Файл: Культура коучинга как инструмент повышения вовлеченности сотрудников в компании улыбка радуги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА

1.1 Общая характеристика понятия «коучинг»

1.2 Отличительные особенности коучинга

1.3 Классификация коучинга

1.4 Модели, используемые в коучинге

1.5 Культура коучинга в организации

1.6 Коуч и его роли

1.6 Оценка эффективности коучинга

1.7 Опыт компании «Газпром нефть»

Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ КОУЧИНГА В КОМПАНИИ «УЛЫБКА РАДУГИ»

2.1 Краткое описание компании «Улыбка Радуги»

2.2 Вовлеченность сотрудников в компании «Улыбка радуги»

2.3 Культура компании «Улыбка радуги»

2.4 Анализ развития элементов культуры коучинга в «Улыбке радуги»

2.5 Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги»

Заключение Итогом данной работы являются разработанные рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги». То есть цель работы достигнута посредством анализа теоретических основ коучинга, подтверждения актуальности проблемы вовлеченности сотрудников в компании «Улыбка радуги», анализа организационной культуры компании, разработки и проведения опроса, направленного на оценку уровня развития элементов культуры коучинга в компании и выявления успешных практик в области коучинга.В результате анализа теоретических основ коучинга было выявлено следующее. Коучинг является относительно новым явлением как в бизнесе, так и в других сферах жизни, поэтому на данный момент не существуют его общепринятого определения. Тем не менее, коучинг обладает рядом специфических особенностей, которые отличают его от терапии, консалтинга и наставничества. Модели, используемые в коучинге, представлены в большом объеме, однако подавляющее большинство из них берут своё начало из модели GROW, предложенной одним из основоположников коучинга – Уитмором Джоном. Организационная культура коучинга, повышающая вовлеченность персонала, является малоизученной как объект современной науки, в то же время некоторые авторы выделяют отдельные её элементы. Точная оценка эффективности коучинга представляется трудноизмеримой, однако её проще измерить относительно программ обучения и развития, т.к. любой процесс коучинга предполагает постановку цели клиентом на начальном этапе, которую можно сравнивать с полученными результатами.Актуальность проблемы вовлеченности персонала в компании «Улыбка радуги» подтвердилась в ходе совместного исследования с HR-отделом компании. Исследование представляло собой опрос 350 сотрудников по разработанной HR-отделом анкете, которая была направлена на анализ нескольких аспектов, в том числе на вовлеченность сотрудников.Анализ организационной культуры компании показал, что доминирующей является иерархическая культура, в тоже время в компании присутствуют элементы клановой организационной культуры. Данный анализ проводился на основе полуструктурированных интервью с HR-директором и представителем учебного центра компании.Анкета, направленная на оценку уровня развития элементов культуры коучинга в организации, была разработана на основе анализа работ российских и зарубежных авторов. В результате данного анализа в организационную культуру коучинга были включены шесть элементов. Разработанная анкета может применяться для аналогичной цели и в других российских компаниях.По предложенной анкете был проведен анонимный онлайн опрос 239 сотрудников компании «Улыбка радуги». В результате опроса было установлено, что каждый элемент культуры коучинга в компании нуждается в определенном развитии. Наибольшее внимание стоит уделить качеству обратной связи и использованию коучинга в компании. Наиболее развитыми элементами оказались открытость между сотрудниками и соответствие принципам коучинга при взаимодействии.