Файл: Методические рекомендации для членов психологомедикопедагогических комиссий районных (городских) центров.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ребенка дошкольного возраста на ПМПК
целенаправленно, без предвар. прогр. и зрительно- пространствен. оценки
Образовательное учреждение ____________________________
Сформированность школьных навыков
ФИОТатьяна Н.дата рождения_27.05.1999г__
ФИО _______Ирина К._________ дата рождения__05.04.2005___
ФИО Иванов Иван Иванович________ дата рождения _19.01.2001__
в соответствии с нормативными требованиями
ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Воспитание и обучение по программе дошкольного учреждения общего назначения.
-
Воспитание и обучение по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью) в специальном дошкольном учреждении. -
Воспитание и обучение по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью) в специальной (интегрированной) группе дошкольного учреждения общего назначения. -
Коррекционные занятия с учителем-дефектологом на ПКПП дошкольного учреждения общего назначения.
ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ, ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
-
Обучение по программе общеобразовательной школы (в школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). -
Обучение по программе специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении (с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи) в классе интегрированного обучения (специальном классе) общеобразовательной школы (школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). -
Обучение в соответствии с учебным планом специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении (с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) в классе интегрированного обучения (специальном) классе общеобразовательной школы (школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). -
Обучение по программе I (II) отделения вспомогательной школы в классе интегрированного обучения (специальном классе) общеобразовательной школы (школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). -
Коррекционные занятия с учителем-дефектологом на ПКПП общеобразовательной школы (школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
(ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ), ДЕТСКИЕ ДОМА
1. Воспитание и обучение по программе для детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном отделении вспомогательной школы-интерната (школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
-
Обучение по программе вспомогательной школы I (II) отделения во вспомогательной школе (школе-интернате, школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). -
Обучение по программе (в соответствии с учебным планом, для среднего звена) специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи в специальной общеобразовательной школе-интернате. -
Обучение в соответствии с учебным планом специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями зрения в специальной общеобразовательной школе-интернате. -
Обучение по программе (в соответствии с учебным планом, для среднего звена) специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха в специальной общеобразовательной школе-интернате. -
Воспитание и обучение по программе …. в дошкольном отделении дома-интерната для детей-инвалидов, имеющих физические нарушения. -
Обучение по программе (в соответствии с учебным планом) общеобразовательной школы (для детей с трудностями в обучении, вспомогательной школы I (II) отделения и др.) в доме-интернате для детей-инвалидов, имеющих физические нарушения. -
Воспитание и обучение по программе для детей с нарушением слуха (с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития) в дошкольном детском доме (учреждении для детей-сирот).
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
1. Обучение на дому по программе общеобразовательной школы.
2. Обучение на дому по программе (в соответствии с учебным планом) для детей с трудностями в обучении (с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с тяжелыми нарушениями речи и др.).
3. Обучение на дому по программе вспомогательной школы I (II) отделения.
ДРУГИЕ
-
Стационарное обследование в ГОПБ-1 с целью уточнения диагноза и дальнейшего определения образовательного маршрута. -
Определение в Журавичский дом-интернат для детей с ОПФР с …..(указать число). Обучение по программе вспомогательной школы I (II) отделения (по индивидуальной программе).
ПРОФЕССИНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА, ТЕХНИКУМЫ
-
Обучение в специальной группе ПТУ для лиц с интеллектуальной недостаточностью. -
Обучение в специальной группе ПТУ для лиц с нарушением слуха. -
Обучение в специальной группе техникума для лиц с нарушением слуха.
ЦЕНТРЫ КРОиР
-
Обучение и воспитание в дошкольной группе ЦКРОиР. -
Обучение по учебным программам центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в специальном классе ЦКРОиР. -
Прохождение курса комплексной реабилитации в Гомельском областном ЦКРОиР. -
Коррекционные занятия с учителем-дефектологом ЦКРОиР. -
Психокоррекционные занятия с педагогом-психологом ЦКРОиР. -
Консультирование специалистами ЦКРОиР. -
Обучение на дому по учебным программам центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. -
Обучение на дому детей дошкольной группы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. -
Оказание комплексной ранней помощи в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
ПРИМЕЧАНИЯ
-
Сроки переобследования указывать обязательно:
-
для детей-сирот; -
для детей с тяжелыми множественными физическими и (или психическими) нарушениями в развитии; -
для детей, обучающихся на дому; -
при переходе ребенка с ОПФР из начального в среднее звено; -
при переходе ребенка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.
