ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ)
1.1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ
1.3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока
2.2. Экономическая мысль античного мира
Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России
3.1. Экономические воззрения канонистов
3.3. Экономические идеи в средние века в России
Тема 4. Формирование классической школы
4.3. Основные постулаты и идеи классической школы
Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века
5.1. Критически-утопический социализм
5.2. Старая историческая школа
Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы
6.1. Общая характеристика маржинализма
6.2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма
6.3. Неоклассическая экономическая школа
Требования к эссе и примеры работ
Количественная теория денег у И. Фишера, А. Маршала, К. Маркса
Сферы действия закона возрастающей отдачи в истории экономических учений
Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма
в Западной Европе и России
3.1. Экономические воззрения канонистов.
3.2. Меркантилизм.
3.3. Экономические идеи в средние века в России.
3.1. Экономические воззрения канонистов
Экономические воззрения средневековья носят ярко выраженный богословский характер. Разработка экономических вопросов стала уделом священнослужителей, так как средневековый рыцарь мало интересовался экономическими проблемами. Поэтому общественные науки являлись простыми отраслями богословия и трактовались с позиции священного писания.
СХОЛАСТИКА – система формально-логического обоснования веры, с охватом в пределах католического богословия накопленных знаний и различных предписаний. Ее источниками являлись христианское (католическое) богословие и логика Аристотеля. Так, критическое отношение Аристотеля к ростовщичеству отразило общую тенденцию, которая прослеживается во многих письменных источниках. Например, в Библии мы находим: «Если серебро дашь в долг кому-нибудь из моего народа, бедняку, не требуй от него уплаты». «В конце седьмого года... пусть отпустит всякий заимодавец заем, который он дал своему ближнему». В Евангелие от Луки есть следующее: «... И взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая». Неприязненное отношение к богатству и обогащению обрело авторитет евангельской притчи: удобнее верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в царство Божие…… В Коране запрет взимать проценты звучит определённые, чем в христианских источниках. Григорий Назианзин, византийский богослов (IV в. н.э.) учил: «собирают доход с того, что не сеяли, и жнут то, что не сажали».
Доводы против процента:
– не продавай того, что тебе не принадлежит!
– не продавай того, чего не существует!
– не продавай время, которое принадлежит всем!
Частичные оправдания:
– «потери кредитора» и «упущенная выгода».
Как и Аристотель, Фома Аквинский осуждает получение торговой прибыли; однако, с его точки зрения, она оправдана в тех случаях, когда:
а) является средством существования того, кто ее получает;
б) используется на благотворительные цели.
Таким образом, если торговля не осуществляется только ради барыша и использовалась в целях благотворительности, общественного служения, улучшения качества товара, аренды, то она приемлема.
Фома значительно развил аристотелевскую идею справедливой цены. С одной стороны, Аквинский считал «справедливой ценой» правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой, доказывал правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование. У Аквинского были оппоненты, которые подготовили переход к новым формам нормативного экономического анализа, ставившим в центр внимания обогащение государства. Порча монеты, к которой прибегали государи разных стран, приводила к уменьшению покупательной способности денег – росту цен, и это было замечено советниками королей: французским схоластом Николаем Орезмом (1321–1382 гг.) – его «Трактат о монете» был напечатан лишь в 1501 г., а также инициатором создания Лондонской биржи Томасом Грешэмом (1519–1579 гг.). Ученые обобщили свои наблюдения того, что порченые монеты приводят к вытеснению полновесных из оборота и росту цен (в современных терминах – к тезаврации и инфляции), выводом: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Это правило в конце Х1Х в. было названо законом Грешэма, хотя правильнее было бы его назвать «законом Орезма». Позже было выяснено, что этот закон был сформулирован и польским каноником Николаем Коперником (1473–1542 гг.), великим астрономом и создателем гелиоцентрической системы мира. Николай Коперник и Жан Боде́н изучали причины обесценения денег («Деньги обесцениваются обычно тогда, когда их становится слишком много», тем самым заложив основу количественной теории денег. Но порча монеты была не единственным явлением денежного обращения. После великих географических открытий началась революция цен. Жан Боде́н, 1530–1596 гг., французский юрист, основоположник политологии, первооткрыватель количественной теории денег называл следующие причины «революции цен»:
– рост предложения золота и серебра, особенно после открытия рудников в Южной Америке;
– распространение монополий;
– бедствия, уменьшающие количество поступающих товаров;
– расточительство правительств;
– «порча монеты».
