ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
формированием психологической базы речи и развитием когнитивных познавательных процессов.
Одновременно с работой по системной лексике, мы формируем грамматическое значение слов, то есть:
– понимание единственного и множественного числа существительных («Покажи яблоко, покажи яблоки», «Принеси яблоко – унеси яблоки»);
–понимание значения уменьшительно-ласкательной формы существительных.
При работе с старшими дошкольниками с ОНР III уровня необходимо учить устанавливать связи по внешним признакам предмета.
Пример такой работы:
–спрашивается у ребёнка, а что ещё бывает красным (помидор, автомобиль, перец) и т.д;
–у ребёнка спрашивается, а что ещё прыгает (мяч, зайчик, лягушка, кузнечик) и т.д.
При такой работе у обучающегося формируются ассоциативные поля, связи между предметами, благодаря такому виду работы дети обучаются объединять одни предметы, с другими предметами. Таким образом у дошкольников развивается словарь, грамматический строй речи.
С дошкольниками с ОНР III уровня должна проводиться работа по логико-грамматической структуре языка:
В работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими трудности в речевом развитии, необходимо акцентировать внимание на формирование глагольной лексики, а так же семантике глагольных словосочетаний.
Направление в работе с детьми с ОНР со словами глаголами:
ознакамливать дошкольников с глаголами разных лексико-сематнических групп:
–б)глаголы конкретного физического действия: крутить, резать, молотить
–в1)глаголы характеризующие звуки предметов: звуки растений (шелестеть, шуметь, шуршать); звуки машин (гудеть, стучать, сигналить, пыхтеть, тикать); звуки муз инструментов (звенеть, барабанить, трубить, греметь, дудеть, бренчать, играть).
–в2) звуки различных твёрдых предметов (визжать, хрустеть, топать)
–в3) глаголы обозначающие звучание жидкости (булькать, журчать, кипеть, плескать, бурлить, замерзать,)
–в4) глаголы обозначающие звуки издаваемые животными (реветь, мычать, мяукать, гавкать, лаять, кукарекать, мурлыкать)
–в5) звуки издаваемые насекомыми и земноводными (квакать, пищать, жужжать, зудеть)
–г) глаголы поведения (капризничать, хитрить, баловаться, воображать, сердиться, шуметь, волноваться, озорничать)
–д) глаголы эмоционального состояния (веселиться, грустить, бояться, удивляться, радоваться, смущаться, скучать).
–а) учить называть действие относящие к одной лексико-сематнической группе (пример птицы: летают, вьют, ищут, клюют)
–б) учить дифферинцировать однородные глаголы, их группы по смысловому значению (идти, бежать, ползать, летать) Схема: идет человек, идёт время, идёт дождь, идёт поезд (А что делает лиса, змея, бабочка, рыбка?)
–в) Работать над многозначностью слов глаголов. (Пример: глагол поднять)
–г)Развивать структурный аспект слов глаголов, подбирать слова антонимы по разным лексическим группам, подбирать слова синонимы, учить вычленять синонимы и антонимы из предложений, текстов, учить пересказывать один и тот же рассказ, но разными словами, с сохранением первоначального смысла текста.
Проводя коррекционную работу с детьми с общим недоразвитием речи III уровня необходимо развивать у обучающихся связную речь. Необходимость в развитии связной речи ещё заключается в том, что ФГОСДО ставит целевой ориентир – хорошее владение устной речи на этапе окончания дошкольного образования, а связная речь напрямую связанна с этим параметром. Поэтому развитие связной речи обучающихся идёт в соответствии с программой и в соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО.
В начале работы по развитию связной речи обучающихся уделялось внимание развитию у дошкольников с ОНР III уровня умения слушать и понимать обращенную к ним речь, а также закреплению в речи детей лексико–грамматических конструкции, включающие существительные в форме множественного числа, существительные с уменьшительно- ласкательным значением, глаголы единственного и множественного числа прошедшего времени, часто употребляемые в детской речи.
