Файл: Методические рекомендации для членов психологомедикопедагогических комиссий районных (городских) центров.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    1. 2.3. Запрос на обследование



Инициаторами психолого-медико-педагогического обследования ребенка могут выступать:

  • законные представители;

  • учреждения социального обслуживания;

  • учреждения образования;

  • организации здравоохранения.

Комиссия осуществляет свою деятельность только с согласия и в присутствии законного представителя ребенка или лица его заменяющего.


    1. 2.4. Перечень документов, предоставляемых на психолого-медико-педагогическую комиссию законными представителями ребенка



Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

  • Подробная вписка из истории развития ребёнка с заключениями специалистов (отоларинголога, офтальмолога, невролога и др.). Выдаётся в территориальной поликлинике участковым врачом-педиатром.

  • справка организации здравоохранения, предоставляемая законным представителем, о наличии у ребенка психического нарушения (заключение детского врача-психиатра);

  • психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, где обучается (или воспитывается) ребёнок (приложение № 2);

  • результаты продуктивных видов деятельности ребёнка дошкольного возраста или письменные работы учащегося;

  • выписка из протокола ПМПК (если ребенок обследовался ранее).




    1. 2.5. Место проведения заседаний

    2. психолого-медико-педагогической комиссии



Заседания ПМПК подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя на базе:

  • центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (областного, городского, районного);

  • специального учреждения образования (специальная общеобразовательная, вспомогательная школа, школа-интернат, специальное дошкольное учреждение);

  • детского дома;

  • учреждений образования общего типа, создавших условия для получения образования детьми с особенностями психофизического развития (общеобразовательная школа, школа-интернат, дошкольное учреждение);

  • учреждений других ведомств;

  • на дому (с учетом состояния здоровья ребенка).

В центре создается кабинет диагностики в соответствии со следующими требованиями:

1. Отдельное большое помещение, оснащённое необходимым перечнем дидактических материалов, диагностических методик и инструментария, систематизированного по разделам (психологическое, логопедическое, сурдопедагогическое, тифлопедагогическое, педагогическое обследование) и возрастным категориям.


2. Необходимое соблюдение строгого стиля в оформлении кабинета, его зонирование с созданием адаптивно-коррекционной среды. При возможности — наличие зеркала Гизела.

3. Наличие отдельного специально оборудованного кабинета для детей раннего возраста.

4. Создание адаптивных условий для полноценного изучения психофизических особенностей детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.


    1. 2.6. Периодичность проведения

    2. психолого-медико-педагогической комиссии



Периодичность проведения ПМПК определяется реальными запросами образовательных учреждений на основе анализа банка данных детей в регионе.

Периодичность проведения ПМПК – не реже 1 раз в два года в следующих случаях:

  1. при наличии у ребенка сложного физического и (или) психического нарушения;

  2. при наличии у ребенка статуса сироты или оставшегося без попечения родителей;

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке при:

1. переводе ребенка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного обучения учреждения образования общего типа;

2. принятии решения о переводе ребенка на другую учебную программу специального образования или учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

3. переходе ребёнка, имеющего трудности в обучении, нарушения речи из начального в среднее звено.

4. переходе ребёнка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.


    1. 2.7. Условия проведения психолого-медико-педагогической комиссии (первичное, вторичное, повторное обследование и др.)



Первичное психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития проводится государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства ребенка.

Областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проводит первичное обследование детей с особенностями психофизического развития в следующих случаях:

  1. При переводе ребенка со статусом сироты (или оставшегося без попечения родителей) из организации здравоохранения (Гомельский областной дом ребёнка) в учреждение образования для определения дальнейшего образовательного маршрута и обеспечения оптимальных условий воспитания и обучения.

  2. При направлении ребёнка в учреждения социальной защиты и обслуживания населения для определения дальнейшего образовательного маршрута и программы воспитания и обучения.


Повторное обследование проводится областным ЦКРОиР в следующих случаях:

  1. При переводе детей-инвалидов из учреждений образования в учреждения социальной защиты.

  2. При несогласии родителей (законных представителей) с заключением районного (городского) центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с целью решения спорных вопросов (по заявлению родителей/законных представителей).

  3. При несогласии родителей (законных представителей) с заключением областного ЦКРОиР, в котором первично обследовался ребенок, его повторное обследование проводится в другом областном ЦКРОиР Республики Беларусь.




    1. 2.8. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии



В соответствии с Положением о ЦКРОиР в функции психолого-медико-педагогической комиссии центра входит комплексное обследование ребенка с особенностями психофизического развития, выявление уровня его познавательного и личностного развития, потенциальных возможностей. В ходе обследования выявляются причины, обуславливающие трудности в обучении, определяются пути компенсации имеющегося нарушения, а также условия, необходимые для достижения ребенком максимально возможного уровня образованности, интеграции в общество. Непременное условие, которое неукоснительно должно выполняться, —это проведение психолого-медико-педагогическое обследования ребенка с согласия и в присутствии одного из его родителей или законного представителя.

