Файл: Культура коучинга как инструмент повышения вовлеченности сотрудников в компании улыбка радуги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА

1.1 Общая характеристика понятия «коучинг»

1.2 Отличительные особенности коучинга

1.3 Классификация коучинга

1.4 Модели, используемые в коучинге

1.5 Культура коучинга в организации

1.6 Коуч и его роли

1.6 Оценка эффективности коучинга

1.7 Опыт компании «Газпром нефть»

Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ КОУЧИНГА В КОМПАНИИ «УЛЫБКА РАДУГИ»

2.1 Краткое описание компании «Улыбка Радуги»

2.2 Вовлеченность сотрудников в компании «Улыбка радуги»

2.3 Культура компании «Улыбка радуги»

2.4 Анализ развития элементов культуры коучинга в «Улыбке радуги»

2.5 Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги»

Заключение Итогом данной работы являются разработанные рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги». То есть цель работы достигнута посредством анализа теоретических основ коучинга, подтверждения актуальности проблемы вовлеченности сотрудников в компании «Улыбка радуги», анализа организационной культуры компании, разработки и проведения опроса, направленного на оценку уровня развития элементов культуры коучинга в компании и выявления успешных практик в области коучинга.В результате анализа теоретических основ коучинга было выявлено следующее. Коучинг является относительно новым явлением как в бизнесе, так и в других сферах жизни, поэтому на данный момент не существуют его общепринятого определения. Тем не менее, коучинг обладает рядом специфических особенностей, которые отличают его от терапии, консалтинга и наставничества. Модели, используемые в коучинге, представлены в большом объеме, однако подавляющее большинство из них берут своё начало из модели GROW, предложенной одним из основоположников коучинга – Уитмором Джоном. Организационная культура коучинга, повышающая вовлеченность персонала, является малоизученной как объект современной науки, в то же время некоторые авторы выделяют отдельные её элементы. Точная оценка эффективности коучинга представляется трудноизмеримой, однако её проще измерить относительно программ обучения и развития, т.к. любой процесс коучинга предполагает постановку цели клиентом на начальном этапе, которую можно сравнивать с полученными результатами.Актуальность проблемы вовлеченности персонала в компании «Улыбка радуги» подтвердилась в ходе совместного исследования с HR-отделом компании. Исследование представляло собой опрос 350 сотрудников по разработанной HR-отделом анкете, которая была направлена на анализ нескольких аспектов, в том числе на вовлеченность сотрудников.Анализ организационной культуры компании показал, что доминирующей является иерархическая культура, в тоже время в компании присутствуют элементы клановой организационной культуры. Данный анализ проводился на основе полуструктурированных интервью с HR-директором и представителем учебного центра компании.Анкета, направленная на оценку уровня развития элементов культуры коучинга в организации, была разработана на основе анализа работ российских и зарубежных авторов. В результате данного анализа в организационную культуру коучинга были включены шесть элементов. Разработанная анкета может применяться для аналогичной цели и в других российских компаниях.По предложенной анкете был проведен анонимный онлайн опрос 239 сотрудников компании «Улыбка радуги». В результате опроса было установлено, что каждый элемент культуры коучинга в компании нуждается в определенном развитии. Наибольшее внимание стоит уделить качеству обратной связи и использованию коучинга в компании. Наиболее развитыми элементами оказались открытость между сотрудниками и соответствие принципам коучинга при взаимодействии.В качестве примера успешной практики в области внедрения коучинга был рассмотрен опыт компании «Газпром нефть». В частности, были выделены основные проблемы, с которыми столкнулась компания при внедрении коучинга, такие, как выбор провайдера и оценка эффективности коучинга, и предложены возможные их решения.Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги» были адресованы HR-отделу компании, включая учебный центр и отдел внутренних коммуникаций. Предложенные рекомендации включили в себя увеличение программ корпоративного обучения, оптимизацию оценки персонала, ввод поощрений за выдвижение новых идей сотрудниками, организацию внерабочих коммуникаций, организацию тренингов по коучингу и недирективному управлению, организацию регулярных коуч-сессий и внутренних семинаров по предоставлению обратной связи подчиненным.К перспективам дальнейших исследований можно отнести организационную культуру коучинга, т.к. этот аспект не изучен на данный момент глубоко и комплексно. В частности, стоит рассмотреть факторы, влияющие на изменение культуры коучинга, а также влияние подобной культуры на бренд работодателя. Список использованной литературы Беляев, В. Обратная связь как инструмент руководителя [Электронный ресурс] / Владимир Беляев // iTeam. — 2014. — Режим доступа: https://iteam.ru/publications/ human/section_44/article_4441 (дата обращения: 04.05.2017). Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы / Майлз Дауни. ― М. : Добрая книга, 2015. — 288 с. Дафт, Р. Менеджмент / Ричард Л. Дафт. ― СПб. : Питер, 2012. — 656 с. Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию / Егорова Анна. ― Business Result Group, 2014. ― 25 с. Котова, Н. Менторинг больше чем наставничество [Электронный ресурс] / Наталья Котова // Интернет-версия газеты «Акмолинская правда». — 2013. — № 138. — Режим доступа: http://apgazeta.kz/2013/11/27/mentoring-bolshe-chem-nastavnichestvo/ (дата обращения: 13.03.2017). Лебедева, А. Коуч – Волшебное зеркало [Электронный ресурс] / Анна Лебедева // Интернет-версия журнала «Управление персоналом». — 2014. — № 16. — Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html?3711 (дата обращения: 03.05.2017). Особенности современного российского стиля управления / А. Алексеев и др. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 43. — С. 180-184. Петров, К. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях / Петров Кирилл Андреевич. ― СПб. : Высшая школа менеджмента, 2016. ― 53 с. Планета коучинга [Электронный ресурс] // История коучинга. — Режим доступа: http://coachplanet.ru/about/ (дата обращения: 01.03.2017). Психологический центр Карташовой А. [Электронный ресурс] // Психиатр, психотерапевт или психолог. — Режим доступа: http://www.psy-centre.ru/about/questions/psihiatr_psihoterapevt_ili_psiholog/ (дата обращения: 13.03.2017). Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова и др. ― 3-е изд. ― М. : Альпина Паблишер, 2012. ― 284 с. Самольянов, О. Коучинг до самой сути: что важно? / Олег Самольянов. ― СПб. : Речь, 2008. ― 208 с. Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности / Дж. Уитмор. ― М. : Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — 168 с. Чуланова, О. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом / Чуланова О.Л., Припасаева О.И. // Интернет-журнал «Науковедение». — 2016. — Т. 8. Шматко Д. Постановка коучинга в организации // Управление персоналом. — 2003. —№ 2 — C. 19-21 Allen, W. The Coach’s View: Best Practices for Successful Coaching Engagements [Электронный ресурс] / Whittier Allen, Lisa Manning, Thomas Francis, William Gentry // Center for Creative Leadership. — 2016. — Режим доступа: https://media.ccl.org/wp-content/uploads/2016/09/coachs-view-center-for-creative-leadership.pdf (дата обращения: 03.05.2017). Ars, B. Work Engagement and Coaching: The Influence of Coaching on Work Engagement / B. Ars // Tilburg University. ― 2010. AXES Management [Электронный ресурс] // Методика исследования вовлеченности. — Режим доступа: http://axesgroup.ru/engagement/metodology/ (дата обращения: 19.05.2017). Bersin & Associates research “High-Impact Performance Management: Maximizing Performance Coaching” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bersin.com/Practice/Detail.aspx?id=15021 (дата обращения: 05.04.2017). Business Result Group [Электронный ресурс] // Концепция вовлеченности. — Режим доступа: http://groupbr.ru/services/engagement/ (дата обращения: 19.05.2017). Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework / Kim S. Cameron, Robert E. Quinn. ― 3d ed. ― Hoboken : John Wiley & Sons, 2011. ― 288 p. Career Partners International [Электронный ресурс] // The Power of a Coaching Culture on Organizational Performance. — Режим доступа: http://www.cpiworld.com/knowledge-center/white-papers/the-power-of-a-coaching-culture-on-organizational-performance (дата обращения: 05.04.2017). Clutterbuck, D. Making Coaching Work: Creating a coaching culture / David Clutterbuck. ― New York : McGraw-Hill Education, 2006. ― 192 p. CoachVille [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.coachville.com/ (дата обращения: 26.02.2017). Crane, T. Creating a Coaching Culture [Электронный ресурс] / Tom Crane // WABC Coaches Inc. — 2005. — Режим доступа: https://www.wabccoaches.com/ bcw/2005_v1_i1/feature.html (дата обращения: 03.05.2017). Denison, D. Toward a Theory of Organizational Culture and Effectiveness / Daniel R. Denison, Aneil K. Mishra // Organization Science. ― 1995. ― Vol. 6, N. 2. ― P. 204-223. Forbes Coaches Council [Электронный ресурс] // 13 Ways Leaders Can Build A 'Coaching Culture' At Work. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2016/10/07/13-ways-leaders-can-build-a-coaching-culture-at-work/#ce2ca4a44b68 (дата обращения: 11.04.2017). Freeman, E. Strategic Management: A Stakeholder Approach / R. Edward Freeman. ― Boston : Pitman, 1984. ― 276 p. Gallup Institute [Электронный ресурс] // Engagement. — Режим доступа: http://www.gallup.com/topic/employee_engagement.aspx (дата обращения: 19.05.2017). Gallwey, W. Timothy. The Inner Game of Tennis / Timothy Gallwey. ― New York : Random House, 1974. ― 122 p. Herholdt, J. Mentoring and Coaching in Organisations / Johan Herholdt. ― Randburg: Knowres Publishing, 2012. ― 224 p. Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement (дата обращения: 19.05.2017). ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf (дата обращения: 05.04.2017). ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf (дата обращения: 27.03.2017). Institute for Solution-Focused Therapy [Электронный ресурс] // What is Solution-focused Therapy. — Режим доступа: https://solutionfocused.net/what-is-solution-focused-therapy/ (дата обращения: 23.03.2017). Institute of Leadership & Management research “Creating a coaching culture” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.i-l-m.com/

