Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников

Краткие выводы по первой главе

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО

2.2. Основные экологические пространства в ДОО

2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями

Краткие выводы по второй главе

3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.

3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.

Краткие выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10



Дети тренировались в классификации отдельных групп растений (съедобные-несъедобные грибы, комнатные - садовые цветы, ягоды лесные-садовые).

Провели акцию «Сохраним елочки зелеными».

Цель акции: способствовать формированию экологической культуры воспитанников и их родителей; привлечь внимание детей и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников с помощью изготовления альтернативных елок. Конспект акции представлен в (Приложении 9).

Провели длительное наблюдение за посаженными комнатными цветами, эпизодические, сравнительные (по различию, по сходству, итоговые наблюдения) наблюдения.

Закрепили понятие о «Красной книге» и расширили представления о «Красной книге Сахалинской области».

Таким образом, создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.


3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.


Для получения данных о динамике развития процессов формирования у старших дошкольников экологических знаний о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды, мы провели повторную диагностику, которая проводилась с 6 марта по 16 марта 2020 года в экспериментальной группе, с использованием аналогичного задания, которое было проведено на констатирующем этапе эксперимента.

Цель: выявление работы, проведенной по перспективному плану на процесс формирования у старших дошкольников экологических знаний о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.

Данные всех исследований занесены в таблицу, баллы суммируются и делается вывод об уровне сформированности экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников. Результаты представлены в таблице 4 (Приложение 10).

Качественный анализ результатов исследования уровня сформированности экологических знаний о растительном мире у детей экспериментальной группы на контрольном этапе представлен на рис. 3.3. (Приложение 11) и в таблице 5.

Таблица 5



Уровень

Количество чел.

%



Высокий

10

67



Средний

5

33



Низкий

0

0

Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах представлен на рис. 3.4. (Приложение 12) и в таблице 6.

Таблица 6



Уровни

Контрольный этап




Констатирующий

Контрольный




Кол-во детей

%

Кол-во детей

%



Высокий

3

20

10

67



Средний

8

53

5

33



Низкий

4

27

0

0


Проведенная диагностика позволяет сделать следующие выводы:

К высокому уровню сформированности экологических знаний о растительном мире относятся 10 детей (67%). Эти дети самостоятельно называют разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяют группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к комнатным растениям. У этих детей сформированы прочные навыки по уходу за растениями.

К среднему уровню сформированности экологических знаний о растительном мире относится 5 детей (33%). Эти дети иногда допускают незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяют группы предлагаемых растений, иногда затрудняются аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень сформированности экологических знаний по результатам нашего исследования не выявлен ни у одного ребенка.

Таким образом, подводя итоги нашего исследования, можно сделать выводы: уровень сформированности экологических знаний о растительном мире вырос с 20% на констатирующем этапе до 60% на контрольном этапе; средний уровень экологических знаний показали 33% детей, это на 20% меньше, чем на констатирующем этапе исследования за счет увеличения процента высокого уровня.

Низкий уровень сформированности экологических знаний при повторном тестировании - не выявлен.

Таким образом наблюдается положительная динамика и отсутствуют дети с низким уровнем знаний. Рост уровня экологических знаний после проведенного формирующего этапа высокий показывает большая часть детей.

Подтверждение гипотезы проверим с помощью научного t-критерий Вилкоксона, расчёты представлены в таблице 6 (Приложение 13). Произведенные расчеты показали, что гипотеза подтвердилась.


Тэмп. Т0,01, значит принимается H1: сдвиги в сторону увеличения уровня знаний о растительном мире являются статистически значимыми.


Краткие выводы по третьей главе.




  1. По результатам диагностики на констатирующем этапе можно сделать вывод о преобладании детей со средним уровнем сформированости экологических знаний о растительном мире. Значительно меньше количество детей с высоким и низким уровнем.

  2. По результатам диагностики на формирующем этапе был разработан и апробирован перспективный план по развитию экологических знаний о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды у детей старшего дошкольного возраста. Работа проходила в системе, в нее были включены: занятия, опыты-эксперименты, акция, длительные и циклические наблюдения, дидактические игры и работа с родителями.

  3. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах, показал, что количество детей с высоким уровнем сформированости экологических знаний о растительном мире на итоговом этапе увеличилось на 47%, а с низким уровнем сформированости экологических знаний на контрольном этапе исследования не выявлено.

Заключение



Таким образом, проведенный анализ исследования, по теме роль развивающей экологической среды в формировании экологических знаний о растительном мире, позволяет сделать следующие выводы.

  1. Проанализировав научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды в ДОО, пришли к выводам: в настоящее время в отечественной и зарубежной литературе имеется богатый опыт воспитания и обучения детей через предметно-развивающую среду в ДОУ, основанный на различных подходах.

  2. Раскрыв понятия «развивающая экологическая среда», выявили, что любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды, которые могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах. Грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.