
Глава седьмая. Болдинская осень
Идейная структура «Капитанской дочки»
К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина
Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело»
Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине»
Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе
Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи
Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год)
Заметки. Рецензии. Выступления
Из «Историко-литературных заметок»
Об отношении Пушкина в годы южной ссылки к Робеспьеру
К проблеме работы с недостоверными источниками
Три заметки к пушкинским текстам
Заметки к проблеме «Пушкин и французская культура»
Несколько добавочных замечаний к вопросу о разговоре Пушкина с Николаем I 8 сентября 1826 года
О «воскреснувшей эллинской речи»
Письмо Ю. М. Лотмана Б. Ф. Егорову
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Из истории полемики вокруг седьмой главы «Евгения Онегина»
О композиционной функции «десятой главы» «Евгения Онегина»
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
Отрывки из путешествия Онегина
Источники сведений Пушкина о Радищеве (1819—1822)
«Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века
Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин - Достоевский - Блок)
35
раздражительнее
многих и потому не возбуждал общей
симпатии: это удел эксцентрического
существа среди людей. Не то чтобы он
разыгрывал какую-нибудь роль между нами
или поражал какими-нибудь особенными
странностями, как это было в иных; но
иногда неуместными шутками, неловкими
колкостями сам ставил себя в затруднительное
положение, не умея потом из него выйти.
Это вело его к новым промахам, которые
никогда не ускальзывают в школьных
сношениях. Я, как сосед (с другой стороны
его нумера была глухая стена), часто,
когда все уже засыпали, толковал с ним
вполголоса через перегородку о
каком-нибудь вздорном случае того дня;
тут я видел ясно, что он по щекотливости
всякому вздору приписывал какую-то
важность и это его волновало. Вместе
мы, как умели, сглаживали некоторые
шероховатости, хотя не всегда это
удавалось. В нем была смесь излишней
смелости с застенчивостью, и то и другое
невпопад, что тем самым ему вредило.
Бывало, вместе промахнемся, сам
вывернешься, а он никак не сумеет этого
уладить. Главное, ему недоставало того,
что называется тактом...» «Все это вместе
было причиной, — заключает Пущин, — что
вообще не вдруг отозвались ему на его
привязанность к лицейскому кружку...»
Пущин был проницательным наблюдателем.
Шестилетнее непрерывное общение с
Пушкиным-лицеистом позволило ему сделать
исключительно точное наблюдение над
характером своего друга: «Чтоб полюбить
его настоящим образом, нужно было
взглянуть на него с тем полным
благорасположением, которое знает и
видит все неровности характера и другие
недостатки, мирится с ними и кончает
тем, что полюбит даже и их в
друге-товарище»1.
Нелюбимый ребенок
в родной семье, равно и неравномерно
развивающийся, Пушкин-юноша, видимо,
был глубоко неуверен в себе. Это вызывало
браваду, молодечество, стремление
первенствовать. Дома его считали увальнем
— он начал выше всего ставить физическую
ловкость, силу, умение постоять за себя.
Тот же Пущин с недоумением, не ослабевшим
почти за полвека, отделявшие первую
встречу с Пушкиным от времени написания
записок, вспоминал, что Пушкин, который
значительно опередил по начитанности
и знаниям своих одноклассников, менее
всего был склонен этим тщеславиться и
даже ценить: «Все научное он считал ни
во что и как будто желал только доказать,
что мастер бегать, прыгать через стулья,
бросать мячик и пр. В этом даже участвовало
его самолюбие — бывали столкновения,
очень неловкие»2. Сам Пушкин свидетельствовал,
что «появлению Музы» в его «студенческой
келье» предшествовало время,
.. как
я поэме редкой
Не предпочел бы мячик
меткой, Считал схоластику за вздор
И
прыгал в сад через забор3
______________________
1
А. С. Пушкин в воспоминаниях современников
Т. 1 С. 82—83
2 Там же. С. 74
3 Речь идет
об особом молодечестве. Царь жаловался
директору Лицея Энгеяьгарду: «Твои
воспитанники <. .> снимают через забор
мои наливные яблоки, бьют сторожей..»
(Там же. С. 91 \ То, что яблоки были царские,
придавало им особый вкус, а походу —
опасность.
36
Когда
порой бывал прилежен, Порой ленив, порой
упрям, Порой лукав, порою прям, Порой
смирен, порой мятежен, Порой печален,
молчалив, Порой сердечно говорлив (VI,
619).
Все мемуаристы единодушны в
описании и оценке огромного впечатления,
которое произвели на Лицей и лицеистов
события 1812 года. Сошлемся снова на
Пущина: «Жизнь наша лицейская сливается
с политическою эпохою народной жизни
русской: приготовлялась гроза 1812 года.