Приложения Приложение 1Уважаемый респондент!В настоящее время в ВШМ СПбГУ реализуется исследовательский проект, цель которого – проанализировать развитие элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги».Мы будем благодарны Вам за заполнение данной анкеты, которая послужит для нас источником данных по российским компаниям. Полученные результаты будут представлены в обобщенном виде.Блок 1. Ориентация на развитие и обучениеСколько программ корпоративного обучения (курсы, семинары, конференции, тренинги, вебинары и т.п.) Вы посетили за последний год? 0 1-3 3-9 9-15 Более 15 Сколько программ корпоративного обучения (курсы, семинары, конференции, тренинги, вебинары и т.п.) Вы бы хотели посетить в следующем году? 0 1-3 3-9 9-15 Более 15 Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Я хочу регулярно проходить обучение, чтобы повышать свои профессиональные навыки и умения. Мой руководитель осведомлен об уровне развития моих профессиональных компетенций, благодаря проводимой оценке персонала (аналитические/вербальные тесты, оценка 360, ассессмент-центр и т.п.). Если мне понадобится обучение для достижения поставленных целей, мой руководитель поддержит меня. Я хочу пройти обучение, но моё руководство не в курсе или считает это не целесообразным. Задачи, которые я выполняю на работе, нравятся мне и способствуют моему профессиональному развитию. Блок 2. Сотрудничество и открытость между сотрудникамиКак часто Вы предлагаете свои идеи руководству, которые могут улучшить работу отдела/подразделения/организации? Никогда Редко Регулярно Очень часто Как часто руководство рассматривает предложенные Вами идеи и предоставляет конструктивную обратную связь? Никогда Редко От случая к случаю На каждую предложенную идею Я не предлагаю идей Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: В рабочем коллективе у нас принято помогать друг другу даже в ущерб своим интересам. С коллегами мы общаемся только по рабочим вопросам. Я спорю со своим руководителем, когда считаю, что мои доводы обоснованы и конструктивны. Мои коллеги всегда обмениваются знаниями и делятся опытом. Иногда я не предлагаю идей руководителю, так он может отреагировать на них нежелательным образом. Если я столкнусь с проблемой в решении рабочих задач, я попробую сам решить её, чтобы не отвлекать моих коллег или руководителя. Блок 3. Качественная обратная связьКак часто Вы обсуждаете с руководителем результаты Вашей работы? Никогда Каждый день Раз в неделю Раз в месяц Несколько раз в год Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Мой руководитель чаще акцентирует внимание на моих достижениях, а не на моих ошибках. Руководитель иногда критикует меня на людях. Когда руководитель высказывает своё мнение по поводу моей работы я могу высказать свою точку зрения, зная, что руководитель воспримет её адекватно. Иногда мой руководитель обсуждает не мои результаты, а мою личность. Я не хочу отвлекать своего руководителя, поэтому жду, когда он сам отметит результаты моей работы. Когда я делаю свою работу хорошо, руководитель дает мне понять, что это важно для организации. Общение с руководителем дает мне понять, что я делаю правильно/неправильно, но не мотивирует меня. Блок 4. Недирективный стиль руководстваОцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Руководитель назначает мне конкретные цели и задачи, которые я обязан выполнить. Я следую четким инструкциям руководителя в процессе выполнения задач, т.к. самодеятельность может привести к нежелательной реакции. Я не вношу корректировки в задачи и цели, которые мне нужно достигнуть, т.к. это решает только руководитель. Мой руководитель часто задаёт мне вопросы. Я убежден, что работу, которую я выполняю, крайне полезна для организации. С моим руководителем мы вместе обсуждаем возможные варианты достижения необходимых результатов. Блок 5. Использование и восприятие коучинга в организацииЗнаете ли Вы, что такое коучинг? Да Нет * Коучинг – это ориентированный на результат процесс регулярного взаимодействия с одним человеком или группой людей, направленный на раскрытие потенциала через использование вопросов в ориентированной на обучение среде.