Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников

Краткие выводы по первой главе

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО

2.2. Основные экологические пространства в ДОО

2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями

Краткие выводы по второй главе

3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.

3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.

Краткие выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Краткие выводы по второй главе



Таким образом, методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире позволяют выделить следующее:

  1. В детском дошкольном учреждении можно организовать различные экологические пространства для проведения разнообразной эколого-педагогической работы. Любое ДОУ может организовать зеленую зону исходя из своих возможностей. Создание в каждой группе уголка природы дает возможность постоянного контакта детей с объектами природы. Дети приобретают навыки ухода за растениями и животными.

  2. При наличии хорошего участка детский сад может организовать «экологические пространства» на своей территории. Все эти экологические пространства позволяют формировать у детей экологические знания, закреплять и усовершенствовать как в познавательной, так и в свободной деятельности.

  3. Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Глава 3. Экспериментальное исследование процессов формирования у старших дошкольников экологических знаний о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды

3.1. Первичная диагностика уровня сформированности экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников
Следующим этапом нашего исследования был констатирующий этап, который проводился с 10 октября 2019 года по 20 октября 2019 г.

В соответствии с поставленной целью, задачами и гипотезой исследования мы определили основную цель констатирующего этапа: выявить уровень сформированности экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников.


Проведение экспериментальной работы проходило на базе дошкольного образовательного учреждения МАДОУ детский сад «Семицветик» в подготовительной группе «Колокольчики». В эксперименте участвовали 15 детей в возрасте 6-7 лет.

Для диагностики использовались методики Николаевой1 «Определение уровня экологической культуры детей дошкольного возраста». Был выбран метод беседы, тестирования, и анализ результатов практической деятельности ребенка.

Беседа состояла из 5 вопросов (Приложение 1).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Каждый ответ оценивался от 0 до 2 баллов.

2 балла – ответ правильный без ошибок;

1 балл – ответ содержит ошибки;

0 баллов – нет ответа.

Затем детям был представлен тест на определение групп растений.

Каждый ответ оценивался от 0 до 2 баллов.

2 балла – ответ правильный без ошибок;

1 балл – ответ содержит ошибки;

0 баллов – нет ответа.

В 3 задании детям было предложено выполнить практические действия по уходу за растениями. Воспитатель наблюдает как ребенок выполняет уход за растениями, и делает вывод о сформированности практических навыков, оценивает работу детей в баллах:

2 балла – задание выполнено правильно;

1 балл – допускаются ошибки или выполнено с помощью взрослого;

0 баллов – не может выполнить.

Данные всех исследований заносятся в таблицу, баллы, суммируются и делается вывод об уровне сформированности экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников таблица 1 (Приложение 2).

Качественный анализ результатов исследования уровня сформированности экологических знаний о растительном мире у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе представлен на рис. 3.1. (Приложение 3) и в таблице 2.

Таблица 2



Уровень

Количество чел.

%



Высокий

3

20



Средний

8

53



Низкий

4

27


Проведенная диагностика позволяет сделать следующие выводы:

К высокому уровню сформированности экологических знаний о растительном мире относятся 3 ребенка (20%). Эти дети самостоятельно называют разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяют группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к комнатным растениям. У этих детей сформированы прочные навыки по уходу за растениями.

К среднему уровню сформированности экологических знаний о растительном мире относится 8 детей (53%). Эти дети иногда допускают незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяют группы предлагаемых растений, иногда затрудняются аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень сформированности экологических знаний по результатам нашего исследования имеют 4 ребенка (27%). Эти дети затрудняются назвать виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда могут выделить группы предлагаемых растений, не могут аргументировать свой выбор. Затрудняются рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращаются за помощью к взрослому. Не проявляют интерес и не выражают свое эмоциональное отношение к растениям.

Таким образом исследование позволяет сделать вывод о том, что с детьми проведена определенная работа по изучению растительного мира. Однако большинство детей имеют средний уровень сформированности знаний, что показывает необходимость в дальнейшем проведения работы по повышению уровня знаний о растительном мире.


3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.



Для повышения уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний, был разработан перспективный план. На формирующем этапе мероприятия, целью которого стала разработка и проведение для детей экспериментальной группы дополнительных творческих и познавательных видов деятельности, направленных на формирование и обобщение экологических знаний (Приложение 4, таблица 3).

Формирующий эксперимент проводился с детьми экспериментальной группы с 5 ноября 2019 г. по 5 марта 2020 г. Для проведения формирующего этапа был разработан перспективный план представленный в (Приложение 4, таблица 3).

Поэтому, следующим этапом нашего исследования будет специально организованная эколого-развивающееся среда. Для этого в дошкольном учреждении мы создали все условия, способствующие формированию экологических знаний о многообразии живой природы. Для ухода за обитателями экологической комнаты имеется всё необходимое оборудование: тряпочки для мытья, палочки для рыхления, тазики для воды, клеёнки, фартучки, стаканчики для рассады и т.п. Всё оформлено очень красочно, что привлекает внимание детей и повышает интерес к познанию.

Для проведения экспериментально-исследовательской деятельности в группе мы создали условия для детского экспериментирования. В группе оборудован центр экспериментирования, где имеются лупы, колбочки, коллекции камней, перьев, семена различных растений, трав, заранее заготовленная земля и многое другое, необходимое для проведения опытов.

Тематическое оформление природного уголка в групповой комнате: картотеки: садовых, луговых, комнатных растений с описанием; деревьев, кустарников; грибов, ягод. Карточки – схемы по уходу за комнатными растениями, мнемотаблицы сезонных изменений, календари природы. Картотеки загадок в стихах о растениях.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. В процессе экспериментальной деятельности, мы обращали внимание на то, чтобы
задействовать все органы чувств детей, а не только слух и зрение. Для этого ребятам предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Опыты использовались как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. На занятии был проведен опыт с водой, конспект занятия представлен в (Приложении 5). Так же была проведена серия опытов, влияющих на различные условия среды на рост растения. Часть луковиц поместили в пустые банки вторую часть в банки с водой, а третья часть в банки с водой с добавлением удобрения. В процессе длительного наблюдения дети отметили разницу прироста луковиц и подошли к выводам: о том какие условия необходимы для прорастания растений. В процессе этих опытов дети знакомились с условиями необходимыми для роста и развития растений.

Для формирование экологических знаний подключили к работе родителей. Провели индивидуальные беседы и по их результатам были составлены консультации на разные темы. Консультация на тему «Цветы в комнате ребенка» представлена в (Приложение 6). Были составлены папки -передвижки, рекомендации по художественной литературе, проведены совместные развлечения.

На прогулках активно наблюдали за живой и неживой природой, сезонными изменениями, вели календарь сезонных изменений.

На участке ДОУ имеются деревья, они составляют часть эколого-развивающей среды. Наблюдение за деревьями зимой представлено в (Приложении 7).

Организовали «Огород на подоконнике» по проращиванию луковиц и провели длительное наблюдение, результаты этого наблюдения представлены в зарисовках детей рис.3.2. (Приложение 8).

Подобрали и провели занятия по обобщению экологических знаний о растительном мире: «Посадим цветы», «Знакомство с комнатными цветами: фиалка, алоэ и гиацинт», «Мир цветов», «Для чего нужна вода», «Чтение рассказа С. Михалкова «Елочка», «Грибы съедобные и несъедобные», «В грибном царстве», «В ягодном государстве», «Съедобные и несъедобные ягоды», «Растительный мир», «Природные богатства Сахалина», «Красная книга Сахалинской области».