Файл: Методические рекомендации для членов психологомедикопедагогических комиссий районных (городских) центров.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ребенка дошкольного возраста на ПМПК
целенаправленно, без предвар. прогр. и зрительно- пространствен. оценки
Образовательное учреждение ____________________________
Сформированность школьных навыков
ФИОТатьяна Н.дата рождения_27.05.1999г__
ФИО _______Ирина К._________ дата рождения__05.04.2005___
ФИО Иванов Иван Иванович________ дата рождения _19.01.2001__
Государственное учреждение образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
Методические рекомендации
для членов психолого-медико-педагогических комиссий
районных (городских) центров
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Гомель 2010
Методические рекомендации составлены на основе анализа литературы по проблеме, нормативно-правовой документации и многолетнего опыта работы специалистов ГУО «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
В представленных материалах раскрывается специфика изучения детей с различными психическими и (или) физическими нарушениями в развитии, особенности организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.
Рекомендации могут быть полезны специалистам районных (городских) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, студентам педагогических ВУЗов, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение……………………………………………………………………………..……5
-
Дифференциальная диагностика как одно из приоритетных направлений
деятельности центра коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации …………………………………………….…………………………........….7
2. Структура проведения психолого-медико-педагогической комиссии………...…..8
2.1. Приказ о создании психолого-медико-педагогической комиссии…………..……8
2.2. Требования к составу психолого-медико-педагогической комиссии и квалификации членов комиссии……………………………………………………………9
2.3. Запрос на обследование…...……………………………………….………………..9
2.4. Перечень документов, предоставляемых на психолого-медико-педагогическую комиссию законными представителями ребенка……………………………………….....10
2.5.Место проведения заседаний психолого-медико-педагогической комиссии..…..10
2.6.Периодичность проведения комиссии……………………………………………….11
2.7.Условия проведения психолого-медико-педагогической комиссии (первичное, вторичное, повторное обследование и др.)……………………………………….…………12
2.8.Заключение психолого-медико-педагогической комиссии………………………....13
3.Алгоритм проведения психолого-медико-педагогической комиссии…………….….16
4.Диагностический инструментарий, используемый психолого-медико-
педагогической комиссией………………………………………………………….……......19
5.Документация психолого-медико-педагогической комиссии………………………..23
6.Методы психолого-педагогического изучения детей со сложными нарушениями
развития……………………………………...……….........................................……..............25
-
6.1.Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха………………….25 -
6.2.Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения……………….29 -
6.3.Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизмом)…………………………………………………………………………..…33 -
6.4.Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата…………….………………………………………………………....34
7.Список использованных источников……………………………….…………..………37
Приложение: материалы для работы психолого-медико-педагогической
комиссии………………………………………………………..…….......……........................40
-
Приложение 1.Форма приказа………………………………………………….………....40 -
Приложение 2.Рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики……………………………………………………………………...…….......41 -
Приложение 3. Регистрационный лист..…………………………………………...……45 -
Приложение 3.1. Регистрационный лист обследования ребёнка 1,5-3 лет…………….45 -
Приложение 3.2. Регистрационный лист обследования ребёнка дошкольного возраста на ПМПК……………………………………………………………………………………....49 -
Приложение 3.3. Регистрационный лист обследования ребёнка дошкольного возраста на ПМПК …………………………………………………………………………………..…54 -
Приложение 3.4. Регистрационный лист психологического обследования ребёнка школьн6ого возраста на ПМПК ……………………………………………………………..57 -
Приложение 4. Методический материал для проведения логопедического обследования………………………………………………………………………………….60 -
Приложение 5. Перечень стимульного материала для диагностического обследования…….…………………………………………………………………………….61 -
Приложение 6.Форма журнала учёта детей, обследованных психолого-медико-педагогической комиссией……………………………………………………………...……63 -
Приложение 7.Варианты заполнения протокола обследования психолого-медико-педагогической комиссией………………….………….……………………..……….…….64 -
Приложение 8.Варианты оформления заключения……………………………….…….68 -
Приложение 9. Рекомендации по формулированию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии с нормативными требованиями………………………………………………………………………………….70 -
Приложение 10. Формулировки, которые могут быть использованы при написании заключения членами психолого-медико-педагогической комиссии………………………………………………………………………………………73 -
Приложение 11. Памятка по заполнению выписки из протокола ……………………..74 -
Приложение 12. Определение образовательного маршрута детей с особенностями психофизического развития……………………….....………………………….……….......79
Введение
В Гомельской области успешно осуществляются новые подходы к образованию лиц с ОПФР. Создаются условия для более полного удовлетворения образовательных потребностей детей с ОПФР и детей-инвалидов, обеспечения альтернативных форм получения специального образования и возможность проживания в семье от общества, от социума детей с особенностями психофизического развития.
