Файл: Культура коучинга как инструмент повышения вовлеченности сотрудников в компании улыбка радуги.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА
1.1 Общая характеристика понятия «коучинг»
1.2 Отличительные особенности коучинга
1.4 Модели, используемые в коучинге
1.5 Культура коучинга в организации
1.6 Оценка эффективности коучинга
1.7 Опыт компании «Газпром нефть»
Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ КОУЧИНГА В КОМПАНИИ «УЛЫБКА РАДУГИ»
2.1 Краткое описание компании «Улыбка Радуги»
2.2 Вовлеченность сотрудников в компании «Улыбка радуги»
2.3 Культура компании «Улыбка радуги»
2.4 Анализ развития элементов культуры коучинга в «Улыбке радуги»
2.5 Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет
Институт «Высшая школа менеджмента»
КУЛЬТУРА КОУЧИНГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ В КОМПАНИИ «УЛЫБКА РАДУГИ»
Выпускная квалификационная работа студента 4 курса бакалаврской программы, профиль – Управление человеческими ресурсами
ПЕТРОВА Кирилла Андреевича
(подпись)
Научный руководитель: к.э.н., доцент
ЛАТУХА Марина Олеговна
(подпись)
Санкт-Петербург
2017
Я, Петров Кирилл Андреевич, студент 4 курса направления 080200 «Менеджмент» (профиль подготовки – Управление человеческими ресурсами), заявляю, что в моей выпускной квалификационной работе на тему «Культура коучинга как инструмент повышения вовлеченности сотрудников в компании "Улыбка радуги"», представленной в службу обеспечения программ бакалавриата для последующей передачи в государственную аттестационную комиссию для публичной защиты, не содержится элементов плагиата. Все прямые заимствования из печатных и электронных источников, а также из защищённых ранее курсовых и выпускных квалификационных работ
, кандидатских и докторских диссертаций имеют соответствующие ссылки.
Мне известно содержание п. 9.7.1 Правил обучения по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в СПбГУ о том, что «ВКР выполняется индивидуально каждым студентом под руководством назначенного ему научного руководителя», и п. 51 Устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» о том, что «студент подлежит отчислению из Санкт-Петербургского университета за представление курсовой или выпускной квалификационной работы, выполненной другим лицом (лицами)».
____________________________________ (Подпись студента)
____________________________________ (Дата)
Оглавление
Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА 7
1.1 Общая характеристика понятия «коучинг» 7
1.1.1 История возникновения и развития коучинга 8
1.1.2 Подходы к определению коучинга 10
1.2 Отличительные особенности коучинга 13
1.3 Классификация коучинга 16
1.4 Модели, используемые в коучинге 18
1.5 Культура коучинга в организации 25
1.5.1 Организационная культура и её влияние на вовлеченность персонала 25
1.5.2 Значение культуры коучинга и её влияние на вовлеченность персонала 33
1.5.3 Элементы культуры коучинга 37
1.5.4 Принципы коучинга 41
1.5.6 Подходы к созданию культуры коучинга 43
1.6 Коуч и его роли 48
1.6.1 Роли коуча 49
1.6.1 Правила выбора коуча 51
1.6 Оценка эффективности коучинга 53
1.7 Опыт компании «Газпром нефть» 58
Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ КОУЧИНГА В КОМПАНИИ «УЛЫБКА РАДУГИ» 62
2.1 Краткое описание компании «Улыбка Радуги» 62
2.2 Вовлеченность сотрудников в компании «Улыбка радуги» 63
2.3 Культура компании «Улыбка радуги» 65
2.4 Анализ развития элементов культуры коучинга в «Улыбке радуги» 66
2.5 Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги» 74
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Приложения 89
Введение
Коучинг продолжает набирать популярность с каждым годом. Согласно исследованию ICF «Building a Coaching Culture» (2016)1, количество организаций, использующих внутренний и внешний коучинг, увеличилось на 5% по сравнению с 2014 годом. Количество менеджеров, имеющих инструменты коучинга в своем управленческом арсенале, выросло на 9%. Согласно исследованию Hay Group, 25-40 процентов компаний из списка Fortune 500 используют коучинг первых лиц для повышения эффективности, вовлеченности сотрудников и общих результатов бизнеса2.
Однако в Центральной и Восточной Европе, включая Российскую Федерацию, коучинг гораздо менее популярен. Так, например, по данным ICF «Global Coaching Study» (2016)3, доход от коучинговой деятельности в Центральной и Восточной Европе составил всего 3% от общего показателя. Лидерами являются Северная Америка с 40,6% и Западная Европа с 38,1%.
В то же время, как утверждают российские авторы, потенциал сотрудников российских компаний однозначно не ниже, чем в других странах, однако доминирующий стиль управления в российских компаниях не позволяет раскрыть его в полном объеме4. «Чертами, характерными для большинства представителей современного российского менеджмента, являются жесткий авторитаризм в управлении, единоличное принятие решений (централизация власти), дуализм в поведении российских управленцев, а также преобладание административных методов управления, базирующихся на власти, строгом подчинении вышестоящему лицу и санкциях/взысканиях»5.
Культура коучинга противоречит описанному выше стилю управления и в свою очередь позволяет6:
-
Повысить вовлеченность и лояльность сотрудников; -
Повысить эффективность командной и индивидуальной работы; -
Создать доверительные и продуктивные отношения как между руководителем и подчиненными, так и коллегами; -
Поддерживать развитие сотрудников и повышение их компетентности.
В 2016 году после проведения опроса сотрудников компания «Улыбка радуги» поставила перед собой задачу повышения вовлеченности своих сотрудников.
Помимо использования таких практик, как составление планов развития, регулярное предоставление обратной связи, публичное признание успехов и т.п., руководство компании проявило интерес к набирающему популярность коучингу.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги». Объектом исследования является компания «Улыбка радуги», предметом исследования – культура коучинга. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-
Провести исследование, направленное на выявление актуальности проблемы вовлеченности персонала в компании «Улыбка радуги». -
Провести анализ теоретического материала по предметной области исследования для дальнейшего применения его на практике. -
Выявить успешные практики внедрения элементов культуры коучинга в российских компаниях. -
Провести анализ организационной культуры компании «Улыбка радуги». -
Разработать анкету, которая будет направлена на оценку уровня развития элементов культуры коучинга в организации. -
Провести анонимный опрос сотрудников компании «Улыбка радуги» по разработанной анкете.
Для выполнения первой задачи будет проведен опрос в форме структурированного интервью с сотрудниками компании как метод количественного исследования совместно с HR-отделом компании. В качестве успешной практики внедрения элементов культуры коучинга будет проанализирован опыт ПАО «Газпром нефть» через проведение полуструктурированного интервью с HR-бизнес-партнером компании. Культура «Улыбки радуги» будет проанализирована посредством полуструктурированных интервью с HR-директором и представителем учебного центра компании. Оценка уровня развития элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги» будет произведена на основе анонимного онлайн опроса сотрудников компании. Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга будут адресованы HR-отделу компании, включая учебный центр и отдел внутренних коммуникаций. Структура работы в графическом виде представлена ниже (рис. 1), где теоретические основы коучинга разделены на те разделы, которые представляются наиболее важными в рамках данного консультационного проекта.
Рисунок 1. Структура работы