Файл: Соболева Александра Денисовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ

1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП

1.3.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ ЛЕСОПАРКОВ Г. МОСКВЫ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы

2.1.1. Организация орнитологической экскурсии

2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию

2.2. Использование контента МЭШ в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

2.3. Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г. МОСКВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»

3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В



Положительное и результативное использование средств ИКТ на уроках биологии в инклюзивном классе становится возможным за счет применения принципа мультимедийности, интерактивности, активизации внимания, процессов мышления, пространственной ориентации, наблюдательности у обучающихся с ОВЗ. Велика роль ИКТ и в развитии творческого, интеллектуального потенциала детей с ОВЗ, их способностей к коммуникативным действиям, в интенсификации всех уровней учебновоспитательного процесса, повышении его эффективности и качества.

Эффективность использования ИКТ в инклюзивном образовании обуславливается тем, что, прежде всего, данные технологии и их средства обеспечивают возможность нового формата визуализации учебной информации. Безусловно, перенос информации с электронного формата на бумажные носители (распечатка рисунков из электронных учебников или мультимедийных презентаций, с экранов обучающих виртуальных платформ) не относятся к ИКТ, и по сути не имеют смысла. Ведь одна из задач ИКТ показать и преподнести информацию в динамике, задействовать самого ученика. ИКТ должны открывать возможности для определения реальных биологических процессов, увидеть их наглядно, если нет возможности увидеть их в природной среде, осмыслить их в действии, в специально организованной рефлексивной работе. Таким образом, электронным учебником нельзя назвать сканированный текст бумажного учебника с включением анимационных моделей и с возможностью автоматизированного контроля знаний и умений, полученных обучаемым при его использовании. [й4, с.4]. Проблемным аспектом в данном контексте является то обстоятельство, что разработка качественных информационных обучающих ресурсов требует профессиональной, тщательной и длительной коллективной работы. К данной работе должны быть привлечены педагоги и методисты, психологи и дизайнеры, специалисты в области техники и информационных технологий, здоровьесбережения, маркетинга и пр. [14,с.4].

Наряду с проблемой создания качественных информационных обучающих ресурсов, как для обучающихся «норма», так и для обучающихся с ОВЗ, возникает вопрос их адекватности. Адекватность ресурсов не всегда является гарантией того, что инклюзия будет работать и не возникнет опасности нерационального использования имеющихся, а также будущих методологических ресурсов. Учитель биологии должен помнить о том, что использование средств информатизации по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к повышению эффективности биологического образования [15, с.35]. В связи с чем, для того чтобы применение ИКТ в инклюзивной урочной деятельности принесло свои результаты, необходимо выполнение ряда требований, среди которых:


-соблюдение педагогической функциональности информационных технологий. Применение элементов цифровых технологий должно исходить из значимости, полноты охвата направлений образовательного процесса, возможности его индивидуализации и дифференциации;

-используемые ресурсы должны быть адаптированы. Требование адаптированности выражается в приспособлении образовательных информационно-коммуникативных технологий к индивидуально-личностным, возрастным, психическим и физиологическим особенностям детей с ОВЗ;

-информационные ресурсы в процессе инклюзивного обучения должны носить коррекционную направленность, оказывать содействие процессу обучения;

-требование исключения эффекта насыщения в работе с информационными технологиями и чередования видов заданий и упражнений с различной сенсорной нагрузкой, поддерживающих работоспособность и повышающих продуктивность деятельности обучающихся.

Основываясь на выше сказанном, представляется возможным выделить несколько наиболее важных и первостепенных причин необходимости сопровождения урока биологии в инклюзивном классе информационнокоммуникативными технологиями. Во-первых, ИКТ позволяют организовать учебный процесс по биологии в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей с ОВЗ. Во-вторых, ИКТ – это реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения. В-третьих, за счет применения ИКТ расширяется возможность соблюдения ключевых принципов коррекционного образования, но уже в рамках инклюзии: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

В заключении еще раз подчеркнем, что целесообразность применения ИКТ в обучении биологии детей с ОВЗ выражается в сокращении времени на изучение учебного материала, варьировании темпов обучения в зависимости от самого ученика, кардинальном ускорении доступа к информации, индивидуализации и дифференциации темпов усвоения содержания образования с учетом ограниченных возможностей здоровья учеников, практически не акцентируя на этом внимание самих обучающихся, коррекции нарушений у ребенка, в развитии его информационной культуры и ИКТ-компетентности, более качественном формировании универсальных учебных действий, мотивации. Но, несмотря на все очевидные преимущества сопровождения процесса обучения биологии детей с ОВЗ средствами информационнокоммуникативных технологий, необходим взвешенный и четко аргументированный подход их использованию. Несмотря на все достоинства информационно-коммуникативных технологий, их применение не решит всего комплекса существующих проблем в обучении детей с ОВЗ и инклюзивного образования в целом. ИКТ лишь обеспечивают кардинальное улучшение доступа к информации и поддержки коммуникаций и могут стать мощным дидактическим и коммуникационным средством, которое в свою очередь закладывает фундамент существенного прогресса в личном развитии, позволяя детям с ОВЗ полноценно принимать участие в жизни общества. Дальнейшее развитие и внедрение ИКТ в образовательный процесс откроет широкие перспективы для лиц с ОВЗ.



