Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»
1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников
Краткие выводы по первой главе
2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО
2.2. Основные экологические пространства в ДОО
2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями
Краткие выводы по второй главе
3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.
Краткие выводы по третьей главе.
Приложение 1
Задачи для выяснения экологических знаний у дошкольников.
-
Метод беседы.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению.
Педагог предлагает детям назвать 5 знакомых им комнатных растений.
- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Для чего людям нужны комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
-
Задания для тестирования на определение групп растений.
Педагог предлагает детям задания. Дает картинки, на которых изображены различные виды растений. Ребенок должен принести и определить группу растений.
Задания для тестирования:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза клен рябина);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина лиственница);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
-
Практические задания:
Ребенку предлагается осуществить уход за комнатным цветком и провести три операции.
Полить цветок;
Порыхлить цветок;
Почистить листочек
Приложение 2
Таблица 1
Обобщенные результаты исследования уровня сформированности экологических знаний о растительном мире экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
| | Вопросы | к | беседе | | | Задания | тестиров. | | Практич. | задания | | Общий | Уровень |
Код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | балл | |
| 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 19 | В |
| 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 14 | С |
| 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | С |
| 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 | С |
| 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 20 | В |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 13 | С |
| 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 8 | С |
| 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | С |
| 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 6 | Н |
| 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 8 | С |
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | Н |
| 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | Н |
| 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 7 | Н |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 | С |
| 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 18 | В |
| | | | | | | | | | | | Итого: | В-20% С-53% Н-27% | (3 чел.) (8 чел.) (4 чел.) |
Приложение 3
Рис. 3.1. Результаты диагностики уровня сформированности экологических знаний о растительном мире у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.
Приложение 4
Таблица 3
Перспективное планирование на формирующем этапе.
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
| | Ноябрь | |
ОД: «Посадим цветы» и организуем длительное наблюдение. Цель: обобщить представления о комнатных растениях; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений; получить практический опыт посадки комнатных растений (фиалка, алоэ, гиацинт). | Утро: дежурные поливают и рыхлят цветы в «Уголке природы». Прогулка: наблюдение за тополем. Цель: формировать представление о тополе, его характерных особенностях. Д/игры: «Отгадай, что за растение». Цель: учить описывать растение и узнавать его по описанию. | Внести книги-энциклопедии о комнатных растениях для знакомства детей с иллюстрациями. Подготовить «Разукрашек» с разными комнатными цветами. Подобрать «пазлы» по теме «Комнатные растения» или «Цветы». | Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Есть ли в комнате ребенка комнатные цветы». |
ОД: «Знакомство с комнатными цветами: фиалка, алоэ, гиацинт». Цель: дать представления о комнатных цветах: фиалка, алоэ, гиацинт; обобщить представления о направленности способов ухода за цветами (полив, рыхление, удаление пыли). | Утро: дежурство в «Уголке природы». Прогулка: наблюдение за березой. Цель: обобщить знания о березе, вспомнить ее характерные особенности, признаки. | Просмотр презентации «В царстве цветов». Предложить детям нарисовать цветы, с которыми познакомились на занятии (фиалка, алое, гиацинт). Заполнить календарь природы. | Консультация для родителей «Цветы в комнате ребенка», памятки. Цель: дать представление родителям о том, что комнатные цветы должны иметь место в жизни и комнате ребенка. Рассказать какие цветы не требовательны в уходе, а какие требуют особого отношения. Какие цветы нельзя держать в комнате ребенка. |
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
ОД: «Мир цветов». Цель: обогащать знания детей о цветах сада и леса. | Утро: дежурство в «Уголке природы». Прогулка: сравнительное наблюдение. Цель: закреплять умение находить сходства и различия по внешним признакам (тополь и береза). | Дидактические и настольные игры. Сюжетно-ролевая игра: «Садоводы». Цель: обобщить знания о растительном мире». | Домашнее задание: проиллюстрировать загадки о комнатных цветах, цветах сада и леса, (для альбома «Растительный мир»). |