-
Указывать в примечаниях:
-
консультацию врача-психиатра (невролога и т.д.); -
занятия с логопедом поликлиники; -
занятия с педагогом-психологом ДУ, ОШ и др.
-
при определении центром ребенку индивидуальной программы обучения необходимым условием для её реализации в учреждении образования является:
- разработка индивидуальной программы (на каждый предмет);
-
согласование с ЦКРОиР и законными представителями; -
ее утверждение на педагогическом совете учреждения образования.
Приложение № 10
Формулировки, которые могут быть использованы
при написании заключения
-
Отмечается… -
Наблюдаются… -
Проявляется… -
Характерно… -
Следует отметить ( можно отметить)… -
Значительно снижено… -
Заметны… -
Выделяется… -
Свойственно… -
Преобладает… -
Затруднено, затрудняется, испытывает трудности… -
Присутствует… -
…, это обусловлено (обуславливает)… -
Страдает… -
Обращает на себя внимание…
Низкий уровень словесно-логического мышления затрудняет установление причинно-следственных связей и отношений.
Обращает на себя внимание тревожное поведение ребенка с реакциями ухода от речевого и визуального контакта, двигательная скованность, вследствие, высокого нервно-мышечного напряжения.
Трудности усвоения нового учебного материала связаны со слабостью волевых усилий.
В поведении наблюдаются реакции негативизма, вербальной агрессии.
Ребенок испытывает трудности адаптации к новым ситуациям социального взаимодействия.
Крайне ограничен объем аудиальной памяти, страдает точность воспроизведения слухоречевого материала, это обуславливает трудности усвоения программного материала.
Не может выполнять задания из-за неумения выстроить программу действий.
Приложение № 11
Памятка по заполнению выписки из протокола
Нозологическая единица | Содержание | |
Интеллектуальная недостаточность | Ведущим в структуре дефекта является тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речемыслительной деятельности, внимания, памяти; неравномерность интеллектуального функционирования… Отмечается снижение (значительное снижение) продуктивности (и результативности) выполнения вербальных и невербальных заданий.
Характерно повышенная тормозимость (вспыльчивость, упрямство), двигательная расторможенность. | |
Смешанные специфические расстройства психологического развития | В структуре дефекта отмечаются парциальные (мозаичные) нарушения психического развития, выражающиеся в …
Ребенок отличается живостью моторики и эмоций, но круг его интересов ограничивается игровой деятельностью. | |
РДА Атипичный аутизм | Ведущим в структуре дефекта являются качественные нарушения социального взаимодействия в виде ограниченных стереотипных форм поведения. В поведении наблюдается использование разнообразных аутостимуляций, отсутствие жестикулярного и мимического общения, эмоциональной откликаемости. - Отмечается выраженная асинхрония психического развития.
- Характерны активные реакции на физические ощущения, требования сохранения постоянства в окружающей среде.
Круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми. | |
Эпилепсия | Ведущим в структуре дефекта являются специфические изменения психических процессов, проявления личностных особенностей на фоне полиморфных приступов.
Отмечается эгоцентризм, неспособность к сопереживанию. | |
Шизофрения | Ведущим в структуре дефекта является своеобразие психической деятельности, что влечет за собой специфические личностные изменения по шизоидному типу, а также недоразвитие высших психических функций: инертность и тугоподвижность мыслительных операций. | |
Детский церебральный паралич | Ведущим в структуре дефекта является церебральное нарушение моторной деятельности (спастическая диплегия, атонически-астатическая форма и…), выражающиеся в замедленном темпе психической деятельности, нарушении общей, мелкой и артикуляционной моторики. В познавательной деятельности отмечается недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, что затрудняет пространственную организацию движений. | |
Нарушения зрения Слабовидение Слепота | Ведущим в структуре дефекта является значительное снижение зрения.
Ведущим в структуре дефекта является резко выраженная степень нарушений органа зрения, вследствие глубокого нарушения остроты центрального зрения(от 0 до 0,04) или сужение поля зрения (до 10-15 град.) при более высокой остроте.
| |
Нарушения слуха Глухота Глухонемота Тугоухость | Ведущим в структуре дефекта является врожденное (приобретенное в раннем детстве) глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха. - Характерно отсутствие возможности воспринимать звуковые сигналы внешнего мира, что затрудняет ориентировку в окружающем.