Эти события сильно отразились на нашем
детстве. Началось с того, что мы провожали
все гвардейские полки, потому что они
проходили мимо самого Лицея...»1 Впечатления
этих лет, конечно, определили гражданский
пафос и раннее свободолюбие многих
лицеистов, включая и Пушкина. Однако
события действовали на молодые умы еще
в одном отношении: История со страниц
учебников сама явилась на лицейский
порог. Для того чтобы обессмертить свое
имя и передать его потомкам, уже не нужно
было родиться в баснословные времена
или принадлежать к семье коронованных
особ. Не только «муж судеб», сын мелкого
корсиканского дворянина Наполеон
Бонапарте, сделавшийся императором
Франции и перекраивавший карту Европы,
но и любой из молодых гвардейских
офицеров, проходивших мимо ворот Лицея,
чтобы пасть под Бородино, Лейпцигом или
на высотах Монмартра, был «человеком
истории». В одном из своих последних
стихотворений (на 19 октября 1836 г.) Пушкин
писал:
Вы помните: текла за ратью
рать, Со старшими мы братьями прощались
И
в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо
нас... (III, 432)
Сдержанная стилистика
зрелого Пушкина чужда поэтических
украшений. «Завидуя тому, кто умирать
/ Шел мимо нас» — не риторическая фигура,
а точное описание психологических
переживаний лицеистов. Героическая
смерть, переходящая в историческое
бессмертие, не казалась страшной — она
была прекрасна. Тем сильнее переживалась
обида, нанесенная возрастом. Л. Н. Толстой
глубоко передал эти переживания словами
Пети Ростова в «Войне и мире»: «...все
равно я не могу ничему учиться теперь,
когда... — Петя остановился, покраснел
до поту и проговорил-таки: — когда
отечество в опасности»2.
Поэзия была
ответом на все. Она становилась оправданием
в собственных глазах и обещанием
бессмертия. Именно бессмертия — такова
была единственная мерка, которой мерилось
достоинство стихов в пушкинском кружке.
Пушкину было шестнадцать лет, когда
Державин рукоположил его в поэты, а
Дельвиг в сентябрьском номере «Российского
музеума» за 1815 г. привет-
________________________
1
А. С. Пушкин в воспоминаниях современников.
Т. 1. С. 81
2 Толстой Л Н Собр. соч. В 22 т.
М, 1980 Т. 6. С. 92.
37
ствовал
его — автора всего лишь нескольких
опубликованных стихотворений — стихами:
Пушкин! Он и в лесах не укроется; Лира
выдаст его громким пением, И от смертных
восхитит бессмертного
Аполлон на
Олимп торжествующий1.
Глубокой
привязанности к родителям у Пушкина не
было. Однако потребность в такой
привязанности, видимо, была исключительно
сильна. Это наложило отпечаток на
отношения Пушкина с людьми старше его
по возрасту. С одной стороны, он в любую
минуту был готов взбунтоваться против
авторитета, снисходительность или
покровительство старших были ему
невыносимы. С другой, он тянулся к ним,
жаждал их внимания, признание с их
стороны было ему необходимо. Он хотел
дружбы с ними. Культ Дружбы был неотделим
от литературы предромантизма: Шиллер
и Карамзин, Руссо и Батюшков создали
настоящую «мифологию» дружбы. Однако
литературная традиция давала лишь
слово, подсказывала формы, в них отливалась
глубоко личная потребность компенсировать
ту нехватку душевных связей, которую
ощущал юноша, не любивший вспоминать о
своем детстве и семье.
Дружеские
связи с лицеистами, как мы говорили,
завязывались трудно. Тем более заметна
тяга Пушкина к людям «взрослого» мира:
к дружбе с Чаадаевым и Кавериным,
арзамасцами и Карамзиным, Тургеневыми
и Ф. Глинкой.
Глядя на дружеские связи
Пушкина с возрастной точки зрения, мы
отчетливо видим три периода. От Лицея
до Одессы включительно друзья Пушкина
старше его по возрасту, жизненному
опыту, служебному положению. Пушкин
сознательно игнорирует эту разницу.
Карамзину он говорил: «Итак, вы рабство
предпочитаете свободе» («Кара<мзин>
вспыхнул и назвал меня своим клеветником».
— XII, 306). М. Орлову, герою войны 1812 г.,
принявшему ключи Парижа, любимцу
императора и кумиру солдат, главе
кишиневского общества декабристов, «он
отпустил», «разгорячась»: «Вы рассуждаете,
генерал, как старая баба» («„Пушкин, вы
мне говорите дерзости, берегитесь",
— ответил Орлов»)2. И все же дружеские
связи этого периода далеки от равенства.
Друзья Пушкина — почти всегда и учителя
его. Одни учат его гражданской твердости
и стоицизму, как Чаадаев или Ф. Глинка,
другие наставляют в политической
экономии, как Н. Тургенев, третьи приобщают
к тайнам гусарских кутежей, как Каверин
или Молоствов, четвертые, как Н. И.
Кривцов, «развращают» проповедью
материализма. Вопрос о влиянии Пушкина
на весь этот круг лиц даже не ставится.
В
1824 г. Пушкин посвятил дружбе четверостишие,
окрашенное горечью:
Что дружба?
Легкий пыл похмелья.
Обиды вольный
разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор (II,
460).
______________________
1 Дельвиг А. А. Полн.
собр. стихотворений. С. 191.