Организован своевременный учёт детей данной категории. В областном банке данных содержится информация о более чем 18000 детях с ОПФР.
Постоянно совершенствуется и обновляется нормативно-правовая база, регулирующая функционирование системы специального образования. Механизм государственной поддержки лиц с ОПФР закреплён в Законе РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», который был принят 18 мая 2004 года. Закон установил правовое поле регулирования общественных отношений в области специального образования, определил его экономические, социальные и организационные основы. На законодательном уровне приняты меры, обеспечивающие всем лицам с ОПФР возможность получения образования в соответствии с их потребностями и познавательными возможностями.
В настоящее время в стране реализуется ряд образовательных программ, которые позволяют комплексно решать наиболее актуальные проблемы защиты детства: президентская программа «Дети Беларуси», государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов, государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности ослабленных лиц.
В настоящее время в области функционируют 21 районный, Гомельские областной и городской центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в которых обучаются и получают комплексную помощь дети-инвалиды и дети с особенностями психофизического развития.
Создаются условия для организации качественного коррекционно-образовательного процесса во всех учреждениях образования, где функционируют специальные классы (группы), классы (группы) интегрированного обучения и воспитания.
Современные условия обучения и воспитания детей с ОПФР предполагают, что социальная адаптация, интеграция и реабилитация ребенка невозможны без правильной оценки его особенностей, потенциальных возможностей развития, т.е. правильно построенной диагностической деятельности.
Сегодня роль диагностики очень велика: своевременное выявление детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в специальном образовании, определение их оптимального образовательного маршрута и формы обучения.
Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого всестороннего изучения ребенка. И эту задачу решает комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика нарушений развития.
Построение психолого-медико-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать различные нарушения.
Правильный выбор стандартизированных диагностических методик, сочетание различных методов психологической диагностики (эксперимент, тест, проективные методики, скрининг-диагностика и т.д.) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей будут способствовать повышению диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития ребенка.
1. Дифференциальная диагностика как одно из приоритетных направлений деятельности центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Диагностическое направление является одним из основных в деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Реализуя диагностическую функцию, центр осуществляет своевременное выявление детей, нуждающихся в специальном образовании и коррекционной помощи, их психолого-медико-педагогическое обследование с целью определения адекватных условий обучения и воспитания, программы обучения.
Основной задачей психолого-медико-педагогической комиссией центра (далее ПМПК), а значит, и основным содержанием ее деятельности, является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет.
Деятельность психолого-медико-педагогическая комиссии регламентируется Законом РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» от 18 мая 2004 года, Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в редакции Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16.12.2004 г. № 74.
Структура работы
психолого-медико-педагогической комиссии
Для осуществления полноценного психолого-медико-педагогического
обследования, с целью полного выявления детей с особенностями психофизического развития, формирования и оптимизации сети специального образования в регионе областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации рекомендует отработать в каждом районе алгоритм деятельности психолого-медико-педагогических комиссий:
► приказ управления образования облисполкома → соответствующий приказ районного отдела образования → заявка учреждений образования на проведение обследования → обработка центром представленной информации → составление графика выездов в учреждения → согласование данного графика с отделом образования → централизованное доведение графика до сведения руководителей учреждений → решение организационных вопросов и подготовка пакета документов на каждого ребёнка → психолого-медико-педагогическое обследование детей в соответствии с утверждённым графиком → подготовка специалистами центра итоговой справки по результатам обследования с предложениями для отдела образования по функционированию сети специального образования в регионе.
2.1. Приказ о создании
психолого-медико-педагогической комиссии
В соответствии с п.4 ст.24 Закона о специальном образовании, гл. 3 п. 17 Положения о ЦКРОиР в государственном центре приказом руководителя создается психолого-медико-педагогическая комиссия (приложение № 1)
Комиссия действует в течение года, начиная с 1 сентября.
2.2. Требования к составу психолого-медико-педагогической комиссии и квалификации членов комиссии
Требования к составу и квалификации членов определяются п.5 ст.24 Закона о специальном образовании, гл. 3, п. 17 Положения о ЦКРОиР.
В состав комиссии включаются специалисты, имеющие высшее психологическое, педагогическое, медицинское образование, прошедшие специальные курсы повышения квалификации, что подтверждается соответствующим документом о повышении квалификации установленного образца.
Председателем ПМПК является руководитель (директор) центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, который и несет ответственность за деятельность ПМПК.
Состав членов ПМПК формируется из учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, медработников (а именно: врачей-психиатров, неврологов, детских психоневрологов и др.), секретаря комиссии, которым является, как правило, заместитель директора. Председатель комиссии — директор центра.