Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»
1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников
Краткие выводы по первой главе
2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО
2.2. Основные экологические пространства в ДОО
2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями
Краткие выводы по второй главе
3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.
Краткие выводы по третьей главе.
-
При описании психолого-педагогических особенностей старшего дошкольного возраста, убедились, что старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования экологических знаний о растительном мире, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели экологического воспитания и его значения в развитии личности ребенка. У детей начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. -
Изучение основных экологических пространств в ДОО, привели к выводам: экологическое образование охватывает как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Ухаживая за растениями и животными, дети закрепляют экологические знания и приобретают навыки ухода. -
Характеристика роли экологических пространств на участке ДОО в формировании знаний о растительном мире, показала, что разнообразные растения полезны в оздоровительном и эстетическом плане, они ещё интересны и в познавательном плане. Дети могут познакомиться с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев), приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике. На всей территории детского сада должны быть расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. На каждом групповом участке дети смогут видеть, как растут цветы, ухаживать за ними и собирать семена, иметь возможность наблюдать цветущий пейзаж из окон группы. -
Раскрывая методику формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями, убедились, что совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого - содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому. -
Результаты первичной диагностики на констатирующем этапе показали о преобладании детей экспериментальной группы со средним и низким уровнем сформированости экологических знаний о растительном мире. -
На формирующем этапе был разработан перспективный план и соответственно была проведена работа по формированию экологических знаний о растительном мире. -
Проведенная диагностика показала положительную динамику в росте уровня сформированности экологических знаний о растительном мире. Таким образом задачи исследования решены, цель достигнута, полученные результаты подтверждены методом математической статистики.
Подтверждение гипотезы проверили с помощью научного критерия t - критерий Вилкоксона, который показал, что гипотеза подтвердилась.
Список использованных источников
Официальные документы
-
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. Допуск из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс». -
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014. № 1351. Доступ из справ. -прав. системы «КонсультантПлюс».
Монографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные)
-
Аксёнова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 2011. 128 с. -
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2018. 276 с. -
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Академия, 2010. 325 с. -
Выготский Л.С. Психология. М.: Педагогика, 2010. 1008 с. -
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. М.: Просвещение, 2011. 128 с. -
Запорожец А.В. Психология. М.: Просвещение, 2011. 228 с. -
Иванова А.И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников. М.: Просвещение, 2019. 198 с. -
Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. М.: Просвещение, 2010. 214 с. -
Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Просвещение. 2018. 365 с. -
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 2016. 242 с. -
Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М.: Просвещение, 2017. 193 с. -
Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. М.: Просвещение, 2010. 321 с. -
Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М.: Просвещение, 2019. 224 с. -
Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. М.: 2018. 370 с. -
Мирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. М.: Просвещение, 2010. 218 с. -
Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М.: Просвещение, 2013. 148 с. -
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 336 с. -
Николаева С.Н. Экологическое воспитание старших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. М.: Педагогика, 2014. 96 с. -
Николаева С.Н. Юный эколог // Дошкольное воспитание. 1994. № 9-12. С. 3-5. -
Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. М.: Просвещение, 2016. 128 с. -
Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 119 с. -
Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2014. №2. С. 10-20. -
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2018. 203 с. -
Рыжова Н.А. Наш дом - природа: Учеб.-метод. комплекс по эко-образованию дошкольников. М.: Просвещение, 2010. 56 с. -
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2010. 424 с. -
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. М.: Педагогика, 2018. 286с. -
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. М.: Просвещение, 2015. 246 с. -
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор-составитель С.Н. Николаева. М.: Просвещение, 2012. 320 с. -
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2019. 360 с.
Глоссарий
№ | Понятие | Определение |
| Календарь природы |
|
| Комната природы |
|
| Развивающая предметно-пространственная среда |
|
| Развивающая экологическая среда |
|
| Растительный мир |
|
| Уголок природы |
|
| Экологическая культура |
|
| Экологическая тропа |
|
| Экологические пространства |
|
| Экологическое воспитание |
|