2 А. С. Пушкин
в воспоминаниях современников Т. 1. С.
351
38
В
Михайловском начинается новый период
— Пушкина явно влечет к сверстникам.
Именно в это время лицейские связи
обретают для него новую и особую ценность,
укрепляется эпистолярная дружба с
Вяземским, который, хотя и несколько
старше по возрасту, но никак не годится
в наставники и не претендует на эту
роль. В роли друга-издателя (скитаясь
по ссылкам, Пушкин весьма нуждается в
услугах по этой части, поскольку сам
лишен возможности вести деловые
переговоры) маститого наставника Гнедича
сменяет приятель Плетнев. Среди
политических заговорщиков Пушкина
теперь привлекают «молодые»: Рылеев и
Бестужев, среди поэтов — сверстники:
Дельвиг, Баратынский, Языков.
В
тридцатые годы в кругу друзей Пушкина
появляются имена молодых, начинающих
литераторов: Иван Киреевский, Погодин,
Гоголь, который становится ближайшим
сотрудником Пушкина, Кольцов и даже
Белинский, при всем различии литературных
взглядов, бытовых и культурных привычек,
попадают в круг интересующих Пушкина
лиц. Приятели младшего брата (Нащокин,
Соболевский) становятся и его приятелями.
Обновление круга друзей станет для
Пушкина одной из черт мужественного
признания вечного движения жизни.
Среди
дружеских привязанностей Пушкина особое
место занимал Жуковский. Глубокий и
тонкий лирик, открывший тайны поэтического
звучания, Жуковский отличался и другой
одаренностью: это был бесспорно самый
добрый человек в русской литературе.
Доброта, мягкость, отзывчивость тоже
требуют таланта, и Жуковский обладал
этим талантом в высшей мере. В годы
учения Пушкина в Лицее Жуковский был
уже признанным поэтом, и Пушкин свое
стихотворное послание к нему (1816) начал
с обращения: «Благослови, поэт...». В этих
словах было сознание дистанции, отделявшей
автора прославленного в 1812 г. патриотического
стихотворения «Певец во стане русских
воинов» и вызывавших бурные споры
романтических баллад от вступавшего
на поэтический путь новичка. Однако в
отношении Жуковского к начинающему
поэту не было ни покровительства, столь
нетерпимого Пушкиным, ни досаждавшей
ему нравоучительности. Жуковский нашел
верный тон — тон любящего старшего
брата, при котором старшинство не мешает
равенству. Это сделало дружбу Пушкина
и Жуковского особенно долговечной.
Правда, и здесь бывало не все гладко:
Жуковский порой сбивался на нравоучение,
а в последние месяцы жизни поэта утерял
понимание его душевной жизни. Пушкин,
в свою очередь, не скрывал творческих
расхождений со своим старшим другом,
порой подчеркивая их с эпиграмматической
остротой. И все же среди наиболее
длительных дружеских привязанностей
Пушкина имя Жуковского должно быть
названо рядом с именами Дельвига и
Пущина.
Дружеские связи лицейского
периода — с царско-сельскими гусарами,
с литераторами - арзамасцами — молодыми
писателями, объединявшимися вокруг
знамен «нового слога» Карамзина и
романтизма Жуковского, — с семьей
Карамзина — давали исключительно много
для формирования ума и взглядов Пушкина,
его общественной и литературной позиции.
Но они влияли и на характер. В гусарском
кружке Пушкин мог чувствовать
себя
39
взрослым, у Карамзина
— вдохнуть воздух семьи, домашнего уюта
— того, чего сам он никогда не знал у
себя дома. В неожиданном и трогательном
чувстве влюбленности, которое Пушкин
испытал к Екатерине Андреевне Карамзиной,
женщине на девятнадцать лет старше его
(более чем вдвое!), вероятно, значительное
место занимала потребность именно в
материнской любви. Нет оснований видеть
в этом чувстве глубокую и утаенную
страсть. Ю. Н. Тынянов — автор подробной
работы, посвященной «безымянной любви»
Пушкина к Карамзиной, — особое значение
придает тому, что перед смертью Пушкин
захотел видеть именно ее1. Однако, чтобы
правильно осмыслить этот факт, следует
назвать имена всех тех, кто вспоминался
ему в эти минуты.
Тот, кому приходилось
наблюдать людей, умирающих от ран в
сознании, знает, с какой неожиданной
силой вспыхивают у них воспоминания
далекого и, казалось бы, прочно забытого
детства. Пушкин не вспомнил недавно
скончавшейся матери, не позвал ни отца,
ни брата, ни сестры. Он вспомнил Лицей:
«Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина,
ни Малиновского, мне бы легче было
умирать». «Карамзина? Тут ли Карамзина?»
— спросил Пушкин2. Он возвращался в мир
лицейской жизни.
Лицей заменил Пушкину
детство. Лицей был закончен — детство
прошло. Началась жизнь.