В качестве примера успешной практики в области внедрения коучинга был рассмотрен опыт компании «Газпром нефть». В частности, были выделены основные проблемы, с которыми столкнулась компания при внедрении коучинга, такие, как выбор провайдера и оценка эффективности коучинга, и предложены возможные их решения.Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги» были адресованы HR-отделу компании, включая учебный центр и отдел внутренних коммуникаций. Предложенные рекомендации включили в себя увеличение программ корпоративного обучения, оптимизацию оценки персонала, ввод поощрений за выдвижение новых идей сотрудниками, организацию внерабочих коммуникаций, организацию тренингов по коучингу и недирективному управлению, организацию регулярных коуч-сессий и внутренних семинаров по предоставлению обратной связи подчиненным.К перспективам дальнейших исследований можно отнести организационную культуру коучинга, т.к. этот аспект не изучен на данный момент глубоко и комплексно. В частности, стоит рассмотреть факторы, влияющие на изменение культуры коучинга, а также влияние подобной культуры на бренд работодателя. Список использованной литературы Беляев, В. Обратная связь как инструмент руководителя [Электронный ресурс] / Владимир Беляев // iTeam. — 2014. — Режим доступа: https://iteam.ru/publications/ human/section_44/article_4441 (дата обращения: 04.05.2017). Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы / Майлз Дауни. ― М. : Добрая книга, 2015. — 288 с. Дафт, Р. Менеджмент / Ричард Л. Дафт. ― СПб. : Питер, 2012. — 656 с. Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию / Егорова Анна. ― Business Result Group, 2014. ― 25 с. Котова, Н. Менторинг больше чем наставничество [Электронный ресурс] / Наталья Котова // Интернет-версия газеты «Акмолинская правда». — 2013. — № 138. — Режим доступа: http://apgazeta.kz/2013/11/27/mentoring-bolshe-chem-nastavnichestvo/ (дата обращения: 13.03.2017). Лебедева, А. Коуч – Волшебное зеркало [Электронный ресурс] / Анна Лебедева // Интернет-версия журнала «Управление персоналом». — 2014. — № 16. — Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html?3711 (дата обращения: 03.05.2017). Особенности современного российского стиля управления / А. Алексеев и др. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 43. — С. 180-184. Петров, К. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях / Петров Кирилл Андреевич. ― СПб. : Высшая школа менеджмента, 2016. ― 53 с. Планета коучинга [Электронный ресурс] // История коучинга. — Режим доступа: http://coachplanet.ru/about/ (дата обращения: 01.03.2017). Психологический центр Карташовой А. [Электронный ресурс] // Психиатр, психотерапевт или психолог. — Режим доступа: http://www.psy-centre.ru/about/questions/psihiatr_psihoterapevt_ili_psiholog/ (дата обращения: 13.03.2017). Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова и др. ― 3-е изд. ― М. : Альпина Паблишер, 2012. ― 284 с. Самольянов, О. Коучинг до самой сути: что важно? / Олег Самольянов. ― СПб. : Речь, 2008. ― 208 с. Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности / Дж. Уитмор. ― М. : Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — 168 с. Чуланова, О. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом / Чуланова О.Л., Припасаева О.