ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.11.2021
Просмотров: 3597
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
Личность и творчество Ю. М. Лотмана
Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя
Глава вторая. Петербург. 1817—1820
Глава четвертая. В Михайловском. 1824—1826
Глава пятая. После ссылки. 1826—1829
Глава шестая. Тысяча восемьсот тридцатый год
Глава седьмая. Болдинская осень
Идейная структура «Капитанской дочки»
К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина
Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело»
Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине»
Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе
Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи
Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год)
Заметки. Рецензии. Выступления
Из «Историко-литературных заметок»
Об отношении Пушкина в годы южной ссылки к Робеспьеру
К проблеме работы с недостоверными источниками
Три заметки к пушкинским текстам
Заметки к проблеме «Пушкин и французская культура»
Несколько добавочных замечаний к вопросу о разговоре Пушкина с Николаем I 8 сентября 1826 года
О «воскреснувшей эллинской речи»
Письмо Ю. М. Лотмана Б. Ф. Егорову
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Из истории полемики вокруг седьмой главы «Евгения Онегина»
О композиционной функции «десятой главы» «Евгения Онегина»
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
Отрывки из путешествия Онегина
Источники сведений Пушкина о Радищеве (1819—1822)
«Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века
Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин - Достоевский - Блок)
Основная
литература по «Евгению Онегину»
Научные
издания романа
Пушкин
А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М., 1937. Т. 6.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л.,
1978. Т. 5.
Справочные
издания
Пушкин
А. С. Полн. собр. соч.: В 6 т. / Приложение
к журналу «Красная Нива». Т. 6: Путеводитель
по Пушкину. М.; Л., 1931.
760
Цявловский
М. А. Летопись жизни и творчества А. С.
Пушкина. М., 1951 Т. 1.
Словарь языка
Пушкина: В 4 т. М., 1956—1961.
Бродский Н.
Л. «Евгений Онегин». Роман А. С. Пушкина:
Пособие для
Учителя. М., 1964.
Мейлах
Б. С. «Евгений Онегин» // Пушкин: Итоги и
проблемы изучения М.; Л., 1966.
Черейский
Л. А. Пушкин и его окружение. Л., 1975.
Лотман
М. Ю., Шахвердов С. А. Метрика и строфика
А. С. Пушкина Русское стихосложение, XIX
в.М., 1979.
Nabokov
V. Eugene Onegin. A Novel in Verse by Aleksander Pushkin. V. 1—4 N.
Y., 1964.
Shaw J. T. Pushkin's Phymes: A Dictionary. The
University of Wisconsil Press, 1974.
Литература
о «Евгении Онегине»
Ахматова
А. А. «Адольф» Бенжамена Констана в
творчестве Пушкина Ахматова А. А. О
Пушкине. М., 1989.
Белинский В. Г. Сочинения
Александра Пушкина. Статьи восьмая и
девятая // Полн. собр. соч. М., 1955. Т.
7.
Благой Д. Д. «Евгений Онегин» //
Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М 1960. Т.
4.
Благой Д. Д. Мастерство Пушкина. М.,
1955.
Боной С. М. О Пушкине: Статьи и
исследования. М., 1978.
Бочаров С. Форма
плана // Вопросы литературы. 1967. №
12.
Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина:
Очерки. М., 1974.
Виноградов В. В. Стиль
Пушкина. М., 1941.
Винокур Г. О. Слово и
стих в «Евгении Онегине» // Пушкин. Сб.
ст. М 1941.
Винокур Г. О. Наследство XVIII
в. в стихотворном языке Пушкина ; Винокур
Г. О. Избр. работы по русскому языку. М.,
1959.
Гессен С. Я. Источники Х главы
«Евгения Онегина» // Декабристы и время.
М., 1932. Т. 2.
Гроссман Л. П. Онегинская
строфа // Гроссман Л. П. Соч. Т. 1: Современные
проблемы, М., 1928.
Гуковский Г. А. Пушкин
и проблемы реалистического стиля. М.,
1957.
Долинина Н. Прочитаем «Онегина»
вместе, 2-е изд. Л., 1971.
Лотман Ю. М. Роман
в стихах Пушкина «Евгений Онегин».
Тарту, 19Т.
Макогоненко Г. П. «Евгений
Онегин» А. С. Пушкина // Медведева И. К
«Горе от ума» А. С. Грибоедова;
Макогоненко
Г. П. «Евгений Онегин А. С. Пушкина. М.,
1971.
Поспелов Г. «Евгений Онегин» как
реалистический роман // Пушкин. См. ст.
М., 1941.
Поэтическая фразеология
Пушкина. М., 1969.
