Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников

Краткие выводы по первой главе

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО

2.2. Основные экологические пространства в ДОО

2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями

Краткие выводы по второй главе

3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.

3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.

Краткие выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10



выпускная квалификационная работа

формирование знаний старших ДОШКОЛЬНИКОВ О растительном мире посредством использования развивающей экологической среды

Содержание


Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников 7

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников 7

1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда» 10

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников 13

Краткие выводы по первой главе 16

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников 18

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО 18

2.2. Основные экологические пространства в ДОО 22

2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями 25

Краткие выводы по второй главе 30

Глава 3. Экспериментальное исследование процессов формирования у старших дошкольников экологических знаний о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды 32

3.1. Первичная диагностика уровня сформированности экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников 32

3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды. 35

3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования. 38

Краткие выводы по третьей главе. 40

Заключение 41

Список использованных источников 44

Глоссарий 47

Приложение 1 48

Приложение 2 49

Приложение 3 50

Приложение 4 51

Приложение 5 59

Приложение 6 66

Приложение 7 69

Приложение 8 71

Приложение 9 72

Приложение 10 77

Приложение 11 78

Приложение 12 80

Приложение 13 83



Актуальность исследования определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором говорится, что развивающая экологическая среда должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников1.

Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. В экологическом образовании и воспитании дошкольные учреждения ставят следующие задачи: формирование экологических знаний, развитие познавательных умений, овладение умениями ухода за живыми существами, накопление опыта гуманного отношения к объектам природы, развитие экологически правильного поведения в природе. Для решения задач экологического воспитания и образования в детских садах организуется система взаимосвязанных компонентов: организация различных видов деятельности, развивающая предметная среда, экологическое просвещение родителей, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями.

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен быть сделан на организацию эколого-развивающей среды.



Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творческой личности ребенка во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОО. Эта позиция подтверждена исследованиями T.С. Выгодского1, Н.Н. Поддъякова2, С. Новоселовой3 и других.)

Учитывая вышеизложенное, объектом исследования является формирование экологических знаний о растительном мире.

Предмет исследования – роль развивающей экологической среды в формировании экологических знаний о растительном мире.

Цель исследования: изучить роль развивающей экологической среды в формировании экологических знаний о растительном мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды в ДОО.

  2. Раскрыть сущность понятия «развивающая экологическая среда».

  3. Описать возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников.

  4. Изучить требования к организации развивающей экологической среды в ДОО.

  5. Охарактеризовать основные экологические пространства в ДОО.

  6. Раскрыть методику формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями.

  7. Провести первичную диагностику об уровне экологических знаний о растительном мире.

  8. Разработать и апробировать перспективный план по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.

  9. Провести повторную диагностику об уровне экологических знаний о растительном мире.

Гипотеза исследования состоит в том, что использование развивающей экологической среды в ДОО будет способствовать формированию знаний о растительном мире у старших дошкольников, если будут соблюдены следующие условия:

  1. Систематическое проведение разных видов деятельности в экологических пространствах ДОО;

  2. Разнообразие методов формирования экологических знаний;

  3. Учет возрастных и психологических особенностей старших дошкольников, необходимых для формирования экологических знаний;

  4. Соблюдение методических требований при организации работы в развивающей экологической среде.

План исследовательской работы включал следующие этапы:

Констатирующий этап проводился с 10 октября 2019 года по 20 октября 2019 года.


Цель исследования: проведение первичной диагностики и обработка результатов исследования.

Формирующий этап проводился с 5 ноября 2019 г. по 5марта 2020г.

Цель состояла в организации и проведении работы в развивающей экологической среде.

Контрольный этап проводился с 6 марта по 16 марта 2020 г.

Цель: проведение сравнительного анализа результатов диагностики уровня развития экологических знаний до и после проведения формирующего этапа.

Для реализации данного этапа исследования нами был использованы те же методики, что и на констатирующем этапе.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

  1. теоретические: анализ, синтез, обобщение литературы по проблеме исследования;

  2. эмпирические методы исследования: анкетирование, опросные методики, беседа, д/игры, сравнительный анализ, метод математической статистики t-критерий Вилкоксона.

Новизна исследования состоит в разработке перспективного плана для формирования экологических знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.

Практическая значимость исследования

  • предложенные формы и методы формирования экологических знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды, могут быть использованы студентами специальности «Дошкольное образование» при прохождении практики, а также воспитателями при организации работы в реальных условиях.

Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, глоссария и приложений.

Во введении обосновывается актуальность и параметры исследования.

В первой главе представлены теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды в ДОО для формирования экологических знаний о растительном мире.

Во второй главе представлены методические аспекты организации и использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире.


В третьей главе дается описание эксперимента исследования процесса формирования у старших дошкольников знаний о растительном мире при использовании развивающей экологической среды.

В заключении даны основные выводы исследования.

Список использованных источников содержит 2 наименование официальных источников; 29 учебников и пособий.

Глоссарий содержит основные определения 10 научных понятий по теме исследования.

В приложении предложены: 6 таблицы, 3 диаграммы, описание методик исследования и их результаты.