Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
судна произвести посадку за его пределами или на ближайшем аэродроме. Опытные и фигурные полеты воздушных судов над населенными пунктами запрещаются.1
Закон запрещает также фотографирование, киносъемки и пользование средствами радиосвязи с борта воздушного судна. МГА по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами издает правила о порядке производства фотографирования, киносъемок и о порядке производства радиосвязи.
14. Полеты воздушных судов требуют систематического обеспечения каждого воздушного судна данными о состоянии погоды, а также поддержания постоянной радиосвязи. Метеорологическое обслуживание полетов производится безвозмездно Главным управлением гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР в соответствии с Положением о метеорологическом обслуживании гражданского воздушного флота, утвержденным Советом Министров СССР. Генеральным соглашением о метеорологическом обслуживании гражданской авиации, подписанным МГА и ГУГМС; Наставлением по метеорологическому обеспечению гражданской авиации 1966 г.
Для руководства полетами органы министерства связи СССР обязаны предоставлять на правах аренды в распоряжение МГА каналы радиосвязи, радиотелеграфной и проводной связи. При отсутствии выделенных на правах аренды каналов связи МГА для руководства полетами использует каналы связи общего пользования. При этом переговоры, прием и передача телеграмм, касающиеся вопросов оказания помощи воздушному судну, терпящему бедствие, его экипажу и пассажирам, а также необходимость немедленно предпринять действия по обеспечению безопасности полетов и руководства движением воздушных судов, выполняющих особо важные рейсы, производятся вне всякой очереди с оплатой по обыкновенному тарифу.
15. При выполнении полетов могут появиться условия, при которых или вследствие которых возникает угроза безопасности полета и требуется оказание помощи экипажу самолета.
К ним относятся особые условия полета (полеты в случаях обледенения, грозовой деятельности
, сильной болтанки и т.д.) и особые случаи в полете (отказ двигателем, пожар и воздухе и т.д.).
Полеты в особых условиях создают различную степень опасности для воздушного судна и находящихся на нем экипажа и пассажиров.
Если воздушному судну, пассажирам и экипажу угрожает непосредственная опасность, которую невозможно устранить действиями самого экипажа, то такое судно признается терпящим бедствие (ст.63 ВК СССР).
Терпящее бедствие судно характеризуют три признака: 1) воздушному судну, пассажирам или экипажу угрожает непосредственная опасность;1 2) непосредственная опасность не может быть устранена действиями самого экипажа; 3) терпящее бедствие судно нуждается в немедленной помощи.
Советский закон определяет обязанности экипажа, службы руководства движением и других организаций и лиц в случаях, когда воздушное судно терпит бедствие.
Экипаж воздушного судна, терпящего бедствие, обязан подавать сигналы бедствия. В соответствии с НПП ГА сигнал бедствия подается экипажем только по приказанию командира корабля. Применяется международный сигнал бедствия, телеграфом «SOS», радиотелефоном «Мэйдей». Сигналы бедствия передаются на частотах связи с диспетчерской службой, а также на частоте международной спасательной службы (2182 кгц).При полете над морем экипаж передает эти сигналы на международной частоте 500 кгцдля морских судов. Кроме того, экипаж должен включить сигнал «Бедствие» аппаратуры опознавания, передать сигнал бедствия, свои позывные, местонахождение и курс полета, а также сигналы пеленгации.
Экипажи других воздушных судов, услышав сигналы бедствия, обязаны сообщить об этом диспетчеру, продолжая следить за передачами на той же частоте, прекратить передачу и запросы по радио, оказать возможную помощь экипажу самолета, терпящего бедствие, в соответствии со ст.26 ВК СССР.
Служба движения и ближайшие аэропорты обязаны оказать неотложную помощь терпящему бедствие воздушному судну. При этом, согласно ст.64 ВК СССР, они имеют право использовать радионавигационные средства всех предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районе воздушных трасс и вблизи аэропортов.
Иностранным воздушным судам, терпящим бедствие, оказывается помощь на равных основаниях с воздушными судами СССР.