Проведенный теоретический анализ исследований в области информатизации образования позволяет прийти к выводу о необходимости и целесообразности внедрения новых информационных технологий обучения и преимуществ компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ. Бесспорным является тот факт, что весьма сложно в рамках урочной деятельности уделить внимание каждому ученику в классе, особенно в классе, где собраны разнородные группы детей. Решение данной проблемы, проблемы совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей, проблемы нахождения времени учителя «для всех» видится в поиске новых методик инклюзивного обучения. В качестве одной из таких методик выступает сопровождение процесса обучения школьным предметам, в частности и биологии, детей с ОВЗ информационнокоммуникационными технологиями. Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.



ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ


Обобщая результаты . анализа рассматриваемой нами проблемы, можно сделать следующие выводы.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых затрудняет изучению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Длительное время обучение таких детей было возможно только в специализированных учреждениях.

Доступность образования для таких детей в настоящее время реализуются за счет инклюзивного подхода. Смысловое содержание концепции инклюзивного образования выражается в идеи того, что одним из процессов трансформации общего образования, должно стать осознание того, что дети с ОВЗ в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум и обучаться совместно со своими сверстниками в образовательных учреждениях.

Инклюзивное образование предполагает создание соответствующей потребностям обучающихся с ОВЗ среды и условий. Причиной же существования барьеров и трудностей при обучении детей с ОВЗ является консервативная организация учебного процесса, использование в педагогической практике изживших себя методик, негибких подходов к образовательной деятельности. Таким образом, инклюзия нацелена на трансформацию образовательной системы, школы, а не самого обучающегося. Изменения должны затрагивать не только архитектурные компоненты, и заключаться в создании безбарьерной, доступной среды. Первостепенная задача инклюзии заключается в разработке адаптивных методологических ресурсах, педагогических технологий, построенных на принципе астенизации – опоры на сохранные органы чувств, сильные стороны учащихся с ОВЗ.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ ЛЕСОПАРКОВ Г. МОСКВЫ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы

2.1.1. Организация орнитологической экскурсии


Экспериментальная часть работы проводилась на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа Технологии обучения»

Исследование проводилось в несколько этапов. Первый – проведение анкетирования школьников и их родителей. Всего в исследовании приняли участие 18 семей. Родителям с детьми предлагалось ответить на 11 вопросов. Количество респондентов – 20.

Целью данной части работы была оценка интереса учащихся к птицам города и особенностям взаимодействия с ними.


Второй-проведение тестирования. На данном этапе оценивался начальный уровень сформированности представлений о птицах лесопарков города Москвы учащихся 5-7 классов.

На формирующем этапе проводились уроки и экскурсии в лесопарки города Москвы учащихся с ОВЗ.

На третьем этапе был проведен анализ полученных данных и подведены результаты исследования, сделаны выводы и сформированы рекомендации.

При организации орнитологических экскурсий первым делом необходимо выбрать доступную для группы площадку или маршрут наблюдения. Орнитологические экскурсии можно проводить практически везде, где есть обычные и широко распространенные виды птиц, что делает их ценным инструментом изучения орнитофауны. Хотя может оказаться невозможным найти легкодоступные места со всеми необходимыми удобствами, это не должно препятствовать организации наблюдений, поскольку ценны даже хорошие наблюдения за несколькими видами птиц.

При выборе участков и маршрутов наблюдения необходимо учитывать различные биотопы, с которыми может столкнуться группа, такие как открытые луговые сообщества, ольховые и дубовые леса, прибрежные зоны, рекреационные зоны. В Терлецком парке, например, важно выбирать зоны, характерные для региона. Это означает, что места, где гуляют туристы, могут существенно различаться по влажности, освещенности и густоте растительности.

Площадки наблюдения могут сильно различаться по размеру и конфигурации, и не всегда удается найти единую область, охватывающую все объекты наблюдения. В таких случаях необходимо использовать несколько изолированных участков, представляющих местообитания разных экологических видов птиц. Все эти участки должны быть пройдены прочно установленным маршрутом, который служит местом наблюдения.

Практическая ценность орнитологических наблюдений   во многом зависит от того, насколько правильно организован их сбор. При проведении орнитологических экскурсий необходимо провести инструктаж и объяснить, как вести дневниковую запись. Начало экскурсии всегда сопровождается акцентом н а погодные условия. Это дает возможность просчитать, каких птиц и в какой активности можно увидеть. Затем кратко описывается биотоп, а затем уже можно приступать к распознаванию по голосам, позывкам или визуально тех птиц, которые являются фоновыми. Например, можно начать с зяблика. Руководитель не только показывает птицу и ее песню, н о и рассказывает о питании, гнездовании, миграциях дан н ого вида. Если встречен ы виды р едкие и занесенные в Красную книгу, то это оговаривается дополнительно. [11]