Рассказывая детям сказки или читая рассказы на занятиях, дети учились внимательно слушать обращенную к ним речь, после чтения задавались вопросы по содержанию прослушанного текста, детям предлагалось выбрать картинки, которые соответствовали пройденному материалу. При этом отрабатывались
те названия предметов, действий, признаков, которые были заранее запланированы.
Особое внимание уделялось закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказа литературных произведений;
значительное место отводилось упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из личного опыта. В данную коррекционно–воспитательную работу с детьми с ОНР включались следующие задания: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, рассказывание с элементами творчества.
Обучение рассказыванию с опорой на готовый сюжет начиналось с работы по сюжетным картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявлялись картинки, где главным действующим лицом является человек, ребенок или взрослый (девочка играет в куклы; мальчик катает машинку; папа читает газету; мама готовит; бабушка вяжет свитер и т.д.). Через несколько занятий, когда дошкольники правильно грамматически оформляли предложения, им предъявляли картинки, на которых животные осуществляют разный действия (кот пьёт молоко; корова ест траву.)
После подбирались картинки с неодушевленными предметами (чайник вскипятил воду.) На картинках были изображены действия из знакомых детям бытовых ситуаций, поэтому дети в большинстве случаев в течение 2-3 занятий начинали справляться с предложенным заданием: точно называли изображенное на картинке действие. Следующим этапом было составление предложений по нескольким действиям на картинках (девочка моет посуду, мальчик вытирает посуду; два мальчика
Одновременно с работой по системной лексике, мы формируем грамматическое значение слов, то есть:
– понимание единственного и множественного числа существительных («Покажи яблоко, покажи яблоки», «Принеси яблоко – унеси яблоки»);
–понимание значения уменьшительно-ласкательной формы существительных.
При работе с старшими дошкольниками с ОНР III уровня необходимо учить устанавливать связи по внешним признакам предмета.
Пример такой работы:
-
ребёнку предлагается предмет, шар; -
ребёнок говорит, каким бывает шар (красным, большим, круглым, он летает, он прыгает и т.д.);
–спрашивается у ребёнка, а что ещё бывает красным (помидор, автомобиль, перец) и т.д;
–у ребёнка спрашивается, а что ещё прыгает (мяч, зайчик, лягушка, кузнечик) и т.д.
При такой работе у обучающегося формируются ассоциативные поля, связи между предметами, благодаря такому виду работы дети обучаются объединять одни предметы, с другими предметами. Таким образом у дошкольников развивается словарь, грамматический строй речи.
С дошкольниками с ОНР III уровня должна проводиться работа по логико-грамматической структуре языка:
-
Прослушай фразу и выбери нужную картинку. Пример: Слава, велосипедист едет за машиной, вопрос, кто едет перед машиной; тетрадь лежим на книге, что лежит сверху? -
Оценка понимания пассивных конструкций языка, отражаемых пространственными отношениями. Пример: прослушай фразу и выбери нужную картинку брат наказан сестрой, кто наказан? Слон напуган мышкой, кто испугался? -
Понимание активных обратных конструкций, которые содержат временные последствия. Пример: послушай фразы, выбери ту где всё правильно: лето перед весной, весна перед летом; пятница после субботы, суббота после пятницы; обед перед ужином, ужин перед обедом. -
Понимание активной конструкций, содержащих сравнительные отношения. Пример: послушай фразы и выбери картинку: карандаш длинней ручки, что короче; котёнок больше щенка, кто меньше; рыба тяжелее краба, кто легче.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими трудности в речевом развитии, необходимо акцентировать внимание на формирование глагольной лексики, а так же семантике глагольных словосочетаний.
Направление в работе с детьми с ОНР со словами глаголами:
-
Необходимо расширять объём слов глаголов, необходимо
ознакамливать дошкольников с глаголами разных лексико-сематнических групп:
-
а) глаголы движения перемещения: идти, бежать, прыгать, лазить.
