Файл: Методические рекомендации для членов психологомедикопедагогических комиссий районных (городских) центров.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ребенка дошкольного возраста на ПМПК
целенаправленно, без предвар. прогр. и зрительно- пространствен. оценки
Образовательное учреждение ____________________________
Сформированность школьных навыков
ФИОТатьяна Н.дата рождения_27.05.1999г__
ФИО _______Ирина К._________ дата рождения__05.04.2005___
ФИО Иванов Иван Иванович________ дата рождения _19.01.2001__
-
2.3. Запрос на обследование -
Инициаторами психолого-медико-педагогического обследования ребенка могут выступать:
-
законные представители; -
учреждения социального обслуживания; -
учреждения образования; -
организации здравоохранения.
Комиссия осуществляет свою деятельность только с согласия и в присутствии законного представителя ребенка или лица его заменяющего.
-
2.4. Перечень документов, предоставляемых на психолого-медико-педагогическую комиссию законными представителями ребенка -
Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:
-
Подробная вписка из истории развития ребёнка с заключениями специалистов (отоларинголога, офтальмолога, невролога и др.). Выдаётся в территориальной поликлинике участковым врачом-педиатром. -
справка организации здравоохранения, предоставляемая законным представителем, о наличии у ребенка психического нарушения (заключение детского врача-психиатра); -
психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, где обучается (или воспитывается) ребёнок (приложение № 2); -
результаты продуктивных видов деятельности ребёнка дошкольного возраста или письменные работы учащегося; -
выписка из протокола ПМПК (если ребенок обследовался ранее).
-
2.5. Место проведения заседаний -
психолого-медико-педагогической комиссии -
Заседания ПМПК подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя на базе:
-
центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (областного, городского, районного); -
специального учреждения образования (специальная общеобразовательная, вспомогательная школа, школа-интернат, специальное дошкольное учреждение); -
детского дома; -
учреждений образования общего типа, создавших условия для получения образования детьми с особенностями психофизического развития (общеобразовательная школа, школа-интернат, дошкольное учреждение); -
учреждений других ведомств; -
на дому (с учетом состояния здоровья ребенка).
В центре создается кабинет диагностики в соответствии со следующими требованиями:
1. Отдельное большое помещение, оснащённое необходимым перечнем дидактических материалов, диагностических методик и инструментария, систематизированного по разделам (психологическое, логопедическое, сурдопедагогическое, тифлопедагогическое, педагогическое обследование) и возрастным категориям.
2. Необходимое соблюдение строгого стиля в оформлении кабинета, его зонирование с созданием адаптивно-коррекционной среды. При возможности — наличие зеркала Гизела.
3. Наличие отдельного специально оборудованного кабинета для детей раннего возраста.
4. Создание адаптивных условий для полноценного изучения психофизических особенностей детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
-
2.6. Периодичность проведения -
психолого-медико-педагогической комиссии -
Периодичность проведения ПМПК определяется реальными запросами образовательных учреждений на основе анализа банка данных детей в регионе.
Периодичность проведения ПМПК – не реже 1 раз в два года в следующих случаях:
-
при наличии у ребенка сложного физического и (или) психического нарушения; -
при наличии у ребенка статуса сироты или оставшегося без попечения родителей;
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке при:
1. переводе ребенка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного обучения учреждения образования общего типа;
2. принятии решения о переводе ребенка на другую учебную программу специального образования или учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
3. переходе ребёнка, имеющего трудности в обучении, нарушения речи из начального в среднее звено.
4. переходе ребёнка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.
-
2.7. Условия проведения психолого-медико-педагогической комиссии (первичное, вторичное, повторное обследование и др.) -
Первичное психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития проводится государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства ребенка.
Областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проводит первичное обследование детей с особенностями психофизического развития в следующих случаях:
-
При переводе ребенка со статусом сироты (или оставшегося без попечения родителей) из организации здравоохранения (Гомельский областной дом ребёнка) в учреждение образования для определения дальнейшего образовательного маршрута и обеспечения оптимальных условий воспитания и обучения. -
При направлении ребёнка в учреждения социальной защиты и обслуживания населения для определения дальнейшего образовательного маршрута и программы воспитания и обучения.
Повторное обследование проводится областным ЦКРОиР в следующих случаях:
-
При переводе детей-инвалидов из учреждений образования в учреждения социальной защиты. -
При несогласии родителей (законных представителей) с заключением районного (городского) центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с целью решения спорных вопросов (по заявлению родителей/законных представителей). -
При несогласии родителей (законных представителей) с заключением областного ЦКРОиР, в котором первично обследовался ребенок, его повторное обследование проводится в другом областном ЦКРОиР Республики Беларусь.
