Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
животных, птиц и пчел производится с сопровождающим при соблюдении особых правил.

16. Груз, прибывший в аэропорт назначения, выдается грузополучателю, указанному в грузовой накладной. В день прибытия груза аэропорт назначения обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза. Прибывший груз хранится на складе аэропорта. Если груз не получен грузополучателем в течение 30 дней со дня уведомления, он считается невостребованным и подлежит реализации в порядке, установленном Советом Министров СССР. За хранение груза в аэропорту назначения взимается плата согласно Правилам применения тарифов. Грузополучатель обязан принять и вывезти груз, прибывший в его адрес. Исключение составляет случай, когда груз прибывает поврежденным или испорченным настолько, что его полное или частичное использование по первоначальному назначению невозможно.

Если между грузополучателем и грузоотправителем возникнут разногласия (отправка груза без согласования с грузополучателем, несоответствие количества груза сделанному заказу и т.д.), то эти разногласия не должны касаться перевозчика. Грузополучатель обязан принять груз, прибывший в его адрес на так называемое ответственное хранение, под которым понимается обязательное для получателя, отказавшегося от его оплаты, хранение груза в распоряжении поставщика (без права пользования этим грузом).

17. Воздушная перевозка почты осуществляется на основе договора, по которому перевозчик обязуется доставить вверенную ему отправителем (предприятием связи) почту в пункт назначения и выдать ее управомоченному на получение лицу (представителю предприятия связи), а отправитель обязуется уплатить за перевозку почты но установленному тарифу (см. ст.83 ВК СССР).


Перевозка почты производится на основании ежегодных планов перевозки почты, утверждаемых Правительством СССР. В соответствии с планом Министерство гражданской авиации и Министерство связи заключают соглашение о количестве почты, подлежащей перевозке воздушным транспортом по управлениям гражданской авиации в течение года. На основании типового договора, утвержденного МГА и Министерством связи, воздушно-транспортные предприятия заключают договоры с предприятиями связи. Основные положения годового договора (уточненный объем перевозок почты, гарантийная норма загрузки почты на рейсы, выполняемые по расписанию и т.д.) устанавливаются совместно предприятиями гражданской авиации и связи.

По договору воздушной перевозки почты на воздушно-транспортное предприятие возлагаются следующие обязанности:

а) согласно утвержденному плану принять от предприятия связи почту к воздушной перевозке; б) отправить принятую почту в пункт назначения;

в) доставить почту в срок, установленный расписанием движения самолетов;

г) немедленно по прибытии в пункт назначения (во всяком случае не позднее 30 минут после посадки самолета) выдать почту предприятию связи;

д) обеспечить сохранность почты с момента принятия к перевозке до момента выдачи предприятию связи;

е) возместить ущерб, причиненный предприятию связи в случае утраты, повреждения, уничтожения или просрочки доставки почты.

Предприятие связи обязано:

а) предъявить к перевозке почту в установленном количестве и с необходимыми перевозочными документами;

б) обеспечить исправность упаковки почтовых отправлений; в) уплатить за перевозку почты согласно тарифу;

г) соблюдать установленные МГА правила; д) принять почту в пункте назначения;

е) возместить ущерб, причиненный

воздушно-транспортному предприятию.

Договор перевозки почты считается заключенным с момента принятия почты перевозчиком в аэропорту отправления и возвратом предприятию связи экземпляра общей накладной с распиской работника аэропорта в принятии почты.

Договор прекращает действие после выдачи почты предприятию связи в пункте назначения под расписку работника связи на экземпляре прямой накладной.

18. Воздушно-транспортное предприятие в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки, а также в случае причинения вреда в иных, предусмотренных законом случаях, несет имущественную) ответственность перед пассажиром, владельцем груза или предприятием связи.