Расставание
с детством и вступление во «взрослую»
жизнь воспринималось Пушкиным, рвущимся
из Лицея, торжественно. Оно рисовалось
как рукоположение в рыцарский орден
Русской Литературы, клятва паладина,
который отныне будет искать случая
сразиться за честь своей Дамы. Для юноши,
воспринимавшего рыцарскую культуру
сквозь призму иронических поэм Вольтера,
Ариосто и Тассо, такое «рукоположение»
неизбежно выступало в двойном свете:
торжественном и даже патетическом, с
одной стороны, и пародийно-буффонном —
с другой, причем насмешка и пафос не
отменяли, а оттеняли друг друга. Пушкин
в Лицее был дважды рукоположен в поэты.
Первое посвящение произошло 8 января
1815 г. на переводном экзамене. Встреча
Пушкина и Державина не имела в реальности
того условно-символического (и уж,
конечно, тем более, театрального)
характера, который невольно ей приписываем
мы, глядя назад и зная, что в лицейской
зале в этот день встретились величайший
русский поэт XVIII в., которому осталось
лишь полтора года жизни, и самый великий
из русских поэтов вообще. Державин
несколько раз до этого уже «передавал»
свою лиру молодым поэтам:
Тебе в
наследие, Жуковской!
Я ветху лиру
отдаю, А я над бездной гроба скользкой
Уж
преклоня чело стою3
________________________
1
Тынянов Ю Н Безыменная любовь // Тынянов
Ю Н. Пушкин и его современники М, 1969 С
217
2 А С Пушкин в воспоминаниях
современников Т 2 С 332, 349
3 Державин Г
Р Стихотворения Л, 1933 С 386
40
Сам
Пушкин описал позже эту встречу, соединяя
юмор с лиризмом «Державин приехал. Он
вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он
спроси у швейцара- „Где, братец, здесь
нужник?" Этот прозаический вопрос
разе чаровал Дельвига. .» «Державин был
очень стар. <.. > Он сидел, подперт]
голову рукою. Лицо его было бессмысленно;
глаза мутны, губы отвислы (XII, 158). Строки
эти писались почти в то же время, что и
портрет старо) графини в «Пиковой даме»:
«Графиня сидела вся желтая, шевеля
отвислым) губами .. В мутных глазах ее
изображалось совершенное отсутствие
мысли; (VIII, 240). Совпадение это не случайно-
в обоих случаях Пушкин рисует отошедший
уже и отживший свое XVIII век, как бы
сгустившийся в лиц одного человека.
Эпизод
встречи уходящего и начинающего поэтов
на одном из переводные экзаменов в Лицее
вряд ли произвел ошеломляющее впечатление
на современников, поглощенных рутиной
ежедневных служебных, политических,
придворных забот. Только тесный круг
друзей, начинавших уже ценить дарование
молодого поэта, мог почувствовать его
значение. Но для самого Пушкина это было
одно из важнейших событий жизни. Он
чувствовал себя как паж получивший
посвящение в рыцарский сан: «Наконец
вызвали меня Я прочел мои Воспоминания
в Ц <арском> С <еле>, стоя в двух
шагах от Державина Я не в силах описать
состояния души моей: когда дошел я до
стиха, где упоминаю имя Державина, голос
мой отроческий зазвенел, а сердце
забилось с упоительным восторгом... —
Не
помню, как я кончил свое чтение, не помню,
куда убежал. Державин был в восхищении;
он меня требовал, хотел меня обнять...
Меня искали, но не нашли...» (XII, 158).
Вторым
посвящением было принятие Пушкина в
«Арзамас» — неофициальное литературное
общество, объединявшее молодых и задорных
литераторов, которые высмеивали на
своих, имевших шуточный характер,
заседаниях литературных староверов.
Члены «Арзамаса» были поклонниками
Карамзина, к Державину, в доме которого
торжественно собирались литераторы-архаисты,
относились иронически. Пушкин был принят
в «Арзамас» осенью 1817 г., в момент, когда
это общество находилось в состоянии
внутреннего разлада. Для Пушкина это
принятие имело глубокий смысл, его
принадлежность к литературе получила
общественное признание. Зачисление в
боевую дружину молодых литераторов —
романтиков, насмешников, гонителей
«века минувшего» — подвело черту под
периодом детства и годами учения. Он
почувствовал себя допущенным в круг
поэтов общепризнанных.
Глава вторая. Петербург. 1817—1820
Лицей
стал родным домом. Придут годы, когда
Дом сделается для Пушкина символом
самых заветных чувств и наиболее высоких
ценностей Культуры. Тогда смысл жизненного
пути будет рисоваться в образе возвращения
домой. В день четвертой годовщины событий
на Сенатской площади, 14 декабря 1829 г.,
Пушкина неудержимо потянуло домой —
он отправился в Царское Село. В начатом
тогда и оставшемся незаконченным
стихотворении господствует образ
возвращения. Не случайно стихотворение
даже названием («Воспоминания в Царском
Селе»1) возвращает к знаменательному
для поэта лицейскому экзамену:
Воспоминаньями смущенный, Исполнен
сладкою тоской, Сады прекрасные, под
сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею
главой.
