Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников

Краткие выводы по первой главе

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО

2.2. Основные экологические пространства в ДОО

2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями

Краткие выводы по второй главе

3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.

3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.

Краткие выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 10


Таблица 4

Результаты диагностики уровня сформированности экологических знаний о растительном мире на заключительном этапе







Вопросы

к

беседе







Задания

тестиров.




Практич.

задания




Общий

Уровень

Код

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

балл






2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24

В



2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

1

1

20

В



1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

15

С



2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

1

1

20

В



2

2

2

1

1

2

2

1

2

1

2

2

20

В



2

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

16

В



1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

2

1

12

С



1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

13

С



1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

10

С



1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

0

1

8

С



2

1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

1

16

В



2

2

2

1

1

1

1

2

2

1

2

1

18

В



1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

22

В



2

1

2

1

2

1

1

1

1

2

1

2

17

В



2

2

2

2

2

1

1

2

2

1

2

2

21

В





































Итого:

В-67%

С-33%

Н-0%

(10 чел.)

(5чел.)

(0 чел.)


Приложение 11




Рис. 3.3. Результаты диагностики уровня сформированности экологических знаний о растительном мире у детей экспериментальной группы по трем заданиям на контрольном этапе исследования.

Приложение 12




Рис. 3.4. Динамика развития экологических знаний у детей экспериментальной группы на формирующего и итоговом этапах исследования.

Приложение 13


Таблица 6

t-критерий Вилкоксона

Гипотезы:

Н0: сдвиги в сторону увеличений уровня знаний о растительном мире не являются статистически значимыми.

H1: сдвиги в сторону увеличений уровня знаний о растительном мире являются статистически значимыми.

Алгоритм подсчета t - критерия Вилкоксона



испыт.

«До»

«После»

Сдвиг

(tпосле - tдо)

Абсолютное значение сдвига

Ранговый номер сдвига



19

24

5

5






14

20

6

6






9

15

6

6






12

20

8

8






20

20

0

0






13

16

3

3






8

12

4

4






10

13

3

3






6

10

4

4






8

8

0

0






3

16

13

13






3

18

15

15






7

22

15

15






12

17

5

5






18

21

3

3




Общая сумма рангов:

∑=120


Присвоим ранги по возрастанию абсолютной разности и проверим ранжирование.



Абсолютное значение разности

Новый ранг



0

1,5



0

1,5



3

4



3

4



3

4



4

6,5



4

6,5



5

8,5



5

8,5



6

10,5



6

10,5



8

12



13

13



15

14,5



15

14,5





0= =1,5

3= =4

4= =6,5

5= =8,5

6= =10,5

15= =14,5


Найдем сумму рангов:

∑Ri= 1,5*2+4*3+6,5*2+8,5*2+10,5*2+12+13+14,5*2=120

Проверим правильность ранжирования.

Общая сумма рангов должна совпасть с расчётной, которая определяется по формуле: = =120

Найдем T эмпирическое, вычислив сумму рангов, в нетипичном направлении, в данном случае – отрицательные. Сумма рангов этих «редких» направлений составляет:

T=∑Rt=0

По таблице находим критические значения для t-критерия Вилкоксона (Таблица 7) для n=15:

Tкр = 19(p≤0,01)

Tкр = 30 (p≤0,05)

Тэмпкр

Построим «ось значимости»



Ответ: Тэмп. Т0,01, значит принимается H1: сдвиги в сторону увеличений уровня знаний о растительном мире являются статистически значимыми.

Произведенные расчеты позволили определить, что данный формирующий этап был проведен эффективно, гипотеза подтвердилась.



1Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: // Tc-sfera.ru: [сайт]. [2014]. URL: http:// www. tc-sfera.ru\posts (дата обращения: 09.12.2018)

1Выготский Л.С. Психология. М.: Педагогика, 2010. 1008 с.

2Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2014. №2. С. 10-20.

3Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 119 с.


1Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2018. 276 с.

2Выготский Л.С. Психология. М.: Педагогика, 2010. 1008 с.

3Запорожец А.В. Психология. М.: Просвещение, 2011. 228 с.

4Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Просвещение. 2008. 365 с.

5Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 2016. 242 с.

6Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2018. 203 с.

7Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2019. 360 с.

8Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М.: Просвещение, 2017. 193 с.

9Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Просвещение. 2018. 365 с.

10Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. М.: 2018. 370 с.

11Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 336 с.

1Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 119 с.

2Там же. С. 89.

3Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 336 с.

4Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 336 с.

1Рыжова Н.А. Наш дом - природа: Учеб.-метод. комплекс по эколог. образованию дошкольников. М.: Просвещение, 2010. 56 с.

2Там же. С. 37.

3Иванова А.И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников. М.: Просвещение, 2019. 198 с.

1 Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 119 с.

2 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Сфера, 2019. 345 с.