Файл: Соболева Александра Денисовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ

1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП

1.3.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ ЛЕСОПАРКОВ Г. МОСКВЫ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы

2.1.1. Организация орнитологической экскурсии

2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию

2.2. Использование контента МЭШ в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

2.3. Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г. МОСКВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»

3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В



Сложнее и проблематичнее является создание самих технологий и ресурсов, которые в равной степени будут пригодными для использования учащихся с различными видами, как физических, так и умственных ограничений. Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникативные технологии, без непосредственного методического обеспечения не являются гарантией эффективного процесса обучения. В настоящее время активно идет процесс формирования методического обеспечения инклюзивного процесса на основе элементов цифровых технологий. Перечень современных электронных средств обучения включает в себя программы-тренажеры, тестирующие и контролирующие программы, игровые обучающие и развивающие компьютерные программы, различные электронные учебные издания, средства мультимедия, обучающие программы, различные интерактивные платформы и т.д. Применение данных средств способствует дифференциации и индивидуализации процесса обучения, в силу того, что для них характерна доступность восприятия, содержательность, структурированность, высокая степень выразительной возможности размещения и представления учебного и дополнительного материала, интерактивность и т.д. Перечисленные средства ИКТ позволяют индивидуально варьировать темп обучения и адаптировать задания для самостоятельной работы с различными источниками информации к детям с ОВЗ.

Интеграция электронных учебных материалов и интернет-ресурсов по биологии предлагает широкий спектр природных объектов, процессов и явлений, которые можно включить в уроки биологии. Электронные учебники снабжены различными иллюстративными инструментами, такими как рисунки, фотографии, анимация, видеоклипы и модели, которые помогают в понимании биологических концепций и явлений. Обеспечение наглядности имеет первостепенное значение в процессе обучения, и, к сожалению, многие объекты, изучаемые в школьной программе биологии, невозможно наблюдать в силу их удаленности, размеров, редкости, длительных периодов развития или присущей им невидимости. Наглядность имеет решающее значение для формирования идей и концепций, а информационные и коммуникационные технологии обеспечивают наилучшие средства для достижения этого не только в статике, но и в динамике. Кроме того, информационные и коммуникационные технологии служат эффективной платформой для применения естественнонаучных методов, таких как наблюдение, эксперимент и различные другие эксперименты.


Среди всех информационно-коммуникативных технологий, мультимедийные технологии в педагогической инклюзивной практике занимают лидирующие позиции. Интерактивность, гибкость, интеграция различных типов восприятия информации, принцип мультимодальности мультимедийных средств – весьма значимы для процесса обучения детей с ОВЗ [10, с.1005]. Например, у обучающихся с дефектами слуха, при использовании мультимедиа технологий в обучении наблюдается значительное улучшение фонологических способностей и выработки навыков чтения, а визуальное наблюдение полученной информации значительно повышает мотивацию глухих учащихся.

Расширение возможностей подачи учебной информации, мультимедийного контента с его интерактивностью и гибкостью позволяет адаптировать образовательный процесс к интересам и особенностям обучающихся. Сочетание цвета, анимации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и графики расширяет возможности подачи образовательной информации. Мультимедийные технологии предлагают увлекательную подачу учебного материала с помощью различных информационных носителей, таких как иллюстрации, видеоролики, компьютерная анимация, слайды, тексты, в сопровождении слов диктора и музыки. Это способствует мотивации учебной деятельности студентов, дает возможность выбора индивидуальных стилей, форм и темпов обучения.

Информационные технологии качественным образом влияют на все этапы урока, будь это подача новой информации или контроль и оценивание результатов самостоятельной деятельности учащихся (например, тренажеры, онлайн сервисы). Для этого учитель может в игровой форме предложить учащимся проверочную работу, составив задание при помощи таких ресурсов, как игровая обучающая платформа «Kahoots» (https://kahoot.it), где задания представлены в форме викторины. Или, например, использовать онлайн сервис «LearningApps» (https://learningapps.org), который позволяет создавать интерактивные упражнения для проверки знаний учащихся. Подчеркнем, что индивидуальное оценивание ответов обучающихся с ОВЗ, контроль знаний представляют собой весьма сложный момент, а включение в систему контроля знаний учащихся с ОВЗ мультимедийных элементов имеет большое значение. В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос) [6, с.64]. В настоящее же время большое внимание уделяется современным методам проверки знаний: мультимедийным средствам, интерактивным играм, интегрированным урокам, а также интегративным тестам. Вместо проверочных работ на листочках — интерактивные тесты.



Вопрос с контролем для учащихся с особыми образовательными потребностями требует особого внимания, так как при обучении данной группы необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности. Но при этом, результаты контроля должны быть не завышены. Для таких детей традиционная форма оценок не является подходящей. Целесообразнее применять индивидуальное оценивание, индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями. Обучающимся с ОВЗ требуется похвала, стимулирование ситуации их успеха в рамках урочной деятельности, им необходимо разрешать переделать задание, с которыми не справился обучающийся. Здесь на помощь учителю и могут прийти ИКТ. Выполняя красочное тестовое задние на компьютере ученики получают похвалу не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Это добавляет элемент праздника, хорошего настроения и мотивирует учащихся. Дети с ОВЗ болезненно воспринимают оценку своей деятельности, а игра позволяет постепенно ввести ребенка в «мир оценок». Использование в обучении биологии технологических новинок позволит учителю со значительно большей эффективностью и отдачей вовлекать в процесс образования детей с ОВЗ, придавать ему форму игры.