Ведущим с структуре дефекта является стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи (от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограниченного восприятия речи разговорной громкости) легкой(средней, тяжелой) степени. | |
Нарушения речи Трудности переработки и сохранения информации оперативного использования, проблемы речевой коммуникации и словесного регулирования. | ||
Дизартрия | Ведущим в структуре дефекта является полиморфное нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
| |
Моторная алалия | Ведущим в структуре дефекта является расстройство экспрессивной речи, с нарушением фонетико-грамматической стороны и лексико-грамматического строя речи. Наблюдается несформированность языковых операций производства высказываний, отсутствие системности в понимании сложных речевых конструкций.
- Проявляются вторичные невротические реакции. | |
Сенсо-моторная алалия | Ведущим в структуре дефекта является недоразвитие всех сторон речи с выраженным синдромом сенсорно-акустической недостаточности…
Понимание речевых инструкций затруднено, но при показе возможно выполнение достаточно сложных вербальных инструкци | |
Дислексия (фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая) | Ведущим в структуре дефекта является частичное специфическое нарушение усвоения процесса чтения, обусловленное несформированностью (или нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся стойких ошибках в письменной речи на фоне ММД…(генетической отягощенности, черепно-мозговой травмы). В некоторых случаях дислексия может быть связана с функциональными расстройствами: длительными соматическими заболеваниями, двуязычием, нарушением произношения у родителей и т.д. В школьном возрасте сопутствующими становятся эмоциональные или поведенческие нарушения (синдром гиперактивности, снижение самооценки, проблемы школьной адаптации и взаимоотношений со сверстниками). | |
Дисграфия | Ведущим в структуре дефекта является частичное специфическое нарушение процесса письма на фоне недоразвития речи..(нарушения ее грамматического строя, недоразвитие зрительного гнозиса, нарушения звукового анализа и синтеза). Возможно снижение работоспособности, наличие истощаемости, фазовых колебаний внимания.. При типичной дисграфии состояние интеллекта в границах нормы. | |
Дискалькулия | Ведущим в структуре дефекта является специфическое нарушение формирования навыков счета, вследствие недостаточности пространственного гнозиса. Проявляется непонимание структуры числа и его разрядности, системы расположения цифр.
|
Приложение № 12
Определение образовательного маршрута детей
с особенностями психофизического развития
(Методические рекомендации)
Целью деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) является определение оптимального образовательного маршрута для ребенка, т.е. на основании данных обследования определяются программа обучения, организация коррекционного процесса, тип образовательного учреждения.
При составлении рекомендаций следует опираться на действующие учебные планы и программы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь.
Предлагаемый материал содержит различные варианты записи в «Журнале учета детей, обследованных психолого-медико-педагогической комиссией». Возможны другие варианты записи, с учетом сложности структуры нарушений, возраста детей, их индивидуальных особенностей.
Стоит отметить, что при заполнении графы «Заключение» в журнале и протоколе ПМПК возможно указание двух вариантов заключений (медицинский диагноз и психолого-педагогическое заключение). В данных материалах предлагается только психолого-педагогический вариант заключения. При этом, заключение о речевых, сенсорных нарушениях, о нарушениях функций опорно-двигательного аппарата может быть только словесным (без шифра) и содержаться как в журнале и протоколе ПМПК, так и в заключении центра.
При наличии же у ребенка психического нарушения (заболевания) в «Заключении ЦКРОиР» содержится развернутая информация о психолого-педагогической квалификации (структуре) нарушения без использования словесного либо шифрованного заключения.
Следует уточнить, что:
- при составлении рекомендаций для детей с комбинированными нарушениями необходимо учитывать в первую очередь физическое нарушение. Например, при организации обучения ребенка с нарушением слуха и интеллектуальной недостаточностью, предпочтение следует отдать классу либо школе для детей с нарушением слуха и т.д.;
- в условиях ПМПК определяется образовательный маршрут не только для детей, нуждающихся в специальной программе обучения, но и следующих категорий детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи: трудности в обучении, нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения функций опорно-двигательного аппарата;