ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)
1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ
1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока
2.2. Экономическая мысль античного мира
Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России
3.1. Экономические воззрения канонистов
3.3. Экономические идеи в средние века в России
Тема 4. Формирование классической школы
4.3. Основные постулаты и идеи классической школы
Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века
5.1. Критически-утопический социализм
5.2. Старая историческая школа
Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы
6.1. Общая характеристика маржинализма
6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма
6.3. Неоклассическая экономическая школа
Требования к эссе и примеры работ
Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса
Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений
Наиболее значимым достижением экономической мысли ХХ в. Стали концептуальные решения государственного вмешательства в экономические процессы, которые появились в 30-е гг. и совершенствуются вплоть до наших дней. Эти теории в экономической литературе подразделяют на кейнсианские и неолиберальные и именно их эволюция положила начало дискуссиям о теоретических моделях «социального рыночного хозяйства», монетарных экономических доктринах «рейганомика», «тэтчеризм», концепции «неоклассического синтеза» и т.д.
Направления, течения и школы современной экономической мысли выражают, таким образом, все многообразие взглядов на проблемы формирования социально ориентированной рыночной экономики, что одновременно свидетельствует и об альтернативных возможностях для их практического воплощения в жизнь. В этой связи весьма уместно знаменитое напутствие Джоан Вайолет Робинсон, английского экономиста и общественного деятеля, последователя кейнсианского и посткейнсианского направления в экономической науке, профессора Кембриджского университета, по словам которой, «смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам».
Вопросы для размышления и самоконтроля
1. Мы учим учебники по экономической теории, написанные специалистами, которые не видят наступление кризиса. Можно ли считать экономическую теории и ее историю бесполезными, потому что их содержимое оторвано от реальности?
2. Кейнс однажды заметил: «Изучение истории идей с необходимостью предшествует освобождению мыслей». Что это значит?
3. Какова роль мыслителей в истории развития общества?
4. Кто такие Адам Смит, Давид Рикардо, Роберт Оуэн, Карл Маркс, Джон Мейнард Кейнс, Йозеф Шумпетер, Пол Кругман?
5. Назовите самое известное деление исследователей и вообще людей? Отсюда и сформировались соответствующие методологические принципы в науке?
6. Известный нобелевский лауреат по макроэкономике, Роберт Солоу в конце 1960-х сказал: «Macroeconomics is finished (макроэкономика закончена)». Все, мы создали эту науку. Она уже есть. Мы понимаем основные постулаты. Теперь нам осталось только ее совершенствовать, придумывать какие-то дополнительные модели. Конечно, он глубоко заблуждался. Назовите факторы эволюции экономической мысли.
Тесты
1. Объектом изучения истории экономических учений не является
1) история экономической теории как науки
2) история отдельных экономических теорий
3) история способов производства материальных благ
4) история категорий, используемых экономической теорией
2. Предметом изучения истории экономических учений является
1) исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций
2) экономические законы и категории, действующие на уровне отдельного человека, семьи, фирмы
3) анализ механизма функционирования экономических систем
4) изучение основ экономической политики государства
3. Метод, состоящий в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении наиболее глубокой сущности предмета или явления – это
1) метод сравнительного анализа
2) метод научной абстракции
3) метод математического моделирования
4) метод индукции
4. Метод, представляющий собой описание экономического явления на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов – это
1) метод сравнительного анализа
2) метод научной абстракции
3) метод математического моделирования
4) метод индукции
5. Метод, состоящий в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов – это
1) метод сравнительного анализа
2) метод научной абстракции
3) метод математического моделирования
4) метод индукции
6. Установите соответствие между отдельными методами экономических исследований и их содержанием
1) анализ 2) синтез 3) индукция 4) дедукция
а) соединение отдельных частей экономического явления в процессе его познания в единое цело
b)познание экономического явления, предполагающее делать выводы на основе перехода от частных фактов к общим
c)познание экономического явления, предполагающее делать выводы при переходе от общих фактов к частным
d)познание экономического явления на основе разделения его на отдельные составные части и изучение каждой из частей
7. В переводе с греческого слово «экономика» означает
1) накопление богатства
2) искусство ведения домашнего хозяйства
3) эффективность организации общественного производства
4) рациональное распределение ограниченных благ
