ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.11.2021
Просмотров: 3581
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
Личность и творчество Ю. М. Лотмана
Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя
Глава вторая. Петербург. 1817—1820
Глава четвертая. В Михайловском. 1824—1826
Глава пятая. После ссылки. 1826—1829
Глава шестая. Тысяча восемьсот тридцатый год
Глава седьмая. Болдинская осень
Идейная структура «Капитанской дочки»
К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина
Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело»
Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине»
Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе
Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи
Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год)
Заметки. Рецензии. Выступления
Из «Историко-литературных заметок»
Об отношении Пушкина в годы южной ссылки к Робеспьеру
К проблеме работы с недостоверными источниками
Три заметки к пушкинским текстам
Заметки к проблеме «Пушкин и французская культура»
Несколько добавочных замечаний к вопросу о разговоре Пушкина с Николаем I 8 сентября 1826 года
О «воскреснувшей эллинской речи»
Письмо Ю. М. Лотмана Б. Ф. Егорову
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Из истории полемики вокруг седьмой главы «Евгения Онегина»
О композиционной функции «десятой главы» «Евгения Онегина»
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
Отрывки из путешествия Онегина
Источники сведений Пушкина о Радищеве (1819—1822)
«Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века
Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин - Достоевский - Блок)
142
После
подавления европейских революций 1820-х
гг. и разгрома декабрьского восстания
в Петербурге над Европой нависла
неподвижная свинцовая туча реакции.
История, казалось, остановилась. Летом
1830 г. эта тишина сменилась лихорадочными
событиями.
Атмосфера в Париже неуклонно
накалялась с того момента, как в августе
1829 г. король Карл Х призвал к власти
фанатического ультрароялиста графа
Полиньяка. Даже умеренная палата
депутатов, существовавшая во Франции
на основании хартии, которая была
утверждена союзниками по антинаполеоновской
коалиции и возвращала власть Бурбонам,
вступила в конфликт с правительством.
Пушкин, находясь в Петербурге, с
напряженным вниманием следил за этими
событиями. Распространение французских
газет в России было запрещено, но Пушкин
получал их через свою приятельницу Е.
М. Хитрово, а также черпал информацию
из дипломатических каналов, от мужа
дочери последней — австрийского посла
графа Фикельмона. Осведомленность и
политическое чутье Пушкина были настолько
велики, что позволяли ему с большой
точностью предсказывать ход политических
событий. Так, 2 мая 1830 г. он, обсуждая в
письме к Вяземскому планы издания в
России политической газеты, приводит
примеры будущих известий о том, «что в
Мексике было землетрясение, и что Камера
депутатов закрыта до сентября» (XIV, 87).
Действительно, 16 мая Карл Х распустил
палату.
26 июля король и Полиньяк
совершили государственный переворот,
отменив конституцию. Были опубликованы
6 ордонансов, уничтожены все конституционные
гарантии, избирательный закон изменен
в более реакционную сторону, а созыв
новой палаты назначался, как и предсказывал
Пушкин, на сентябрь. Париж ответил на
это баррикадами. К 29 июля революция в
столице Франции победила, Полиньяк и
другие министры были арестованы, король
бежал.
Пушкин отправился в Москву 10
августа 1830 г. в одной карете с П. Вяземским,
а приехав, поселился в его доме. В это
время у них произошел характерный спор
на бутылку шампанского: Пушкин считал,
что Полиньяк попыткой переворота
совершил акт государственной измены и
должен быть приговорен к смертной казни,
Вяземский утверждал, что этого делать
«не должно и не можно» по юридическим
и моральным соображениям. Пушкин уехал
в деревню, так и не зная окончания дела
(Полиньяк был в конце концов приговорен
к тюремному заключению), и 29 сентября
запрашивал из Болдино Плетнева: «Что
делает Филипп (Луи-Филипп — возведенный
революцией новый король Франции. — Ю.
Л.) и здоров ли Полиньяк» (XIV, 113) — и даже
в письме невесте интересовался, «как
поживает мой Друг Полиньяк» (уж Наталье
Николаевне было много дела до французской
революции!).
Между тем революционные
потрясения волнами стали распространяться
от парижского эпицентра: 25 августа
началась революция в Бельгии, 24 сентября
в Брюсселе было сформировано революционное
правительство, провозгласившее отделение
Бельгии от Голландии; в сентябре начались
беспорядки в Дрездене, распространившиеся
позже на Дармштадт, Швейцарию, Италию.
Наконец, за несколько дней до отъезда
Пушкина из Болдина началось
143
восстание
в Варшаве. Порадок Европы, установленный
Венским конгрессом, трещал и распадался.