Цифровые технологии открывают уникальные возможности для реализации инклюзивных практик в образовании. Использование электронных учебников, мастер-классов, инструментов контроля и оценки и других ресурсов позволяет учащимся управлять своим индивидуальным темпом обучения и получать доступ к материалам в любое удобное время. Они также могут адаптировать изображения и шрифт и использовать закадровый текст в соответствии со своими индивидуальными потребностями и характеристиками. Благодаря цифровым технологиям студенты могут многократно выполнять практические и контрольные задания, получать удаленные консультации от своих преподавателей.

Эти технологии расширяют возможности индивидуализации обучения и личностно-ориентированного подхода, что является основным принципом инклюзивности. Кроме того, разнообразная подача учебного материала, в том числе в игровой форме, повышает мотивацию к обучению. Эти различные формы взаимодействия между учителем и учеником также возникают, способствуя продвижению инклюзивного образования.


Наряду с отдельными информационно-коммуникационными сервисами существуют целые цифровые, образовательные среды. Самым ярким примером является виртуальная обучающая среда «Московская Электронная Школа» (МЭШ). МЭШ - электронная платформа обучения с встроенным учебным контентом - электронными учебно-методическими комплексами. Особое, максимально индивидуализированное представление теоретической и практической информации – отличительная черта проекта МЭШ. Что в свою очередь делает применение контента МЭШ важным инструментом для эффективного развития индивидуальных способностей обучающихся, которые имеют проблемы, как с состоянием здоровья, так и с обучением в целом. Система МЭШ предоставляет возможность использовать все ресурсы ИКТ, задействовать их на любом этапе работы с учебным материалом, и она вариативна для каждой группы обучающихся с ОВЗ.

Современные ИКТ и МЭШ открывают новые возможности для обучения, позволяя использовать разнообразные методы обучения и варианты программ. Сюда входят электронные руководства, приложения, тесты атомарного содержания и сценарии уроков, которые можно использовать для удовлетворения инклюзивных образовательных потребностей.

Принципы использования ресурсов МЭШ для инклюзивного образования заключаются в следующем [57, с.45]:

Инклюзивное образование основано на идее совместного обучения всех учащихся. Этого можно достичь, если образовательные учреждения предоставят необходимые условия для обучения различных категорий учащихся. Платформа МЭШ обеспечивает эти необходимые условия.

Принцип наглядности является ключевым для формирования чувственного представления об изучаемых объектах. Сценарий урока МЭШ имеет трехкомпонентную основу с экранами для учителей и учеников и интерактивную панель, которая наглядно представляет любые типы данных по большинству школьных предметов. Все эти ресурсы можно найти в библиотеке МЭШ.

Учет индивидуальных особенностей учащихся является краеугольным принципом инклюзивного образования. Современная интерпретация этого принципа учитывает потребности всех категорий учащихся, в том числе одаренных, отстающих, слабовидящих или слабослышащих. Это потому, что все дети по-своему «особенные».

Взаимодействие среды и информационного образовательного пространства позволяет осуществлять вариативное обучение, отвечающее потребностям всех участников образовательного пространства, особенно в инклюзивном образовании. Платформа МЭШ предлагает удаленный доступ к учебным материалам для учащихся с ограниченными возможностями и их родителей, что делает домашнее обучение более доступным.


Таким образом, за счет платформы МЭШ, на которой собраны не только учебные материалы, атомарный контент, но и целые интерактивные сценарии уроков становится возможным обеспечить равные возможности обучающимся для доступа к качественному образованию. При этом, даже если ребенок с ОВЗ пропустит урок, он самостоятельно (при помощи родителей, или дистанционно с учителем) дома сможет в привычном ему темпе разобрать урок, повторить его.

Ресурсы МЭШ могут быть использованы, в том числе, как средства для организации дистанционного или дополнительного обучения, что особо актуально при работе с инклюзивными детьми, поскольку они склонны чаще других отсутствовать на урочных занятиях или им требуется дополнительное прохождение материала с подробным объяснением темы. Информационно-коммуникативные технологии в рамках инклюзии в существенной степени упростили доступ к образовательным ресурсам в удобном для детей с ОВЗ формате. Благодаря им такие дети могут наладить активные коммуникации и взаимодействия, и, самое важное, способны усилить мотивацию обучения.

Учитывая то обстоятельство, что данный проект является относительно новым (платформа МЭШ начала свою работу в 2016 году) вариантом применения на уроках ИКТ, он имеет некоторые недостатки. В частности, пока еще МЭШ содержит незначительное число видеороликов, обучающих фильмов с субтитрами, что так необходимо глушим и слабослышащим детям. Но с другой стороны, например, по средствам виртуальных экскурсий в природу, естественнонаучные музеи у детей с ОВЗ появляется возможность побывать там, где побывать в реальной жизни для них весьма проблематично. Кроме того, использование ресурсов МЭШ предоставляет хорошую возможность для решения актуальной инклюзивной образовательной задачи: создание условий учебно-методического сопровождения в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ. Более подробно возможности МЭШ для выстраивания образовательной траектории по биологии для учащихся с ОВЗ будут рассмотрены во второй части исследования.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что информационнокоммуникативные технологии позволяют сформировать в сознании учащихся целостную картину биологического процесса, биологической картины мира. Что является первостепенной целью биологического образования. Благодаря использованию на уроках биологии информационных технологий у детей с ОВЗ обостряются и зрительное восприятие, и слуховое внимание. Несомненно, в конечном итоге это приведет к положительному результату освоения учебного материала данной категорией детей. Организация процесса обучения детей с ОВЗ с использованием ИКТ способствует «активизации компенсаторных механизмов обучающихся на основе сохраненных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению тех или иных нарушений в развитии ребенка» [42, с.80].