По Вашему мнению, используется ли внутренний коучинг (без привлечения сторонних специалистов) в «Улыбке радуги»? Да Затрудняюсь ответить Нет Отметьте те вопросы, которые задает Вам руководитель при общении с ним на работе (формулировка вопросов может варьироваться, но суть остается прежней): Каких результатов ты хочешь достичь? В течение какого времени ты хочешь достичь результатов? Почему для тебя важно сделать это? Что ты почувствуешь, когда достигнешь своей цели? Как бы ты характеризовал текущий прогресс относительно достижения цели? Что ты уже сделал, чтобы решить поставленные задачи? С какими проблемами ты можешь столкнуться, выполняя свою работу? Что, на твой взгляд, нужно изменить, чтобы работать продуктивнее? Каких ресурсов/навыков/знаний тебе не хватает? Что ты можешь сделать, чтобы достигнуть поставленной цели? Каким может быть твой первый шаг в решении этой задачи? Как можно получить ресурс/навык/знания, которого тебе не хватает? Кто может помочь тебе? Что ты будешь делать чтобы решить задачу? Как? Когда? Как часто? Насколько ты уверен, что выбрал правильный способ решения задачи? Ничего из вышеперечисленного. Блок 6. Соответствие принципам коучинга при взаимодействииОцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Мой руководитель создает такой психологический климат, в котором я чувствую себя уверенно в решении любых задач. Если я совершу ошибку в процессе своей работы, то получу соответствующее наказание. С моим руководителем мы чаще разбираемся в причинах возникшей проблемы, чем ищем пути её решения. Мой руководитель порой специально дает мне очень сложные задачи, чтобы я смог продемонстрировать свои навыки. Я доверяю своему руководителю. Мой руководитель не предлагает мне готовое решение моих проблем, а помогает мне самому найти решение. Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 1 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 2 Mukherjee, S. Corporate Coaching: The Essential Guide, 2014 3 ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf 4 Шматко Д. Постановка коучинга в организации, 2003 5 Особенности современного российского стиля управления / А. Алексеев и др., 2016 6 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 7 Metz, Ruth F. Coaching in the Library: A Management Strategy for Achieving Excellence, 2001, p. 7 8 Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности, 2005, с. 10 9 Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы, 2015, с. 36 10 CoachVille [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.coachville.com/ 11 Планета коучинга [Электронный ресурс] // История коучинга. — Режим доступа: http://coachplanet.ru/about/ 12 Gallwey, W. Timothy. The Inner Game of Tennis, 1974, p. 17 13 Parsloe, E. Coaching, Mentoring, and Assessing: A Practical Guide to Developing Competence, 1992 14 Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности, 2005, с. 25 15 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014 16 Payne, V. Coaching for High Performance, 2006, p. 18 17 Tucker, K. Establishing a Mentoring and Coaching Programme, 2007, p. VI 18 Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы, 2015, с. 48 19 Socratic Method Research [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.socraticmethod.net/ 20 Психологический центр Карташовой А. [Электронный ресурс] // Психиатр, психотерапевт или психолог. — Режим доступа: http://www.psy-centre.ru/about/questions/psihiatr _psihoterapevt_ili_psiholog/ 21 Котова, Н. Менторинг больше чем наставничество [Электронный ресурс] / Интернет-версия газеты «Акмолинская правда». — 2013. — № 138. — Режим доступа: http://apgazeta.kz/2013/11/27/mentoring-bolshe-chem-nastavnichestvo/ 22 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.14 23 Worldwide Association of Business Coaches [Электронный ресурс] // Business Coaching Definition. — Режим доступа: http://www.wabccoaches.com/includes/ popups/definition.html 24 ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf 25 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.149 26 O'Donovan, G. TGROW Model in Coaching [Электронный ресурс] / Ezine Articles. — 2011. — Режим доступа: http://ezinearticles.com/?TGROW-Model-in-Coaching&id=6264948 27 Mind Tools Portal [Электронный ресурс] // The OSKAR Coaching Framework: Getting Results by Focusing on Solutions. — Режим доступа: https://www.mindtools.com/pages/article/oskar-coaching-framework.htm 28 McKergow, M., Clarke, J. Coaching with OSKAR: A solutions-focused approach to effective and sustainable change [Электронный ресурс] / The Centre for Solutions Focus at Work. — 2013. — Режим доступа: http://sfwork.com/pdf/Coaching%20with%20OSKAR.pdf 29 Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова и др., 2017, с. 91 30 Самольянов, О. Коучинг до самой сути: что важно, 2008, с. 56 31 Zenger, J. The Extraordinary Coach: How the Best Leaders Help Others Grow, 2010 32 Дафт, Р. Менеджмент, 2012, с. 98 33 Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework, 2011 34 Gallup Institute [Электронный ресурс] // Engagement. — Режим доступа: http://www.gallup.com/topic/employee_engagement.aspx 35 Kanh, W. Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work, 1990 36 Saks, A. Antecedents and consequences of employee engagement, 2006 37 Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию, 2014 38 AXES Management [Электронный ресурс] // Методика исследования вовлеченности. — Режим доступа: http://axesgroup.ru/engagement/metodology/ 39 Business Result Group [Электронный ресурс] // Концепция вовлеченности. — Режим доступа: http://groupbr.ru/services/engagement/ 40 Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию, 2014 41 Чуланова, О. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом, 2016 42 Naidoo, P. Investigation relationship between organizational culture and work engagement, 2014 43 Krog, A. The relationship between organizational culture and Work engagement: A multilevel investigation, 2014 44 Parent, D. The Impact of Employee Engagement and a Positive Organizational Culture on an Individual’s Ability to Adapt to Organization Change, 2015 45 Kodjo, J. The Influence of Organizational Culture on Organizational Learning, Worker Involvement and Worker Productivity, 2009 46 Smith, E. Organizational Culture & Employee Engagement, 2016 47 Passmore, J. Building a coaching culture: A development journey for organisational development, 2011 48 Jones, G. How to Create a Coaching Culture, 2014, p. 13 49 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 50 Career Partners International [Электронный ресурс] // The Power of a Coaching Culture on Organizational Performance. — Режим доступа: http://www.cpiworld.com/knowledge-center/white-papers/the-power-of-a-coaching-culture-on-organizational-performance 51 Bersin & Associates research “High-Impact Performance Management: Maximizing Performance Coaching” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bersin.com/Practice/ Detail.aspx?id=15021 52 Institute of Leadership & Management research “Creating a coaching culture” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.i-l-m.com//media/ILM%20Website/Downloads/Insight/Reports_ from_ILM_website/G443_ILM_COACH_REP%20pdf.ashx 53 Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement 54 Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement 55 Ars, B. Work Engagement and Coaching: The Influence of Coaching on Work Engagement, 2010 56 Crane, T. Creating a Coaching Culture, 2005 57 Passmore, J. Building a coaching culture: A development journey for organisational development, 2011 58 Allen, W. The Coach’s View: Best Practices for Successful Coaching Engagements, 2016 59 Лебедева, А. Коуч – Волшебное зеркало, 2014 60 Беляев, В. Обратная связь как инструмент руководителя, 2014 61 Clutterbuck, D. Making Coaching Work: Creating a coaching culture, 2006 62 Crane, T. Creating a Coaching Culture, 2005 63 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.7 64 Institute for Solution-Focused Therapy [Электронный ресурс] // What is Solution-focused Therapy. — Режим доступа: https://solutionfocused.net/what-is-solution-focused-therapy/ 65 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014 66 Freeman, E. Strategic Management: A Stakeholder Approach, 1984, p. 49 67 Kotter, J. Leading Change, 1996 68 Leadership That Works [Электронный ресурс] // 7 Steps for Developing a Coaching Culture. — Режим доступа: http://www.leadershipthatworks.com /utility/showArticle/?objectID=5037 69 Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework, 2011 70 Denison, D. Toward a Theory of Organizational Culture and Effectiveness / Daniel R. Denison, Aneil K. Mishra // Organization Science. ― 1995. ― Vol. 6, N. 2. ― P. 204-223. 71 Schneider L., Jackson, T. How to create a coaching culture in your company [Электронный ресурс] / The Globe and Mail, 2016. — Режим доступа: http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/careers/leadership-lab/creating-a-coaching-culture-in-organizations/article 28477122/ 72 Forbes Coaches Council [Электронный ресурс] // 13 Ways Leaders Can Build A 'Coaching Culture' At Work. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2016/10/07/13-ways-leaders-can-build-a-coaching-culture-at-work/#ce2ca4a44b68 73 Minor, M. Coaching for Development, 1995 74 Herholdt, J. Mentoring and Coaching in Organisations, 2012 75 Петров, К. А. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях, 2016, с. 22 76 Kirkpatrick, D. Evaluating Training Programs: The Four Levels, 1994 77 Петров, К. А. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях, 2016, с. 28 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