16. Экипаж, оказавшийся в условиях, угрожающих безопасности полета, но не терпящий бедствие, подает сигнал срочности. Этот сигнал означает, что воздушное судно не нуждается в оказании немедленной помощи, однако оно должно совершить действия, касающиеся предотвращения возможной опасности для самолета или пассажиров и экипажа. Сигнал срочности передается телеграфом «ЬЬЬ» и радиотелефоном «ПАН». Передача сигнала срочности производится только на частотах связи с диспетчерской службой.1
Воздушное судно, получившее при взлете, посадке или падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку2, признается воздушным судном, потерпевшим бедствие. Потерпевшие бедствие воздушные суда, если их местонахождение неизвестно, а также воздушные суда, пропавшие без вести3, подлежат немедленному розыску. Организация розыска возлагается на МГА СССР.
Воздушный кодекс СССР обязывает местные органы власти, предприятия, организации и учреждения сообщать о всех известных им случаях бедствия воздушных судов органам МГА, а также оказывать необходимую помощь в организации поисков воздушного судна. В случаях обнаружения воздушного судна, потерпевшего бедствие, необходимо до прибытия представителей МГА принять неотложные меры к спасению людей, оказанию им медицинской помощи, а также к охране воздушного судна и находящейся на его борту служебной документации, оборудования и имущества.
17. Воздушный кодекс СССР устанавливает принципы ответственности владельца воздушного судна в случае причинения воздушным судном повреждения другому воздушному судну (в частности, в результате столкновения воздушных судов):
1) вред, причиненный по вине одной стороны, возмещается в полном объеме этой стороной;
2) если вред причинен по вине нескольких сторон, то ответственность наступает соразмерно степени вины каждой стороны
;
3) если невозможно установить степень вины сторон, то ответственность распределяется поровну;
4) если отсутствует вина сторон, то ни одна из сторон не имеет права требовать возмещения вреда от другой стороны.
В случае причинения вреда пассажиру или имуществу третьих лиц ответственность несет перевозчик, однако он имеет право регресса (обратного требования) к другой стороне, по вине кото- рой причинен вред, в соответствии с пп. 1, 2, 3.
18. Воздушные суда должны совершать полеты в воздушном пространстве СССР по установленным трассам в соответствии с правилами, определенными законами СССР. Воздушное судно, нарушившее установленные требования, признается воздушным судном-нарушителем, если оно:
а) совершит без разрешения влет в воздушное пространство СССР;
б) находится в воздушном пространстве СССР без государственно-регистрационного опознавательного знака;
в) нарушило установленный режим полета.
Воздушное судно-нарушитель, если оно не подчинится требованиям органов, контролирующих полеты, принуждается к посадке. Посадка должна быть произведена в указанном месте. Продолжение полета допускается только с разрешения МГА после выяснения причин нарушения.
1. Основное содержание деятельности воздушного транспорта составляют перевозки, т.е. перемещение пассажиров, багажа, грузов и почты с помощью гражданских воздушных судов, принадлежащих воздушно-транспортному предприятию.
В СССР воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты могут осуществляться только воздушно-транспортными предприятиями Министерства гражданской авиации (ст.81 ВК СССР). Из этого общего правила допускаются два исключения: во-первых, предприятиям и организациям (кроме предприятий и организаций МГА), имеющим в своем ведении воздушные суда, предоставлено право осуществлять перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты для обеспечения своих нужд; во-вторых, иностранным авиапредприятиям разрешается выполнять международные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты. Иностранные воздушные суда не имеют права выполнять перевозки за вознаграждение между пунктами на территории СССР без особого разрешения МГА СССР (ст.75 ВК СССР).
2. В процессе осуществления воздушных перевозок авиапредприятия заключают с государственными и общественными организациями, а также гражданами договоры, носящие гражданско-правовой характер.1
Взаимные обязательства сторон по договору воздушной перевозки регулируются нормами гражданского права.
В связи с проводимой в стране хозяйственной реформой возрастает роль и повышается ответственность всех видов транспорта. Директивами XXIII съезда КПСС по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966–1970 гг. установлено, что основными задачами транспорта является более полное обеспечение потребностей экономики страны в перевозках, дальнейшее перевооружение транспорта, развитие и совершенствование единой транспортной сети, а также обеспечение рационализации транспортных связей, экономически целесообразное распределение перевозок грузов между всеми видами транспорта, ускорение доставки грузов, сокращение дальности перевозок и транспортных издержек, полное использование транспортных средств, сокращение простоев и порожних пробегов.