761
Пумпянский
Л. «Евгений Онегин» (К постановке оперы
в Ленингр. гос. акад. Малом оперном
театре). Л., 1937
Семечко И М. О роли
образа автора в «Евгении Онегине» //
Труды Ленингр. гос. библ. ин-та им. Н. К.
Крупской 1957. Т. 2.
Сидяков Л С «Евгений
Онегин» и незавершенная проза Пушкина
1828— 1830-х годов. (Характеры и ситуации)
// Проблемы пушкиноведения. Л., 1975.
Сидяков
Л С К истории работы над второй главой
«Евгения Онегина» // Временник Пушкинской
комиссии. М.; Л., 1973.
Слонимский А.
«Евгений Онегин» // Слонимский А.
Мастерство Пушкина. М., 1963.
Станчек
Н. А. Восьмиклассники читают «Евгения
Онегина». М., 1968.
Тархов А. Вступ. ст.
и комментарий // Пушкин А. С. «Евгений
Онегин». М., 1978.
Томашевский Б В Х глава
«Евгения Онегина». История разгадки //
Томашевский Б. В. Пушкин. Кн. II. Материалы
к монографии (1824—1837). М.; Л., 1961.
Тынянов
Ю Н. О композиции «Евгения Онегина» //
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы.
Кино. М., 1977.
Шкловский В. «Евгений
Онегин» (Пушкин и Стерн) // Очерки по
поэтике Пушкина. Берлин,
1923.
Jakobson R. Puskin and His Sculptural Myth. The Hague;
Paris; Mouton, 1975.
Mejer J. М.
The Digressions in Evgenij Onegin. Dutch Contributions to the Sixth
International Congress of Slavicists. The
Hague; Paris; Mouton, 1968.
Условные сокращения
П –
А.С. Пушкин
ЕО – «Евгений Онегин»
Словарь
языка Пушкина – Словарь языка Пушкина,
В 4-х т. М., 1956-1961.
Алексеев – Алексеев
М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические
исследования. Л., 1972.
Баратынский –
Баратынский Е.А. Полное собрание
стихотворений. Т. I – II. Л., 1936.
Бродский
– Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман
А.С. Пушкина. Пособие для учителя.
1964.
Бульвер-Литтон – Бульвер-Литтон
Э. Пелэм или Приключения джентльмена.
М., 1958.
Бутурлин – Записки графа М.Д.
Бутурлина – Русский архив", 1897, № 5 –
8.
Вигель – Вигель Ф.Ф. Записки, Т.
I-II, М., 1928.
Пушкин, Временник – Временник
Пушкинской комиссии. М.-Л., 1 – 1936, 2 –
1936, 3 – 1937, 6-1941; 1962; 1973, 1975.
Вяземский –
Вяземский П.А. Стихотворения. Л.,
1958.
Вяземский – Вяземский П.А., Старая
записная книжка, Л., 1929.
Давыдов –
Денис Давыдов. Сочинения, М., 1962.
Декабрист
М.С. Лунин – Декабрист М.С. Лунин, Сочинения
и письма. М., 1923.
Дмитриев – Дмитриев
И.И. Полное собрание стихотворений. Л.,
1967.
Дмитриев, т. 2 – Дмитриев И.И. ,
Сочинения, Т. 2, СПб., 1893.
Жуковский –
Жуковский В.А. Собрание сочинений, В 4-х
т. М.-Л., 1959-1960.
Карамзин – Карамзин
Н.М. Полное собрание стихотворений. М.,
1966.
Карамзин, т. 1,2 – Карамзин Н.М.
Избранные сочинения. В 2-х т. М.-Л.,
1964.
Кюхельбекер – Кюхельбекер В.К.,
Путешествие, дневник, статьи, Л.,
1979.
Кюхельбекер, т. 1,2 – Кюхельбекер
В.К. Избранные произведения. В 2-х т.
М.-Л., 1967.
Лернер – Лернер Н.О.
Пушкинологические этюды. – «Звенья»,
V. М.-Л., 1935.
Лотман, Декабрист в
повседневной жизни – Лотман Ю.М. Декабрист
в повседневной жизни (Бытовое поведение
как историко-психологическая категория).
– В сб.: Литературное наследие декабристов.
Л., 1975.
Лотман, Посвящение «Полтавы»
– Лотман Ю.М. Посвящение «Полтавы»
(текст, функция). – Проблемы пушкиноведения.
Сборник научных трудов. Л., 1975.
Лотман,
Тема карт... – Лотман Ю.М. Тема карт и
карточной игры в русской литературе
начала XIX века. – «Учен. зап. Тартуского
университета», 1975, вып. 365. Труды по
знаковым системам, VII.