ОД: «Для чего нужна вода». Цель: познакомить детей со свойствами воды. | Утро: дежурные протирают пыль с листьев цветов в «Уголке природы», поливают и рыхлят почву. Прогулка: наблюдение за рябиной. Цель: рассмотреть и назвать характерные особенности ее строения. Исследовательская деятельность: рассмотреть первый снег. Д/ игры: «Летает, не летает». Цель: Развитие у детей слухового внимания, воспитание выдержки. | Д/игры: Классификация растений (деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы, цветы). Цель: обобщить знания о растительном мире. Настольная игра: «Собери комнатное растение». Проведение бесед: «Как растет растение». Цель: закрепить представления о том. Что для роста растению нужно: вода, свет, бережный уход. | Составлена картотека опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Опрос-анкетирование: «Какую ель они собираются наряжать в преддверье Нового года «живую» или «искусственную». Объявить о подготовке к конкурсам:
Цель: привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в создании елок из природного и бросового материала; составлении сказок о новогодней елочке, оформить сказку иллюстрациями, аппликацией. |
| | Декабрь | |
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
Наблюдение за цветами, которые посадили вместе с детьми в начале ноября. Цель: показать изменения, произошедшие с растениями. Сделать зарисовки, и начать вести альбом «Комнатные растения», оформленный детьми. | Утро: дежурные убирают сухие листочки с комнатных растений, если такие имеются, поливают цветы. Прогулка: сравнительное наблюдения за деревьями (рябиной, тополем, березой). Цель: рассмотреть характерные особенности деревьев, отличающие их друг от друга. Д/игра: Назови часть целого». Цель: закреплять понятие целое и из чего оно состоит. Развивать память, мышление. | Внесение книг и книг-энциклопедий хвойные деревья. Подготовить разукрашки по данной теме. Провести беседу: «Ель-красавица наших лесов». Цель: познакомить с особенностями елового леса, рассказать, сколько лет живут ели, о ее полезных свойствах, о важном значении для лесных обитателей. Почему именно ель наряжают на новый год. | Чтение детям сказок, рассказов: В. Ветлина «Рассказы о цветах», И. Такмакова «Деревья». Задание на дом: нарисовать или сделать аппликацию с ребенком загадки о деревьях (для альбома «Растительный мир»). |
Акция «Сохраним елочку зеленой». ОД: чтение рассказа С. Михалкова «Елочка». Цель: формировать сочувствие к маленькой елочке, переживание за нее, воспитывать бережное отношение к ели. | Утро: дежурство в «Уголке природы». Прогулка: начинается цикл наблюдений за елью. Наблюдение 1 «Как узнать ель». Цель: рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев. | Готовим игрушки своими руками для украшения ели на участке детского сада. Гирлянды из цветной бумаги, фонарики, вырезаем игрушки и т.д. Цель: научить детей создавать новогодние украшение своими руками. | Заучивание стихотворений: «Приглашаем в лес на елку» С. Михалкова; «Живи елочка» И. Токмакова. |
Опыты-эксперименты. «Огород на подоконнике» - посадка лука в землю и в воду. Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за | Утро: дежурство в «Уголке природы». Прогулка: наблюдение 2 «Какие у ели иголки». Цель: провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все | Рисование и оформление плакатов: «Сохраним елочку – красавицу наших лесов». Цель: учить создавать природоохранные плакаты, развивать воображение, | Заучивание стихотворений: «Лесная красавица» Т. Волгина; «Искусственная елка» К. Ибряева; |
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки. Экскурсия по экологической тропе. Цель: показать главные особенности живого дерева и искусственного. | ветви у ели покрыты иголками, если дотронуться. Которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотронуться. | изобразительные умения, эмпатию. | |
Совместный Новогодний праздник с родителями. Цель: создать у детей праздничное настроение, чувство удовлетворения всех участников акции. Подведение итогов конкурса альтернативная елочка и «Сказки о елочке». | Утро: дежурные поливают и рыхлят цветы в «Уголке природы», при необходимости протирают листочки от пыли, опрыскивают пуливизатором листья. Прогулка: наблюдение 3 «Сравним ель с игрушечной елкой». Цель: уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки (живая ель растет на участке: кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделанная из искусственного материала, у нее нет корней, она не растет, с | Развивающие игры: «Найди сходство и различие», «Угадай, какое дерево», «С какой ветки детки». Цель: закреплять знания детей о ели, развивать память, внимание, воображение. Наблюдение 2 «Выращиваем лук». Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий-воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании. | Расклейка плакатов «Сохраним елочку-красавицу наших лесов». Цель: пропаганда среди населения «Сохраним зеленую красавицу в новогодние праздники». |
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
| | Январь | |
| нею можно играть, ее можно украшать игрушками. Украшение живой ели на участке детского сада. Цель: создать у детей радостное настроение. | | |
Наблюдение за цветами, посаженными в октябре. Цель: показать какие изменения произошли с цветами (сделать зарисовки). Чем отличаются листья у цветов? Какие уже видны различия и сходства; какой цветок растет быстрее; какой красивее, на ваш взгляд и т.д. ОД: «Кустарники». Цель: обобщить знания детей о кустарниках; закрепить названия частей дерева; провести сравнительный анализ деревьев и кустарников. | Утро: дежурство детей в «Уголке природы». Прогулка: наблюдение 4 «Сколько лет нашей ели». Цель: показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Беседа: на тему «Хвойные деревья родного края». | Опыты-эксперименты: «Изготовление медалек из льда». Цель: закрепление одного из состояний воды-лед. В железные баночки (от конфет) раскладываем сухие листья, ракушки, бросовый материал. Заливаем водой, ставим на улицу. На следующий день, вешаем на участке или дереве. | Консультации для родителей: «Экологическая культура детей», раздача памяток и брошюр. Цель: объяснить родителям, что они являются важными «источниками» экологического образования детей. Дети им подражают, смотрят как они себя ведут в природе в том числе, учатся у них. Подготовка папки-передвижки: «Правила поведения в природе». |
