Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»
1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников
Краткие выводы по первой главе
2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО
2.2. Основные экологические пространства в ДОО
2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями
Краткие выводы по второй главе
3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.
Краткие выводы по третьей главе.
выпускная квалификационная работа
формирование знаний старших ДОШКОЛЬНИКОВ О растительном мире посредством использования развивающей экологической среды
Содержание
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников 7
1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников 7
1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда» 10
1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников 13
Краткие выводы по первой главе 16
Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников 18
2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО 18
2.2. Основные экологические пространства в ДОО 22
2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями 25
Краткие выводы по второй главе 30
Глава 3. Экспериментальное исследование процессов формирования у старших дошкольников экологических знаний о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды 32
3.1. Первичная диагностика уровня сформированности экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников 32
3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды. 35
3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования. 38
Краткие выводы по третьей главе. 40
Заключение 41
Список использованных источников 44
Глоссарий 47
Приложение 1 48
Приложение 2 49
Приложение 3 50
Приложение 4 51
Приложение 5 59
Приложение 6 66
Приложение 7 69
Приложение 8 71
Приложение 9 72
Приложение 10 77
Приложение 11 78
Приложение 12 80
Приложение 13 83
Актуальность исследования определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором говорится, что развивающая экологическая среда должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников1.
Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. В экологическом образовании и воспитании дошкольные учреждения ставят следующие задачи: формирование экологических знаний, развитие познавательных умений, овладение умениями ухода за живыми существами, накопление опыта гуманного отношения к объектам природы, развитие экологически правильного поведения в природе. Для решения задач экологического воспитания и образования в детских садах организуется система взаимосвязанных компонентов: организация различных видов деятельности, развивающая предметная среда, экологическое просвещение родителей, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен быть сделан на организацию эколого-развивающей среды.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творческой личности ребенка во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОО. Эта позиция подтверждена исследованиями T.С. Выгодского1, Н.Н. Поддъякова2, С. Новоселовой3 и других.)
Учитывая вышеизложенное, объектом исследования является формирование экологических знаний о растительном мире.
Предмет исследования – роль развивающей экологической среды в формировании экологических знаний о растительном мире.
Цель исследования: изучить роль развивающей экологической среды в формировании экологических знаний о растительном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
-
Проанализировать научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды в ДОО. -
Раскрыть сущность понятия «развивающая экологическая среда». -
Описать возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников. -
Изучить требования к организации развивающей экологической среды в ДОО. -
Охарактеризовать основные экологические пространства в ДОО. -
Раскрыть методику формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями. -
Провести первичную диагностику об уровне экологических знаний о растительном мире. -
Разработать и апробировать перспективный план по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды. -
Провести повторную диагностику об уровне экологических знаний о растительном мире.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование развивающей экологической среды в ДОО будет способствовать формированию знаний о растительном мире у старших дошкольников, если будут соблюдены следующие условия:
-
Систематическое проведение разных видов деятельности в экологических пространствах ДОО; -
Разнообразие методов формирования экологических знаний; -
Учет возрастных и психологических особенностей старших дошкольников, необходимых для формирования экологических знаний; -
Соблюдение методических требований при организации работы в развивающей экологической среде.
План исследовательской работы включал следующие этапы:
Констатирующий этап проводился с 10 октября 2019 года по 20 октября 2019 года.
Цель исследования: проведение первичной диагностики и обработка результатов исследования.
Формирующий этап проводился с 5 ноября 2019 г. по 5марта 2020г.
Цель состояла в организации и проведении работы в развивающей экологической среде.
Контрольный этап проводился с 6 марта по 16 марта 2020 г.
Цель: проведение сравнительного анализа результатов диагностики уровня развития экологических знаний до и после проведения формирующего этапа.
Для реализации данного этапа исследования нами был использованы те же методики, что и на констатирующем этапе.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
-
теоретические: анализ, синтез, обобщение литературы по проблеме исследования; -
эмпирические методы исследования: анкетирование, опросные методики, беседа, д/игры, сравнительный анализ, метод математической статистики t-критерий Вилкоксона.
Новизна исследования состоит в разработке перспективного плана для формирования экологических знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.
Практическая значимость исследования
-
предложенные формы и методы формирования экологических знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды, могут быть использованы студентами специальности «Дошкольное образование» при прохождении практики, а также воспитателями при организации работы в реальных условиях.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, глоссария и приложений.
Во введении обосновывается актуальность и параметры исследования.
В первой главе представлены теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды в ДОО для формирования экологических знаний о растительном мире.
Во второй главе представлены методические аспекты организации и использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире.
В третьей главе дается описание эксперимента исследования процесса формирования у старших дошкольников знаний о растительном мире при использовании развивающей экологической среды.
В заключении даны основные выводы исследования.
Список использованных источников содержит 2 наименование официальных источников; 29 учебников и пособий.
Глоссарий содержит основные определения 10 научных понятий по теме исследования.
В приложении предложены: 6 таблицы, 3 диаграммы, описание методик исследования и их результаты.