И. // Интернет-журнал «Науковедение». — 2016. — Т. 8. Шматко Д. Постановка коучинга в организации // Управление персоналом. — 2003. —№ 2 — C. 19-21 Allen, W. The Coach’s View: Best Practices for Successful Coaching Engagements [Электронный ресурс] / Whittier Allen, Lisa Manning, Thomas Francis, William Gentry // Center for Creative Leadership. — 2016. — Режим доступа: https://media.ccl.org/wp-content/uploads/2016/09/coachs-view-center-for-creative-leadership.pdf (дата обращения: 03.05.2017). Ars, B. Work Engagement and Coaching: The Influence of Coaching on Work Engagement / B. Ars // Tilburg University. ― 2010. AXES Management [Электронный ресурс] // Методика исследования вовлеченности. — Режим доступа: http://axesgroup.ru/engagement/metodology/ (дата обращения: 19.05.2017). Bersin & Associates research “High-Impact Performance Management: Maximizing Performance Coaching” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bersin.com/Practice/Detail.aspx?id=15021 (дата обращения: 05.04.2017). Business Result Group [Электронный ресурс] // Концепция вовлеченности. — Режим доступа: http://groupbr.ru/services/engagement/ (дата обращения: 19.05.2017). Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework / Kim S. Cameron, Robert E. Quinn. ― 3d ed. ― Hoboken : John Wiley & Sons, 2011. ― 288 p. Career Partners International [Электронный ресурс] // The Power of a Coaching Culture on Organizational Performance. — Режим доступа: http://www.cpiworld.com/knowledge-center/white-papers/the-power-of-a-coaching-culture-on-organizational-performance (дата обращения: 05.04.2017). Clutterbuck, D. Making Coaching Work: Creating a coaching culture / David Clutterbuck. ― New York : McGraw-Hill Education, 2006. ― 192 p. CoachVille [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.coachville.com/ (дата обращения: 26.02.2017). Crane, T. Creating a Coaching Culture [Электронный ресурс] / Tom Crane // WABC Coaches Inc. — 2005. — Режим доступа: https://www.wabccoaches.com/ bcw/2005_v1_i1/feature.html (дата обращения: 03.05.2017). Denison, D. Toward a Theory of Organizational Culture and Effectiveness / Daniel R. Denison, Aneil K. Mishra // Organization Science. ― 1995. ― Vol. 6, N. 2. ― P. 204-223. Forbes Coaches Council [Электронный ресурс] // 13 Ways Leaders Can Build A 'Coaching Culture' At Work. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2016/10/07/13-ways-leaders-can-build-a-coaching-culture-at-work/#ce2ca4a44b68 (дата обращения: 11.04.2017). Freeman, E. Strategic Management: A Stakeholder Approach / R. Edward Freeman. ― Boston : Pitman, 1984. ― 276 p. Gallup Institute [Электронный ресурс] // Engagement. — Режим доступа: http://www.gallup.com/topic/employee_engagement.aspx (дата обращения: 19.05.2017). Gallwey, W. Timothy. The Inner Game of Tennis / Timothy Gallwey. ― New York : Random House, 1974. ― 122 p. Herholdt, J. Mentoring and Coaching in Organisations / Johan Herholdt. ― Randburg: Knowres Publishing, 2012. ― 224 p. Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement (дата обращения: 19.05.2017). ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf (дата обращения: 05.04.2017). ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf (дата обращения: 27.03.2017). Institute for Solution-Focused Therapy [Электронный ресурс] // What is Solution-focused Therapy. — Режим доступа: https://solutionfocused.net/what-is-solution-focused-therapy/ (дата обращения: 23.03.2017). Institute of Leadership & Management research “Creating a coaching culture” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.i-l-m.com/

