Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»
1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников
Краткие выводы по первой главе
2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО
2.2. Основные экологические пространства в ДОО
2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями
Краткие выводы по второй главе
3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.
Краткие выводы по третьей главе.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников
1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе имеется богатый опыт воспитания и обучения детей через предметно-развивающую среду в ДОУ, основанный на различных подходах. С одной стороны, изучение проблемы организации предметно-развивающей среды строится с учетом психического развития ребенка (Л.И. Божович1, Л.С. Выготский2, А.В. Запорожец3, А.Н. Леонтьев4, М.И. Лисина5, С.Л. Рубинштейн6, Д.Б. Эльконин7 и другие). С другой стороны, на основе изучения средового подхода в воспитательной системе детского сада (Ю.С. Мануйлов8 и другие). С третьей, среда рассматривается как один из факторов, способствующих развитию эстетических чувств ребенка (А.Н. Леонтьев9 и другие).
В исследованиях В.В. Давыдовой10, В.П. Лебедевой11 рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:
-
каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования; -
обучение организовано на основе ведущей деятельности; -
продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.
Психолого-педагогическая концепция развивающей среды разработана С.Л. Новоселовой1. В основу этой концепции положен деятельностный подход к педагогическому процессу - современные представления о влиянии предметной деятельности на психическое и личностное развитие ребенка. Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Основными элементами предметной среды, по мнению С.Л. Новоселовой
2, являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.
Много методических материалов об этом публикует С.Н. Николаева3. В работе, посвященной этому вопросу, она пишет следующее. «Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения». Началом работы по экологическому воспитанию С.Н. Николаева считает правильную организацию развивающей среды4. Среда «предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологического подхода к жизни животных и растений и специфики методики экологического воспитания дошкольников».
Н.А. Рыжова рекомендует выделять в детском саду специальное помещение, в котором проводятся занятия по экологии1. В этом кабинете должно находиться необходимое оборудование, глобус, географическая карта, разнообразные коллекции, лабораторная посуда, простейшие приборы. В экологической лаборатории дети проводят самостоятельные опыты и собственные исследования. Особое внимание Н.А. Рыжова уделяет созданию живого уголка, огорода, экологической тропы2.
А.И. Иванова выделяет четыре уровня развивающей среды3.
Первый уровень является групповым. Он представляет собой групповой уголки природы, с объектами которых дети контактируют ежедневно.
Второй уровень является межгрупповым. Он включает в себя коридоры, холлы, комнаты природы, экологические кабинеты, лаборатории. Сюда дети приходят на сравнительно непродолжительное время для выполнения определенных видов деятельности.
Третий уровень - это участок детского сада. На нем дети бывают практически ежедневно, благодаря чему имеют возможность осуществлять кратковременные и длительные наблюдения за объектами живой и неживой природы, подобранными специально или появляющимися случайно.
Четвертый уровень образует территория, прилежащая к детскому саду. Она позволяет расширять представления дошкольников по многим экологическим проблемам: узнавать, как живые организмы приспособлены к среде обитания, осознавать роль человека в природе и т. п.
Если говорить шире, среда, в которой находится ребенок в дошкольном учреждении, должна «работать» не только на экологическое образование, но и на обучение и воспитание по всем видам деятельности, предусмотренным нормативными документами ДОО. Структура среды должна отвечать интересам и потребностям ребенка и обеспечивать его эмоциональное благополучие. Понимая это, воспитателям ДОО нужно уделить большое внимание созданию экологической среды в своем детском саду.
1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»
В отечественной педагогике термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды», «общественная среда ребенка», «окружающая среда». В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, установки.
В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности1. С позиции психологического контекста, по мнению Л.С. Выготского2, Л.В. Занкова3, Д.Б. Эльконина4 и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение5.
Развивающая экологическая среда6 – биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентировка на биологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость сознания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная – с экологической точки зрения – организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей. При создании развивающей экологической среды в ДОУ необходимо придерживаться следующих принципов:
-
Принцип эмоционально-познавательного развития ребенка средствами природы родного края. Реализуется через создание условий для систематического общения, взаимодействия детей с миром природы; -
Принцип эколого-эмоционально-эстетического развития ребенка. Предполагает развитие у детей способности видеть, чувствовать красоту окружающего мира природы, разнообразие красок, форм ее предметов и объектов; -
Принцип формирование духовно-нравственных и эстетических чувств ребенка. Решается посредством создания условий для систематического ухода детей за живыми объектами и общения с ними, формирование у каждого ребенка устойчивой потребности не только охранять природное окружение, но и преумножать его, испытывая ответственность за состояние природной среды; -
Принцип формирования экологически грамотного природопользования. Предполагает становление у детей навыков рационального природопользования, экологически грамотного поведения в природе.
В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирование познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
-
Создать предпосылки для развития внутренней активности ребенка; -
Предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности; -
Ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка; -
Активно искать пути, способы максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности.
Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.