Файл: Методические рекомендации для членов психологомедикопедагогических комиссий районных (городских) центров.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное учреждение образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Методические рекомендации

для членов психолого-медико-педагогических комиссий

районных (городских) центров

коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Гомель 2010

Методические рекомендации составлены на основе анализа литературы по проблеме, нормативно-правовой документации и многолетнего опыта работы специалистов ГУО «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

В представленных материалах раскрывается специфика изучения детей с различными психическими и (или) физическими нарушениями в развитии, особенности организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.

Рекомендации могут быть полезны специалистам районных (городских) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, студентам педагогических ВУЗов, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение……………………………………………………………………………..……5

  1. Дифференциальная диагностика как одно из приоритетных направлений

деятельности центра коррекционно-развивающего обучения и

реабилитации …………………………………………….…………………………........….7

2. Структура проведения психолого-медико-педагогической комиссии………...…..8

2.1. Приказ о создании психолого-медико-педагогической комиссии…………..……8

2.2. Требования к составу психолого-медико-педагогической комиссии и квалификации членов комиссии……………………………………………………………9

2.3. Запрос на обследование…...……………………………………….………………..9

2.4. Перечень документов, предоставляемых на психолого-медико-педагогическую комиссию законными представителями ребенка……………………………………….....10

2.5.Место проведения заседаний психолого-медико-педагогической комиссии..…..10

2.6.Периодичность проведения комиссии……………………………………………….11

2.7.Условия проведения психолого-медико-педагогической комиссии (первичное, вторичное, повторное обследование и др.)……………………………………….…………12


2.8.Заключение психолого-медико-педагогической комиссии………………………....13

3.Алгоритм проведения психолого-медико-педагогической комиссии…………….….16

4.Диагностический инструментарий, используемый психолого-медико-

педагогической комиссией………………………………………………………….……......19

5.Документация психолого-медико-педагогической комиссии………………………..23

6.Методы психолого-педагогического изучения детей со сложными нарушениями

развития……………………………………...……….........................................……..............25

    1. 6.1.Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха………………….25

    2. 6.2.Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения……………….29

    3. 6.3.Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизмом)…………………………………………………………………………..…33

    4. 6.4.Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата…………….………………………………………………………....34

7.Список использованных источников……………………………….…………..………37

Приложение: материалы для работы психолого-медико-педагогической

комиссии………………………………………………………..…….......……........................40

    1. Приложение 1.Форма приказа………………………………………………….………....40

    2. Приложение 2.Рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики……………………………………………………………………...…….......41

    3. Приложение 3. Регистрационный лист..…………………………………………...……45

    4. Приложение 3.1. Регистрационный лист обследования ребёнка 1,5-3 лет…………….45

    5. Приложение 3.2. Регистрационный лист обследования ребёнка дошкольного возраста на ПМПК……………………………………………………………………………………....49

    6. Приложение 3.3. Регистрационный лист обследования ребёнка дошкольного возраста на ПМПК …………………………………………………………………………………..…54

    7. Приложение 3.4. Регистрационный лист психологического обследования ребёнка школьн6ого возраста на ПМПК ……………………………………………………………..57

    8. Приложение 4. Методический материал для проведения логопедического обследования………………………………………………………………………………….60

    9. Приложение 5. Перечень стимульного материала для диагностического обследования…….…………………………………………………………………………….61

    10. Приложение 6.Форма журнала учёта детей, обследованных психолого-медико-педагогической комиссией……………………………………………………………...……63

    11. Приложение 7.Варианты заполнения протокола обследования психолого-медико-педагогической комиссией………………….………….……………………..……….…….64

    12. Приложение 8.Варианты оформления заключения……………………………….…….68

    13. Приложение 9. Рекомендации по формулированию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии с нормативными требованиями………………………………………………………………………………….70

    14. Приложение 10. Формулировки, которые могут быть использованы при написании заключения членами психолого-медико-педагогической комиссии………………………………………………………………………………………73

    15. Приложение 11. Памятка по заполнению выписки из протокола ……………………..74

    16. Приложение 12. Определение образовательного маршрута детей с особенностями психофизического развития……………………….....………………………….……….......79


Введение
В Гомельской области успешно осуществляются новые подходы к образованию лиц с ОПФР. Создаются условия для более полного удовлетворения образовательных потребностей детей с ОПФР и детей-инвалидов, обеспечения альтернативных форм получения специального образования и возможность проживания в семье от общества, от социума детей с особенностями психофизического развития.

Организован своевременный учёт детей данной категории. В областном банке данных содержится информация о более чем 18000 детях с ОПФР.