Так отрок библии, [безумный]
расточитель, До капли истощив раскаянья
фиал, Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал (III, 189)
В
юные годы для Пушкина Дом (Лицей,
Петербург) — келья и неволя. Пребывание
в нем насильственно, а бегство — желанно.
За стенами Дома видится простор и воля.
Пока Пушкин в Лицее, простором кажется
Петербург, когда он в Петербурге, —
деревня. Эти представления наложат
отпечаток даже на южную ссылку, которая
в сознании поэта, неожиданно для нас,
иногда будет рисоваться в виде не
насильственного изгнания, а добровольного
бегства из неволи на волю. А перед
читателем и перед самим собой Пушкин
предстает в образе Беглеца, добровольного
Изгнанника. Иногда этот образ, почерпнутый
из арсенала образов европейского
романтизма, будет иметь реальное
биографическое содержание, и за стихами:
Презрев и голос <?> укоризны, И
зовы сладос<тных> надежд, Иду в чужбине
прах отчизны
С дорожных отряхнуть
одежд (П, 349) —
стояли реальные
планы «взять тихонько трость и шляпу и
поехать посмотреть на Константинополь»
(XIII, 86). Однако чаще перед нами поэтическое
осмысление, трансформирующее реальность.
В жизненной прозе — насильственная
ссылка на юг, в стихах:
________________________
1
Слово «воспоминания» употреблено здесь
и в лицейском стихотворении в несколько
разных значениях: в 1814 г. поэт говорил
об исторических воспоминаниях, которые
вызывают памятники Царского Села, в
1829 г. — о личных и исторических.
42
Искатель
новых впечатлений, Я вас бежал, отечески
края... (II, 147)
В поэзии Лицей —
брошенный монастырь, Петербург —
блестящая и заманчивая цель бегства. В
реальной жизни все иначе: родители поэта
переехал! в Петербург, и Пушкин возвращается
из Лицея домой; интересно, что док в
Коломне «у Покрова», на Фонтанке в доме
Клокачева, как и вообще впечатления
этой окраины, где, по выражению Гоголя,
«всё тишина и отставка», отозвавшиеся
позже в «Домике в Коломне» и «Медном
всаднике», для творчества Пушкина
1817—1820 гг. не существуют; из Лицея Пушкин
писал послания сестре — в поэзии
петербургского периода ни сестра, ни
какие-либо другие «домашние» темы не
упоминаются.
В Петербурге Пушкин жил
с начала июня 1817 г. (9 июня состоялся
выпускной акт Лицея, 11 того же месяца
он уже был в Петербурге) по б мая 1820 г.,
когда он выехал по царско-сельской
дороге, направляясь в южную ссылку.
Планы военной службы, которые Пушкин
лелеял в своем воображении, пришлось
оставить: отец, опасаясь расходов (служба
в гвардии требовала больших трат),
настоял на гражданской. Пушкин был
зачислен в Коллегию иностранных дел и
13 июня приведен к присяге (в тот же день,
что и Кюхельбекер и Грибоедов).
Петербург
закружил Пушкина. В широком черном фраке
с не скошенными фалдами (такой фрак
назывался a 1'americaine; нарочитая грубость
его была верхом щегольской утонченности)
и в широкой шляпе a la bolivar (поля такой
шляпы бывали «так широки, что невозможно
было пройти в узкую дверь, не снимая с
головы» ее1) он спешит вознаградить себя
за вынужденное шестилетнее уединение.
В
жизни Пушкина бывали периоды, когда
книга составляла для него любимое
общество, а уединение и сосредоточенность
мысли — лучшее занятие. 1817—1820 гг. резко
отличны от этих периодов. И дело здесь
не только в том, что неистраченные силы
молодого поэта бурно искали себе исхода.
В унисон с ними кипела и бурлила молодая
Россия. Годы эти имеют в русской истории
особую, ни с чем не сравнимую физиономию.
Счастливое окончание войн с Наполеоном
разбудило в обществе чувство собственной
силы. Право на общественную активность
казалось достигнутым бесповоротно.
Молодые люди полны были жажды деятельности
и веры в ее возможность в России. Конфликт
на этом пути с правительством и «стариками»
уже вырисовывался довольно ясно, но
никто еще не верил в его трагический
характер. Характерной чертой времени
явилось стремление объединить усилия.
Даже чтение книги — занятие, традиционно
в истории культуры связывавшееся с
уединением, — производится сообща. В
начале XVIII в. Кантемир писал о чтении:
..запруся
В чулан, для мертвых друзей
— живущих лишуся2.
______________________
1
Пьшяев М И Старое житье- Очерки и рассказы.
СПб., 1892. С. 104
2 Кантемир А Д Собр.
стихотворений. Л.. 1956 Г SO
43
В
конце 1810-х — начале 1820-х гг. в России
чтение — форма дружеского общения;
читают вместе так же, как и думают,
спорят, пьют, обсуждают меры правительства
или театральные новости. Пушкин, обращаясь
к гусару Я. Сабурову, поставил в один
ряд
...с Кавериным гулял, Бранил
Россию [с] Молоствовым, С моим Чедаевым
читал (II, 350).