Миркович –
Федор Яковлевич Миркович. 1789-1866. Его
жизнеописание, составленное по собственным
его запискам, воспоминаниям близких
людей и подлинным документам. СПб.,
1889.
Письма Карамзина... – Письма Н.М.
Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб.,
1866.
Помещичья Россия... – Помещичья
Россия по запискам современников. М.,
1911.
Поэты 1790-1810-х годов – Поэты
1790-1810-х годов. Л., 1971.
Поэты 1820-1830-х
годов – Поэты 1820-1830-х годов. Т. 1. Л.,
1972.
Пушкин в воспоминаниях современников
– А.С. Пушкин в воспоминаниях современников.
В 2-х т. М., 1974.
Рукою Пушкина – Рукою
Пушкина. Несобранные и неопубликованные
тексты. М.-Л., 1935.
Рылеев – Рылеев К.Ф.
Полное собрание стихотворений. Л.,
1971.
Селиванов – Предания и воспоминания
В.В. Селиванова. СПб., 1881.
Томашевский,
Пушкин – Томашевский Б.В. Пушкин. Кн.
I-II. М.-Л., 1956, 1961.
Тынянов, Пушкин и его
современники – Тынянов Ю.Н. Пушкин и
его современники. М.; 1968.
Приложение
Источники сведений Пушкина о Радищеве (1819—1822)
Тема
«Пушкин и Радищев» давно уже волнует
исследователей Начиная с появившейся
более чем 70 лет назад работы В. Е. Якушкина
«Радищев и Пушкин» (М , 1886) она неоднократно
рассматривалась в научной литературе,
и многое в этом сложном вопросе уже
прояснено. Вместе с тем необходимо
отметить, что главные усилия исследователей
до сих пор были сосредоточены на изучении
идеологической стороны вопроса, —
фактическая привлекала гораздо меньше
внимания, и в этой области мы до сих пор
довольствуемся сводкой материалов,
сделанной В. П. Семенниковым в 1923 г.1
Настоящая работа, не претендуя на общее
решение вопроса, преследует более узкую
цель — указать на некоторые возможные
источники сведений Пушкина о Радищеве
в хронологических рамках 1819—1822
гг.
Беглого ознакомления с высказываниями
Пушкина о Радищеве достаточно для того,
чтобы прийти к заключению об его
исключительно хорошей информированности
в обстоятельствах жизни и творчества
автора «Путешествия из Петербурга в
Москву». К концу жизни Пушкин обладал
сведениями, которые намного превосходили
все, что он мог почерпнуть из скудных
печатных источников своего времени, —
факт сам по себе в высшей степени
примечательный и свидетельствующий об
устойчивом и длительном интересе
Первое
обращение Пушкина к Радищеву, по всей
вероятности, было связано с общественным
резонансом на выход в 1807—1811 гг. посмертного
собрания сочинений А. Н. Радищева в шести
томах. Издание это не включало в себя
«Путешествия из Петербурга в Москву»,
зато впервые ознакомило читателей с
теоретическими воззрениями Радищева
на пути русской поэзии («Памятник
дактило-хореическому витязю») и его
опытами практической реформы русского
стиха. Не случайно именно эта сторона
воззрений Радищева в первую очередь
привлекала внимание читателей в 1810-е
гг. Именно такой смысл имели ссылки на
авторитет Радищева в полемике о русском
гекзаметре
_______________________
1 См
Семенников В П Радищев Очерки и
исследования М ; Пг , 1923 С 241—318
765
Также
Радищева-поэта (и в первую очередь,
вероятно, «Песни, петые на состязании»)
имел в виду и В. К. Кюхельбекер, когда
говорил об усилиях Радищева, Нарежного
и Востокова создать национально-самобытную
русскую литературу1. Показательно что
и в сознании Пушкина Радищев впервые
появляется именно как поэт — автор
«Бовы».
Однако «Собрание оставшихся
сочинений покойного Александра
Николаевича Радищева» включало не
только поэзию. Оно впервые познакомило
читателей с трудами Радищева-философа.
В том же 1809 г. А. Бенитцкий, отрицательно
отнесшийся к поэтическому новаторству
Радищева, счел необходимым обратить
внимание читателей на концепцию трактата
«О человеке, его смертности и бессмертии»,
истолковав его применительно к трагической
судьбе автора. В первом же (январском)
номере «Цветника» в разделе «Смесь»
можно было прочесть: «Счастие и несчастие
имеют свои выгоды. Первое знакомит нас
с физическими, второе с моральными
утехами. Любимец фортуны удобряет тело:
злосчастный душу. „Мышлю: следовательно
существую!" — говорил Картезий;
„Несчастлив: следовательно бессмертен!"
