Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников

Краткие выводы по первой главе

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО

2.2. Основные экологические пространства в ДОО

2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями

Краткие выводы по второй главе

3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.

3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.

Краткие выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

(китайская роза).

Растения, выделяющие фитонциды, способствуют улучшению здоровья и настроения. Это розмарин, лаванда, мирт обыкновенный, лавр благородный, цитрусовые.

Перед покупкой растений для детской комнаты обязательно проконсультируйтесь с аллергологом. Избегайте растений с сильным запахом (от них может быть головная боль или головокружение, мелкой пыльцой (жасмин, олеандр, дурман) – они вызывают аллергию. Этим же опасны клен, гортензия, примула. Не ставьте в детской комнате вьющиеся растения и лианы. Откажитесь от минеральных удобрений, их испарения вредны для ребенка.

Приучайте ребенка ухаживать за цветами вместе с вами под вашим присмотром. Пусть помогает поливать, рыхлить землю. Тогда даже самые неприхотливые комнатные растения в его комнате привьют ему любовь и заботу ко всему живому!


Приложение 7


Наблюдение за деревьями зимой (январь).

Цель: формировать представления о деревьях зимой, о том, как можно помочь им пережить холодную зиму.

Задачи:

Развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках;

Развивать знания познавательной деятельности: умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль;

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

Совершенствовать двигательную активность детей, умения выполнять движения по сигналу;

Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.

Виды детской деятельности, используемые на прогулкинаблюдение, трудовая деятельность, беседа, игры различной подвижности.

Ход прогулки

Воспитатель задает детям вопросы.

1. Что делают зимой деревья?

2. Хорошо им или плохо зимой?

3. Как мы можем помочь деревьям пережить холодную зиму?

4. В каком состоянии находятся деревья зимой?

Зимой все деревья спят. Они перестают питаться и расти. Во «сне» расходуется меньше питательных веществ и тепла, что помогает деревьям выжить в холодные суровые зимы.

Готовятся ли деревья в зиме? Конечно!

Во-первых, летом все деревья приготовили себе теплые «шубы». Что это за шубы? «Шуба» для дерева — это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает воду и воздух. Именно такая «шуба» не дает дереву замерзнуть даже в самые сильные морозы.

Во-вторых, осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их.

Наверное, все вы видели трещины на деревьях. Рассмотрим их с детьми. Интересно, откуда они берутся?

Причина проста. Наступит зимой неожиданная оттепель, а ночью вдруг грянет сильный мороз. И «шубы» деревьев охлаждаются и сжимаются — «съёживаются» и рвутся. Эти трещины остаются на

дереве на всю его жизнь.

Подвижные игры

«Два мороза», «Стоп».

Цели:

— учить выполнять характерные движения по содержанию игры;

— развивать ловкость, быстроту.

Трудовая деятельность.

Мы с вами играли, а теперь пришло время потрудиться.

Кто любит трудиться,

Тому без дела не сидится.

Сегодня мы подметём в беседке, этим будут заниматься …

(воспитатель называет имена нескольких детей)

Обметут скамейки …

(воспитатель называет имена нескольких детей)

Индивидуальная работа.

Развитие движений.

Цели:

— продолжать отработку техники прыжка в длину с места;

— использовать зрительные ориентиры.

Приложение 8




Рис. 3.2. «Огород на подоконнике». Наблюдение за ростом лука.

Приложение 9


План новогодней акции «Сохраним зеленые ёлочки».

Актуальность акции:

Ежегодно вся страна празднует Новый год. Украшаются дома, покупаются игрушки, из леса привозят красавицу Ель.

О ёлке – новогодней красавице, написано много рассказов и стихов. Большая их часть описывает ёлочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются её красотой и убранством, радуются празднику. И в этой праздничной суете как – то забывается тот факт, что ежедневно после праздника в лесах резко сокращается количество этих красавиц, это ставит под угрозу наши хвойные леса. Ведь чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100 – 120 лет и в ближайшем будущем у нас совсем не останется возможности радоваться её красоте, не только у себя в доме, но и в лесу.

Поэтому, уже сейчас важно воспитывать у наших детей понимание того, что для празднования Нового года ёлку не обязательно рубить, искусственная ёлочка – хорошая альтернатива натуральным елям и компромиссное решение проблемы сохранения хвойных лесов на нашей планете.

В связи свыше сказанным, считаю идею разработки и реализации акции «Сохраним зелёные ёлочки» актуальной.

Цель акции:

Способствовать формированию экологической культуры воспитанников и их родителей; привлечь внимание детей и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников с помощью изготовления альтернативных ёлок.


Задачи:

  • Способствовать формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного поведения детей в природе;

  • Расширять представления детей о полезных свойствах ели; о важном её значение для лесных обитателей;

  • Привлекать воспитанников и их родителей в активную природоохранную деятельность;

  • Пропагандировать новые экологические традиции при подготовке и проведение новогодних праздников;

  • Формировать познавательный интерес к миру природы и проблемам ее охраны;

  • Развивать коммуникативные навыки, творческое мышление и воображение;

  • Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их.

