Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 398

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Решения МКК оформляются протоколом и подлежат утверждению соответствующим начальником (командиром) подразделения.

Высшая квалификационная комиссия отношении всех специалистов гражданской авиации) и МКК (в отношении специалистов, которым МКК компетентна присваивать класс) имеют право снижать специалистов в классе. Понижение в классе может быть произведено, если специалист не соответствует требованиям, предъявляемым к нему по присвоенному классу; не может выполнять установленную для специалиста данного класса работу в результате утраты ранее приобретенных знаний и навыков работы, а также за летное происшествие, допущенное по вине специалиста.

Решения МКК и ВКК о снижении в классе оформляются приказом соответствующего начальника или протоколом ВКК.

Специалист, сниженный в классе, допускается вновь к повышению в классе не ранее чем через год. Первоначальный класс (4 для пилотов и 3 для других лиц ЛПС) присваивается лицам, успешно закончившим нормальный курс обучения в летных училищах или иных учебных заведениях МГА или ВВС (пилоты и штурманы) или проработавшим на эксплуатации в течение установленного срока и прошедшим обучение на курсах (бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты). Таким образом, закон не разрешает присваивать класс лицам, подготовленным индивидуальным методом (в порядке экстерна).

Повышение в классе производится в установленном порядке. Для повышения в классе необходимо обладать определенными практическими навыками (владеть техникой пилотирования, практикой самолетовождения и т.д.), иметь соответствующую теоретическую подготовку и стаж работы. Проверка знаний у специалистов на повышение в классе производится МКК или ВКК. Датой перехода ЛПС в высший класс считается дата утверждения решения квалификационной комиссии соответствующим
начальником (командиром подразделения или начальником Главной инспекции).

4. Летно-подъемный состав, прошедший установленную проверку в ВКК или МКК в соответствии с требованиями Положения о классификации получает свидетельство определенного образца для каждой специальности и класса. Объявление о присвоении класса или повышении в классе производится в торжественной обстановке в авиаотряде, аэропорту, училище и т.д. Вместе с объявлением о присвоении класса вручается свидетельство и классный нагрудный знак. Свидетельство ЛПС действительно в течение одного года. Продление срока действия свидетельства производится компетентными органами на срок не более одного года. Продлению свидетельств ЛПС предшествует проверка состояния здоровья во ВЛЭК, а также знаний и практических навыков в МКК того подразделения, где работает специалист, или в ВКК. Свидетельство теряет силу, если: отсутствуют отдельные листы свидетельства; отсутствует штамп о врачебном освидетельствовании по окончании срока действия свидетельства; окончился срок действия свидетельства; в свидетельстве имеются исправления, помарки и подчистки; изъят талон нарушения №2.

Для своевременного и эффективного воздействия на лиц ЛПС. нарушающих требования правовых норм, регулирующих летную работу, в результате чего создается угроза безопасности полетов, а также для более полного и точного учета таких нарушений в свидетельствах ЛПС введены по два талона нарушений.

Изъятие талона нарушения может иметь место только за определенный вид нарушения, а именно, за нарушения, допущенные ЛПС в период выполнения полета, подготовки к полету и предполетного отдыха.

Основные виды нарушений перечислены в Организационно-методических указаниях. К. их числу относятся нарушения, являющиеся предпосылками к летным происшествиям: нарушение центровки, превышение полетного веса, преднамеренное нарушение установленного минимума погоды на MBЛ и в аэропортах, нарушение режима предполетного отдыха и т.д. При этом изъятие талона может быть произведено как за нарушение, так и за попытку такого нарушения.

Положение о классификации ЛПС устанавливает ограниченный круг должностных лиц, которым предоставлено право изымать талоны нарушения из свидетельств ЛПС: командиры летных отрядов, в которых работает данное лицо ЛПС; командиры объединенных отрядов; начальники и старшие инспекторы летно-штурманского отдела (ЛШО) управлений гражданской авиации; старшие инспекторы и инспекторы по безопасности полетов; начальники управлений; заместители по летной службе начальников управлений; инспекторы летных и штурманских отделов УЛС и УУЗ1 МГА; инспекторы Главной инспекции гражданской авиации и командно-летный состав МГА. Министерство гражданской авиации имеет право расширять круг должностных лиц, наделенных правом изъятия талонов нарушения. Так, в 1965г. согласно приказу министра гражданской авиации (приказ №222, 1965) право изъятия талонов нарушения предоставлено пилотам-инспекторам ЛШО управлений.