«Тихая неволя», как назвал Пушкин в 1824
г. мир, который предписали монархи,
победившие Наполеона, народам Европы,
сменялась бурями.
Беспокойный ветер
дул и по России.
Эпидемии в истории
России часто
совпадали со смутами и народным движением.
Еще были живы люди, которые помнили
московский чумный бунт 1771 г., явившийся
прямым прологом к восстанию Пугачева.
Не случайно именно в холерный 1830 г. тема
крестьянского бунта впервые появилась
в пушкинских рукописях и в стихотворениях
шестнадцатилетнего Лермонтова («Настанет
год, России черный год...»).
Известия
о холере в Москве вызвали энергичные
меры правительства. Николай I, проявив
решительность и личное мужество,
прискакал в охваченный эпидемией город.
Для Пушкина этот жест получил символическое
значение: он увидел в нем соединение
смелости и человеколюбия, залог готовности
правительства не прятаться от событий,
не цепляться за политические предрассудки,
а смело пойти навстречу требованиям
момента. Он ждал реформ и надеялся на
прощение декабристов. Вяземскому он
писал: «Каков государь? молодец! того и
гляди, что наших каторжников простит —
дай Бог ему здоровье» (XIV, 122). В конце
октября Пушкин написал стихотворение
«Герой», которое тайно ото всех переслал
Погодину в Москву с просьбой напечатать
«где хотите, хоть в Ведомостях — но
прошу вас и требую именем нашей дружбы
не объявлять никому моего имени. Если
московская цензура не пропустит ее, то
перешлите Дельвигу, но также без моего
имени и не моей рукой переписанную...»
(XIV, 121—122). Стихотворение сюжетно посвящено
Наполеону: величайшим деянием его поэт
считает не военные победы, а милосердие
и смелость, которые он якобы проявил,
посетив чумный госпиталь в Яффе. И тема
и дата под стихотворением намекали на
приезд Николая I в холерную Москву. Этим
и была обусловлена конспиративность
публикации: Пушкин боялся и тени
подозрения в лести — открыто высказывая
свое несогласие с правительством, он
предпочитал одобрение выражать анонимно,
тщательно скрывая свое авторство.
Однако
стихотворение имело и более общий смысл:
Пушкин выдвигал идею гуманности как
мерила исторического прогресса. Не
всякое движение истории ценно — поэт
принимает лишь такое, которое основано
на человечности. «Герой, будь прежде
человек», — писал он в 1826 г. в черновиках
«Евгения Онегина». Теперь эту мысль
поэт высказал печатно и более резко:
Оставь герою сердце!
Что же Он
будет без него? Тиран... (III, 253)
Соединение
тишины и досуга, необходимых для раздумий,
и тревожного и веселого напряжения,
рождаемого чувством приближения грозных
событий, выплеснулось неслыханным даже
для Пушкина, даже для его «осенних
досугов», когда ему бывало «любо писать»,
творческим подъемом. В сентябре были
написаны «Гробовщик» и «Барышня-крестьянка»,
завершен «Евгений Онегин», написана
«Сказка о попе и работнике его Балде»
и ряд стихотво-
144
рений.
В октябре — «Метель», «Выстрел»,
«Станционный смотритель», «Домик в
Коломне», две «маленькие трагедии» —
«Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери»,
писалась и была сожжена десятая глава
«Евгения Онегина», создано много
стихотворений, среди них такие, как «Моя
родословная», «Румяный критик мой...»,
«Заклинание», ряд литературно-критических
набросков. В ноябре — «Каменный гость»
и «Пир во время чумы», «История села
Горюхина», критические статьи. В
Болдинскую осень пушкинский талант
достиг полного расцвета.
В Болдине
Пушкин чувствовал себя свободным как
никогда (парадоксально — эта свобода
обеспечивалась теми 14-ю карантинами,
которые преграждали путь к Москве, но
и отделяли от «отеческих» попечении и
дружеских советов Бенкендорфа, от
назойливого любопытства посторонних
людей, запутанных сердечных привязанностей,
пустоты светских развлечений). Свобода
же для него всегда была — полнота жизни,
ее насыщенность, разнообразие. Болдинское
творчество поражает свободой, выражающейся,
в частности, в нескованном разнообразии
замыслов, тем, образов.
Разнообразие
и богатство материалов объединялись
стремлением к строгой правде взгляда,
к пониманию всего окружающего мира.