Приложения Приложение 1Уважаемый респондент!В настоящее время в ВШМ СПбГУ реализуется исследовательский проект, цель которого – проанализировать развитие элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги».Мы будем благодарны Вам за заполнение данной анкеты, которая послужит для нас источником данных по российским компаниям. Полученные результаты будут представлены в обобщенном виде.Блок 1. Ориентация на развитие и обучениеСколько программ корпоративного обучения (курсы, семинары, конференции, тренинги, вебинары и т.п.) Вы посетили за последний год? 0 1-3 3-9 9-15 Более 15 Сколько программ корпоративного обучения (курсы, семинары, конференции, тренинги, вебинары и т.п.) Вы бы хотели посетить в следующем году? 0 1-3 3-9 9-15 Более 15 Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Я хочу регулярно проходить обучение, чтобы повышать свои профессиональные навыки и умения. Мой руководитель осведомлен об уровне развития моих профессиональных компетенций, благодаря проводимой оценке персонала (аналитические/вербальные тесты, оценка 360, ассессмент-центр и т.п.). Если мне понадобится обучение для достижения поставленных целей, мой руководитель поддержит меня. Я хочу пройти обучение, но моё руководство не в курсе или считает это не целесообразным. Задачи, которые я выполняю на работе, нравятся мне и способствуют моему профессиональному развитию. Блок 2. Сотрудничество и открытость между сотрудникамиКак часто Вы предлагаете свои идеи руководству, которые могут улучшить работу отдела/подразделения/организации? Никогда Редко Регулярно Очень часто Как часто руководство рассматривает предложенные Вами идеи и предоставляет конструктивную обратную связь? Никогда Редко От случая к случаю На каждую предложенную идею Я не предлагаю идей Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: В рабочем коллективе у нас принято помогать друг другу даже в ущерб своим интересам. С коллегами мы общаемся только по рабочим вопросам. Я спорю со своим руководителем, когда считаю, что мои доводы обоснованы и конструктивны. Мои коллеги всегда обмениваются знаниями и делятся опытом. Иногда я не предлагаю идей руководителю, так он может отреагировать на них нежелательным образом. Если я столкнусь с проблемой в решении рабочих задач, я попробую сам решить её, чтобы не отвлекать моих коллег или руководителя. Блок 3. Качественная обратная связьКак часто Вы обсуждаете с руководителем результаты Вашей работы? Никогда Каждый день Раз в неделю Раз в месяц Несколько раз в год Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Мой руководитель чаще акцентирует внимание на моих достижениях, а не на моих ошибках. Руководитель иногда критикует меня на людях. Когда руководитель высказывает своё мнение по поводу моей работы я могу высказать свою точку зрения, зная, что руководитель воспримет её адекватно. Иногда мой руководитель обсуждает не мои результаты, а мою личность. Я не хочу отвлекать своего руководителя, поэтому жду, когда он сам отметит результаты моей работы. Когда я делаю свою работу хорошо, руководитель дает мне понять, что это важно для организации. Общение с руководителем дает мне понять, что я делаю правильно/неправильно, но не мотивирует меня. Блок 4. Недирективный стиль руководстваОцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Руководитель назначает мне конкретные цели и задачи, которые я обязан выполнить. Я следую четким инструкциям руководителя в процессе выполнения задач, т.к. самодеятельность может привести к нежелательной реакции. Я не вношу корректировки в задачи и цели, которые мне нужно достигнуть, т.к. это решает только руководитель. Мой руководитель часто задаёт мне вопросы. Я убежден, что работу, которую я выполняю, крайне полезна для организации. С моим руководителем мы вместе обсуждаем возможные варианты достижения необходимых результатов. Блок 5. Использование и восприятие коучинга в организацииЗнаете ли Вы, что такое коучинг? Да Нет * Коучинг – это ориентированный на результат процесс регулярного взаимодействия с одним человеком или группой людей, направленный на раскрытие потенциала через использование вопросов в ориентированной на обучение среде.