Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников

Краткие выводы по первой главе

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО

2.2. Основные экологические пространства в ДОО

2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями

Краткие выводы по второй главе

3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.

3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.

Краткие выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10



Приложение 1


Задачи для выяснения экологических знаний у дошкольников.

  1. Метод беседы.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению.

Педагог предлагает детям назвать 5 знакомых им комнатных растений.

- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

- Для чего людям нужны комнатные растения?

- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

  1. Задания для тестирования на определение групп растений.

Педагог предлагает детям задания. Дает картинки, на которых изображены различные виды растений. Ребенок должен принести и определить группу растений.

Задания для тестирования:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза клен рябина);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина лиственница);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

  1. Практические задания:

Ребенку предлагается осуществить уход за комнатным цветком и провести три операции.

Полить цветок;

Порыхлить цветок;

Почистить листочек

Приложение 2


Таблица 1

Обобщенные результаты исследования уровня сформированности экологических знаний о растительном мире экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования







Вопросы

к

беседе







Задания

тестиров.




Практич.

задания




Общий

Уровень

Код

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

балл






2

1

2

1

2

2

2

1

1

2

2

1

19

В



2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

14

С



1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

9

С



0

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

12

С



2

2

2

1

1

2

2

2

1

2

2

1

20

В



1

1

1

1

1

1

1

0

2

1

2

1

13

С



0

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

8

С



0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

10

С



0

0

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

6

Н



1

1

1

0

0

1

1

1

0

0

1

1

8

С



0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

3

Н



0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

1

3

Н



0

1

1

0

1

1

1

0

0

1

0

1

7

Н



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

С



2

1

1

1

2

2

2

1

1

2

2

1

18

В





































Итого:

В-20%

С-53%

Н-27%

(3 чел.)

(8 чел.)

(4 чел.)


Приложение 3




Рис. 3.1. Результаты диагностики уровня сформированности экологических знаний о растительном мире у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.

Приложение 4


Таблица 3

Перспективное планирование на формирующем этапе.

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями







Ноябрь




ОД: «Посадим цветы» и организуем длительное наблюдение.

Цель: обобщить представления о комнатных растениях; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений; получить практический опыт посадки комнатных растений (фиалка, алоэ, гиацинт).

Утро: дежурные поливают и рыхлят цветы в «Уголке природы».

Прогулка: наблюдение за тополем.

Цель: формировать представление о тополе, его характерных особенностях.

Д/игры: «Отгадай, что за растение».

Цель: учить описывать растение и узнавать его по описанию.

Внести книги-энциклопедии о комнатных растениях для знакомства детей с иллюстрациями.

Подготовить «Разукрашек» с разными комнатными цветами.

Подобрать «пазлы» по теме «Комнатные растения» или «Цветы».

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Есть ли в комнате ребенка комнатные цветы».

 ОД: «Знакомство с комнатными цветами: фиалка, алоэ, гиацинт».

Цель: дать представления о комнатных цветах: фиалка, алоэ, гиацинт; обобщить представления о направленности способов ухода за цветами (полив, рыхление, удаление пыли).

Утро: дежурство в «Уголке природы».

Прогулка: наблюдение за березой.

Цель: обобщить знания о березе, вспомнить ее характерные особенности, признаки.

Просмотр презентации «В царстве цветов».

Предложить детям нарисовать цветы, с которыми познакомились на занятии (фиалка, алое, гиацинт).

Заполнить календарь природы.

Консультация для родителей «Цветы в комнате ребенка», памятки.

Цель: дать представление родителям о том, что комнатные цветы должны иметь место в жизни и комнате ребенка. Рассказать какие цветы не требовательны в уходе, а какие

требуют особого отношения. Какие цветы нельзя держать в комнате ребенка.

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

ОД: «Мир цветов».

Цель: обогащать знания детей о цветах сада и леса.



Утро: дежурство в «Уголке природы».

Прогулка: сравнительное наблюдение.

Цель: закреплять умение находить сходства и различия по внешним признакам (тополь и береза).