, что в подавляющем большинстве случаев он представляет собой процесс взаимодействия один на один внешнего коуча и топ-менеджера, действия которого оказывают существенное влияние на всю организацию. Основное внимание в коучинге первых лиц, как и в бизнес коучинге, уделяется организационной деятельности и бизнес-целям, однако в некоторых случаях могут добавляться аспекты личной жизни топ-менеджера, то есть непосредственно не связанные с бизнесом. Запросы для коучинга первых лиц могут быть направлены на корпоративную стратегию компании, то есть каким бизнесом заниматься, на работу с управленческой командой, на процессы внедрения изменений и т.п.

По отношению к организации бизнес-коучинг можно разделить на:

  • Внутренний,

  • Внешний.

Внутренний коучинг осуществляется силами организации, то есть без приглашения специалистов со стороны. Преимущества такого вида коучинга заключается в его низкой стоимости, а также в том, что оба его участника имеют определенный профессиональный опыт в целевой области, что позволит сократить время на прояснение проблемной ситуации и сформулировать более точные вопросы. Чаще всего внутренний коучинг происходит в формате: коуч – руководитель, клиент – его сотрудник. Одна из возможных проблем при внутреннем коучинге – это сложившиеся отношения за пределами коуч-сессии. Так, например, сотрудники могут воздержаться от разговоров о своих страхах и неудачах, так как перед ними сидит их руководитель, от которого зависит возможность продвижения по карьерной лестнице. Но, как утверждает Кэрол Уилсон, внутренний коучинг может быть не менее плодотворным, чем любой другой, если участники коуч-сессии понимают, что их личные отношения существуют за рамками коучинга, уважают их, а в процессе коучинга придерживаются своих ролей коуча и клиента, где нет виноватых. То есть продуктивный внутренний коучинг возможен при высоком уровне доверия между его участниками.