По Вашему мнению, используется ли внутренний коучинг (без привлечения сторонних специалистов) в «Улыбке радуги»? Да Затрудняюсь ответить Нет Отметьте те вопросы, которые задает Вам руководитель при общении с ним на работе (формулировка вопросов может варьироваться, но суть остается прежней): Каких результатов ты хочешь достичь? В течение какого времени ты хочешь достичь результатов? Почему для тебя важно сделать это? Что ты почувствуешь, когда достигнешь своей цели? Как бы ты характеризовал текущий прогресс относительно достижения цели? Что ты уже сделал, чтобы решить поставленные задачи? С какими проблемами ты можешь столкнуться, выполняя свою работу? Что, на твой взгляд, нужно изменить, чтобы работать продуктивнее? Каких ресурсов/навыков/знаний тебе не хватает? Что ты можешь сделать, чтобы достигнуть поставленной цели? Каким может быть твой первый шаг в решении этой задачи? Как можно получить ресурс/навык/знания, которого тебе не хватает? Кто может помочь тебе? Что ты будешь делать чтобы решить задачу? Как? Когда? Как часто? Насколько ты уверен, что выбрал правильный способ решения задачи? Ничего из вышеперечисленного. Блок 6. Соответствие принципам коучинга при взаимодействииОцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Мой руководитель создает такой психологический климат, в котором я чувствую себя уверенно в решении любых задач. Если я совершу ошибку в процессе своей работы, то получу соответствующее наказание. С моим руководителем мы чаще разбираемся в причинах возникшей проблемы, чем ищем пути её решения. Мой руководитель порой специально дает мне очень сложные задачи, чтобы я смог продемонстрировать свои навыки. Я доверяю своему руководителю. Мой руководитель не предлагает мне готовое решение моих проблем, а помогает мне самому найти решение. Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 1 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 2 Mukherjee, S. Corporate Coaching: The Essential Guide, 2014 3 ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf 4 Шматко Д. Постановка коучинга в организации, 2003 5 Особенности современного российского стиля управления / А. Алексеев и др., 2016 6 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 7 Metz, Ruth F. Coaching in the Library: A Management Strategy for Achieving Excellence, 2001, p. 7 8 Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности, 2005, с. 10 9 Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы, 2015, с. 36 10 CoachVille [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.coachville.com/ 11 Планета коучинга [Электронный ресурс] // История коучинга. — Режим доступа: http://coachplanet.ru/about/ 12 Gallwey, W. Timothy. The Inner Game of Tennis, 1974, p. 17 13 Parsloe, E. Coaching, Mentoring, and Assessing: A Practical Guide to Developing Competence, 1992 14 Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности, 2005, с. 25 15 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014 16 Payne, V. Coaching for High Performance, 2006, p. 18 17 Tucker, K. Establishing a Mentoring and Coaching Programme, 2007, p. VI 18 Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы, 2015, с. 48 19 Socratic Method Research [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.socraticmethod.net/ 20 Психологический центр Карташовой А. [Электронный ресурс] // Психиатр, психотерапевт или психолог. — Режим доступа: http://www.psy-centre.ru/about/questions/psihiatr _psihoterapevt_ili_psiholog/ 21 Котова, Н. Менторинг больше чем наставничество [Электронный ресурс] / Интернет-версия газеты «Акмолинская правда». — 2013. — № 138. — Режим доступа: http://apgazeta.kz/2013/11/27/mentoring-bolshe-chem-nastavnichestvo/ 22 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.14 23 Worldwide Association of Business Coaches [Электронный ресурс] // Business Coaching Definition. — Режим доступа: http://www.wabccoaches.com/includes/ popups/definition.html 24 ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf 25 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.149 26 O'Donovan, G. TGROW Model in Coaching [Электронный ресурс] / Ezine Articles. — 2011. — Режим доступа: http://ezinearticles.com/?TGROW-Model-in-Coaching&id=6264948 27 Mind Tools Portal [Электронный ресурс] // The OSKAR Coaching Framework: Getting Results by Focusing on Solutions. — Режим доступа: https://www.mindtools.com/pages/article/oskar-coaching-framework.htm 28 McKergow, M., Clarke, J. Coaching with OSKAR: A solutions-focused approach to effective and sustainable change [Электронный ресурс] / The Centre for Solutions Focus at Work. — 2013. — Режим доступа: http://sfwork.com/pdf/Coaching%20with%20OSKAR.pdf 29 Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова и др., 2017, с. 91 30 Самольянов, О. Коучинг до самой сути: что важно, 2008, с. 56 31 Zenger, J. The Extraordinary Coach: How the Best Leaders Help Others Grow, 2010 32 Дафт, Р. Менеджмент, 2012, с. 98 33 Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework, 2011 34 Gallup Institute [Электронный ресурс] // Engagement. — Режим доступа: http://www.gallup.com/topic/employee_engagement.aspx 35 Kanh, W. Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work, 1990 36 Saks, A. Antecedents and consequences of employee engagement, 2006 37 Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию, 2014 38 AXES Management [Электронный ресурс] // Методика исследования вовлеченности. — Режим доступа: http://axesgroup.ru/engagement/metodology/ 39 Business Result Group [Электронный ресурс] // Концепция вовлеченности. — Режим доступа: http://groupbr.ru/services/engagement/ 40 Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию, 2014 41 Чуланова, О. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом, 2016 42 Naidoo, P. Investigation relationship between organizational culture and work engagement, 2014 43 Krog, A. The relationship between organizational culture and Work engagement: A multilevel investigation, 2014 44 Parent, D. The Impact of Employee Engagement and a Positive Organizational Culture on an Individual’s Ability to Adapt to Organization Change, 2015 45 Kodjo, J. The Influence of Organizational Culture on Organizational Learning, Worker Involvement and Worker Productivity, 2009 46 Smith, E. Organizational Culture & Employee Engagement, 2016 47 Passmore, J. Building a coaching culture: A development journey for organisational development, 2011 48 Jones, G. How to Create a Coaching Culture, 2014, p. 13 49 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 50 Career Partners International [Электронный ресурс] // The Power of a Coaching Culture on Organizational Performance. — Режим доступа: http://www.cpiworld.com/knowledge-center/white-papers/the-power-of-a-coaching-culture-on-organizational-performance 51 Bersin & Associates research “High-Impact Performance Management: Maximizing Performance Coaching” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bersin.com/Practice/ Detail.aspx?id=15021 52 Institute of Leadership & Management research “Creating a coaching culture” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.i-l-m.com//media/ILM%20Website/Downloads/Insight/Reports_ from_ILM_website/G443_ILM_COACH_REP%20pdf.ashx 53 Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement 54 Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement 55 Ars, B. Work Engagement and Coaching: The Influence of Coaching on Work Engagement, 2010 56 Crane, T. Creating a Coaching Culture, 2005 57 Passmore, J. Building a coaching culture: A development journey for organisational development, 2011 58 Allen, W. The Coach’s View: Best Practices for Successful Coaching Engagements, 2016 59 Лебедева, А. Коуч – Волшебное зеркало, 2014 60 Беляев, В. Обратная связь как инструмент руководителя, 2014 61 Clutterbuck, D. Making Coaching Work: Creating a coaching culture, 2006 62 Crane, T. Creating a Coaching Culture, 2005 63 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.7 64 Institute for Solution-Focused Therapy [Электронный ресурс] // What is Solution-focused Therapy. — Режим доступа: https://solutionfocused.net/what-is-solution-focused-therapy/ 65 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014 66 Freeman, E. Strategic Management: A Stakeholder Approach, 1984, p. 49 67 Kotter, J. Leading Change, 1996 68 Leadership That Works [Электронный ресурс] // 7 Steps for Developing a Coaching Culture. — Режим доступа: http://www.leadershipthatworks.com /utility/showArticle/?objectID=5037 69 Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework, 2011 70 Denison, D. Toward a Theory of Organizational Culture and Effectiveness / Daniel R. Denison, Aneil K. Mishra // Organization Science. ― 1995. ― Vol. 6, N. 2. ― P. 204-223. 71 Schneider L., Jackson, T. How to create a coaching culture in your company [Электронный ресурс] / The Globe and Mail, 2016. — Режим доступа: http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/careers/leadership-lab/creating-a-coaching-culture-in-organizations/article 28477122/ 72 Forbes Coaches Council [Электронный ресурс] // 13 Ways Leaders Can Build A 'Coaching Culture' At Work. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2016/10/07/13-ways-leaders-can-build-a-coaching-culture-at-work/#ce2ca4a44b68 73 Minor, M. Coaching for Development, 1995 74 Herholdt, J. Mentoring and Coaching in Organisations, 2012 75 Петров, К. А. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях, 2016, с. 22 76 Kirkpatrick, D. Evaluating Training Programs: The Four Levels, 1994 77 Петров, К. А. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях, 2016, с. 28 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


