Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»
1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников
Краткие выводы по первой главе
2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО
2.2. Основные экологические пространства в ДОО
2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями
Краткие выводы по второй главе
3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.
Краткие выводы по третьей главе.
Дети тренировались в классификации отдельных групп растений (съедобные-несъедобные грибы, комнатные - садовые цветы, ягоды лесные-садовые).
Провели акцию «Сохраним елочки зелеными».
Цель акции: способствовать формированию экологической культуры воспитанников и их родителей; привлечь внимание детей и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников с помощью изготовления альтернативных елок. Конспект акции представлен в (Приложении 9).
Провели длительное наблюдение за посаженными комнатными цветами, эпизодические, сравнительные (по различию, по сходству, итоговые наблюдения) наблюдения.
Закрепили понятие о «Красной книге» и расширили представления о «Красной книге Сахалинской области».
Таким образом, создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.
3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.
Для получения данных о динамике развития процессов формирования у старших дошкольников экологических знаний о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды, мы провели повторную диагностику, которая проводилась с 6 марта по 16 марта 2020 года в экспериментальной группе, с использованием аналогичного задания, которое было проведено на констатирующем этапе эксперимента.
Цель: выявление работы, проведенной по перспективному плану на процесс формирования у старших дошкольников экологических знаний о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.
Данные всех исследований занесены в таблицу, баллы суммируются и делается вывод об уровне сформированности экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников. Результаты представлены в таблице 4 (Приложение 10).
Качественный анализ результатов исследования уровня сформированности экологических знаний о растительном мире у детей экспериментальной группы на контрольном этапе представлен на рис. 3.3. (Приложение 11) и в таблице 5.
Таблица 5
№ | Уровень | Количество чел. | % |
| Высокий | 10 | 67 |
| Средний | 5 | 33 |
| Низкий | 0 | 0 |
Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах представлен на рис. 3.4. (Приложение 12) и в таблице 6.
Таблица 6
№ | Уровни | Контрольный этап | ||||
| Констатирующий | Контрольный | ||||
| Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | ||
| Высокий | 3 | 20 | 10 | 67 | |
| Средний | 8 | 53 | 5 | 33 | |
| Низкий | 4 | 27 | 0 | 0 |
Проведенная диагностика позволяет сделать следующие выводы:
К высокому уровню сформированности экологических знаний о растительном мире относятся 10 детей (67%). Эти дети самостоятельно называют разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяют группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к комнатным растениям. У этих детей сформированы прочные навыки по уходу за растениями.
К среднему уровню сформированности экологических знаний о растительном мире относится 5 детей (33%). Эти дети иногда допускают незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяют группы предлагаемых растений, иногда затрудняются аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень сформированности экологических знаний по результатам нашего исследования не выявлен ни у одного ребенка.
Таким образом, подводя итоги нашего исследования, можно сделать выводы: уровень сформированности экологических знаний о растительном мире вырос с 20% на констатирующем этапе до 60% на контрольном этапе; средний уровень экологических знаний показали 33% детей, это на 20% меньше, чем на констатирующем этапе исследования за счет увеличения процента высокого уровня.
Низкий уровень сформированности экологических знаний при повторном тестировании - не выявлен.
Таким образом наблюдается положительная динамика и отсутствуют дети с низким уровнем знаний. Рост уровня экологических знаний после проведенного формирующего этапа высокий показывает большая часть детей.
Подтверждение гипотезы проверим с помощью научного t-критерий Вилкоксона, расчёты представлены в таблице 6 (Приложение 13). Произведенные расчеты показали, что гипотеза подтвердилась.
Тэмп. Т0,01, значит принимается H1: сдвиги в сторону увеличения уровня знаний о растительном мире являются статистически значимыми.
Краткие выводы по третьей главе.
-
По результатам диагностики на констатирующем этапе можно сделать вывод о преобладании детей со средним уровнем сформированости экологических знаний о растительном мире. Значительно меньше количество детей с высоким и низким уровнем. -
По результатам диагностики на формирующем этапе был разработан и апробирован перспективный план по развитию экологических знаний о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды у детей старшего дошкольного возраста. Работа проходила в системе, в нее были включены: занятия, опыты-эксперименты, акция, длительные и циклические наблюдения, дидактические игры и работа с родителями. -
Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах, показал, что количество детей с высоким уровнем сформированости экологических знаний о растительном мире на итоговом этапе увеличилось на 47%, а с низким уровнем сформированости экологических знаний на контрольном этапе исследования не выявлено.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ исследования, по теме роль развивающей экологической среды в формировании экологических знаний о растительном мире, позволяет сделать следующие выводы.
-
Проанализировав научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды в ДОО, пришли к выводам: в настоящее время в отечественной и зарубежной литературе имеется богатый опыт воспитания и обучения детей через предметно-развивающую среду в ДОУ, основанный на различных подходах. -
Раскрыв понятия «развивающая экологическая среда», выявили, что любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды, которые могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах. Грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.