П. П. Каверин —
геттингенец, гусар, кутила и дуэлянт,
член Союза Благоденствия. Он «гулял»
(т. е. кутил) не только с Пушкиным, но и
«пускал пробку в потолок» с Онегиным в
модном ресторане Талон на Невском. П.
X. Молоствов — лейб-гусар, оригинал и
либерал. Чтение так же требует компаньона,
как веселье или беседа. Характер такого
чтения прекрасно иллюстрирует рассказ
декабриста И. Д. Якушкина. Он познакомился
с полковником П. X. Граббе в 1818 г. Во время
их разговора денщик принес Граббе
гусарский мундир: долман и ментик — тот
собирался ехать представиться Аракчееву.
«Разговор попал на древних историков.
В это время мы страстно любили древних:
Плутарх, Тит Ливии, Цицерон, Тацит и
другие были у каждого из нас почти
настольными книгами. Граббе тоже любил
древних. На столе у меня лежала книга,
из которой я прочел Граббе несколько
писем Брута к Цицерону, в которых первый,
решившийся действовать против Октавия,
упрекает последнего в малодушии. При
этом чтении Граббе видимо (т. е. „заметно".
— Ю. Л.) воспламенился и сказал своему
человеку, что он не поедет со двора, и
мы с ним обедали вместе; потом он уже
никогда не бывал у Аракчеева»1.
Стремление
к содружеству, сообществу, братскому
единению составляет характерную черту
поведения и Пушкина этих лет. Энергия,
с которой он связывает себя с различными
литературными и дружескими кружками,
способна вызвать удивление. Следует
отметить одну интересную черту: каждый
из кружков, привлекающих внимание
Пушкина в эти годы, имеет определенное
литературно-политическое лицо, в него
входят люди, обстрелянные в литературных
спорах или покрытые боевыми шрамами;
вкусы и взгляды их уже определились,
суждения и цели категоричны. Принадлежность
к одному кружку, как правило, исключает
участие в другом. Пушкин в их кругу
выделяется как ищущий среди нашедших.
Дело не только в возрасте, а в глубоко
свойственном Пушкину на протяжении
всей его жизни — пока еще стихийном —
уклонении от всякой односторонности:
входя в тот или иной круг, он с такой же
легкостью, с какой в лицейской лирике
усваивал стили русской поэзии, усваивает
господствующий стиль кружка, характер
поведения и речи его участников. Но чем
блистательнее в том или ином из лицейских
стихотворений овладение уже сложившимися
стилистическими, жанровыми нормами,
тем более в нем проявляется собственно
пушкинское. Нечто сходное произошло в
1817—1820 гг. в сфере построения поэтом
своей личности. С необычной легкостью
усваивая «условия игры», принятые в том
или ином кружке, включаясь в стиль
дружеского общения, предлагаемый
тем
_______________________
1Якушкин И. Д.
Записки, статьи, письма. М., 1951. С.
20.
44
или иным из
собеседников-наставников, Пушкин не
растворяется в чужих характерах и
нормах. Он ищет себя.
Способность
Пушкина меняться, переходя от одного
круга к другому, и искать общения с
совершенно разными людьми не всегда
встречала одобрен» в кругу декабристов.
Даже близкий друг И. И. Пущин писал:
«...Пушкин либеральный по своим воззрениям,
имел какую-то жалкую привычку изменят]
благородному своему характеру и очень
часто сердил меня и вообще все? нас тем,
что любил, например, вертеться у оркестра
около Орлова, Чернышева Киселева и
других... <...> Говоришь, бывало: „Что
тебе за охота, любезный друг, возиться
с этим народом: ни в одном из них ты не
найдешь сочувствие и пр." Он терпеливо
выслушает, начнет щекотать, обнимать,
что обыкновенно делал, когда немножко
потеряется. Потом, смотришь, — Пушкин
опять тогдашними львами!»1
А. Ф. Орлов
— брат декабриста, — которому в это
время едва перевалило за тридцать, сын
екатерининского вельможи, начавший
военное поприще под Аустерлицем (золотая
сабля «за храбрость»), получивший семь
ран Бородинском поле, в тридцать лет
генерал-майор, командир Конногвардейского
полка, любимец императора, мог о многом
порассказать. А. И. Чернышев, на год
моложе Орлова, тоже имел за плечами
богатый жизненный опыт: многократные,
многочасовые беседы с Наполеоном,
прекрасное личное знание всего окружения
французского императора делали этого
генерал-адъютанта также интересным
собеседником. П. Д. Киселев — умный и
ловкий честолюбец, быстро делающий
карьеру, только что, тридцати одного
года от. роду, произведенный в
генерал-майоры, человек, умевший
одновременно быта самым доверенным
лицом императора Александра и ближайшим
другом Пестеля. Все они, в духе деятелей
Александровского времени, не чуждались
«законно свободных» идей, все трое
сделались потом преуспевающими
бюрократами.