Марианна Майнор говорит о том, что основная задача бизнес-коуча заключается в том, чтобы слышать следующие вопросы клиента и сопровождать клиента в поиске ответа на них73:

  • Какой я?

  • Каким видят меня мои коллеги, руководители?

  • Что другие ожидают от меня?

  • Как я могу выполнять текущую работу наилучшим образом?

  • Как я могу достичь того, чего хочу в своей работе?

  • Какие риски я могу понести?

  • Мне платят за то, что я думаю или за то, что я исполняю?

  • Каково действительное вознаграждение за усердную работу?

  • Как коуч может помочь мне осознать мое удовлетворение от работы и долгосрочные карьерные цели?

Чтобы ответить на эти вопросы, коуч должен уметь воплотить в жизнь различные практики коучинга, которые могут варьироваться в зависимости от стадии процесса, потребностей клиента и цели коуч-сессий. Ориентируясь на эти факторы, Марианна Майнор выделяет пять ролей бизнес-коуча, представленных через акроним SMART:

    1. Спонсор (Sponsor);

    2. Ментор (Mentor);

    3. Оценщик (Appraiser);

    4. Ролевая модель (Role model);

    5. Учитель (Teacher).

Спонсор предоставляет клиенту доступ к важной информации, к людям, принимающим решение в организации и другим людям и публичное признание. Спонсор сопровождает клиента в выполнении заданий и достижении карьерных целей, он необходим тогда, когда клиент демонстрирует выдающиеся навыки и находится в поиске новых возможностей для профессионального роста.

Ментор постоянно развивается в своей области, его знания и навыки в соответствующей сфере остаются актуальными, он понимает, как функционирует та или иная система, связанная со сферой его деятельности и видит все необходимые взаимосвязи внутри нее. Ментор знает, как действовать в рамках корпоративной политики и как достичь власти путем влияния. Ментор помогает клиенту расставить приоритеты так, чтобы качественно и в срок выполнять проекты в рамках организационных реалий и корпоративной политики. Ментор также может помочь клиенту понять, как происходят изменения и как эти изменения предусмотреть и к ним приспособиться. Ментор сопровождает клиента в разрушении барьеров на пути к успеху.

Оценщик помогает клиенту оценить свои сильные стороны, зоны развития, увидеть слепые пятна и осознать свои интересы и карьерные цели. Оценщик наблюдает за действиями клиента в определенных условиях и предоставляет ему обратную связь и поддержку.


Ролевая модель у коуча переходит «от слов к делу», демонстрируя необходимые лидерские качества, что позволяет ему быть в глазах клиента компетентным и заслуживающим доверия специалистом.

Учитель обеспечивает клиента необходимой информацией о бизнес-стратегии, видении, ценностях, товарах и услугах, потребителях так, чтобы клиент мог выполнять свою работу с максимальной эффективностью. Учитель позволяет клиенту увидеть картину целиком, а не только с позиции профессии и специализации клиента, что особенно важно в период организационных изменений. Учитель также может сопровождать клиента в освоении новых навыков.

Таким образом, эффективный коуч – такой специалист, который может играть любую из описанных выше ролей, ориентируясь на потребности и стадии развития клиента. Однако, на этапе выбора клиенту необходимо понимать, какой коуч может быть эффективен именно для него и как выбрать эффективного коуча. Поэтому далее будут приведены некоторые правила, позволяющие клиенту найти ответы на эти вопросы.

1.6.1 Правила выбора коуча


Профессия коуча на сегодняшний день является относительно новой, поэтому с точки зрения клиента, выбрать бизнес-коуча, который отвечал бы всем запросам представляется довольно сложной задачей. В этой связи, Герхольд Йохан в своей книге «Mentoring and Coaching in Organisations» (2012) приводит методику выбора коуча, разработанную Синди Белл74, опытным профессиональным бизнес-коучем. Данная методика представлена в виде рекомендаций: какие шаги следует совершить, чтобы выбрать эффективного бизнес-коуча. Ниже будет представлена частично скорректированная и усовершенствованная методика Синди Белл:

  1. Определите свою потребность.

