Файл: 1. Задачи и система дисциплины "Административная деятельность полиции".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 442
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Задачи и система дисциплины "Административная деятельность полиции".
4. Понятие, сущность и основные черты АД полиции.
10. Ответственность сотрудников полиции за неправомерное применение ФС, СС, ОО.
17. Понятие «доставление», нормативно-правовые требования к доставлению.
21. Общая характеристика мер административно-процессуального обеспечения, применяемых полицией.
22. Понятие и назначение полиции.
23. Понятие и правовая характеристика мер адм. пресечения, применяемых сотрудниками полиции.
24. Основные направления деятельности полиции.
26. Метод убеждения в деятельности полиции и его виды.
27. Обязанности полиции (ст. 12 ФЗ №3)
28. Права полиции (ст. 13 ФЗ №3).
29. Понятие и виды методов АДП.
30. Понятие «обращение граждан». Виды обращения граждан.
31. Общая характеристика неправовых форм административной деятельности полиции.
39. Порядок и организация личного приема граждан в органах внутренних дел.
40. Понятие КУСП, правила ведения.
42. Правовые основы и организационные формы участия граждан в ООП и ООБ.
43. Внештатное сотрудничество понятие и виды.
44. Право сотрудников полиции на постоянное ношение и хранение огнестрельного оружия.
45. Общественные объединения правоохранительной направленности.
46. Право граждан на участие в охране общественного порядка, его реализация.
47. Нормативно-правовая база участия граждан в охране общественного порядка.
1. Задачи и система дисциплины "Административная деятельность полиции".
АДП - это спец. юрид. дисциплина, изучающая закономерности государственного управления в сфере общественной безопасности, общественного порядка и борьбы с преступностью.
Задачи:
1. Изучение теоретических основ государственного управления в области внутренних дел;
2. изучение содержания и организации административной деятельности органов внутренних дел;
3. приобретение профессиональных навыков борьбы с правонарушениями, ОООП и ООБ;
4. ознакомление с системой и структурой ОВД;
5. Ознакомление с содержанием и правовым регулированием отдельных видов АД;
6. Ознакомление с организацией и тактикой предупреждения и пресечения полицией АП, а также ООП в обычных условиях и чрезвычайных ситуациях.
Система:
Общая часть:
1) полиция как субъект осуществления АД (содержание, принципы, виды АД полиции);
2) функции АД полиции (прием, рассмотрение и разрешение заявлений, сообщений и иных обращений граждан).
Особенная часть:
1) углубленное изучение деятельности некоторых служб и подразделений полиции (ДЧ, ППСП, УУП, ПДН, ГИБДД);
2) деятельность полиции по предупреждению и пресечению отдельных видов АП;
3) особенности осуществления АД полиции в особых условиях.
2. Правовая основа и принципы деятельности полиции.
Правовая основа:
1. Конституция РФ;
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;
3. ФКЗ и ФЗ (№ 3, № 103, № 342, № 247, УК, УПК, КоАП);
4. Указы Президента РФ;
5. Постановления Правительства РФ;
6. Приказы МВД РФ (950, 140-дсп; 736 - КУСП; 205 - УУП; 845 - ПДН; 109 – миграция; 664 - ГИБДД);
7. Региональные НПА; 8. Законы субъектов РФ по вопросам ООП и ООБ, изданные в пределах их компетенции.
Принципы:
1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель, сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание);
2. Законность (Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом);
3. Беспристрастность (Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.);
4. Открытость и публичность (Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства);
5. Общественное доверие и поддержка граждан (Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан, действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан);
6. Взаимодействие и сотрудничество (полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.);
7. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.)
3. Виды специальных средств и основания их применения.
Виды:
1) Средства активной обороны (электрошоковые и светошоковые устройства, резиновые палки, специальные газовые средства, средства ограничения подвижности, служебные животные, средства сковывания движения.);
2) Средства индивидуальной бронезащиты (каски и шлемы, пулезащитные куртки, бронежилеты, броневые и противоударные щиты)
3) Средства обеспечения специальных операций (Светошумовые устройства и гранаты, водометы, бронемашины, спецавтомобили, специальные окрашивающие и маркирующие средства, средства принудительной остановки транспорта, средства блокирования групп граждан, средства защиты охраняемых объектов, средства противодействия беспилотным воздушным судам).
4. Понятие, сущность и основные черты АД полиции.
АДП – это подзаконная государственно-властная, исполнительно-распорядительная деятельность уполномоченных лиц, направленная на организацию и практическое осуществление задач и функций органов внутренних дел в области обеспечения личной безопасности граждан, борьбы с преступностью, ООП и ООБ административно-правовыми методами.
Административная деятельность по своему содержанию может охватывать как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности ОВД.
Внутренняя деятельность - обеспечение четкого функционирования всех подразделений и служб, слаженной работы всех сотрудников ОВД (определение структуры, штатов, планирование, отчетность, организацию взаимодействия, подбор и расстановку кадров)
Внешняя административная деятельность - выполнение властных функций, которые распространяются на государственные и общественные организации, их должностных лиц, а также граждан.
Основные черты АД ОВД:
1. Подконтрольность органам государственной власти;
2. государственно-властный характер – осуществляется от лица государства.
3. Осуществляется на законных основаниях.
4. Осуществляется представителем власти.
5. Имеет ярко выраженную профилактическую направленность;
6. Осуществляется в сфере обеспечения ОП и ОБ.
