Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников

Краткие выводы по первой главе

Глава 2. Методические аспекты использования развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО

2.2. Основные экологические пространства в ДОО

2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями

Краткие выводы по второй главе

3.2. Разработка и апробация перспективного плана по формированию экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством использования развивающей экологической среды.

3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.

Краткие выводы по третьей главе.

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников

1.1. Научные подходы к изучению проблемы создания развивающей экологической среды для формирования экологических знаний о растительном мире у старших дошкольников



В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе имеется богатый опыт воспитания и обучения детей через предметно-развивающую среду в ДОУ, основанный на различных подходах. С одной стороны, изучение проблемы организации предметно-развивающей среды строится с учетом психического развития ребенка (Л.И. Божович1, Л.С. Выготский2, А.В. Запорожец3, А.Н. Леонтьев4, М.И. Лисина5, С.Л. Рубинштейн6, Д.Б. Эльконин7 и другие). С другой стороны, на основе изучения средового подхода в воспитательной системе детского сада (Ю.С. Мануйлов8 и другие). С третьей, среда рассматривается как один из факторов, способствующих развитию эстетических чувств ребенка (А.Н. Леонтьев9 и другие).

В исследованиях В.В. Давыдовой10, В.П. Лебедевой11 рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

  • каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

  • обучение организовано на основе ведущей деятельности;

  • продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

Психолого-педагогическая концепция развивающей среды разработана С.Л. Новоселовой1. В основу этой концепции положен деятельностный подход к педагогическому процессу - современные представления о влиянии предметной деятельности на психическое и личностное развитие ребенка. Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Основными элементами предметной среды, по мнению С.Л. Новоселовой
2, являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

Много методических материалов об этом публикует С.Н. Николаева3. В работе, посвященной этому вопросу, она пишет следующее. «Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения». Началом работы по экологическому воспитанию С.Н. Николаева считает правильную организацию развивающей среды4. Среда «предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологического подхода к жизни животных и растений и специфики методики экологического воспитания дошкольников».

Н.А. Рыжова рекомендует выделять в детском саду специальное помещение, в котором проводятся занятия по экологии1. В этом кабинете должно находиться необходимое оборудование, глобус, географическая карта, разнообразные коллекции, лабораторная посуда, простейшие приборы. В экологической лаборатории дети проводят самостоятельные опыты и собственные исследования. Особое внимание Н.А. Рыжова уделяет созданию живого уголка, огорода, экологической тропы2.

А.И. Иванова выделяет четыре уровня развивающей среды3.

Первый уровень является групповым. Он представляет собой групповой уголки природы, с объектами которых дети контактируют ежедневно.

Второй уровень является межгрупповым. Он включает в себя коридоры, холлы, комнаты природы, экологические кабинеты, лаборатории. Сюда дети приходят на сравнительно непродолжительное время для выполнения определенных видов деятельности.



Третий уровень - это участок детского сада. На нем дети бывают практически ежедневно, благодаря чему имеют возможность осуществлять кратковременные и длительные наблюдения за объектами живой и неживой природы, подобранными специально или появляющимися случайно.

Четвертый уровень образует территория, прилежащая к детскому саду. Она позволяет расширять представления дошкольников по многим экологическим проблемам: узнавать, как живые организмы приспособлены к среде обитания, осознавать роль человека в природе и т. п.

Если говорить шире, среда, в которой находится ребенок в дошкольном учреждении, должна «работать» не только на экологическое образование, но и на обучение и воспитание по всем видам деятельности, предусмотренным нормативными документами ДОО. Структура среды должна отвечать интересам и потребностям ребенка и обеспечивать его эмоциональное благополучие. Понимая это, воспитателям ДОО нужно уделить большое внимание созданию экологической среды в своем детском саду.


1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»



В отечественной педагогике термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды», «общественная среда ребенка», «окружающая среда». В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, установки.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности1. С позиции психологического контекста, по мнению Л.С. Выготского2, Л.В. Занкова3, Д.Б. Эльконина4 и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение5.

Развивающая экологическая среда6 – биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентировка на биологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость сознания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная – с экологической точки зрения – организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей. При создании развивающей экологической среды в ДОУ необходимо придерживаться следующих принципов:


  1. Принцип эмоционально-познавательного развития ребенка средствами природы родного края. Реализуется через создание условий для систематического общения, взаимодействия детей с миром природы;

  2. Принцип эколого-эмоционально-эстетического развития ребенка. Предполагает развитие у детей способности видеть, чувствовать красоту окружающего мира природы, разнообразие красок, форм ее предметов и объектов;

  3. Принцип формирование духовно-нравственных и эстетических чувств ребенка. Решается посредством создания условий для систематического ухода детей за живыми объектами и общения с ними, формирование у каждого ребенка устойчивой потребности не только охранять природное окружение, но и преумножать его, испытывая ответственность за состояние природной среды;

  4. Принцип формирования экологически грамотного природопользования. Предполагает становление у детей навыков рационального природопользования, экологически грамотного поведения в природе.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирование познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

  1. Создать предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

  2. Предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

  3. Ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

  4. Активно искать пути, способы максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.