-
2.8. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии -
В соответствии с Положением о ЦКРОиР в функции психолого-медико-педагогической комиссии центра входит комплексное обследование ребенка с особенностями психофизического развития, выявление уровня его познавательного и личностного развития, потенциальных возможностей. В ходе обследования выявляются причины, обуславливающие трудности в обучении, определяются пути компенсации имеющегося нарушения, а также условия, необходимые для достижения ребенком максимально возможного уровня образованности, интеграции в общество. Непременное условие, которое неукоснительно должно выполняться, —это проведение психолого-медико-педагогическое обследования ребенка с согласия и в присутствии одного из его родителей или законного представителя.
Конечной целью психолого-медико-педагогического обследования является получение сведений о ребёнке, уровне его актуального развития, потенциальных возможностях.
Результаты обследования, зафиксированные в протоколе и регистрационных листах специалистов, обсуждаются членами (без присутствия ребёнка, родителя или законного представителя) психолого-медико-педагогической комиссии и дают возможность определить программу обучения и воспитания, специальные условия, средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка.
По результатам психолого-медико-педагогического обследования ребенка составляется заключение, которое содержит квалификацию физического и (или) психического нарушения
, основывающуюся на медицинском диагнозе, и рекомендации по организации образовательного процесса, коррекционной помощи ребенку с особенностями психофизического развития.
При заполнении протоколов, заключений в формулировках образовательных маршрутов необходимо соблюдать следующие подходы:
- вначале указывать программу обучения, утверждённую Министерством образования РБ (или индивидуальную);
- затем форму обучения: тип школы, школы-интерната: общеобразовательная,
специальная общеобразовательная, вспомогательная; в общеобразовательной школе — класс интегрированного обучения, специальный класс; тип специального ДУ; в дошкольном учреждении общего назначения — специальная, интегрированная группа.
- медицинские шифры МКБ-10 не указывать;
- нозологическое заключение формулировать лишь при нарушении речи, слуха, зрения;
- сроки переобследования указывать в следующих случаях: наличие у ребёнка сложного физического и (или) психического нарушения, наличие у ребёнка статуса сироты или оставшегося без попечения родителей; при определении ребёнку специальной или общеобразовательной программы на диагностический срок.
В заключении описывается квалификация нарушения по следующему алгоритму:
- ядерное нарушение, характеристика протекания психических процессов;
- имеющиеся вторичные нарушения;
- определение сущности индивидуальных психологических особенностей, уровень усвоения образовательных программ;
- зона ближайшего развития, сохранные функции, положительные стороны, на которые можно опираться в работе с ребёнком для достижения положительного результата.
3. Алгоритм проведения
психолого-медико-педагогической комиссии
Организация проведения психолого-медико-педагогического обследования предусматривает: формулирование диагностической гипотезы, составление плана проведения обследования (выбор диагностических методик, определение количества заданий, порядка и формы их предъявления), определения способов фиксаций получаемых данных, определение методов анализа и обработки полученных результатов; оформление и представление первичных результатов обследования при необходимости с интерпретацией (в виде текста, таблицы, графика и др.). При этом следует обратить внимание:
-
на возможность изменения формулировки гипотезы в ходе получаемых данных и их интерпретации; -
на возраст, особенности поведения ребенка при обследовании, учет взаимодействия в диаде «взрослый-ребенок»; -
на создание в обязательном порядке комфортной среды: освещение, звуковой фон, качество мебели, организация пространства, удобное размещение необходимых материалов; -
на организацию процедуры обследования, адекватной возможностям ребенка с особенностями психофизического развития по характеру стимульного материала и последовательности его подачи; -
на профессионализм, манеру поведения взрослого, проводящего диагностику, создание благожелательной атмосферы, установление контакта с ребенком, снятие у него тревожности и неуверенности.
На основе интегративного подхода выдвигается и формулируется гипотеза обследования в соответствии с предполагаемой структурой дефекта и вырабатывается собственно стратегия обследования.
В некоторых случаях, когда состояние ребенка не позволяет ему выполнить весь объем заданий, например, при детском аутизме, тяжелой интеллектуальной недостаточности и др. процедура обследования либо модифицируется, либо основной упор делается на методах наблюдения, анкетирования родителей и сбора анамнестических данных.
Примерная схема (алгоритм) процедуры обследования
подготовительный:
- выявление и интерпретация запроса в беседе с родителями;
- изучение пакета документов предоставляемых родителями (законными представителями детей);
- уточнение и формулирование запроса.
выдвижение и формулирование диагностической гипотезы в соответствии с предполагаемой структурой дефекта
составление плана проведения обследования:
- выбор диагностических методик;
- определение количества заданий;
- определение порядка и формы предъявления заданий;
- определение способов фиксаций получаемых данных.
собственно обследование:
- фиксация получаемых данных (ответов, эмоциональных и поведенческих реакций, темповых характеристик и др.).
/Осуществляется только в присутствии родителей или законных представителей ребенка./
анализ и обработка полученных результатов и их коллегиальное обсуждение
/Осуществляется без присутствия родителей./