Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
создающие угрозу безопасности полета. Указанные правомочия командира воздушного судна обусловлены изолированным положением воздушного судна в полете, возможностью тяжелых последствий (захват воздушного судна, гибель людей и судна и т.д.), необходимостью принятия безотлагательных мер по обеспечению безопасности полета.

Воздушный кодекс СССР в ст. 25 определяет основные права и обязанности командира воздушного судна в случаях, когда судну грозит опасность или оно потерпело бедствие. Командир корабля обязан принять все меры к сохранению жизни и здоровья людей, находящихся на воздушном судне. В интересах спасения жизни пассажиров и экипажа, а также сохранения судна и обеспечения безопасности полета, командир воздушного судна имеет право сбросить с судна багаж, груз или почту.

При возникновении опасности для людей, находящихся на борту воздушного судна, совершившего вынужденную посадку, командир корабля организует спасение пассажиров и членов экипажа. В случае бедствия члены экипажа могут покинуть воздушное судно только с разрешения командира корабля. Сам командир покидает судно последним. Это требование закона вытекает из основного положения, что командир несет ответственность за пассажиров и экипаж, находящихся на борту воздушного судна.

Перед командиром воздушного судна, потерпевшего бедствие, помимо задачи спасения находящихся на нем людей, может встать задача обеспечения эвакуации людей, сохранности судна и имущества. Совершение этих действий требует в ряде случаев заключения соглашений с различными организациями. В этой связи возникает вопрос об объеме прав и наличии правомочий на заключение подобного рода соглашений. Воздушный кодекс (ст. 25) предоставляет командиру корабля право заключать от имени воздушно-транспортного предприятия, в ведении которого находится судно, соглашения в целях обеспечения сохранности судна, потерпевшего бедствие, находящихся на нем людей и имущества. В частности, такие соглашения могут заключаться по вопросам транспортировки судна, грузов, багажа и почты, а также по иным вопросам, вызванным сложившимися обстоятельствами. Для заключения соглашений по названным выше вопросам от командира корабля не требуется каких-либо доверенностей, справок и т.д. Эти соглашения командир корабля заключает в силу служебного положения.


Чрезвычайно важную обязанность командира корабля устанавливает ст. 26 ВК СССР. Согласно этой статье командир корабля обязан оказать помощь воздушному, морскому или речному судну, терпящему бедствие или подающему сигнал бедствия, а также людям, оказавшимся в опасности. Оказание помощи является обязанностью командира корабля во всех случаях, если это не сопряжено с опасностью для вверенного ему судна, пассажиров и экипажа. Закон не устанавливает форм и средств, в которых помощь должна быть оказана. Однако во всех случаях командир воздушного судна обязан отметить на карте место бедствия и сообщить о бедствии службе руководства движением.

Правовое положение остальных членов экипажа воздушного судна определяется с одной стороны тем, что члены экипажа подчиняются командиру воздушного судна и должны беспрекословно выполнять его распоряжения, а с другой тем, что каждый член экипажа выполняет комплекс прав и обязанностей, определенных соответствующими наставлениями, приказами и должностными инструкциями МГА.

Второй пилот является членом экипажа, имеющим подготовку для выполнения любых функций по пилотированию воздушного судна, кроме функций командира корабля. Второй пилот является основным помощником и заместителем командира корабля. Роль второго пилота особенно важна при пилотировании современных самолетов. Должность второго пилота имеет большое значение в деле подготовки пилотов второго и третьего классов для работы командирами кораблей на самолетах первого и второго классов. В процессе работы в должности второго пилота имеется возможность передачи практического опыта командира корабля по пилотированию воздушного судна, а также отработки практических навыков пилотирования воздушного судна под руководством первого пилота. Наконец, на современных самолетах на второго пилота возлагаются обязанности по подготовке воздушного судна к полету и выполнение самого полета (размещение загрузки, предполетный осмотр самолета и т.д.).

При отсутствии в составе экипажа штурмана, бортмеханика второй пилот выполняет ряд функций этих членов экипажа.