3.2. Меркантилизм
Пересмотр отношения к ростовщичеству начался в Европе в XVI веке, в эпоху Реформации. Отцы протестантизма прокладывали путь для объединения духовной и светской жизни в гармоничное целое. В их проповедях нет места восхвалению жизни, проведенной в нищете и духовном созерцании. По их мнению, использование данного Богом таланта к ведению бизнеса – благое дело, а значит предприимчивость – добродетель!
Ситуация кардинально меняется с началом развития капиталистических экономических отношений. Это происходит в Европе в XV–XVI вв., в эпоху, которая получила название «эпоха великих географический открытий» или «эпоха первоначального накопления капитала». Появляется меркантилизм – теоретическая основа экспансионистской политики, упрочения политического и военного могущества страны.
Источники меркантилизма:
– формирование национальных государств в Европе (в результате крестьянских войн и королевских завоеваний). Это, в свою очередь, приводит к усилению светской государственной власти, уменьшению роли религии, осознанию национальных интересов, росту уровня жизни (печатный станок, бумажная фабрика, ветряная мельница, механические часы, картография, амальгамирование, позволившее удешевить добычу благородных металлов из бедных руд, бухучет);
– возникновение политической экономии – учении о хозяйстве государя и принципах экономической политики.
Яркими представителями меркантилизма в Англии были на раннем этапе Томас Грэшем, на позднем – Э. Мисселден (ввел термин «торговый баланс» в книге «Круг торговли» в 1623г.) и Томас Ман («Богатство Англии во внешней торговли», 1630г.), во Франции – Антуан Де Монкретьен («Трактат политической экономии»), Жан Батист Кольбер – министр короля Людовика ХIV), в России – Иван Посошков («Книга о скудности и богатстве»). Ранний меркантилизм или «бульонизм» (от англ. bullion – слиток золотого металла) отождествлял с богатством золото, а торговлю с битвой за золото. Импорт при этом осуждался. Более проницательные представители меркантилизма (Т. Ман) пришли к пониманию того, что успешное ведение внешней торговли зависит от хозяйственного положения внутри страны. Упор был сделан на протекционизм или политику государственной поддержки национальных производителей и торговцев.
Томас Ман ввел понятие «общего торгового баланса», резонно полагая, что дефициты в торговле содними странами могут быть компенсированы положительным сальдо в обмене с другими (нужны не запреты на вывоз денег, а содействие росту объемов вывоза: «Деньги создают торговлю, а торговля увеличивает деньги»).
Характерным выражением меркантилистской доктрины в целом служит МАНИФЕСТ фон ХОРНИКА (1684): «Австрия превыше всего, если она того пожелает». В документе есть следующие принципы:
– использовать каждый клочок земли в стране для сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и их обработки;
– всё добытое в стране – использовать для собственной переработки, поскольку стоимость конечных товаров выше, чем сырья;
– стимулировать рост рабочего населения;
– запретить всякий вывоз золота и серебра, все отечественные деньги – держать в обращении;
– не допускать импорта товаров, которыми страна сама себя обеспечивает в достаточном количестве и приемлемым образом.
В меркантилистской литературе также исследуется фактор внутреннего спроса. Дается установка на поощрение роста населения, при этом желательно, чтобы население было бедным, это будет способствовать положительному сальдо торгового баланса. Не меньшее значение для торгового баланса имеет конкурентоспособность отечественной продукции, которая зависит от уровня издержек, особенно заработной платы. В отношении богатых слоев населения меркантилисты ожидали расточительства. Так, согласно Николосу Барбону, «расточительство – это порок, который вредит человеку, но не торговли. Жадность – вот порок, вредный и для человека, и для торговли».
Дилемма меркантилизма сводилась к поиску ответов на вопросы: Бедность-основа процветания или болезнь общества? Бедность=конкурентоспособность?
Даниэль Дефо предложил такой ответ на эти вопросы (1728): «…если зарплата – низкая и жалкая, такой же будет и жизнь; если люди получают мало, они смогут мало и тратить, и это сразу скажется на торговле».