Понять же — для Пушкина означало
постигнуть скрытый в событиях их
внутренний смысл. Не случайно в написанных
в Болдине «Стихах, сочиненных ночью во
время бессонницы» Пушкин обратился к
жизни со словами:
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу (III, 250).
Смысл
событий раскрывает история. И Пушкин
не только за письменным столом окружен
историей, не только тогда, когда обращается
к разным эпохам в «маленьких трагедиях»
или анализирует исторические труды Н.
Полевого. Он сам живет, окруженный и
пронизанный историей. А. Блок видел
полноту жизни в том, чтобы
...смотреть
в глаза людские,
И пить вино, и женщин
целовать,
И яростью желаний полнить
вечер,
Когда жара мешает днем мечтать,
И песни петь! И слушать в мире
ветер!
(«О смерти», 1907)
Последний
стих мог бы быть поставлен эпиграфом к
болдинской главе биографии Пушкина.
В
Болдине было закончено значительнейшее
произведение Пушкина, над которым он
работал семь с лишним лет, — «Евгений
Онегин». В нем Пушкин достиг еще
неслыханной в русской литературе
зрелости художественного реализма.
Достоевский назвал «Евгения Онегина»
поэмой «осязательно реальной, в которой
воплощена настоящая русская жизнь с
такою творческою силой и с такою
законченности, какой и не бывало до
Пушкина, да и после его, пожалуй»1.
Типичность характеров сочетается в
романе с исклю-
______________________
1
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т.
Л, 1984. Т. 26. С. 139.
145
чительной
многогранностью их обрисовки. Благодаря
гибкой манере повествования, принципиальному
отказу от односторонней точки зрения
на описываемые события, Пушкин преодолел
разделение героев на «положительных»
и «отрицательных». Это имел в виду
Белинский, отмечая, что, благодаря
найденной Пушкиным форме повествования,
«личность поэта» «является такою
любящею, такою гуманною»1.
Если
«Евгений Онегин» подводил черту под
определенным этапом поэтической эволюции
Пушкина, то «маленькие трагедии» и
«Повести Белкина» знаменовали начало
нового этапа. В «маленьких трагедиях»
Пушкин в острых конфликтах раскрыл
влияние кризисных моментов истории на
человеческие характеры. Однако и в
истории, как и в более глубоких пластах
человеческой жизни, Пушкин видит
мертвящие тенденции, находящиеся в
борении с живыми, человеческими, полными
страсти и трепета силами. Поэтому тема
застывания, затормаживания, окаменения
или превращения человека в бездушную
вещь, страшную своим движением еще
больше, чем неподвижностью, соседствует
у него с оживанием, одухотворением,
победой страсти и жизни над неподвижностью
и смертью.
«Повести Белкина» были
первыми законченными произведениями
Пушкина-прозаика. Вводя условный образ
повествователя Ивана Петровича Белкина
и целую систему перекрестных рассказчиков,
Пушкин проложил дорогу Гоголю и
последующему развитию русской прозы.
После
многократных неудачных попыток Пушкину
удалось наконец 5 декабря вернуться в
Москву к невесте. Дорожные впечатления
его были невеселыми. 9 декабря он писал
Хитрово: «Народ подавлен и раздражен,
1830-й г. — печальный год для нас!» (XIV, 134
и 422).
Размышления над обстоятельствами
Болдинской осени подводят к не лишенным
интереса заключениям. В 1840-х гг. в
литературе получила распространение
исключительно плодотворная идея
определяющего воздействия окружающей
среды на судьбу и характер отдельной
человеческой личности. Однако у каждой
идеи есть оборотная сторона: в повседневной
жизни среднего человека она обернулась
формулой «среда заела», не только
объяснявшей, но и как бы извинявшей
господство всесильных обстоятельств
над человеком, которому отводилась
пассивная роль жертвы. Интеллигент
второй половины XIX в. порой оправдывал
свою слабость, запой, духовную гибель
столкновением с непосильными
обстоятельствами. Размышляя над судьбами
людей начала XIX в., он, прибегая к привычным
схемам, утверждал, что среда была более
милостивой к дворянскому интеллигенту,
чем к нему — разночинцу.
Судьба
русских интеллигентов-разночинцев
была, конечно, исключительно тяжела, но
и судьба декабристов не отличалась
легкостью. А между тем никто из них —
сначала брошенных в казематы, а затем,
после каторги, разбросанных по Сибири,
в условиях изоляции и материальной
нужды — не опустился, не запил, не махнул
рукой не только на свой душевный мир,
свои интересы, но и на свою внешность,
привычки, манеру выражаться.
______________________
1
Белинский В. Г Полн. собр. соч. М., 1955. Т
7. С 503.