–б)глаголы конкретного физического действия: крутить, резать, молотить
-
в) глаголы звучания:
–в1)глаголы характеризующие звуки предметов: звуки растений (шелестеть, шуметь, шуршать); звуки машин (гудеть, стучать, сигналить, пыхтеть, тикать); звуки муз инструментов (звенеть, барабанить, трубить, греметь, дудеть, бренчать, играть).
–в2) звуки различных твёрдых предметов (визжать, хрустеть, топать)
–в3) глаголы обозначающие звучание жидкости (булькать, журчать, кипеть, плескать, бурлить, замерзать,)
–в4) глаголы обозначающие звуки издаваемые животными (реветь, мычать, мяукать, гавкать, лаять, кукарекать, мурлыкать)
–в5) звуки издаваемые насекомыми и земноводными (квакать, пищать, жужжать, зудеть)
–г) глаголы поведения (капризничать, хитрить, баловаться, воображать, сердиться, шуметь, волноваться, озорничать)
–д) глаголы эмоционального состояния (веселиться, грустить, бояться, удивляться, радоваться, смущаться, скучать).
-
Необходимо развивать сигнификативный компонент слов глаголов:
–а) учить называть действие относящие к одной лексико-сематнической группе (пример птицы: летают, вьют, ищут, клюют)
–б) учить дифферинцировать однородные глаголы, их группы по смысловому значению (идти, бежать, ползать, летать) Схема: идет человек, идёт время, идёт дождь, идёт поезд (А что делает лиса, змея, бабочка, рыбка?)
–в) Работать над многозначностью слов глаголов. (Пример: глагол поднять)
–г)Развивать структурный аспект слов глаголов, подбирать слова антонимы по разным лексическим группам, подбирать слова синонимы, учить вычленять синонимы и антонимы из предложений, текстов, учить пересказывать один и тот же рассказ, но разными словами, с сохранением первоначального смысла текста.
Работа по развитию связной речи.
Проводя коррекционную работу с детьми с общим недоразвитием речи III уровня необходимо развивать у обучающихся связную речь. Необходимость в развитии связной речи ещё заключается в том, что ФГОСДО ставит целевой ориентир – хорошее владение устной речи на этапе окончания дошкольного образования, а связная речь напрямую связанна с этим параметром. Поэтому развитие связной речи обучающихся идёт в соответствии с программой и в соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО.
В начале работы по развитию связной речи обучающихся уделялось внимание развитию у дошкольников с ОНР III уровня умения слушать и понимать обращенную к ним речь, а также закреплению в речи детей лексико–грамматических конструкции, включающие существительные в форме множественного числа, существительные с уменьшительно- ласкательным значением, глаголы единственного и множественного числа прошедшего времени, часто употребляемые в детской речи.
Рассказывая детям сказки или читая рассказы на занятиях, дети учились внимательно слушать обращенную к ним речь, после чтения задавались вопросы по содержанию прослушанного текста, детям предлагалось выбрать картинки, которые соответствовали пройденному материалу. При этом отрабатывались
те названия предметов, действий, признаков, которые были заранее запланированы.
Особое внимание уделялось закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказа литературных произведений;
значительное место отводилось упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из личного опыта. В данную коррекционно–воспитательную работу с детьми с ОНР включались следующие задания: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, рассказывание с элементами творчества.
Обучение рассказыванию с опорой на готовый сюжет начиналось с работы по сюжетным картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявлялись картинки, где главным действующим лицом является человек, ребенок или взрослый (девочка играет в куклы; мальчик катает машинку; папа читает газету; мама готовит; бабушка вяжет свитер и т.д.). Через несколько занятий, когда дошкольники правильно грамматически оформляли предложения, им предъявляли картинки, на которых животные осуществляют разный действия (кот пьёт молоко; корова ест траву.)
После подбирались картинки с неодушевленными предметами (чайник вскипятил воду.) На картинках были изображены действия из знакомых детям бытовых ситуаций, поэтому дети в большинстве случаев в течение 2-3 занятий начинали справляться с предложенным заданием: точно называли изображенное на картинке действие. Следующим этапом было составление предложений по нескольким действиям на картинках (девочка моет посуду, мальчик вытирает посуду; два мальчика