8. Автором высказывания: «Любая теория имеет научную ценность тогда, когда она подтверждается данными опыта и если она представляет собой сгусток реальности» является
1) А. Морис
2) К. Маркс
3) А. Смит
4) Ф. Хайек
9. Автором знаменитой книги «Теория экономического развития» является
1) Адам Смит
2) Йозеф Шумпетер
3) Пол Кругман
4) Карл Маркс
10. Автором известного высказывания «Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам» является
1) Адам Смит
2) Марк Блауг
3) Джоан Вайолет Робинсон
4) Роберт Оуэн
11. Принцип экономического либерализма означает
1) абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь
2) абсолютный контроль деловой жизни со стороны государства
3) частичное регулирование государством валютно-денежных отношений
4) переход экономики на более высокую ступень развития
12. Автором известного высказывания «Экономическая наука добилась большего продвижения вперед, чем какая-либо другая отрасль общественных наук, поскольку она является более определенной и точной, чем все другие отрасли» является
1) А. Маршалл
2) М. Блауг
3) Дж. Робинсон
4) М. Вебер
13. Автором известного высказывания «Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование» является
1) Л. Робинс
2) Р. Коуз
3) К. Маркс
4) М. Вебер
14. Иррационализм, как методологический принцип, предполагает
1) отрицание познавательного значения разума
2) абсолютизацию положений об изменчивости действительности
3) медленное изменение количественных характеристик, позволяющие констатировать происходящие глубокие и качественные изменения
4) целостный (системный) подход к изучению объектов
15. Органицизм, как методологический принцип, предполагает
1) отрицание познавательного значения разума
2) абсолютизацию положений об изменчивости действительности
3) медленное изменение количественных характеристик, позволяющие констатировать происходящие глубокие и качественные изменения
4) целостный (системный) подход к изучению объектов
16. Релятивизм, как методологический принцип, предполагает
1) отрицание познавательного значения разума
2) абсолютизацию положений об изменчивости действительности
3) медленное изменение количественных характеристик, позволяющие констатировать происходящие глубокие и качественные изменения
4) целостный (системный) подход к изучению объектов
17. Эволюционизм, как методологический принцип, предполагает
1) отрицание познавательного значения разума
2) абсолютизацию положений об изменчивости действительности
3) медленное изменение количественных характеристик, позволяющие констатировать происходящие глубокие и качественные изменения
4) целостный (системный) подход к изучению объектов
18. Автором известного высказывания ««Любая теория имеет научную ценность тогда, когда она подтверждается данными опыта и если она представляет собой сгусток реальности».» является
1) Морис Алле
2) Дж.М. Кейнс
3) Дж. Робинсон
4) М. Вебер
19. Автором известного высказывания «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад. Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей» является
1) Дж.М. Кейнс
2) Морис Алле
3) Роберт Л. Хайлбронер
4) М. Вебер
20. Роберт Л. Хайлбронер является автором следующего произведения
1) Исследование о природе и причине богатства наций
2) Общая теория занятости, процента и денег
3) Начала политической экономии и налогового обложения
4) Философы от мира сего.
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока.
2.2. Экономическая мысль античного мира
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока
В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики.
Экономическая мысль на Востоке и Западе человеческой цивилизации имеет свои особенности.
Для Востока характерны следующие черты: деспотия (неограниченная власть) – вертикаль власти; огромный аппарат чиновников живет за счет труда земледельческой общины: земля принадлежит общине, община – государству; государство решает проблему водоснабжения и военной защиты; община формирует кровнородственные отношения и тотальную зависимость членов общины (например, в Китае выстраивалась следующая вертикаль власти: Небо–Император–подданные – «Не о чем молиться тому, кто провинился перед Небом»). Древневосточная мысль носила государственно-нормативный характер, имела априорное, бездоказательное содержание.
Для Запада характерны следующие черты: горизонтальная модель; уход от варварства к цивилизации через героическую эпоху (эпоха царей): ахейцы в Аттике создали народную форму правления (собрание) – избирали старейшин (архонтов) и басилеев – военных предводителей; власть не наследуется, она дарится лучшему и выбирается на собрании. XVIII–XVII веках до н.э – кризис такой формы власти. Античная мысль носила рациональный, демократический, светско-рациональный, доказательный характер.
Первые попытки систематизации экономических знаний в странах Древнего Востока предпринимал Конфуций, в Древней Греции – Аристотель, в Древнем Риме – Катон Старший.
Письменные источники, позволяющие судить об экономической мысли Древнего Востока, с известной долей условности можно разделить на две большие группы: непосредственно отражающие хозяйственную деятельность (переписи населения, земельные кадастры, документы хозяйственной отчетности и различные юридические акты) и представляющие попытку осмыслить эту хозяйственную деятельность (государственно-нормативные документы «Артхашастра», «Гуан-цзы».