Лица ЛПС, у которых изъято свидетельство и которым вручен талон нарушения № 1, имеют право продолжать полет до аэропорта базирования. При изъятии талона нарушения № 2 лица ЛПС лишаются права продолжать полет.

Большое практическое значение имеет вопрос о том, какое место среди мер воздействия (взысканий) занимает изъятие талонов нарушений из свидетельств ЛПС. Очевидно, что изъятие талонов не относится к мерам дисциплинарного воздействия (дисциплинарный устав ГВФ не предусматривает такой меры воздействия). Однако совершенно ясно, что изъятие талона является мерой наказания нарушителей и при этом мерой очень серьезной и эффективной. Нам представляется, что изъятие талона нарушения относится к мерам административного взыскания. Эта мера воздействия может
быть применена к нарушителям как со стороны прямых начальников, так и со стороны лиц, которым нарушитель прямо не подчиняется (инспектор по безопасности полетов). Закон допускает привлечение за допущенное нарушение одновременно как к дисциплинарной, так и к административной ответственности.

5. На каждом воздушном судне должно быть лицо (командир воздушного судна), на которое возложено руководство всей деятельностью экипажа, обеспечение строгой дисциплины и порядка на судне, соблюдение правил навигации и эксплуатации судна, принятие мер к обеспечению безопасности находящихся на борту судна людей, сохранности судна и имущества (ст.22 ВК СССР). Командиром воздушного судна может быть только лицо, имеющее специальность пилота, а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном данного типа. Требования к командирам воздушных судов различных типов (классов) определяется МГА. Так, командирами кораблей самолетов первого класса должны быть, как правило, пилоты первого класса и, как исключение, пилоты второго класса.

Назначение па должность командира корабля производится приказом Министра гражданском авиации пли начальника управления в зависимости от места работы пилота, класса и типа воздушного судна. Командирами воздушных судов могут быть назначены пилоты, прошедшие подготовку по программам, утвержденным МГА, и допущенные к полетам в качестве командиров кораблей данного типа самолета приказом соответствующего начальника.

Командир корабля подчиняется командиру эскадрильи своего подразделения и вышестоящим прямым начальникам (командирам); при выполнении полетного задания: и аэропортах начальнику аэропорта; в полете – должностному лицу, осуществляющему руководство движением в данном районе.

Правовое положение командира корабля определено рядом документов: Воздушным кодексом СССР, Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР, Наставлением по про- изводству полетов и рядом других нормативных актов.


Права и обязанности командира корабля можно свести в пять основных групп:

1) права и обязанности, связанные с подготовкой воздушного судна и экипажа к полету;

2) права и обязанности, связанные с выполнением полета воздушного судна;

3) права и обязанности, связанные с руководством деятельностью экипажа;

4) права и обязанности, связанные с поддержанием порядка и дисциплины на борту воздушного судна, среди всех находящихся на нем лиц;

5) права и обязанности, связанные с обеспечением безопасности находящихся на воздушном судне лиц и сохранности имущества.

При выполнении полета командир корабля является единоначальником всех членов экипажа и лиц, находящихся на борту воздушного судна. Он обеспечивает строгую дисциплину и порядок на судне, соблюдение правил навигации и эксплуатации судна, принимает меры к обеспечению безопасности находящихся на борту людей и сохранности имущества. Распоряжения командира корабля должны беспрекословно выполняться всеми без исключения лицами, находящимися на борту воздушного судна. При этом командир корабля имеет право не только требовать выполнения установленных правил, но и применять меры принуждения. Таким образом, командир корабля в определенных слу- чаях выступает как должностное лицо, наделенное правами представителя власти. Законом не определены виды мер принуждения, но ст. 24 ВК СССР предоставлено право применить «все не- обходимые меры». На практике это могут быть любые меры вплоть до применения оружия. Однако такие мерь: могут быть применены только в отношении лиц, находящихся на борту воздушного судна в полете, если они не подчиняются распоряжениям командира корабля и допускают нарушения,