Закон запрещает также фотографирование, киносъемки и пользование средствами радиосвязи с борта воздушного судна. МГА по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами издает правила о порядке производства фотографирования, киносъемок и о порядке производства радиосвязи.
14. Полеты воздушных судов требуют систематического обеспечения каждого воздушного судна данными о состоянии погоды, а также поддержания постоянной радиосвязи. Метеорологическое обслуживание полетов производится безвозмездно Главным управлением гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР в соответствии с Положением о метеорологическом обслуживании гражданского воздушного флота, утвержденным Советом Министров СССР. Генеральным соглашением о метеорологическом обслуживании гражданской авиации, подписанным МГА и ГУГМС; Наставлением по метеорологическому обеспечению гражданской авиации 1966 г.
Для руководства полетами органы министерства связи СССР обязаны предоставлять на правах аренды в распоряжение МГА каналы радиосвязи, радиотелеграфной и проводной связи. При отсутствии выделенных на правах аренды каналов связи МГА для руководства полетами использует каналы связи общего пользования. При этом переговоры, прием и передача телеграмм, касающиеся вопросов оказания помощи воздушному судну, терпящему бедствие, его экипажу и пассажирам, а также необходимость немедленно предпринять действия по обеспечению безопасности полетов и руководства движением воздушных судов, выполняющих особо важные рейсы, производятся вне всякой очереди с оплатой по обыкновенному тарифу.
15. При выполнении полетов могут появиться условия, при которых или вследствие которых возникает угроза безопасности полета и требуется оказание помощи экипажу самолета.
К ним относятся особые условия полета (полеты в случаях обледенения, грозовой деятельности
, сильной болтанки и т.д.) и особые случаи в полете (отказ двигателем, пожар и воздухе и т.д.).
Полеты в особых условиях создают различную степень опасности для воздушного судна и находящихся на нем экипажа и пассажиров.
Если воздушному судну, пассажирам и экипажу угрожает непосредственная опасность, которую невозможно устранить действиями самого экипажа, то такое судно признается терпящим бедствие (ст.63 ВК СССР).
Терпящее бедствие судно характеризуют три признака: 1) воздушному судну, пассажирам или экипажу угрожает непосредственная опасность;1 2) непосредственная опасность не может быть устранена действиями самого экипажа; 3) терпящее бедствие судно нуждается в немедленной помощи.
Советский закон определяет обязанности экипажа, службы руководства движением и других организаций и лиц в случаях, когда воздушное судно терпит бедствие.
Экипаж воздушного судна, терпящего бедствие, обязан подавать сигналы бедствия. В соответствии с НПП ГА сигнал бедствия подается экипажем только по приказанию командира корабля. Применяется международный сигнал бедствия, телеграфом «SOS», радиотелефоном «Мэйдей». Сигналы бедствия передаются на частотах связи с диспетчерской службой, а также на частоте международной спасательной службы (2182 кгц).При полете над морем экипаж передает эти сигналы на международной частоте 500 кгцдля морских судов. Кроме того, экипаж должен включить сигнал «Бедствие» аппаратуры опознавания, передать сигнал бедствия, свои позывные, местонахождение и курс полета, а также сигналы пеленгации.
Экипажи других воздушных судов, услышав сигналы бедствия, обязаны сообщить об этом диспетчеру, продолжая следить за передачами на той же частоте, прекратить передачу и запросы по радио, оказать возможную помощь экипажу самолета, терпящего бедствие, в соответствии со ст.26 ВК СССР.
Служба движения и ближайшие аэропорты обязаны оказать неотложную помощь терпящему бедствие воздушному судну. При этом, согласно ст.64 ВК СССР, они имеют право использовать радионавигационные средства всех предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районе воздушных трасс и вблизи аэропортов.
Иностранным воздушным судам, терпящим бедствие, оказывается помощь на равных основаниях с воздушными судами СССР.
