Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников

Краткие выводы по первой главе

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО

2.2. Основные экологические пространства в ДОО

2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями

Краткие выводы по второй главе

3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.

3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.

Краткие выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 5


Опыты.

Тема НОД: «Для чего нужна вода».

Возраст: 6-7 лет.

Образовательные задачи:

• Продолжать знакомить детей со свойствами воды:(без цвета, без запаха, не имеет формы).

• Познакомить с круговоротом воды в природе, с разнообразными видами агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).

• Формировать интерес к проведению опытническо - исследовательской работе.

Развивающие задачи:

• Развивать:

- связную речь детей (диалогическая и монологическая);

- умение доказательно строить свои суждения;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- умение отвечать полными предложениями (5-6 слов);

- умение согласовывать существительные с прилагательными.

- развивать экологическую культуру.

-память, внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, умение наблюдать, сравнивать, выделить главное, обобщать, делать выводы, простейшие умозаключения

Воспитывающие задачи:

• Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Обогащение словаря: озёрная, речная, морская

Активизация словаря: жидкое, твёрдое, газообразное

Предварительная работа:

• Наблюдения в природе (агрегатное состояние воды).

• Отгадывание загадок о природе, воде.

• Чтение стихотворений: «Дождь» А Барто, «Пар» Н. Михайловой,

«Лёд» Г. Ладонщикова.

• М/подвижные игры познавательного характера: «Ручеёк», «Мы- капельки», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух».

• Беседы: «Кому нужна вода», «Значение воды в жизни всего живого», «Источники загрязнения воды. Меры охраны».

Методы работы:

Беседы, дидактическая игра, экспериментирование.

Материал к занятию:

• Разрезные картинки (составление коротких, описательных рассказов)

• Аудиокассета «Шум моря».

• Полоски синего цвета: длинные и широкие; короткие и узкие (моделирование водной системы).

• Схема «Круговорот воды в природе» (работа со схемами).

• Экологические знаки «Береги воду» (работа со схемами)


• Ёмкости с водой, колбы, лёд, термос с горячей водой (опытническо-исследовательская работа).

• Карточки для фиксирования опытов, карандаши.

• Схемы «маленькие человечки».

Используемая литература:

«Юный эколог» С. Н. Николаева;

«Наш дом природа» Н. А. Рыжова;

«Занятия по экологическому воспитанию дошкольников» Л. Г. Горького;

«Вода» О. Л. Скоролупова;

«Мир вокруг нас» Т. И. Попова;

Г. С. Альтшуллер-ТРИЗ.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята (звуки природы)

-Ребята что вы слышите? (шум воды). Правильно вы услышали шум воды.

-Ребята вы слыхали о воде?

-Говорят она везде!

В луже, в море, океане

В водопроводном кране

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить.

- Вы хотите узнать много интересного о воде (да). Тогда отправляемся в волшебное путешествие. (волшебное превращение)

-Я Учёный- Водичкин, а вы весёлые капельки. Наше путешествие не простое. Чтобы узнать много интересного о воде, о пользе воды для природы, надо пройти через препятствия. Вы готовы? Отправляемся в путешествие.

2. Наша первая станция «Для чего нужна вода?»

 -Капельки, а для чего нам нужна вода? (чтобы пить, купаться, стирать, готовить еду).

-Я принесла вам картинки, посмотрите и скажите зачем нужна вода живым объектам, изображённым на ваших картинках (растениям, животным, человеку)

-А вы сегодня пользовались водой? (мыли руки, чистили зубы, пили чай).

Водичкин доволен ответами капелек, молодцы.

3. Беседа «Какая бывает вода»

- Капельки как вы думаете, какая бывает вода?

(Газированная, минеральная, горячая, холодная, морская, океаническая, речная, родниковая, болотная).

- А вы в море купались? (да купались).

- Какая вода на вкус в море (солёная).

-Её можно пить (нельзя).

-Если купаться в морской воде или полоскать горло морской водой – то реже будешь болеть.

-Морская вода — это «хорошо» или «плохо» (элементы ТРИЗа (хорошо- лечебная, плохо- нельзя пить) можно купаться, нельзя варить суп, приятно смотреть, когда штормит).

-Наше интересное путешествие продолжается Следующая станция находится за болотом, надо пройти так, чтобы не намочить ноги- по кочкам.



По болоту мы идём,

С кочки на кочку, с кочки на кочку

И в воду не упадём.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

Вот и добрались.

4. Вторая станция «Чтобы было, если ….» 

-Капельки, представьте себе, что на земле не осталось ни одной капли воды. Вода исчезла. Что будет?

-Если бы вся вода была грязной (в реках рыбы умрут, люди не смогут пить воду, готовить еду, растения не будут расти).

- Без воды жизни на земле не будет, всё живое погибнет. Надо беречь воду. А что для этого нужно делать (не загрязнять реки, не бросать мусор, не оставлять открытым кран).

5. Д/игра «Угадай экологический знак». Давайте поиграем. Игра называется «Угадай знак». У меня есть знаки, что они обозначают я не знаю. Вы мне поможете? Молодцы.

«Где живёт вода?»

-Капельки, кто знает, что это? (Глобус)

-Глобус –это маленький макет земли.

- Каким цветом изображена вода на глобусе? (синим)

- Много воды на нашей планете (воды очень много)

- А где же живёт вода (в море, океане, ручейках, в озере, в реке).

- Вы сказали, что вода живёт и в реке.

-Как образуется большая река? (из множество маленьких ручейков и речек).

-Давайте вместе сделаем большую реку. Вы маленькие капельки, живёте в маленьких ручейках. Маленькие ручейки все стекаются в большую реку. А большие реки впадают в море

6. Физкультминутка

-Хотите поиграть и поплавать в своих ручейках? (да)

Друг за другом, друг за другом,

Ручейки бегут, бегут.