Имущественная ответственность имеет назначение: компенсировать причиненный ущерб, вред, а также, путем применения штрафных санкций предупредить нарушение договоров, стимулировать стороны к их исполнению (например, применение штрафных санкций за просрочку в доставке груза). Основания материальной ответственности определены Основами гражданского законодательства СССР и союзных республик дальнейшем для краткости «Основы») и Воздушным кодексом СССР, а также другими подзаконными нормативными актами.

В соответствии со ст.88 Основ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу граждан, а также вред, причиненный организации, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинивший вред освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине. При этом организация обязана возместить вред, причиненный по вине ее работников при исполнении ими служебных обязанностей. Ответственность за вред, причиненный правомерными действиями, наступает только в случаях прямо предусмотренных законом.

Для возникновения имущественной ответственности за причинение вреда необходимы определенные условия:

а) наличие вреда под вредом понимается уничтожение или умаление личного
или имущественного блага (причинение вреда здоровью, повреждение груза и т.д.). Неимущественный вред по советскому праву возмещению не подлежит (например, причинение боли, страданий и т.д.);

б) противоправность поведения причинителя вреда, т.е. причинение вреда действиями, которые противоречат советскому закону;

в) наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями под причинной связью понимается объективно существующая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) порождает, обусловливает возникновение другого явления (следствия);

г) вина причинителя вреда – под виной понимается психическое отношение причинителя вреда к своему противоправному действию и наступившему результату. Вина бывает в форме умысла, когда лицо сознает противоправный характер действия (или бездействия), предвидит его вредные последствия и желает

или сознательно допускает их наступление, и в форме неосторожности, когда лицо предвидит возможность наступления вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, или не предвидит возможность их наступления, но должно было и могло их предвидеть.

Как правило, материальная ответственность наступает при наличии всех четырех условий. При этом доказать наличие вреда, факт противоправного поведения причинителя и причинную связь должен потерпевший. Если это будет доказано, то считается, что вред причинен по вине причинителя.

19. В некоторых случаях, предусмотренных законом, ответственность причинителя может наступить при отсутствии вины с его стороны.

Статьей 90 Основ гражданского законодательства установлено, что организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы автомобилей и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности
, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Таким образом, в соответствии со ст.90 Основ к источникам повышенной опасности относится деятельность,связанная с повышенной опасностью причинения вреда окружающим. К такой деятельности относится прежде всего деятельность транспортных организаций. Эта деятельность в процессе своего осуществления не поддается непрерывному и всеобъемлющему контролю человека, а потому создает более высокую степень вероятности причинения вреда жизни и здоровью человека.

Для наступления ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, необходимо наличие трех моментов: вреда, противоправного действия причинителя вреда1 и причинной связи между вредом и противоправным действием. Таким образом, в случае причинения вреда источником повышенной опасности ответственность может быть и при отсутствии вины со стороны причинителя.2

Владелец источника повышенной опасности освобождается от ответственности перед потерпевшим, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего

Под непреодолимой силой понимается событие, имеющее исключительный характер, которое нельзя предотвратить никакими возможными на данном этапе развития общества техническими и экономически оправданными мерами. К непреодолимой силе относятся явления стихийного порядка: землетрясения, наводнения ит.д., а также явления, действие которых на данном этапе науки объяснить невозможно.

Вторым основанием, освобождающим владельца источника повышенной опасности от ответственности, является умысел потерпевшего.

В ст.90 Основ не указано других оснований, при которых ответственность причинителя вреда может быть уменьшена, вплоть до полного освобождения от ответственности. Однако согласно ст.93 Основ при грубой неосторожности потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, размер возмещения должен быть уменьшен, либо в возмещении вреда должно быть отказано.1

20. Согласно ст.101 Воздушного кодекса СССР за вред, причиненный пассажиру воздушного транспорта, перевозчик несет установленную законодательством СССР и союзных республик имущественную ответственность (смерть, увечье или иное повреждение здоровья, причиненные пассажиру), если не докажет, что вред произошел вследствие умысла потерпевшего. Таким образом. ВК СССР возлагает ответственность перевозчика за вред, причиненный пассажиру вследствие непреодолимой силы.