— говаривал один добродетельный, но
злополучный человек»2. В приведенном
отрывке Бенитцкий, по существу,
воспроизводит основной аргумент в
пользу идеи бессмертия, приводимый в
трактате «О человеке»: «Имея толикие
побуждения к продолжению жития своего,
но не находя способа к продолжению
оного, гонимый с лица Земли печалию,
грустию, прощением, болезнию, скорбию,
человек взоры свои отвращает от тления,
устремляет за пределы дней своих, и паки
надежда возникает в изнемогающем сердце.
Он опять прибегает к своему внутреннему
чувствованию и его вопрошает, и луч
таинственности проницает его
рассудок»3.
Таким образом, для читающей
молодежи десятых годов XIX в., не
принадлежавшей к поколению, зачитывавшемуся
«Путешествием из Петербурга в Москву»
весной 1790 г., по свежим следам трагического
процесса над его автором, Радищев после
издания 1807—1809 гг. предстал, в первую
очередь, как поэт и философ. Видимо,
таким и воспринимал его в лицейские
годы Пушкин, сам задумывавшийся над
путями русской поэзии.
Не следует
забывать, однако, и другого. Издание
сочинений Радищева, — вероятно, это
входило в расчет издателей-сыновей, —
привлекло вновь внимание к его наследию,
а следовательно, и к ненапечатанному
«Путешествию». У нас есть ряд свидетельств
оживления интереса к «Путешествию» в
эти годы. Летом 1810 г. Н. Ф. Грамматин, взяв
книгу у известного сатирика М. Милонова,
начинает ее переписывать. Судьба книги
беспокоила ее владельца. 9 июля 1810 г.
Милонов просил: «Только не забудь и ты
прислать мне Радищева». В приписке брату
Грамматина Алексею он настаивал: «Понукай
братца твоего, чтоб он велел списывать
поскорее для себя Радищева
______________________
1
См.: Мордовченко Н. И. В. К. Кюхельбекер
как литературный критик // Учен. зап.
ЛГУ. Серия филол. наук. Л., 1948. Вып. 13. С.
62. Нарежный, бесспорно, упоминается как
автор «Славянских вечеров».
2 Цветник.
1809. № 1. С. 114. Форма «говаривал» намекает
на личное знакомство и частое общение
Радищева и Бенитцкого.
3 Радищев А.
Н. Полн. собр. соч.: В 3 т. М.; Л., 1941. Т. 2. С.
72.
766
и чтоб
зимою мне его непременно доставил»1. О
том же он напоминал в письмах от 18 августа
и 6 октября 1810 г. Хотя произведение
Радищева, которое подлежит переписке,
не названо, ясно, что оно должно было
принадлежать к числу не вошедших в
издание 1807—1809 гг. и обладать объемом,
который соответствовал бы четырехмесячному
сроку переписки. Этим условиям отвечает
только «Путешествие из Петербурга в
Москву».
Явно напомнить о «Путешествии»
старался и Бенитцкий, когда в рецензии
на первый том «Собрания оставшихся
сочинений» (том включал стихотворные
произведения, к которым Бенитцкий
отнесся отрицательно) подчеркивал, что
«почтенный г. Радищев» «писал прозою
хорошо» и «был хороший вития»2.
К
сожалению, у нас нет сведений о том,
произошло ли знакомство Пушкина с
«Путешествием» уже в лицейский период.
Само отсутствие данных заставляет в
этом сомневаться. Зато бесспорно, что
к исходу лицейских лет у поэта уже
проснулся определенный интерес к
личности первого русского революционера,
вероятно пробужденный знакомством с
произведениями издания 1807—1809 гг.
Более
основательное знакомство, видимо,
относится к периоду 1817— 1819 гг. — времени
формирования политических интересов.
Еще раз заметим, что мы оставляем в
стороне сложный и многократно
рассматривавшийся вопрос: как
истолковывалось Пушкиным в тот или иной
период творчество Радищева, — в нашу
задачу входит лишь попытка определения,
что, когда и от кого мог Пушкин узнать
о Радищеве. Нет оснований сомневаться
в том, что в период создания оды «Вольность»
Пушкин знал уже одноименное стихотворение
Радищева. Вряд ли будет также преувеличением
предположить, что частые беседы с
Николаем Тургеневым о крепостном праве
должны были коснуться и «Путешествия»
— книги, известной последнему с
детства.