Прямо в речку попадут.

А из речки сразу в море,

Огромное, большое.

Мы плывём, плывём по морю,

Тихо плещется вода.

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда.

Мы плывём, плывём по морю,

Тихо плещется вода.

Вот и приплыли на следующую станцию.

7. Третья станция «Круговорот воды в природе»

(сказка о маленьких капельках)

-А вы знаете, как капельки воды попадают в реку? Капельки воды в природе движутся по кругу. (показ схемы «Круговорот воды в природе»).

Про этих капелек хочу вам рассказать сказку.

- В речке жили маленькие капельки. Плыли капельки в реке, путешествовали. Вот выглянуло солнышко и начало пригревать. Капельки потянулись вверх к солнышку, превратились в пар, испарились и оказались на небе. А там было холодно, пар превратился в капельки. Собрались капельки все вместе и образовали тучку. Капелек было много, тучка не выдержала их тяжести, и уронила на землю. Опять они попали в речку. Капельки падали на землю в виде дождя, града, снега. И каждый раз эта история повторялась.


-Чтобы было, если капельки не возвращались на землю (на земле совсем не осталось бы воды). (краткая беседа об услышанном).

8. Четвёртая станция «Опытническая»

-Путешествие продолжается. Чтобы дойти до следующей станции нам надо перейти через мостик.

- По мосточку мы пройдём

И на станцию придём.

- Вот и дошли до станции.

-Это наша лаборатория, здесь проводят опыты с водой. Вы сегодня будете моими помощниками.

Опыт№1 –определение свойств воды (без цвета, без запаха, не имеет формы).

-Вода прозрачная или мутная (прозрачная).

-Вода чистая или грязная (чистая).

-Вода какого цвета (без цвета)-Вода пахнет или не пахнет (без запаха).

-Нальём воду в конусообразную колбу.

Вода приняла форму колбы. Куда нальёшь, форму той ёмкости и принимает. (не имеет формы)

-Вода- жидкая, там живут жидкие человечки (показать человечка).

Опыт№2 - лёд – это тоже вода.

Потрогать лёд. Лёд какой (твёрдый). Там живут твёрдые человечки. (показать человечка)

Опыт №3 -пар –это тоже вода. Кипячёная вода –идёт пар, вода испаряется.

9. Игра «Какие человечки»

- В паре живут газообразные человечки.

-Хотите поиграть с человечками. (да - вода, лёд, пар).

Понравилась вам игра? Молодцы, вы были очень внимательными.

10. Итог-Вот и закончилось наше путешествие.

-Вы хотите встретиться ещё с учёным Водичкиным (да хотим)

-А почему вы хотите встретиться? Что вам понравилось?

(мне понравилось путешествовать, понравилось делать опыты, много узнали о воде, что надо беречь воду). Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Мы вместе много интересного узнали о воде, о том, что надо беречь и охранять водное богатство нашей земли.

Приложение 6
Консультация для родителей «Комнатные растения для детской комнаты»
Растения в детской комнате, они как бы открывают связь с природой, формируют чувство уважения любви к природе. Через растения ребенок учится любоваться красотой, открывает для себя мир гармонии. Комнатные растения являются оберегами для детей. В детской комнате цветов должно быть не очень мало и не очень много, цветы должны быть яркими и выбраны мамой с любовью.


Растение в детской комнате – это ответственность, поскольку для ребенка растение становится объектом для изучения. Прежде всего необходимо помнить о безопасности ребенка. Дети любопытны и не исключено, что Ваш ребенок захочет не только рассмотреть растение, но и потрогать и даже попробовать на вкус, а с некоторыми растениями этого не в коем случае нельзя делать. Поэтому прежде, чем поставить цветок в детскую комнату в первую очередь Вы должны быть уверенны в том, что растение не ядовито. К ядовитые растения относят: деффенбахия, эхмея, молочаи, антуриум, олеандр, паслен, примула, кротон, плющ, филодендрон.

Лучше всего для детской комнаты подходят растения обладающие фитонцидными свойствами, они образуют наибольшее количество биологически активных веществ, которые убивают или подавляют рост и развитие вредных микроорганизмов.

Растения, которые подходят для детской комнаты:

- хлорофитум, бегония, толстянка, кливия, каланхоэ, аспидистра, сансевьеру.

О пользе комнатных растений.

Днём комнатные растения, поглощая углекислый газ, выделяют кислород, причём в количестве, значительно превышающем необходимую для дыхания человека дозу. Т. к. в воздухе помещений углекислого газа сосредотачивается в 23 раза больше, чем в открытом пространстве, то необходимость разведения комнатных растений не нуждается в доказательствах.

Многие растения служат природными пылесосами: улавливают пыль, дым. Все крупнолистные комнатные растения: фикусы, аукуба японская, аспидистра, кринум, спатифиллюм и другие притягивают пыль как магнит. Потом её просто снимают мокрой тряпкой. Аналогичными способностями обладают маранты, калатеи.

Есть сведения, что с хлористыми углеводородными соединениями, которые в изобилии выделяют современные изделия из пластика, успешно справляется сансевиерия трёхполосная;

Формальдегид, выделяемый изделиями из ДСП, нейтрализуют филодендроны, юкки, драцены.

А орхидея фаленопсис поглощает вредные вещества своими воздушными корнями.

Насыщенный углекислым газом воздух кухни очищают хойя мясистая (восковой плющ, циссус ромболистный, хлорофитум хохлатый. Причём, последний хорошо себя чувствует и в глубине помещения. Установленный в рабочем кабинете, он насытит воздух кислородом и увеличит работоспособность. Такими же свойствами обладает гибискус