Дидактические и настольные игры.

Сюжетно-ролевая игра: «Садоводы».

Цель: обобщить знания о растительном мире».

Домашнее задание: проиллюстрировать загадки о комнатных цветах, цветах сада и леса, (для альбома «Растительный мир»).

 ОД: «Для чего нужна вода».

Цель: познакомить детей со свойствами воды.


Утро: дежурные протирают пыль с листьев цветов в «Уголке природы», поливают и рыхлят почву.

Прогулка: наблюдение за рябиной.

Цель: рассмотреть и назвать характерные особенности ее строения.

Исследовательская деятельность: рассмотреть первый снег.

Д/ игры: «Летает, не летает».

Цель: Развитие у детей слухового внимания, воспитание выдержки.

Д/игры: Классификация растений (деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы, цветы).

Цель: обобщить знания о растительном мире.

Настольная игра: «Собери комнатное растение».

Проведение бесед: «Как растет растение».

Цель: закрепить представления о том. Что для роста растению нужно: вода, свет, бережный уход.

Составлена картотека опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Опрос-анкетирование: «Какую ель они собираются наряжать в преддверье Нового года «живую» или «искусственную».

Объявить о подготовке к конкурсам:

  • альтернативные елочки «Такие разные елочки»;

  • конкурс сказок «Сказки о елочке».

Цель: привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в создании елок из природного и бросового материала; составлении сказок о новогодней елочке, оформить сказку иллюстрациями, аппликацией.







Декабрь




Образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

 Наблюдение за цветами, которые посадили вместе с детьми в начале ноября.

Цель: показать изменения, произошедшие с растениями. Сделать зарисовки, и начать вести альбом «Комнатные растения», оформленный детьми.

Утро: дежурные убирают сухие листочки с комнатных растений, если такие имеются, поливают цветы.

Прогулка: сравнительное наблюдения за деревьями (рябиной, тополем, березой).

Цель: рассмотреть характерные особенности деревьев, отличающие их друг от друга.

Д/игра: Назови часть целого».

Цель: закреплять понятие целое и из чего оно состоит. Развивать память, мышление.

Внесение книг и книг-энциклопедий хвойные деревья.

Подготовить разукрашки по данной теме.

Провести беседу: «Ель-красавица наших лесов».

Цель: познакомить с особенностями елового леса, рассказать, сколько лет живут ели, о ее полезных свойствах, о важном значении для лесных обитателей. Почему именно ель наряжают на новый год.

Чтение детям сказок, рассказов:

В. Ветлина «Рассказы о цветах»,

И. Такмакова «Деревья».

Задание на дом: нарисовать или сделать аппликацию с ребенком загадки о деревьях (для альбома «Растительный мир»).

Акция «Сохраним елочку зеленой».

 ОД: чтение рассказа С. Михалкова «Елочка».

Цель: формировать сочувствие к маленькой елочке, переживание за нее, воспитывать бережное отношение к ели.


Утро: дежурство в «Уголке природы».

Прогулка: начинается цикл наблюдений за елью.

Наблюдение 1 «Как узнать ель».

Цель: рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев.

Готовим игрушки своими руками для украшения ели на участке детского сада. Гирлянды из цветной бумаги, фонарики, вырезаем игрушки и т.д.

Цель: научить детей создавать новогодние украшение своими руками.

Заучивание стихотворений:

«Приглашаем в лес на елку» С. Михалкова;

«Живи елочка» И. Токмакова.

 Опыты-эксперименты.

«Огород на подоконнике» - посадка лука в землю и в воду.

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за

Утро: дежурство в «Уголке природы».

Прогулка: наблюдение 2 «Какие у ели иголки».

Цель: провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все



Рисование и оформление плакатов: «Сохраним елочку – красавицу наших лесов».

Цель: учить создавать природоохранные плакаты, развивать воображение,

Заучивание стихотворений: «Лесная красавица» Т. Волгина;

«Искусственная елка» К. Ибряева;


Образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

Экскурсия по экологической тропе.