Конечной целью психолого-медико-педагогического обследования является получение сведений о ребёнке, уровне его актуального развития, потенциальных возможностях.

Результаты обследования, зафиксированные в протоколе и регистрационных листах специалистов, обсуждаются членами (без присутствия ребёнка, родителя или законного представителя) психолого-медико-педагогической комиссии и дают возможность определить программу обучения и воспитания, специальные условия, средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка.

По результатам психолого-медико-педагогического обследования ребенка составляется заключение, которое содержит квалификацию физического и (или) психического нарушения
, основывающуюся на медицинском диагнозе, и рекомендации по организации образовательного процесса, коррекционной помощи ребенку с особенностями психофизического развития.

При заполнении протоколов, заключений в формулировках образовательных маршрутов необходимо соблюдать следующие подходы:

- вначале указывать программу обучения, утверждённую Министерством образования РБ (или индивидуальную);

- затем форму обучения: тип школы, школы-интерната: общеобразовательная,

специальная общеобразовательная, вспомогательная; в общеобразовательной школе — класс интегрированного обучения, специальный класс; тип специального ДУ; в дошкольном учреждении общего назначения — специальная, интегрированная группа.

- медицинские шифры МКБ-10 не указывать;

- нозологическое заключение формулировать лишь при нарушении речи, слуха, зрения;

- сроки переобследования указывать в следующих случаях: наличие у ребёнка сложного физического и (или) психического нарушения, наличие у ребёнка статуса сироты или оставшегося без попечения родителей; при определении ребёнку специальной или общеобразовательной программы на диагностический срок.

В заключении описывается квалификация нарушения по следующему алгоритму:

- ядерное нарушение, характеристика протекания психических процессов;

- имеющиеся вторичные нарушения;

- определение сущности индивидуальных психологических особенностей, уровень усвоения образовательных программ;

- зона ближайшего развития, сохранные функции, положительные стороны, на которые можно опираться в работе с ребёнком для достижения положительного результата.

3. Алгоритм проведения

психолого-медико-педагогической комиссии
Организация проведения психолого-медико-педагогического обследования предусматривает: формулирование диагностической гипотезы, составление плана проведения обследования (выбор диагностических методик, определение количества заданий, порядка и формы их предъявления), определения способов фиксаций получаемых данных, определение методов анализа и обработки полученных результатов; оформление и представление первичных результатов обследования при необходимости с интерпретацией (в виде текста, таблицы, графика и др.). При этом следует обратить внимание:

  • на возможность изменения формулировки гипотезы в ходе получаемых данных и их интерпретации;

  • на возраст, особенности поведения ребенка при обследовании, учет взаимодействия в диаде «взрослый-ребенок»;

  • на создание в обязательном порядке комфортной среды: освещение, звуковой фон, качество мебели, организация пространства, удобное размещение необходимых материалов;

  • на организацию процедуры обследования, адекватной возможностям ребенка с особенностями психофизического развития по характеру стимульного материала и последовательности его подачи;

  • на профессионализм, манеру поведения взрослого, проводящего диагностику, создание благожелательной атмосферы, установление контакта с ребенком, снятие у него тревожности и неуверенности.


На основе интегративного подхода выдвигается и формулируется гипотеза обследования в соответствии с предполагаемой структурой дефекта и вырабатывается собственно стратегия обследования.

В некоторых случаях, когда состояние ребенка не позволяет ему выполнить весь объем заданий, например, при детском аутизме, тяжелой интеллектуальной недостаточности и др. процедура обследования либо модифицируется, либо основной упор делается на методах наблюдения, анкетирования родителей и сбора анамнестических данных.
Примерная схема (алгоритм) процедуры обследования


подготовительный:

- выявление и интерпретация запроса в беседе с родителями;

- изучение пакета документов предоставляемых родителями (законными представителями детей);

- уточнение и формулирование запроса.








выдвижение и формулирование диагностической гипотезы в соответствии с предполагаемой структурой дефекта











составление плана проведения обследования:

- выбор диагностических методик;

- определение количества заданий;

- определение порядка и формы предъявления заданий;

- определение способов фиксаций получаемых данных.








собственно обследование:

- фиксация получаемых данных (ответов, эмоциональных и поведенческих реакций, темповых характеристик и др.).

/Осуществляется только в присутствии родителей или законных представителей ребенка./







анализ и обработка полученных результатов и их коллегиальное обсуждение

/Осуществляется без присутствия родителей./