Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»
1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников
Краткие выводы по первой главе
2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО
2.2. Основные экологические пространства в ДОО
2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями
Краткие выводы по второй главе
3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.
Краткие выводы по третьей главе.
Приложение 5
Опыты.
Тема НОД: «Для чего нужна вода».
Возраст: 6-7 лет.
Образовательные задачи:
• Продолжать знакомить детей со свойствами воды:(без цвета, без запаха, не имеет формы).
• Познакомить с круговоротом воды в природе, с разнообразными видами агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).
• Формировать интерес к проведению опытническо - исследовательской работе.
Развивающие задачи:
• Развивать:
- связную речь детей (диалогическая и монологическая);
- умение доказательно строить свои суждения;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- умение отвечать полными предложениями (5-6 слов);
- умение согласовывать существительные с прилагательными.
- развивать экологическую культуру.
-память, внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, умение наблюдать, сравнивать, выделить главное, обобщать, делать выводы, простейшие умозаключения
Воспитывающие задачи:
• Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.
Обогащение словаря: озёрная, речная, морская
Активизация словаря: жидкое, твёрдое, газообразное
Предварительная работа:
• Наблюдения в природе (агрегатное состояние воды).
• Отгадывание загадок о природе, воде.
• Чтение стихотворений: «Дождь» А Барто, «Пар» Н. Михайловой,
«Лёд» Г. Ладонщикова.
• М/подвижные игры познавательного характера: «Ручеёк», «Мы- капельки», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух».
• Беседы: «Кому нужна вода», «Значение воды в жизни всего живого», «Источники загрязнения воды. Меры охраны».
Методы работы:
Беседы, дидактическая игра, экспериментирование.
Материал к занятию:
• Разрезные картинки (составление коротких, описательных рассказов)
• Аудиокассета «Шум моря».
• Полоски синего цвета: длинные и широкие; короткие и узкие (моделирование водной системы).
• Схема «Круговорот воды в природе» (работа со схемами).
• Экологические знаки «Береги воду» (работа со схемами)
• Ёмкости с водой, колбы, лёд, термос с горячей водой (опытническо-исследовательская работа).
• Карточки для фиксирования опытов, карандаши.
• Схемы «маленькие человечки».
Используемая литература:
«Юный эколог» С. Н. Николаева;
«Наш дом природа» Н. А. Рыжова;
«Занятия по экологическому воспитанию дошкольников» Л. Г. Горького;
«Вода» О. Л. Скоролупова;
«Мир вокруг нас» Т. И. Попова;
Г. С. Альтшуллер-ТРИЗ.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята (звуки природы)
-Ребята что вы слышите? (шум воды). Правильно вы услышали шум воды.
-Ребята вы слыхали о воде?
-Говорят она везде!
В луже, в море, океане
В водопроводном кране
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить.
- Вы хотите узнать много интересного о воде (да). Тогда отправляемся в волшебное путешествие. (волшебное превращение)
-Я Учёный- Водичкин, а вы весёлые капельки. Наше путешествие не простое. Чтобы узнать много интересного о воде, о пользе воды для природы, надо пройти через препятствия. Вы готовы? Отправляемся в путешествие.
2. Наша первая станция «Для чего нужна вода?»
-Капельки, а для чего нам нужна вода? (чтобы пить, купаться, стирать, готовить еду).
-Я принесла вам картинки, посмотрите и скажите зачем нужна вода живым объектам, изображённым на ваших картинках (растениям, животным, человеку)
-А вы сегодня пользовались водой? (мыли руки, чистили зубы, пили чай).
Водичкин доволен ответами капелек, молодцы.
3. Беседа «Какая бывает вода»
- Капельки как вы думаете, какая бывает вода?
(Газированная, минеральная, горячая, холодная, морская, океаническая, речная, родниковая, болотная).
- А вы в море купались? (да купались).
- Какая вода на вкус в море (солёная).
-Её можно пить (нельзя).
-Если купаться в морской воде или полоскать горло морской водой – то реже будешь болеть.
-Морская вода — это «хорошо» или «плохо» (элементы ТРИЗа (хорошо- лечебная, плохо- нельзя пить) можно купаться, нельзя варить суп, приятно смотреть, когда штормит).
-Наше интересное путешествие продолжается Следующая станция находится за болотом, надо пройти так, чтобы не намочить ноги- по кочкам.
По болоту мы идём,
С кочки на кочку, с кочки на кочку
И в воду не упадём.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
Вот и добрались.
4. Вторая станция «Чтобы было, если ….»
-Капельки, представьте себе, что на земле не осталось ни одной капли воды. Вода исчезла. Что будет?
-Если бы вся вода была грязной (в реках рыбы умрут, люди не смогут пить воду, готовить еду, растения не будут расти).
- Без воды жизни на земле не будет, всё живое погибнет. Надо беречь воду. А что для этого нужно делать (не загрязнять реки, не бросать мусор, не оставлять открытым кран).
5. Д/игра «Угадай экологический знак». Давайте поиграем. Игра называется «Угадай знак». У меня есть знаки, что они обозначают я не знаю. Вы мне поможете? Молодцы.
«Где живёт вода?»
-Капельки, кто знает, что это? (Глобус)
-Глобус –это маленький макет земли.
- Каким цветом изображена вода на глобусе? (синим)
- Много воды на нашей планете (воды очень много)
- А где же живёт вода (в море, океане, ручейках, в озере, в реке).
- Вы сказали, что вода живёт и в реке.
-Как образуется большая река? (из множество маленьких ручейков и речек).
-Давайте вместе сделаем большую реку. Вы маленькие капельки, живёте в маленьких ручейках. Маленькие ручейки все стекаются в большую реку. А большие реки впадают в море
6. Физкультминутка
-Хотите поиграть и поплавать в своих ручейках? (да)
Друг за другом, друг за другом,
Ручейки бегут, бегут.