Цель: показать главные особенности живого дерева и искусственного.

ветви у ели покрыты иголками, если дотронуться. Которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотронуться.

изобразительные умения, эмпатию.




Совместный Новогодний праздник с родителями.

Цель: создать у детей праздничное настроение, чувство удовлетворения всех участников акции.

Подведение итогов конкурса альтернативная елочка и «Сказки о елочке».

Утро: дежурные поливают и рыхлят цветы в «Уголке природы», при необходимости протирают листочки от пыли, опрыскивают пуливизатором листья.

Прогулка: наблюдение 3 «Сравним ель с игрушечной елкой».

Цель: уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки (живая ель растет на участке: кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделанная из искусственного материала, у нее нет корней, она не растет, с

Развивающие игры: «Найди сходство и различие», «Угадай, какое дерево», «С какой ветки детки».

Цель: закреплять знания детей о ели, развивать память, внимание, воображение.

Наблюдение 2 «Выращиваем лук».

Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий-воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании.

Расклейка плакатов «Сохраним елочку-красавицу наших лесов».

Цель: пропаганда среди населения «Сохраним зеленую красавицу в новогодние праздники».

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями







Январь







нею можно играть, ее можно украшать игрушками.

Украшение живой ели на участке детского сада.

Цель: создать у детей радостное настроение.







 Наблюдение за цветами, посаженными в октябре.

Цель: показать какие изменения произошли с цветами (сделать зарисовки). Чем отличаются листья у цветов? Какие уже видны различия и сходства; какой цветок растет быстрее; какой красивее, на ваш взгляд и т.д.

ОД: «Кустарники».

Цель: обобщить знания детей о кустарниках; закрепить названия частей дерева; провести сравнительный анализ деревьев и кустарников.

Утро: дежурство детей в «Уголке природы».

Прогулка: наблюдение 4 «Сколько лет нашей ели».

Цель: показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели.

Беседа: на тему «Хвойные деревья родного края».

Опыты-эксперименты: «Изготовление медалек из льда».

Цель: закрепление одного из состояний воды-лед. В железные баночки (от конфет) раскладываем сухие листья, ракушки, бросовый материал. Заливаем водой, ставим на улицу. На следующий день, вешаем на участке или дереве.

Консультации для родителей: «Экологическая культура детей», раздача памяток и брошюр.

Цель: объяснить родителям, что они являются важными «источниками» экологического образования детей. Дети им подражают, смотрят как они себя ведут в природе в том числе, учатся у них.

Подготовка папки-передвижки: «Правила поведения в природе».


ОД «Грибы съедобные и несъедобные».

Цель: обобщить знания о строении гриба; научиться различать съедобные и несъедобные грибы.


Утро: дежурство в «Уголке природы».

Прогулка: наблюдения за сезонными изменениями, рассмотреть снежинку

Цель: обобщить знания о признаках января; больше снега,

Внести книги-энциклопедии, иллюстрации на тему: «Съедобные и несъедобные грибы».

Подготовить разукрашки с разными грибами.

Дидактические игры: «Найди ядовитый гриб», «Найди

Домашнее задание: нарисовать загадки о грибах съедобных и несъедобных (для альбома «Растительный мир»).



Образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями




морозно, начинаются метели, много узоров на окнах; выучить

много узоров на окнах; выучить поговорки о январе.

«Январь-всему году запевала».

«Январь-ломонос, береги свой нос».

«В январе растет день-растет и холод».

съедобный гриб», «Четвертый лишний», «Собери из частей гриб».

Папка-передвижка: «Съедобные и несъедобные грибы. Опасность леса».


 ОД «В грибном царстве».

Цель: обобщить знания детей о грибах, особенностях внешнего вида; местах произростания; строении гриба.

Утро: дежурство в «Уголке природы».

Прогулка: наблюдение за птицами, прилетающими на участок.

Цель: расширить представления детей о зимующих птицах родного края; организовать подкормку птиц.