5. Условия и общие основания применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Условия применения – это установленные в законе обстоятельства, от которых зависят возникновение и возможность реализации сотрудником полиции права на применение ФС, СС и ОО. К ним относятся:
1. Соблюдение установленных запретов на применение СС и ОО (ст. 22, ч. 5 ст. 23);
2. Соблюдение запрета на вооружение полиции СС, ОО и боеприпасами, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска (ч. 2 ст. 18);
3. Обязательное прохождение сотрудником полиции специальной подготовки, а также периодической проверки на профпригодность к действиям в условиях, связанных с применением ФС, СС и ОО (ч. 4 ст. 18)
Порядок применения физической силы специальных средств и огнестрельного оружия — это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию (ст. 19 ФЗ №3).
6. Понятие и основные элементы общественного порядка и общественной безопасности.
Общественный порядок – система общественных отношений между людьми, возникающих в общественных местах и регулируемых нормами права и морали, в целях обеспечения безопасности личности, создания обстановки общественного спокойствия, защиты чести и достоинства каждого человека, создание нормальных условий для труда и отдыха.
Общественная безопасность – состояние защищенности населения при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями, либо другими ЧО природного, социального или техногенного характера.
Элементы ОП:
1. Обеспечение безопасности личности;
2. Защита чести и достоинства каждого человека;
3. Обеспечение нормального функционирования государственных органов, общественных объединений и организаций;
4. Создание нормальных условий для труда, быта и отдыха граждан.
Элементы ОБ:
1. Поддержание ОП на территории;
2. Безопасность дорожного движения;
3. Пожарная безопасность;
4. Санитарно-эпидемиологическая безопасность;
5. Экологическая безопасность;
6. Гражданская оборона и безопасность при ЧС;
7. Личная безопасность.
7. Понятие, основания и порядок применения сотрудниками полиции физической силы.
Физическая сила - физические действия сотрудника полиции, без применения СС и ОО, совершаемые на законных основаниях и направленные против отдельных граждан, либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих граждан, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества.
8. Система по организации деятельности подразделений УУП.
На федеральном уровне – ГУОООП.
На региональном уровне – Управление организации УУП и ПДН.
На местном – отдел УУП и ПДН.
9. Правовые основы применения ФС, СС, ОО.
ст. 18 ФЗ «О полиции»
10. Ответственность сотрудников полиции за неправомерное применение ФС, СС, ОО.
В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий ответственность за незаконное применение ФС, СС и ОО может быть:
1. Уголовной (за причинение смерти, телесных повреждений);
2. Дисциплинарной (за нарушение правил применения ФС, СС);
3. Материальной (за порчу СС, табельного ОО, незаконное израсходование боеприпасов);
4. Гражданско-правовой (за вред, причиненный гражданам и организациям).
Незаконное применение может быть совершено:
1. По неосторожности;
2. при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление;
3. Связанных с превышением должностных полномочий ст. 286 УК;
4. Связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением сотрудником полиции своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе ст. 293 УК.
11. Система подразделений ПДН МВД РФ.
На федеральном уровне – ГУООП.
На региональном уровне – Управление организации УУП и ПДН.
На местном уровне – отдел УУП и ПДН.
12. Система подразделений по вопросам миграции МВД РФ.
На федеральном уровне – ГУВМ. (Главное управление по вопросам миграции)
На региональном уровне – УВМ (Управление по вопросам миграции)
На местном уровне – ОВМ МВД (Отдел по вопросам миграции)
13. Понятие «личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице», нормативно-правовые требования к личному досмотру.
Порядок осуществления личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, регламентируют ст. 27.7 КоАП. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице представляет собой обследование тела человека и его одежды путем осмотра, прощупывания, а также его вещей путем просвечивания с помощью специальной техники, без нарушения их конструктивной целостности.
Цель: обнаружить орудия, либо предмет совершения АП, а также обнаружение у лица
, привлекаемого к административной ответственности, оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия.
Требования:
1. Применяется к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП.
2. Осуществляется должностными лицами, уполномоченными на применение таких мер административного принуждения как доставление и административное задержание.
3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых. Досмотр вещей может совершаться и лицом противоположного пола в присутствии 2 понятых, допускается без понятых, если имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице находится оружие и другие предметы.
4. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется либо отдельный протокол ("протокол личного досмотра", "протокол досмотра вещей, находящихся при физическом лице"), либо делается запись в протоколе о доставлении или об административном задержании. Копия протокола вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.
14. Полномочия УУП по рассмотрению обращений граждан.
Приказ № 736 «Об утверждении инструкции… заявлений и сообщений (ЗиС) о П, АП, происшествиях»
Обязан проверять действительность факта обращения заявителя с ЗиС о П, АП, происшествии, достоверность данных заявителя.
В случае установления при проверке ЗиС об АП или происшествии обстоятельств, указывающих на признаки П, то исполнитель обязан подготовить рапорт об обнаружении признаков П для доклада начальнику и регистрации в КУСП.
Если по одному и тому же П, АП, происшествию два и более ЗиС, то в случае подтверждения в результате проверки этого факта все ЗиС после регистрации в КУСП по решению начальника приобщаются к первому зарегистрированному ЗиС. О принятом решении делается отметка в КУСП и уведомляется заявитель.
ЗиС о П, АП, происшествии подлежат рассмотрению в соответствии с КоАП. Срок рассмотрения исчисляется с момента регистрации в КУСП, определяется начальником в соответствии с ч. 3 ст. 8 и 12 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений гр.», а также сроков давности привлечения к АО (с. 4.5 КоАП).
По результатам рассмотрения долж. лицом, который имеет право составлять протоколы об АП, принимается решение:
-
о возбуждении дела об АП. -
об отказе в возбуждении. -
о передаче ЗиС об АП и материалов его проверки на рассмотрение гос. органа, органа местного самоуправления, по подведомственности. -
о передаче ЗиС об АП и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД по территориальности.