ОД «Грибы съедобные и несъедобные». Цель: обобщить знания о строении гриба; научиться различать съедобные и несъедобные грибы. | Утро: дежурство в «Уголке природы». Прогулка: наблюдения за сезонными изменениями, рассмотреть снежинку Цель: обобщить знания о признаках января; больше снега, | Внести книги-энциклопедии, иллюстрации на тему: «Съедобные и несъедобные грибы». Подготовить разукрашки с разными грибами. Дидактические игры: «Найди ядовитый гриб», «Найди | Домашнее задание: нарисовать загадки о грибах съедобных и несъедобных (для альбома «Растительный мир»). |
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
| морозно, начинаются метели, много узоров на окнах; выучить много узоров на окнах; выучить поговорки о январе. «Январь-всему году запевала». «Январь-ломонос, береги свой нос». «В январе растет день-растет и холод». | съедобный гриб», «Четвертый лишний», «Собери из частей гриб». | Папка-передвижка: «Съедобные и несъедобные грибы. Опасность леса». |
ОД «В грибном царстве». Цель: обобщить знания детей о грибах, особенностях внешнего вида; местах произростания; строении гриба. | Утро: дежурство в «Уголке природы». Прогулка: наблюдение за птицами, прилетающими на участок. Цель: расширить представления детей о зимующих птицах родного края; организовать подкормку птиц. | Подготовить разукрашки с разными грибами. Дидактические игры: «Найди ядовитый гриб», «Найди съедобный гриб», «Четвертый лишний», «Собери из частей гриб». | Консультация: «Моделирование в экологическом воспитании». Памятки для родителей «Все в ваших руках». |
| | Февраль | |
Наблюдение за цветами, посаженными в октябре. Цель: показать какие изменения произошли с цветами (сделать зарисовки). Закрепить понятия о строении цветка (корень, стебель, цветки, листья). ОД: «В ягодном государстве». Цель: обобщить знания детей, что такое ягоды; что ягоды бывают садовые и лесные; рассказать об особенностях | Прогулка: наблюдения 5 «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь». Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ель, | Внесение книг-энциклопедий «Ягоды». «Съедобные и несъедобные ягоды». Подготовка Разукрашек с изображением ягод. Дидактические игры: «Найди ядовитые ягоды», «Найди съедобные ягоды», «Четвертый лишний», «Собери из частей ягоду». Просмотр презентации «В ягодном государстве». | Домашнее задание: нарисуй загадки про ягоды для оформления альбома «Растительный мир». Папка-передвижка: «В ягодном государстве». |
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
произростания некоторых ягод (клюква, брусника-почти на земле), малина, ежевика, смородина (кустарники, высоко над землей). | если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новому году. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться. Исследовательская деятельность: предложить детям утрамбовать снег и зарисовать следы птиц. | | |
ОД: «Съедобные и несъедобные ягоды». Цель: обобщить и расширить представления детей об особенностях ягод; местах их произростания, внешние признаки; рассказать о несъедобных ягодах родного края. | Утро: дежурство в «Уголке природы». Прогулка: наблюдение 6 «Наша елочка красавица». Цель: учить детей видеть красоту дерева в разное время года (стройная, уменьшающаяся вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы, густо покрыты иголками), наслаждаться ароматом ели. | Внесение книг-энциклопедий «Ягоды». «Съедобные и несъедобные ягоды». Подготовка Разукрашек с изображением ягод. Дидактические игры: «Найди ядовитые ягоды», «Найди съедобные ягоды», «Четвертый лишний», «Собери из частей ягоду». | Помощь в оформлении альбома «Растительный мир», рисунки на тему: «Природа нашего края». |
ОД: «Растительный мир». Цель: обобщить полученные знания о растительном мире; к нему относятся: деревья, кустарники, травы, ягоды и грибы. | Утро: дежурство в «Уголке природы». Прогулка: наблюдение за снегом. Цель: обобщить представления детей о свойствах снега; закрепить понятие, что снег-это одно из состояний воды. | Опыты-эксперименты с почвой. Цель: показать, что в почве есть воздух; опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Это необходимо для роста растений. | Дидактические игры по экологии руками ребенка и родителей. |
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
ОД: «Природные богатства Сахалина» Цель: расширить знания детей о природе родного острова. | Утро: дежурство в «Уголке природы». Прогулка: наблюдение за ветром. Цель: закрепить с детьми понятие ветра, движение воздуха. | Опыты-эксперименты с почвой. Цель: показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого. | Предложить родителям познакомить детей с книгами о Сахалине, его природе, растениях. |
| | Март | |
Наблюдение за цветами, посаженными в октябре. Цель: показать какие изменения произошли с цветами (сделать зарисовки). Закончить оформление альбома «Мои эксперименты». ОД: «Красная книга Сахалинской области». Цель: формировать представление о единстве и взаимосвязи всего живого на земле. Обобщить знания о Красной книги Сахалинской области и ее содержании; выявить значимость «Красной книги. | Прогулка: наблюдения за деревьями и кустарниками. Цель: закрепить представления о различиях между деревьями и кустарниками. | Внесение Красной книги Сахалинской области. Отдельные иллюстрации из нее. Подготовить разукрашки по содержания Красной книги. Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы» о Красной книги. | Совместный праздник: «Экологическая викторина». |