Однако именно это
свидетельство Пущина позволяет
утверждать, что Пушкин был в этом кругу
не восхищенным мальчиком, а пытливым
наблюдателем. Киселева не смог раскусить
даже проницательный Пестель, поверивший
в искренность его дружбы и свободомыслия
и поплатившийся за это жизнью, а
двадцатилетний Пушкин писал о нем в
послании А. Ф. Орлову:
На генерала
Киселева
Не положу своих надежд, Он
очень мил, о том ни слова
Он враг
коварства и невежд...
...Но он придворный:
обещанья
Ему не стоят ничего (II,
85).
В Лицее Пушкин, заочно избранный
в «Арзамас» и получивший там условное
имя «Сверчка», рвался к реальному участию
в деятельности этого общества. Однако,
когда это желание осуществилось, чисто
литературное направление «Арзамаса»
в эпоху возникновения Союза Благоденствия
стало уже анахронизмом. В феврале —
апреле 1817 г. в «Арзамас» вступили Н.
Тур-
________________________
1 А. С. Пушкин в
воспоминаниях современников. Т. 1. С.
98.
2 В беловом автографе определеннее:
«тиранов» (П, 561).
45
генев и
М. Орлов, а осенью — Н. Муравьев. Все они
были активными членами конспиративных
политических групп, все рассматривали
литературу не как самостоятельную
ценность, а только как средство
политической пропаганды. Активизировались
к этому времени и политические интересы
«старых» арзамасцев: П. А. Вяземского,
Д. В. Давыдова. Показательна запись в
дневнике Н. И. Тургенева от 29 сентября
1817 г.: «Третьего дня был у нас Арзамас.
Нечаянно мы отклонились от литературы
и начали говорить о политике внутренней.
Все согласны в необходимости уничтожить
рабство»1. На этом заседании, видимо,
присутствовал и Пушкин.
«Арзамас»
не был готов к политической активности
и распался. Однако, видимо, именно здесь
Пушкин сблизился с Николаем Тургеневым
и Михаилом Орловым, связи с которыми в
этот период решительно оттеснили старые
литературные привязанности и дружбы.
Карамзин, Жуковский, Батюшков — борцы
за изящество языка и за «новый слог»,
герои литературных сражений с «Беседой»
— померкли перед проповедниками свободы
и гражданских добродетелей.
Особую
роль в жизни Пушкина этих лет сыграл
Николай Тургенев. Он был на десять лет
старше Пушкина. Унаследовав от отца-масона
суровые этические принципы и глубокую
религиозность, Н. Тургенев сочетал
твердый, склонный к доктринерству и
сухости ум с самой экзальтированной,
хотя и несколько книжной, любовью к
России и русскому народу. Борьба с
рабством («хамством», как он выражался
на своем специфическом политическом
лексиконе) была идеей, которую он пронес
через всю жизнь. Если его старший брат,
Александр, отличался мягкостью характера
и либерализм его выражался, главным
образом, в терпимости, готовности принять
чужую точку зрения, то Николай Тургенев
был нетерпим, требовал от людей
бескомпромиссности, в решениях был
резок, в разговорах насмешлив и
категоричен. Здесь, в квартире Тургенева,
Пушкин был постоянным гостем. Политические
воззрения Н. Тургенева в эти годы в
основном совпадали с настроениями
умеренного крыла Союза Благоденствия,
в который он вступил во второй половине
1818 г. Освобождения крестьян он надеялся
добиться с помощью правительства.
В
добрые намерения царя уже не верили. Но
члены Союза Благоденствия возлагали
надежды на давление со стороны передовой
общественности, которому Александр I,
хочет он этого или нет, вынужден будет
уступить. Для этой цели Союз Благоденствия
считал необходимым создать в России
общественное мнение, которым бы руководили
политические заговорщики через посредство
литературы и публицистики. Литературе,
таким образом, отводилась подчиненная
роль. Чисто художественные проблемы
мало волновали Н. Тургенева. В 1819 г. он
писал: «Где русский может почерпнуть
нужные для сего правила гражданственности?
Наша словесность ограничивается доныне
почти одною поэзией. Сочинения в прозе
не касаются до предметов политики». И
далее: «Поэзия и вообще изящная литература
не может наполнить души нашей»2.
Геттингенец,
дипломат и государственный деятель,
автор книги по политической экономии,
Н. Тургенев смотрел на поэзию несколько
свысока,
________________________
1 «Арзамас»:
В 2 кн. М., 1994. Кн. 1. С. 436.
2 Русский
библиофил. 1914 № 5. С. 17.
46
допуская
исключение лишь для агитационно-полезной,
политической лирики. Эти воззрения он
старался внушить и Пушкину. С ним был
совершенно согласен и его младший брат,
начинающий дипломат Сергей, размышлявший
в своем дневнике: «Жуковский писал мне,
что, судя по портрету, видит он, что в
глазах моих блестят либеральные идеи.
Он поэт, но я ему скажу по правде, что
пропадет талант его, если не всему
либеральному посвятит он его. Только
такими стихами можно теперь заслужить
бессмертие... Мне опять пишут о Пушкине,
как о развертывающемся таланте. Ах, да
поспешат ему вдохнуть либеральность и
вместо оплакиваний самого себя пусть
первая его песнь будет: Свободе»1.