В случае внешнего коучинга, то есть в ситуации, когда коуч является приглашенным независимым специалистом, вопрос о личных взаимоотношениях не возникает в принципе, что способствует наиболее вероятному доверию во время коуч-сессии и глубинному исследованию проблемы. В то же время значительно увеличиваются затраты на коучинг.


По количеству участников коучинг делится на:

  • Индивидуальный,

  • Командный.

Командный коучинг, в отличие от индивидуального, работает не с отдельной личностью, а командой как единым механизмом. Командный коучинг может быть направлен на формирование общего видения, на создание цели, которая важна для всех членов группы, на создание открытого диалога, в котором участники делятся идеями и комментариями, на распределение ролей и зон ответственности. Основной аспект заключается в том, что командный коуч позволяет создать безопасный психологический климат, без которого решение вышеперечисленных задач может закончиться провалом.

1.4 Модели, используемые в коучинге


На сегодняшний день в коучинге используется большое количество моделей. Одной из причин такого количества является отсутствие единого универсального подхода к проведению коуч-сессии, который подошел бы всем клиентам. Некоторые авторы создают модели, тем самым продвигая коучинг как науку, и популяризуют его. То есть в данном случае новые модели являются причиной популярности коучинга. Некоторые авторы, ориентируясь на известность и перспективность коучинга, создают модели, чтобы позиционировать себя или свою компанию как уникального поставщика, пользуясь этим при продаже своих услуг клиентам. В этом случае большое количество моделей является следствием популярности коучинга, о которой свидетельствует исследование International Coach Federation (ICF), проведенное в 2016 году24. В данном разделе будет описана основополагающая модель коучинга – GROW, а также упомянуты наиболее часто встречающиеся модели, которые частично или полностью основаны на вышеупомянутой модели.

Модель GROW

В 1980 годах одним из основоположников коучинга – сэром Джоном Уитмором была разработана модель GROW (рис. 2), которая на сегодняшний день является одной из самых распространенных в мире.



Рисунок 2. Модель GROW 25

В начале любого коучинга стоит установить, чего хочет достичь клиент. То есть определить цель (англ. – Goal). Постановка цели на первых этапах позволяет определить содержательный смыл коучинга, то есть результат, к которому нужно прийти клиенту. Поставленная цель может упоминаться и на следующих этапах коучинга, чтобы направлять сессию в нужное русло и фокусироваться именно на решении, а не на проблеме. Продуктивнее всего формулировать цель так, чтобы она соответствовала критериям SMART, то есть была конкретной (англ. – Specific), измеряемой (англ. – Measurable), достижимой (англ. – Achievable), актуальной (англ. – Relevant) и ограниченной по срокам достижения (англ. – Time-bonded). Вопросы клиенту, связанные с постановкой цели, могут быть следующими:

  • Чего Вы действительно хотите?

  • В течение какого времени?

  • Почему для Вас важно этого достичь?

  • Могли бы Вы описать свою цель в двух словах? Какое слово является ключевыми?

  • Представьте, что Вы достигли цели. Как это выглядит? Как вы себя ощущаете? Что стало по-другому?

  • Как Вы узнаете, что достигли цели?


После формулировки цели необходимо определить, где клиент находится сейчас по отношению к ней, то есть реальность (англ. – Reality) или отправную точку. Изучение текущей ситуации помогает клиенту понять, что с ним происходит сейчас, кто и как на это влияет, что может стать барьером на пути к достижению цели, каковы его текущие знания и навыки. То есть на данном этапе выясняется информация, которая может быть полезна для достижения цели. Вопросы могут быть следующего характера:

  • Как бы вы характеризовали текущий прогресс относительно достижения цели?

  • Что Вы уже сделали для достижения своей цели?

  • С какими проблемами Вы сталкивались/можете столкнуться?

  • Что, на Ваш взгляд, нужно изменить для достижения цели?

  • Что может помешать изменить это?

  • Каких ресурсов/навыков/знаний Вам не хватает?