Постоянно совершенствуется и обновляется нормативно-правовая база, регулирующая функционирование системы специального образования. Механизм государственной поддержки лиц с ОПФР закреплён в Законе РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», который был принят 18 мая 2004 года. Закон установил правовое поле регулирования общественных отношений в области специального образования, определил его экономические, социальные и организационные основы. На законодательном уровне приняты меры, обеспечивающие всем лицам с ОПФР возможность получения образования в соответствии с их потребностями и познавательными возможностями.

В настоящее время в стране реализуется ряд образовательных программ, которые позволяют комплексно решать наиболее актуальные проблемы защиты детства: президентская программа «Дети Беларуси», государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов, государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности ослабленных лиц.

В настоящее время в области функционируют 21 районный, Гомельские областной и городской центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в которых обучаются и получают комплексную помощь дети-инвалиды и дети с особенностями психофизического развития.

Создаются условия для организации качественного коррекционно-образовательного процесса во всех учреждениях образования, где функционируют специальные классы (группы), классы (группы) интегрированного обучения и воспитания.

Современные условия обучения и воспитания детей с ОПФР предполагают, что социальная адаптация, интеграция и реабилитация ребенка невозможны без правильной оценки его особенностей, потенциальных возможностей развития, т.е. правильно построенной диагностической деятельности.


Сегодня роль диагностики очень велика: своевременное выявление детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в специальном образовании, определение их оптимального образовательного маршрута и формы обучения.

Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого всестороннего изучения ребенка. И эту задачу решает комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика нарушений развития.

Построение психолого-медико-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать различные нарушения.

Правильный выбор стандартизированных диагностических методик, сочетание различных методов психологической диагностики (эксперимент, тест, проективные методики, скрининг-диагностика и т.д.) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей будут способствовать повышению диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития ребенка.

1. Дифференциальная диагностика как одно из приоритетных направлений деятельности центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Диагностическое направление является одним из основных в деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Реализуя диагностическую функцию, центр осуществляет своевременное выявление детей, нуждающихся в специальном образовании и коррекционной помощи, их психолого-медико-педагогическое обследование с целью определения адекватных условий обучения и воспитания, программы обучения.

Основной задачей психолого-медико-педагогической комиссией центра (далее ПМПК), а значит, и основным содержанием ее деятельности, является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет.

Деятельность психолого-медико-педагогическая комиссии регламентируется Законом РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» от 18 мая 2004 года, Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в редакции Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16.12.2004 г. № 74.
Структура работы

психолого-медико-педагогической комиссии
Для осуществления полноценного психолого-медико-педагогического


обследования, с целью полного выявления детей с особенностями психофизического развития, формирования и оптимизации сети специального образования в регионе областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации рекомендует отработать в каждом районе алгоритм деятельности психолого-медико-педагогических комиссий:

► приказ управления образования облисполкома соответствующий приказ районного отдела образования заявка учреждений образования на проведение обследования обработка центром представленной информации составление графика выездов в учреждения согласование данного графика с отделом образования централизованное доведение графика до сведения руководителей учреждений решение организационных вопросов и подготовка пакета документов на каждого ребёнка психолого-медико-педагогическое обследование детей в соответствии с утверждённым графиком подготовка специалистами центра итоговой справки по результатам обследования с предложениями для отдела образования по функционированию сети специального образования в регионе.
2.1. Приказ о создании

психолого-медико-педагогической комиссии
В соответствии с п.4 ст.24 Закона о специальном образовании, гл. 3 п. 17 Положения о ЦКРОиР в государственном центре приказом руководителя создается психолого-медико-педагогическая комиссия (приложение № 1)

Комиссия действует в течение года, начиная с 1 сентября.
2.2. Требования к составу психолого-медико-педагогической комиссии и квалификации членов комиссии
Требования к составу и квалификации членов определяются п.5 ст.24 Закона о специальном образовании, гл. 3, п. 17 Положения о ЦКРОиР.

В состав комиссии включаются специалисты, имеющие высшее психологическое, педагогическое, медицинское образование, прошедшие специальные курсы повышения квалификации, что подтверждается соответствующим документом о повышении квалификации установленного образца.

Председателем ПМПК является руководитель (директор) центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, который и несет ответственность за деятельность ПМПК.

Состав членов ПМПК формируется из учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, медработников (а именно: врачей-психиатров, неврологов, детских психоневрологов и др.), секретаря комиссии, которым является, как правило, заместитель директора. Председатель комиссии — директор центра.