Круг лиц, от которых Пушкин
мог почерпнуть сведения о Радищеве,
весьма обширен и не поддается точному
учету, но вместе с тем ясно, что его в
этом смысле особенно могли интересовать
беседы с людьми старшего поколения,
знавшими Радищева лично или имевшими
доступ в близкий к нему круг. В ряду
подобных собеседников в первую очередь
должен быть назван Николай Михайлович
Карамзин. Пушкин имел неоднократно
возможность беседовать с Карамзиным.
Однако у нас есть основания для попыток
более точного приурочения времени
интересующих нас бесед.
В 1836 г., написав
статью «Александр Радищев», Пушкин
сопроводил ее эпиграфом «П пе faut pas qu'un
honnete homme merite d'etre pendu» и пояснил: «Слова
Карамзина в 1819 году». Вряд ли можно
предположить, что Пушкин использовал
здесь высказывание Карамзина по другому
поводу: приведенные строки слишком
бедны содержанием и далеки от пушкинской
оценки Радищева. Поэт привел их не в
качестве характеристики своего отношения
к писателю революционеру, а как
высказывание одного знаменитого человека
о другом.
О том, что высказывание
Карамзина касалось темы «русские
революционеры», свидетельствует
интересное обстоятельство: Вяземский,
размышляя
_______________________
1 РГБ. Ф.
67. № 3080.
2 Цветник. 1809. № 2. С. 272—276.
767
над
итогами декабрьского восстания, в
«Старой записной книжке» 20 июля 1826 г.
писал: «Карамзин говорил гораздо прежде
происшествий 14-го и не применяя слов
своих к России: „честному человеку не
должно подвергать себя виселице!".
Это аксиома прекрасной, ясной души,
исполненной веры к Провидению: но как
согласите вы с нею самоотречение
мучеников веры или политических мнений?
В какой разряд поставите вы тогда
Вильгельма Теля, Шарлоту Корде и других
им подобных?»1
Выражение «не применяя
слов своих к России» не должно нас
смущать — оно явно рассчитано на
нежелательного читателя. Такая оговорка,
даже если она и соответствовала истине,
самому Вяземскому, который, естественно,
был в курсе содержания разговора,
бесспорно, была не нужна. Между тем после
арестов и обысков периода следствия и
суда над декабристами быть уверенным
в неприкосновенности личных бумаг не
приходилось. Вяземский не смущался этим
там, где дело шло о выражении своих
мнений. Более того, известно, что, зная
о перлюстрации писем, он использовал
их как своеобразную трибуну, выражая
перед правительством свое независимое
мнение. В 1829 г. он вспоминал: «...я писал
часто [письма] в надежде, что правительство
наше, лишенное независимых органов
общественного мнения, узнает, перехватывая
мои письма, что есть, однако же, мнение
в России, что посреди глубокого молчания
<...> есть голос бескорыстный,
укорительный представитель мнения
общего»2. Не стеснялся Вяземский выражать
свое мнение в письмах и заметках и в
страшное время суда над декабристами.
Иное дело, когда приходилось пересказывать
чужое мнение — тем более слова только
что умершего Карамзина, к которому, как
Вяземский был прекрасно осведомлен,
Николай I не был расположен и о помощи
семье которого шли именно в это время
усиленные хлопоты. Естественно, что
Вяземскому важно было отвести даже тень
подозрения об участии Карамзина в
разговорах на столь щекотливую тему.
Из
всего сказанного можно сделать некоторые
выводы. Разговор, который цитирует
Пушкин, происходил, следовательно, в
присутствии Вяземского. Это позволяет
уточнить хронологию. Вяземский приехал
из Варшавы в Петербург в конце января
1819 г. М. А. Цявловский предположительно
датирует его приезд 25-м числом3. А 9
февраля Карамзин уже писал Дмитриеву:
«Добрый князь Петр уехал в свою Варшаву»4.
Во время приезда в Петербург Вяземский
особенно близко сошелся с Пушкиным. «Я
уверен, что ты с ним бывал не редко», —
писал В. Л. Пушкин Вяземскому5. Зная
родственную и дружескую привязанность
Вяземского к Карамзину, не приходится
сомневаться в том, что они посещали
его.
Предположение, что деятельность
Радищева стала предметом бесед между
Вяземским, Пушкиным и Карамзиным зимой
1819 г., будет еще более
веро-
_______________________
1 Вяземский П.
А. Записные книжки (1813—1848). М., 1963. С.
129.
2 Там же. С. 161.
3 Летопись жизни
и творчества А. С. Пушкина. 1799—1826 / Сост.
М. А. Цявловский. 2-е изд. Л., 1991. С. 174.
4
Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву.
СПб., 1866. С. 257.
5 Летопись жизни и
творчества А. С. Пушкина. С. 175.
768