Прямо в речку попадут.
А из речки сразу в море,
Огромное, большое.
Мы плывём, плывём по морю,
Тихо плещется вода.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
Мы плывём, плывём по морю,
Тихо плещется вода.
Вот и приплыли на следующую станцию.
7. Третья станция «Круговорот воды в природе»
(сказка о маленьких капельках)
-А вы знаете, как капельки воды попадают в реку? Капельки воды в природе движутся по кругу. (показ схемы «Круговорот воды в природе»).
Про этих капелек хочу вам рассказать сказку.
- В речке жили маленькие капельки. Плыли капельки в реке, путешествовали. Вот выглянуло солнышко и начало пригревать. Капельки потянулись вверх к солнышку, превратились в пар, испарились и оказались на небе. А там было холодно, пар превратился в капельки. Собрались капельки все вместе и образовали тучку. Капелек было много, тучка не выдержала их тяжести, и уронила на землю. Опять они попали в речку. Капельки падали на землю в виде дождя, града, снега. И каждый раз эта история повторялась.
-Чтобы было, если капельки не возвращались на землю (на земле совсем не осталось бы воды). (краткая беседа об услышанном).
8. Четвёртая станция «Опытническая»
-Путешествие продолжается. Чтобы дойти до следующей станции нам надо перейти через мостик.
- По мосточку мы пройдём
И на станцию придём.
- Вот и дошли до станции.
-Это наша лаборатория, здесь проводят опыты с водой. Вы сегодня будете моими помощниками.
Опыт№1 –определение свойств воды (без цвета, без запаха, не имеет формы).
-Вода прозрачная или мутная (прозрачная).
-Вода чистая или грязная (чистая).
-Вода какого цвета (без цвета)-Вода пахнет или не пахнет (без запаха).
-Нальём воду в конусообразную колбу.
Вода приняла форму колбы. Куда нальёшь, форму той ёмкости и принимает. (не имеет формы)
-Вода- жидкая, там живут жидкие человечки (показать человечка).
Опыт№2 - лёд – это тоже вода.
Потрогать лёд. Лёд какой (твёрдый). Там живут твёрдые человечки. (показать человечка)
Опыт №3 -пар –это тоже вода. Кипячёная вода –идёт пар, вода испаряется.
9. Игра «Какие человечки»
- В паре живут газообразные человечки.
-Хотите поиграть с человечками. (да - вода, лёд, пар).
Понравилась вам игра? Молодцы, вы были очень внимательными.
10. Итог-Вот и закончилось наше путешествие.
-Вы хотите встретиться ещё с учёным Водичкиным (да хотим)
-А почему вы хотите встретиться? Что вам понравилось?
(мне понравилось путешествовать, понравилось делать опыты, много узнали о воде, что надо беречь воду). Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Мы вместе много интересного узнали о воде, о том, что надо беречь и охранять водное богатство нашей земли.
Приложение 6
Консультация для родителей «Комнатные растения для детской комнаты»
Растения в детской комнате, они как бы открывают связь с природой, формируют чувство уважения любви к природе. Через растения ребенок учится любоваться красотой, открывает для себя мир гармонии. Комнатные растения являются оберегами для детей. В детской комнате цветов должно быть не очень мало и не очень много, цветы должны быть яркими и выбраны мамой с любовью.
Растение в детской комнате – это ответственность, поскольку для ребенка растение становится объектом для изучения. Прежде всего необходимо помнить о безопасности ребенка. Дети любопытны и не исключено, что Ваш ребенок захочет не только рассмотреть растение, но и потрогать и даже попробовать на вкус, а с некоторыми растениями этого не в коем случае нельзя делать. Поэтому прежде, чем поставить цветок в детскую комнату в первую очередь Вы должны быть уверенны в том, что растение не ядовито. К ядовитые растения относят: деффенбахия, эхмея, молочаи, антуриум, олеандр, паслен, примула, кротон, плющ, филодендрон.
Лучше всего для детской комнаты подходят растения обладающие фитонцидными свойствами, они образуют наибольшее количество биологически активных веществ, которые убивают или подавляют рост и развитие вредных микроорганизмов.
Растения, которые подходят для детской комнаты:
- хлорофитум, бегония, толстянка, кливия, каланхоэ, аспидистра, сансевьеру.
О пользе комнатных растений.
Днём комнатные растения, поглощая углекислый газ, выделяют кислород, причём в количестве, значительно превышающем необходимую для дыхания человека дозу. Т. к. в воздухе помещений углекислого газа сосредотачивается в 23 раза больше, чем в открытом пространстве, то необходимость разведения комнатных растений не нуждается в доказательствах.
Многие растения служат природными пылесосами: улавливают пыль, дым. Все крупнолистные комнатные растения: фикусы, аукуба японская, аспидистра, кринум, спатифиллюм и другие притягивают пыль как магнит. Потом её просто снимают мокрой тряпкой. Аналогичными способностями обладают маранты, калатеи.
Есть сведения, что с хлористыми углеводородными соединениями, которые в изобилии выделяют современные изделия из пластика, успешно справляется сансевиерия трёхполосная;
Формальдегид, выделяемый изделиями из ДСП, нейтрализуют филодендроны, юкки, драцены.
А орхидея фаленопсис поглощает вредные вещества своими воздушными корнями.
Насыщенный углекислым газом воздух кухни очищают хойя мясистая (восковой плющ, циссус ромболистный, хлорофитум хохлатый. Причём, последний хорошо себя чувствует и в глубине помещения. Установленный в рабочем кабинете, он насытит воздух кислородом и увеличит работоспособность. Такими же свойствами обладает гибискус