16. Экипаж, оказавшийся в условиях, угрожающих безопасности полета, но не терпящий бедствие, подает сигнал срочности. Этот сигнал означает, что воздушное судно не нуждается в оказании немедленной помощи, однако оно должно совершить действия, касающиеся предотвращения возможной опасности для самолета или пассажиров и экипажа. Сигнал срочности передается телеграфом «ЬЬЬ» и радиотелефоном «ПАН». Передача сигнала срочности производится только на частотах связи с диспетчерской службой.1
Воздушное судно, получившее при взлете, посадке или падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку2, признается воздушным судном, потерпевшим бедствие. Потерпевшие бедствие воздушные суда, если их местонахождение неизвестно, а также воздушные суда, пропавшие без вести3, подлежат немедленному розыску. Организация розыска возлагается на МГА СССР.
Воздушный кодекс СССР обязывает местные органы власти, предприятия, организации и учреждения сообщать о всех известных им случаях бедствия воздушных судов органам МГА, а также оказывать необходимую помощь в организации поисков воздушного судна. В случаях обнаружения воздушного судна, потерпевшего бедствие, необходимо до прибытия представителей МГА принять неотложные меры к спасению людей, оказанию им медицинской помощи, а также к охране воздушного судна и находящейся на его борту служебной документации, оборудования и имущества.
17. Воздушный кодекс СССР устанавливает принципы ответственности владельца воздушного судна в случае причинения воздушным судном повреждения другому воздушному судну (в частности, в результате столкновения воздушных судов):
1) вред, причиненный по вине одной стороны, возмещается в полном объеме этой стороной;
2) если вред причинен по вине нескольких сторон, то ответственность наступает соразмерно степени вины каждой стороны
;
3) если невозможно установить степень вины сторон, то ответственность распределяется поровну;
4) если отсутствует вина сторон, то ни одна из сторон не имеет права требовать возмещения вреда от другой стороны.
В случае причинения вреда пассажиру или имуществу третьих лиц ответственность несет перевозчик, однако он имеет право регресса (обратного требования) к другой стороне, по вине кото- рой причинен вред, в соответствии с пп. 1, 2, 3.
18. Воздушные суда должны совершать полеты в воздушном пространстве СССР по установленным трассам в соответствии с правилами, определенными законами СССР. Воздушное судно, нарушившее установленные требования, признается воздушным судном-нарушителем, если оно:
а) совершит без разрешения влет в воздушное пространство СССР;
б) находится в воздушном пространстве СССР без государственно-регистрационного опознавательного знака;
в) нарушило установленный режим полета.
Воздушное судно-нарушитель, если оно не подчинится требованиям органов, контролирующих полеты, принуждается к посадке. Посадка должна быть произведена в указанном месте. Продолжение полета допускается только с разрешения МГА после выяснения причин нарушения.
Глава 6.
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
1. Основное содержание деятельности воздушного транспорта составляют перевозки, т.е. перемещение пассажиров, багажа, грузов и почты с помощью гражданских воздушных судов, принадлежащих воздушно-транспортному предприятию.
В СССР воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты могут осуществляться только воздушно-транспортными предприятиями Министерства гражданской авиации (ст.81 ВК СССР). Из этого общего правила допускаются два исключения: во-первых, предприятиям и организациям (кроме предприятий и организаций МГА), имеющим в своем ведении воздушные суда, предоставлено право осуществлять перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты для обеспечения своих нужд; во-вторых, иностранным авиапредприятиям разрешается выполнять международные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты. Иностранные воздушные суда не имеют права выполнять перевозки за вознаграждение между пунктами на территории СССР без особого разрешения МГА СССР (ст.75 ВК СССР).
2. В процессе осуществления воздушных перевозок авиапредприятия заключают с государственными и общественными организациями, а также гражданами договоры, носящие гражданско-правовой характер.1
Взаимные обязательства сторон по договору воздушной перевозки регулируются нормами гражданского права.
В связи с проводимой в стране хозяйственной реформой возрастает роль и повышается ответственность всех видов транспорта. Директивами XXIII съезда КПСС по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966–1970 гг. установлено, что основными задачами транспорта является более полное обеспечение потребностей экономики страны в перевозках, дальнейшее перевооружение транспорта, развитие и совершенствование единой транспортной сети, а также обеспечение рационализации транспортных связей, экономически целесообразное распределение перевозок грузов между всеми видами транспорта, ускорение доставки грузов, сокращение дальности перевозок и транспортных издержек, полное использование транспортных средств, сокращение простоев и порожних пробегов.