Подготовить разукрашки с разными грибами.

Дидактические игры: «Найди ядовитый гриб», «Найди съедобный гриб», «Четвертый лишний», «Собери из частей гриб».

Консультация: «Моделирование в экологическом воспитании».

Памятки для родителей «Все в ваших руках».







Февраль




Наблюдение за цветами, посаженными в октябре.

Цель: показать какие изменения произошли с цветами (сделать зарисовки). Закрепить понятия о строении цветка (корень, стебель, цветки, листья).

ОД: «В ягодном государстве».

Цель: обобщить знания детей, что такое ягоды; что ягоды бывают садовые и лесные; рассказать об особенностях

Прогулка: наблюдения 5 «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь».

Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ель,

Внесение книг-энциклопедий «Ягоды». «Съедобные и несъедобные ягоды».

Подготовка Разукрашек с изображением ягод.

Дидактические игры: «Найди ядовитые ягоды», «Найди съедобные ягоды», «Четвертый лишний», «Собери из частей ягоду».

Просмотр презентации «В ягодном государстве».

Домашнее задание: нарисуй загадки про ягоды для оформления альбома «Растительный мир».

Папка-передвижка: «В ягодном государстве».


Образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

произростания некоторых ягод (клюква, брусника-почти на земле), малина, ежевика, смородина (кустарники, высоко над землей).

если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новому году. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.

Исследовательская деятельность: предложить детям утрамбовать снег и зарисовать следы птиц.







ОД: «Съедобные и несъедобные ягоды».

Цель: обобщить и расширить представления детей об особенностях ягод; местах их произростания, внешние признаки; рассказать о несъедобных ягодах родного края.

Утро: дежурство в «Уголке природы».

Прогулка: наблюдение 6 «Наша елочка красавица».

Цель: учить детей видеть красоту дерева в разное время года (стройная, уменьшающаяся вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы, густо покрыты иголками), наслаждаться ароматом ели.

Внесение книг-энциклопедий «Ягоды». «Съедобные и несъедобные ягоды».

Подготовка Разукрашек с изображением ягод.

Дидактические игры: «Найди ядовитые ягоды», «Найди съедобные ягоды», «Четвертый лишний», «Собери из частей ягоду».

Помощь в оформлении альбома «Растительный мир», рисунки на тему: «Природа нашего края».

ОД: «Растительный мир».

Цель: обобщить полученные знания о растительном мире; к нему относятся: деревья, кустарники, травы, ягоды и грибы.

Утро: дежурство в «Уголке природы».

Прогулка: наблюдение за снегом.

Цель: обобщить представления детей о свойствах снега; закрепить понятие, что снег-это одно из состояний воды.

Опыты-эксперименты с почвой.

Цель: показать, что в почве есть воздух; опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Это необходимо для роста растений.

Дидактические игры по экологии руками ребенка и родителей.

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

ОД: «Природные богатства Сахалина»

Цель: расширить знания детей о природе родного острова.

Утро: дежурство в «Уголке природы».

Прогулка: наблюдение за ветром.

Цель: закрепить с детьми понятие ветра, движение воздуха.

Опыты-эксперименты с почвой.

Цель: показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого.

Предложить родителям познакомить детей с книгами о Сахалине, его природе, растениях.







Март




Наблюдение за цветами, посаженными в октябре.

Цель: показать какие изменения произошли с цветами (сделать зарисовки). Закончить оформление альбома «Мои эксперименты».

ОД: «Красная книга Сахалинской области».

Цель: формировать представление о единстве и взаимосвязи всего живого на земле. Обобщить знания о Красной книги Сахалинской области и ее содержании; выявить значимость «Красной книги.

Прогулка: наблюдения за деревьями и кустарниками.

Цель: закрепить представления о различиях между деревьями и кустарниками.

Внесение Красной книги Сахалинской области. Отдельные иллюстрации из нее.

Подготовить разукрашки по содержания Красной книги.

Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы» о Красной книги.

Совместный праздник: «Экологическая викторина».