  • Какими ресурсами/навыками/знаниями Вы сейчас обладаете?

Когда реальность становится ясной можно переходить к следующему этапу, заключающийся в том, чтобы помочь клиенту определить ему доступные варианты (англ. – Options) достижения цели. На этом этапе должны обсуждаться все пути достижения цели, даже те, которые видятся нереалистичными на первый взгляд, то есть проводится так называемый мозговой штурм. Возможные вопросы для определения вариантов достижения цели:

  • Представьте, что Вы достигли своей цели. Оглянитесь назад и расскажите, как Вы сюда попали?

  • Что Вы можете сделать, чтобы достичь Вашу цель? Что ещё?

  • Каким может быть первый шаг к достижению Вашей цели?

  • Как можно получить ресурс/навык/знания, которого Вам не хватает?

  • Кто/что может оказать Вам помощь?

  • Как найти время на это?

  • Каковы преимущества и недостатки каждого варианта?

На завершающем этапе клиент с помощью коуча определяется с его конкретным будущем действием (англ. – Will) или действиями, которые приведут к желаемой цели. Существует опасность того, что клиент будет ориентироваться на то, что ему надо сделать, вместо того, что он действительно хочет. Если коуч чувствует какую-либо неуверенность в намерении клиента, скорее всего были допущены ошибки на этапе «Реальность», к которому следует вернуться. Возможные вопросы для завершающего этапа:

  • Что Вы будете делать для достижения цели? Как? Когда? Как часто?

  • Что ещё Вы могли бы сделать?

  • Каким будет первый, второй шаг?

  • Как Вы преодолеете трудности?

  • Каким будет последний Ваш шаг?

  • Насколько Вы уверены в правильности своего выбора?

  • Что Вы будете делать после достижения цели?


Модель TGROW

С тех пор как была разработана модель GROW, появилось множество других моделей коучинга, в том числе TGROW, которая была предложена Майлзом Дауни в книге «Эффективный коучинг» (1999). В эту модификацию модели GROW, Майлз добавил новый элемент – «тема» (англ. – Topic) для того, чтобы избежать ошибок теперь уже на втором этапе – «цель». Тема в коуч-сессии представляет собой широкую область, в которой клиент ставит перед собой какие-либо задачи. Этот этап позволяет отделить конкретные проблемы от темы для того, чтобы не допустить неправильной постановки цели, в виду искаженного представления клиента о его желаниях, возможностях и проблемах. Вопросы на данном этапе могут быть следующего характера26:

  • Что для Вас важно?

  • О чем бы Вы хотели поговорить?

  • В какой своей роли Вы хотели бы разобраться?

  • Что стоит за этой ролью?

Модель OSKAR

Модель OSKAR была предложена М. МакКергоу и З. Полом в их книге «The Solutions Focus: Making Coaching and Change Simple» (2002)27. Модель состоит из следующих элементов. Результат (англ. – Outcome): включает в себя и цель, которую необходимо достичь и те результаты, которые клиент желает достичь в результате коучинга. Масштаб (англ. – Scale): та позиция, на которой находится клиент в процессе достижения своей цели по шкале от 1 до 10. Ноу-хау (англ. – Know-how): выяснение того, что помогло клиенту достичь его текущего уровня достижения цели, включая знания, навыки, связи, опыт и т.д. Этап утверждения и действия (англ. – Affirm and Action): утверждение и закрепление выявленных положительных качеств клиента и основанные на них или на их развитии дальнейшие действия по достижению конечного результата. Обзор (англ. – Review): анализ выполняемых действий и их корректировка при необходимости28.

Модель ПРАВДА

Светлана Иванова в книге «Развитие потенциала сотрудников» (2012) предложила свою модель коучинга «ПРАВДА»29, которая также имеет существенные сходства с моделью GROW. Модель состоит из шести этапов. Проблема: анализ того, что не устраивает сотрудника, что бы он хотел изменить. Результат: выявление желаемого результата, цели, необходимости в изменении сложившейся ситуации. Анализ: поиск причин возникновения проблемы, анализ взглядов и убеждений сотрудника. Взгляды: работа с внутренней мотивацией,