146
Декабристы
внесли огромный вклад в культурную
историю Сибири: не среда их «заедала»
— они переделывали среду, создавая
вокруг себя ту духовную атмосферу,
которая была им свойственна. Еще в
большей мере это можно сказать о Пушкине:
говорим ли мы о ссылке на юг или в
Михайловское или о длительном заточении
в Болдине, нам неизменно приходится
отмечать, какое благотворное воздействие
оказали эти обстоятельства на творческое
развитие поэта. Создается впечатление,
что Александр I, сослав Пушкина на юг,
оказал неоценимую услугу развитию его
романтической поэзии, а Воронцов и
холера способствовали погружению
Пушкина в атмосферу народности
(Михайловское) и историзма (Болдино).
Конечно, на самом деле все обстояло
иначе: ссылки были тяжким бременем,
заточение в Болдине, неизвестность
судьбы невесты могли сломать и очень
сильного человека. Пушкин не был баловнем
судьбы. Разгадка того, почему сибирская
ссылка декабриста или скитания Пушкина
кажутся нам менее мрачными, чем
материальная нужда бедствующего по
петербургским углам и подвалам разночинца
середины века, лежит в активности
отношения личности к окружающему: Пушкин
властно преображает мир, в который его
погружает судьба, вносит в него свое
душевное богатство, не дает «среде»
торжествовать над собой. Заставить его
жить не так, как он хочет, невозможно.
Поэтому самые тяжелые периоды его жизни
светлы — из известной формулы Достоевского
к нему применима лишь часть: он бывал
оскорблен, но никогда не допускал себя
быть униженным.
Глава восьмая. Новая жизнь
В
Москве в церкви Большого Вознесения на
Малой Никитской Пушкин 18 февраля 1831 г.
обвенчался с красавицей Натальей
Николаевной Гончаровой. Ей шел
девятнадцатый год. Неделю спустя он
писал Плетневу: «Я женат — и счастлив;
одно желание мое, чтоб ничего в жизни
моей не изменилось — лучшего не дождусь.
Это состояние для меня так ново, что
кажется я переродился» (XIV, 154—155).
Пушкин
был счастлив. В слове «счастье» для него
в 1831 г. не заключалось романтического
представления о «неземном блаженстве»
или «убийственной страсти». Напряженность
страсти теперь не исключала, а подразумевала
простоту и покой домашней жизни. Для
счастья нужна была не только любовь, но
и Дом, свой очаг, спокойное и достойное
существование, «окончание кочевой
жизни» (XIV, 152), как выразился хорошо
понимавший душевное состояние Пушкина
Плетнев, поздравляя друга с женитьбой.
147
Однако
начало новой жизни сопровождалось
грозными предзнаменованиями. Тот мир,
в котором Пушкин собирался строить свои
Дом, не предвещал покоя.
В мае 1831 г.
Пушкин с молодой женой выехал из Москвы,
где он прожил первые месяцы своей брачной
жизни в доме Хитровой на Арбате (ныне №
53) — дом был выбран по созвучию фамилии
владелицы с Е. М. Хитрово — дочерью
фельдмаршала М. И. Кутузова и верным
другом Пушкина. Почти не задерживаясь
в Петербурге, Пушкины отправились в
Царское Село, где намеревались провести
лето и осень. То, что Пушкин избрал для
начала новой жизни именно места, связанные
для него с лицейской памятью, было
глубоко не случайно: здесь обрел он
замену семьи в кругу товарищей, здесь
хотелось ему начинать свою семейную
жизнь «в уединении вдохновительном»,
«в кругу милых воспоминаний» (XIV, 158).
В
Петербурге было тревожно.
Еще 17 ноября
1830 г. вспыхнуло восстание в Варшаве. В
начале 1831 г. Польский сейм объявил о
низложении династии Романовых и об
отделении Польши от России. 24—25 января
русские войска вступили на территорию
Царства Польского. Началась война,
которая приняла затяжной характер. А
между тем в Петербурге появились первые
признаки холеры, которая скоро, в
значительной мере из-за бездействия
властей, приняла характер эпидемии. 22
июня на Сенной площади вспыхнул бунт —
народ убил нескольких врачей, в которых
видел причину болезни, громил лазареты.
Потребовался приезд царя и его личное
участие в подавлении волнений. В июле
волнения перекинулись в новгородские
военные поселения — восставшие ловили
и убивали офицеров и врачей. Участвовавший
в подавлении бунта знакомец Пушкина Н.
