Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников

Краткие выводы по первой главе

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО

2.2. Основные экологические пространства в ДОО

2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями

Краткие выводы по второй главе

3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.

3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.

Краткие выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10


  1. При описании психолого-педагогических особенностей старшего дошкольного возраста, убедились, что старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования экологических знаний о растительном мире, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели экологического воспитания и его значения в развитии личности ребенка. У детей начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни.

  2. Изучение основных экологических пространств в ДОО, привели к выводам: экологическое образование охватывает как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Ухаживая за растениями и животными, дети закрепляют экологические знания и приобретают навыки ухода.

  3. Характеристика роли экологических пространств на участке ДОО в формировании знаний о растительном мире, показала, что разнообразные растения полезны в оздоровительном и эстетическом плане, они ещё интересны и в познавательном плане. Дети могут познакомиться с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев), приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике. На всей территории детского сада должны быть расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. На каждом групповом участке дети смогут видеть, как растут цветы, ухаживать за ними и собирать семена, иметь возможность наблюдать цветущий пейзаж из окон группы.

  4. Раскрывая методику формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями, убедились, что совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого - содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

  5. Результаты первичной диагностики на констатирующем этапе показали о преобладании детей экспериментальной группы со средним и низким уровнем сформированости экологических знаний о растительном мире.

  6. На формирующем этапе был разработан перспективный план и соответственно была проведена работа по формированию экологических знаний о растительном мире.

  7. Проведенная диагностика показала положительную динамику в росте уровня сформированности экологических знаний о растительном мире. Таким образом задачи исследования решены, цель достигнута, полученные результаты подтверждены методом математической статистики.


Подтверждение гипотезы проверили с помощью научного критерия t - критерий Вилкоксона, который показал, что гипотеза подтвердилась.


Список использованных источников


Официальные документы


  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. Допуск из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014. № 1351. Доступ из справ. -прав. системы «КонсультантПлюс».

Монографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные)


  1. Аксёнова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 2011. 128 с.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2018. 276 с.

  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Академия, 2010. 325 с.

  4. Выготский Л.С. Психология. М.: Педагогика, 2010. 1008 с.

  5. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. М.: Просвещение, 2011. 128 с.

  6. Запорожец А.В. Психология. М.: Просвещение, 2011. 228 с.

  7. Иванова А.И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников. М.: Просвещение, 2019. 198 с.

  8. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. М.: Просвещение, 2010. 214 с.

  9. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Просвещение. 2018. 365 с.

  10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 2016. 242 с.

  11. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М.: Просвещение, 2017. 193 с.

  12. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. М.: Просвещение, 2010. 321 с.

  13. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М.: Просвещение, 2019. 224 с.

  14. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. М.: 2018. 370 с.

  15. Мирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. М.: Просвещение, 2010. 218 с.

  16. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М.: Просвещение, 2013. 148 с.

  17. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 336 с.

  18. Николаева С.Н. Экологическое воспитание старших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. М.: Педагогика, 2014. 96 с.

  19. Николаева С.Н. Юный эколог // Дошкольное воспитание. 1994. № 9-12. С. 3-5.

  20. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. М.: Просвещение, 2016. 128 с.

  21. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 119 с.

  22. Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2014. №2. С. 10-20.

  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2018. 203 с.

  24. Рыжова Н.А. Наш дом - природа: Учеб.-метод. комплекс по эко-образованию дошкольников. М.: Просвещение, 2010. 56 с.

  25. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2010. 424 с.

  26. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. М.: Педагогика, 2018. 286с.

  27. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. М.: Просвещение, 2015. 246 с.

  28. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор-составитель С.Н. Николаева. М.: Просвещение, 2012. 320 с.

  29. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2019. 360 с.





Глоссарий






Понятие

Определение



Календарь природы

  • он представляет собой уголок для наблюдений, в котором ежедневно отмечается текущее состояние окружающей среды. Чтобы обновлять информацию, детский календарь природы имеет множество окошек – каждое для своего вида данных: число, месяц, время года и так далее.

  1. 6

Комната природы

  • специально выделенное помещение для объектов живой природы.

  1. 4

Развивающая предметно-пространственная среда

  • часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом недостатков их развития, охраны и укрепления здоровья.



Развивающая экологическая среда

  • это место для осуществления детской деятельности экологической направленности.



Растительный мир

  • совокупность растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа.



Уголок природы

  • одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.



Экологическая культура

  • неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

  1. 9

Экологическая тропа

  • специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.



Экологические пространства

  • это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

  1. 8

Экологическое воспитание

  • как педагогический процесс ориентируется не только на экологические познания, но и исполняется через его ощущения - психологическую сферу, его искреннюю подготовку к воспитыванию экологических ценностей.