«Оплакивание самого себя» — элегическая
поэзия, к которой Тургеневы, как и
большинство декабристов, относились
сурово.
Влияние Н. И. Тургенева
отчетливо сказалось в стихотворении
Пушкина «Деревня». Характерно с этой
точки зрения и начало оды «Вольность»
— демонстративный отказ от любовной
поэзии и обращение к вольнолюбивой
Музе. Не следует, конечно, понимать это
влияние слишком прямолинейно — идея
осуждения любовной поэзии и
противопоставление ей поэзии политической
была почти всеобщей в декабристских и
близких к ним кругах. Вяземский, шедший
другой, вполне самобытной дорогой, в
стихотворении «Негодование» (1820) выразил
ту же мысль и в весьма сходных образах:
И я сорвал с чела, наморщенного думой,
Бездушных радостен венок.
<...>
Мой
Аполлон — негодованье!
При пламени
его с свободных уст моих
Падет
бесчестное молчанье
И загорится
смелый стих.
У Пушкина:
Приди,
сорви с меня венок, Разбей изнеженную
лиру...
Хочу воспеть Свободу миру, На
тронах поразить порок (II, 45).
Оду
«Вольность» роднит с идеями Н. Тургенева
не только противопоставление любовной
и политической поэзии, но весь круг
идей, отношение к французской революции
и русскому самодержавию. Ода «Вольность»
выражала политические концепции Союза
Благоденствия, и воззрения Н. И. Тургенева
отразились в ней непосредственным
образом2.
Н. И. Тургенев был суровым
моралистом — не все в пушкинском
поведении и пушкинской поэзии его
удовлетворяло. Резкие выходки Пушкина
против правительства, эпиграммы и
легкомысленное отношение к службе (сам
Н. Тургенев занимал ответственные
должности и в Государственном
________________________
1
Тургенев Н. И. Письма к брату С. И.
Тургеневу. М.; Л., 1936. С. 59
2 Существует
вполне правдоподобная биографическая
легенда, согласно которой ода «Вольность»
была начата по предложению Н. И. Тургенева,
в его квартире, из окон которой виден
Михайловский замок — место гибели Павла
I (подробнее см.:
47
совете,
и в министерстве финансов и относился
к службе весьма серьезно) заставляли
его «ругать и усовещать» Пушкина. По
словам А. И. Тургенева, он «не раз давал
чувствовать» Пушкину, «что нельзя брать
ни за что жалование и ругать того, кто
дает его», а осуждение поэта «за его
тогдашние эпиграммы и пр. против
правительства» однажды, во время
разговора на квартире Тургеневых,
приняло столь острые формы, что Пушкин
вызвал Н. И. Тургенева на дуэль, правда,
тут же одумался и с извинением взял
вызов обратно1.
Николай Тургенев не
был единственным связующим звеном между
Пушкиным и Союзом Благоденствия. Видимо,
осенью 1817 г. Пушкин познакомился с
Федором Николаевичем Глинкой. Глинка
происходил из небогатого, но старого
рода смоленских дворян. Небольшого
роста, болезненный с детства, он отличался
исключительной храбростью на войне
(вся его грудь была покрыта русскими и
иностранными орденами) и крайним
человеколюбием. Даже Сперанский, сам
выглядевший на фоне деятелей типа
Аракчеева как образец чувствительности,
пенял Глинке за неуместную в условиях
русской действительности впечатлительность,
говоря: «На погосте всех не оплачешь!»
Глинка был известным литератором и
весьма активным деятелем тайных
декабристских организаций на раннем
этапе их существования. Совмещая роль
одного из руководителей Союза Благоденствия
и адъютанта, прикомандированного для
особых поручений к Петербургскому
военному генерал-губернатору Милорадовичу,
Глинка оказал важные услуги тайным
обществам, а также сильно способствовал
смягчению участи Пушкина в 1820 г.
В
1819 г. Глинка был избран председателем
Вольного общества любителей российской
словесности в Петербурге, которому
предстояло сыграть исключительную роль
в сплочении литераторов декабристской
ориентации. Пушкин испытал сильное
влияние личности Глинки — человека
высокой душевной чистоты и твердости.
В определенной мере Глинка втягивал
Пушкина в легальную деятельность,
исподволь руководимую конспиративными
обществами. Намечаются и другие точки
соприкосновения Пушкина с Союзом
Благоденствия. Еще в Лицее Пушкин
познакомился с Никитой Муравьевым.
Когда в 1817 г. знакомство это возобновилось
в связи с вступлением Муравьева в
«Арзамас», тот уже был одним из
организаторов первого тайного общества
декабристов — Союза Спасения. Видимо,
через Никиту Муравьева Пушкин был
привлечен к участию в тех заседаниях
Союза Благоденствия, которые не имели
строго конспиративного характера и
должны были способствовать распространению
влияния общества. Много лет спустя,
работая над десятой главой «Евгения
Онегина», Пушкин рисовал такое заседание:
Витийством резким знамениты, Сбирались
члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.
_______________________
1
Памяти декабристов. Л., 1926. Т. II. С. 122.