М. Коншин писал ему: «Как свиреп в своем
ожесточении добрый народ русской! жалеют
и истязают; величают вашими высокоблагородиями
и бьют дубинами, и это всё вместе» (XIV,
216).
Общеевропейское положение было
не светлее: восстание в Польше и известие
о вторжении русской армии в Польшу
вызвало в Западной Европе, и особенно
во Франции, волну антирусских настроений.
Демократические и либеральные депутаты
и общественные деятели требовали
военного вмешательства на стороне
Польши, в Париже возникали стихийные
демонстрации. Пушкин опасался большой
европейской войны — нового, как и в 1812
г., похода Европы против России.
Но и
в малом, домашнем мире было далеко не
безоблачно: за месяц до свадьбы Пушкин
получил известие о кончине своего самого
близкого друга — А. А. Дельвига. Потеря
эта с особенной силой чувствовалась в
Царском Селе, в кругу лицейских
воспоминаний. Царское Село было отгорожено
холерными карантинами: почта ходила
плохо и приносила нерадостные известия
о новых жертвах болезни. 17 июля сюда
приехал, спасаясь от холеры, двор —
стало шумно и беспокойно. В городе
подскочили цены. А у Пушкина, отрезанного
от связей с книгопродавцами и ведшим
его дела Плетневым, средства были
ограничены.
Однако грозовая обстановка,
опасность, соединенная с деятельностью,
никогда не вызывали у Пушкина подавленного
настроения. Письма его в
148
эти
дни бодры и даже веселы. Он полон энергии
и готовится к осени — времени своих
поэтических трудов.
Пушкину всегда
был свойствен живой интерес к политике.
В 30-е гг. его особенно тревожили внешние
отношения России.
Политические
воззрения Пушкина в этот период строились
на основе идей историзма: человеческое
общество представлялось ему как результат
непрерывного и закономерного исторического
развития. Это, с одной стороны, подразумевало
отказ от романтической революционности,
от надежд на мгновенную и произвольную
перестройку общества в желаемом
направлении, романтическим иллюзиям
противопоставлялась суровая правда
истории. Однако, с другой стороны, сама
эта история рисовалась не в виде
застывшей, неподвижной глыбы, а в облике
постоянно текущего потока. Отвергалась
не только романтическая революционность,
но и консервативная апология
неподвижности.
В области международных
отношений это означало принцип
невмешательства: историческое развитие
народа подчинено внутренним законам и
не должно подвергаться вмешательству
извне. Этот принцип отвергал утвержденную
Венским конгрессом в 1816 г. идею
международной солидарности монархов
в борьбе с революциями, на основании
которой французские войска в 1823 г.
подавили испанскую революцию, а Австрия
вводила войска в Пьемонт и Неаполь.
Когда в 1830 г. произошла революция в
Париже, а затем и в Бельгии, то Николай
I, и по политическим симпатиям, и по
династическим интересам (голландский
двор находился в близких родственных
отношениях с русским), готов был вмешаться
в эти события с тем, чтобы «навести
порядок». Планы этого рода вызывали
резкое осуждение со стороны Пушкина,
считавшего и французские дела, и
голландско-бельгийский конфликт
«домашними» спорами народов
Запада.
Стихотворение «Клеветникам
России» было благосклонно встречено
Николаем I (правда, к нему восторженно
отнесся и Чаадаев, назвав в этой связи
Пушкина «народным поэтом»; такие друзья
Пушкина, как А. И. Тургенев или Вяземский,
оценили стихотворение холодно или даже
прямо неприязненно). У Пушкина мелькнула
иллюзорная мысль о возможности оказать
влияние на правительство, противостоя
булгаринскому наушничеству. Возможность
соединить историческую мощь власти и
неподкупность слова честных русских
литераторов показалось слишком
заманчивой: Пушкин обратился через
Бенкендорфа к Николаю I с просьбой
разрешить ему издание официальной
политической газеты. В правительственных
кругах к проекту Пушкина был проявлен
интерес: быстро идущие в гору вчерашние
арзамасцы, ренегаты Блудов и Уваров,
потянулись к этой идее. Разрешение,
после некоторых формальных проволочек,
было дано. Однако Пушкин скоро понял, с
кем ему придется сотрудничать, и остыл
к своему замыслу, отложив исполнение
на год, а затем, потихоньку, совсем от
него отказался.
Надеждам, что
правительство Николая I извлечет из
потрясений 1830— 1831 гг. урок и обратится
к осуществлению назревших реформ, не
было суждено исполниться. Политическая
бездарность тех, кто стоял у
правительственного руля, проявилась в
том, что вопрос об общественных
противоречиях