Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников

Краткие выводы по первой главе

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО

2.2. Основные экологические пространства в ДОО

2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями

Краткие выводы по второй главе

3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.

3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.

Краткие выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения1.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

«Уголок нетронутой природы» - это еще одно «экологическое пространство», которое может быть создано на участке любого детского сада.

Это небольшая территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву, не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком участке будет складываться естественный биоценоз – станут прорастать те растения, которые сами посеяли и нашли благоприятные условия. Вслед за растениями поселятся насекомые, птицы.

Все эти экологические пространства позволяют формировать у детей экологические знания1.


2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями



Процесс формирования знаний происходит как в стихийной форме, так и в процессе целенаправленного обучения.

Обучение - процесс целенаправленной передачи исторического опыта, организации формирования знаний, умений и навыков2.

В обучении используются наглядные, словесные, игровые, практические методы. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение.

Суть обучения заключается не только в том, как доносит до детей новые знания педагог, но и в том, какова деятельность самих детей - носит ли она чисто познавательный характер или действия ребёнка практические1.

Важным педагогическим условием формирования знаний о растениях является использование наблюдения, так как оно повышает интерес к природе, создаёт условия для применения знаний, в новой ситуации стимулирует развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщённые представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания хорошо усваивались. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объёму и содержанию.

Наблюдения за прорастанием семян, луком помогают детям увидеть своими глазами развитие растений и понять переход семян от одного состояния к другому. У воспитанников участие в уходе за рассадой еще больше пробуждает интерес, вызывает желание самим выращивать цветы и растения.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приёмы, организующие активное восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.



Уголок природы в старшей группе отличается требованиями программного содержания по экологическому воспитанию. Организация труда здесь соответствует имеющимся у детей представлениям о растениях и навыками ухода за ними. Детей необходимо приучать к более сложным формам трудовой деятельности. Поэтому уход за растениями осуществляют уже дежурные под руководством воспитателя.

В уголке природы надо подобрать такие растения, которые были бы интересны для детей. Они должны быть контрастны по строению стебля, форме, величине и окраске листьев, цветению и требовать разнообразных приемов ухода за ними.

В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают их, знакомясь с условиями их обитания. У них развивается любознательность, познавательный интерес. Труд становится важным средством умственного развития детей1.

Основной формой организации труда являются длительные и систематические поручения. Тот или иной участок работы закрепляется за группой из 3-4 человек. Внутри каждого звена работа выполняется поочередно дежурными.

При распределении детей по группам следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Хорошо объединить в одну группу подвижных и медлительных, трудолюбивых и нетрудолюбивых детей. Повседневно участвуя в работе по уходу за растениями, ребенок начинает осознавать, что игровые приемы непригодны, так как они не приносят желаемого результата.

С.Н. Николаева рекомендует организовывать экологический подход к проведению труда в природе. Это заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В процессе труда внимание должно быть направлено на растения, за которыми осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данной момент.

В процессе зимне-весенних посевов и посадок дети знакомятся с различным посадочным материалом (луковицы, семена, корнеплоды). Это укрепляет их умение сеять, сажать, ухаживать.

Подготовка детей к предстоящим работам на участке начинается задолго до посадок на огороде и в цветнике.

Воспитатель беседует с ними, рассказывает о том, что они будут делать в этом году, предлагает вырастить свою рассаду.


Перед посевом семян на участке в группу приносят семена цветочных культур. Дети рассматривают, сравнивают, рассказывают, какие цветы из них вырастут. Затем воспитатель берет блюдце и вату, кладет ее в блюдце, на вату выкладывает несколько семян, поливает и ставит в теплое место. В последующие дни и недели, дети активно наблюдают за изменениями с семенами. Эти наблюдения помогают детям увидеть своими глазами развитие растения и понять переход семян от одного состояния к другому.

Следующим этапом работы: дети вместе с воспитателем вспоминают приемы посева: крупные семена сеять в ямку по одному; семена помельче – по одному, но почаще, раскладывая в бороздки на равном расстоянии; мелкие семена сеять, смешивая с песком; бороздки и ямки для посева делать на равном расстоянии; ямки и бороздки легче закрыть землей; поливать посевы, не вымывая семян из земли.

Чтобы облегчить детям усвоение приемов, надо показать им, как различать места для посева семян (отмерить палочкой расстояние в 8-10 см и делать ямку для крупных семян), как раскладывать семена редиса в бороздки на равном расстоянии в 2-3 пальца.

Конкретные и понятные детям указания помогают им сосредоточиться на работе и хорошо ее выполнять.

Проверяя работу детей, требовать от них обоснованных действий, почему они делают так, а не иначе.

Посев мелких семян (морковь, репа) более труден для детей. Воспитатель показывает, что если смешать семена с песком, то в одно и тоже место семян будет попадать меньше, чем если сыпать одни семена. Вместе с воспитателем засыпают семена черноземом, землей, поливают, притемняют (в случае жаркой погоды).

Формирование трудовой направленности у детей старшего возраста происходит значительно быстрее. Уже после 2-3 упражнений в поливке дети сами начинают планировать и контролировать свои действия. Если работа происходит систематически, то дети прочно усваивают необходимые навыки, у них появляется сноровка. Однако постепенно у детей интерес к труду слабеет. Происходит это потому, что дети недостаточно понимают значение работ для выращивания растений. К тому же результаты труда детей пока еще незначительны.

Чтобы вызвать у детей интерес к поливке
, рыхлению, необходимо приучать их более самостоятельно ухаживать за растениями. Каждый ребенок с нетерпением будет ждать своего дня, когда он будет работать. Они советуются между собой, делятся наблюдениями, стараются выполнить все по правилам, их отвлечения уже не мешают довести работу до конца. Им важна оценка их работы со стороны взрослого и со стороны сверстников. Самостоятельное выполнение работы укрепляет уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение, как к интересной, так и неинтересной работе.

На этом этапе воспитатель следит за тем, чтобы поставленные цели и задачи были посильны детям; помогает им при выполнении менее знакомых трудовых процессов; напоминает, как нужно наблюдать за изменениями в росте растений; проверяет качество работы; иногда для оценки результата привлекает самих детей.

Постепенно дети научатся безошибочно определять, в каком уходе нуждаются растения; осмотрев огород после своего дежурства, они сами могут назвать вид работы, которую следует провести завтра. По мере того, как дети научатся определять, какой трудовой процесс требуется выполнить по уходу за растениями, нужно стараться совершенствовать и детские взаимоотношения. Дежурных каждого звена или группы необходимо приучать договариваться о помощи друг другу. Сообща они выполняют задания, например, все вместе пропалывают сорняки; после этого рассказывают о том, что сделано и что предстоит сделать на следующий день (планировать свою деятельность). При этом укрепляется самостоятельность, появляется ответственность и уверенность более высокого порядка – работать вместе и отвечать перед коллективом.

Дошкольники могут использовать результаты своего труда: выращенный лук в банках для приготовления салатов, вырастить цветы к 8 марта для родителей и сотрудников ДОУ, рассаду для клумб и цветников для озеленения участков и территории детского сада.