Ожидаемый результат: сформировать у детей и их родителей чувство бережного отношения к природе.

Участники акции: Педагоги, дети (5 – 7 лет), родители.

Срок реализации проекта: с 2.12.2019 года по 31.12.2019 года.

План мероприятий



Сроки

Мероприятия

Ответственные

1

2.12.-2.02.2020

Цикл наблюдений за елью на прогулке. Цель: показать красоту ели в зимнее время года, в естественных условиях. Объяснить детям, что живая ель необходима для жизнедеятельности человека и других живых организмов.

Воспитатели

2

3.12.2020

Беседа на тему «Ель – красавица наших лесов». Цель: познакомить с особенностями елового леса, рассказать, сколько лет живут ели, рассказать о полезных свойствах ели, о важном ее значении для лесных обитателей.

Воспитатели

3

4.12.2020

Чтение рассказа С. Михалкова «Елочка». Цель: формирование сочувствия к маленькой елочке, переживания за нее, воспитывать бережное отношение к ели.

Воспитатели

4

6.12.2020

Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Ель». Цель: помочь детям понять содержание сказки. Дать понять детям, что ель в естественных условиях приносит больше пользы.

Воспитатели

5

9.12.2020

Заучивание стихотворений «Лесная красавица» Т. Волгина, «Искусственная елка» К. Ибряева, «Приглашаем в лес на ёлку» С. Михалков, «Живи ёлочка» И. Токмакова. Цель: заучивание новых стихотворений по теме, вызвать эмоциональный отклик, интерес к природе.

Воспитатели,

Родители

6

11.12.2020

Аппликация «Елочки для друзей». Цель: научить детей передавать в аппликации образ елочки

Воспитатели

7

13.12.2020.

Экскурсия по «Экологической тропе» - сравнение живой и искусственной ели.

Цель: показать главные особенности живого дерева и искусственного.

Воспитатели

8

16.12.2020

Украшение живой ели на территории детского сада, игрушками, сделанными своими руками. Цель: создать у детей радостное настроение.

Воспитатели, Музыкальный руководитель

9

2.12.-31.12

Развивающие игры: «Найти сходство и различие», «Угадай, какое дерево?», «С какой ветки детки?». Цель: закреплять знания детей о ели, развивать память, внимание.

Воспитатели

10

17.12.2020

Конкурс среди детей и их родителей «Сказки о ёлочки»

Воспитатели

Администрация

11

18.12.2020

Консультация для родителей «Альтернатива новогодней ёлки». Цель: рассказать о преимуществах искусственных елей.

Воспитатели



Сроки

Мероприятия

Ответственные

12

18.12-23.12.2020

Рисование плакатов «Сохраним елочку – красавицу наших лесов!» Цель: учить создавать природоохранные плакаты.



Воспитатели

13

23.12.-27.12.2020

Расклейка плакатов «Сохраним елочку – красавицу наших лесов!», опрос прохожих при расклейке плакатов. Цель: пропаганда среди населения «Сохраним зеленую красавицу в новогодние праздники»

Родители

14

25.12.2020

Выставка альтернативных елочек «Такие разные елочки». Цель: привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в создании елок из природного материала.



Воспитатели

15

27.12.2020

Совместный Новогодний праздник с родителями. Цель: создать у детей праздничное настроение, чувство удовлетворения всех участников акции.


Воспитатели, музыкальный руководитель



Реализация акции.

Выводы: Данная акция открыла удивительный мир еловых красавиц. Она поспособствовала к размышлению – стоит ли рубить зелёную красавицу ради новогодних праздников. Помогла ответить на вопросы: отчего зимой у ёлки зелёные иголки? Почему у ёлочки, колючие иголочки? Зачем нужны ели? Что будет, если на свете не станет елей? Как можно помочь сохранить ели? И на многие другие вопросы. Акция позволила развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Перед реализацией акции и после, мной был проведён опрос среди родителей на тему: какую ель они собираются наряжать в преддверье Нового года «живую» или «искусственную?»

Результаты опроса:

До реализации акции:

Живая ёлочка - количество семей 10.

Искусственная - количество семей 8.

После реализации акции:

Живая ёлочка – количество семей 6.

Искусственная ёлочка – количество семей 12

По результату опроса можно сделать вывод, что 4 семьи пересмотрели своё решение в пользу сохранения ёлочки – природного богатства в пользу искусственной ели. Это обстоятельство очень радует, значит, проделанная работа не прошла зря.

Подводя итоги акции

Можно сделать вывод: мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного о зелёной красавице, об её значении в природе и жизни человека. Ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей в нашей местности, активно обсуждали предложенные рекомендации по экологическому поведению.