На практике может возникнуть вопрос: несет ли второй пилот ответственность за неправильные (ошибочные) действия командира корабля. На поставленный вопрос ответа в действующем законодательстве нет. Однако исходя из положения второго пилота в экипаже, следует дать положительный ответ. Второй пилот является активным помощником командира корабля. Это проявляется в его обязанности обратить внимание командира корабля на допущенную ошибку, содействовать ее устранению (без вмешательства в пилотирование воздушного судна). По этому пути

идет практика. Второй пилот, в частности, несет дисциплинарную ответственность за то, что он не обратил внимание командира корабля на допущенную им ошибку в пилотировании и не способ- ствовал ее устранению.

Навигация на воздушном судне выполняется штурманом корабля. Основная задача штурмана состоит в том, чтобы обеспечить точность и надежность самолетовождения по заданным маршрутам, вывод воздушных судов на аэродромы и заход на по садку в назначенное время.

На одноместных самолетах функции штурмана выполняет пилот. При отсутствии штурмана в составе экипажа тяжелых воздушных судов обязанности штурмана исполняет второй пилот под руководством командира корабля. В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом (§19 НШСГА-62, а также приказ Начальника ГУГВФ №80 от 2 февраля 1963г.), включение штурмана в состав экипажа является обязательным.

Ответственность за исправность и правильное обслуживание материальной части в соответствии с руководствами и регламентами, определяющими порядок летной и технической эксплуатации воздушных судов данного типа, возлагается на бортмеханика (бортинженера). Поддержание устойчивой радиосвязи воздушного судна с аэропортом и службами УВД возлагается на бортрадиста. Обслуживание пассажиров на борту воздушного судна осуществляется бортпроводниками. На самолетах с ГТД бортпроводник №3 является ответственным за принятую на борт коммерческую загрузку.

Для проверки техники пилотирования, а также знаний летно-подъемным составом экипажа возложенных на них обязанностей в состав экипажа на время полета могут включаться проверяющие. В качестве проверяющего командира корабля допускаются лица, которым компетентными органами МГА разрешены полеты в качестве проверяющего. При этом проверяющий командира корабля является старшим на воздушном судне и несет полную ответственность за выполнение полета в соответствии с полетным заданием. Его распоряжения обязательны для всех лиц, находящихся на борту воздушного судна (в том числе и командира корабля, работа которого проверяется).


Что касается проверяющих остальных членов экипажа (штурмана, бортмеханика, бортрадиста и др.), то они несут ответственность за обеспечение полета в соответствии со своей специальностью (§213 НПП ГА). В полете эти проверяющие подчиняются распоряжениям командира корабля.



Глава 3.

АЭРОДРОМЫ И АЭРОПОРТЫ



Гражданские воздушные суда, предназначенные для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, требуют специального наземного оборудования – аэродромов и аэропортов. Аэродромом называется земельный или водный участок, специально оборудованный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания воздушных судов (ст.28 ВК СССР).1

Аэродром состоит из летного поля с одной или несколькими летными полосами (ВПП), рулежных дорожек (РД), мест стоянки (МС), площадок для вертолетов, перрона, предангарных площадок, площадок специального назначения и территории служебно-технической застройки.

Все аэродромы классифицируются в зависимости от установленных классификационных признаков. По расположению на трассах аэродромы подразделяются на начальные, конечные, промежуточные и запасные.

По характеру использования – на постоянные и временные; дневные и ночные.

По назначению – на транспортные (аэропорты), специального применения, заводские, школьные, клубно-спортивные и запасные.

Классификация аэродромов производится в зависимости от ряда факторов, к числу которых прежде всего относятся размеры ВППи прочность искусственного покрытия, определяемая так называемой эквивалентной одноколесной нагрузкой.2

Аэродромы гражданской авиации в соответствии с классификационными признаками, установленными Техническими условиями и нормами, подразделяются на шесть классов: аэродромы класса А, Б, В, Г, Д, Е.3 Классы аэродромов рассчитаны (примерно) на прием самолетов, имеющих взлетно-посадочные характеристики по типам: класс А – самолеты Ил-62, Ту- 114; класс Б – самолеты