  • Осознайте разницу между коучингом и другими дисциплинами, такими как менторинг, наставничество и т.д. (Синди Белл, в свою очередь, предлагает осознать разницу только между коучингом и менторингом, однако, для более полного понимания коучинга и осознания потребности в нем, видится целесообразным определить коучинг в сравнении с другими дисциплинами, описанными ранее в разделе 1.2).

  • Проверьте, что понимается под коучингом и отвечает ли это Вашим запросам.

  • Изучите основные профессиональные работы в области коучинга.

  • Проработайте личные и/или профессиональные цели, которые нуждаются в коучинге.

  • Оцените свою готовность к участию в коуч-сессиях, включая психологическое состояние, желание двигаться вперед и т.п.


  1. Определите критерии оценки.

  • Определите, что важно для Вас в коуче.

  • Определите, какой опыт, квалификацию, сертификаты и иные документы вы потребуете от коуча.

  • Определите, нужны ли Вам рекомендации, характеристики и отзывы от предыдущих и текущих клиентов коуча.

  • Определите, нужны ли Вам рекомендации по выбору коуча от Ваших друзей, коллег.

  • Выделите критерии достижения успеха. Узнайте мнение Вашего потенциального коуча на этот счет.

  • Уточняйте, как коуч будет использовать свою методологию, чтобы достичь требуемого результата.

  • Определитесь с конфиденциальностью: какая информация строго конфиденциальна, а какие детали могут быть оглашены в организации, если это необходимо.

  • Определитесь с методом проведения коуч-сессий и как этот метод будет соответствовать целям организации, если это необходимо.

  1. Определите, как будет проходить процесс.

  • Составьте выборку коучей, проанализировав веб-сайты, изучив публикации, если такие имеются, проведя телефонные интервью и оценочные испытания по ранее выделенным критериям).

  • Задайте абсолютно все возникшие вопросы.

  • Оцените свои ощущения (установлена ли у Вас с коучем связь, как коуч Вас понимает, вдохновляет ли, придаёт ли Вам сил общение с ним, возникает ли желание начать и продолжить коуч-сессию).

  • Оцените, соответствие организационной культуре компании.

  • Проясните обязательства (длительность процесса, место встреч, стоимость, как будут выглядеть коуч-сессии и т.д.).

  1. Выберете того, кого лично Вы считаете подходящим.

Анализируя приведенные рекомендации по выбору коуча, можно сделать вывод о том, что этот выбор является сугубо индивидуальным, то есть коуч, как правило, выбирается по внутренним ощущениям и впечатлениям клиента. Однако не стоит игнорировать предложенные рекомендации, чтобы не сделать неправильный выбор, столкнувшись, например, с эффектом ореола или эффектом первого впечатления.

1.6 Оценка эффективности коучинга


Если рассматривать коучинг как проект или программу обучения, то оценить его эффективность относительно легче, благодаря постановке цели коучинга на начальном этапе. Так, первым способом оценки эффективности коучинга является анализ достижения цели как таковой. Кроме этого, эффективность коучинга можно оценить с помощью модели Д. Киркпатрика, а также инструментов ROI и ROE.

Оценка достижения цели коучинга

Данный метод можно характеризовать как самый быстрый для оценки эффективности коучинга. На первоначальных этапах коучинга, как уже было описано в пункте 1.5, клиентом определяются цели или желаемые результаты, которые он хочет получить от процесса коучинга. Далее эти цели согласуются с коучем и закрепляются в письменной форме или в форме устной договоренности. Более того, один из важнейших вопросов, который должен задавать коуч, согласно модели GROW, – это «Как Вы поймете, что достигли цели?». То есть формируются критерии, по которым можно будет определить, достигнута ли цель. Если поставленная цель достигнута, то представляется обоснованным, назвать коучинг эффективным и наоборот. Именно поэтому сформулировать цель – крайне важный, если не важнейший, этап коучинга.

Как уже упоминалось, цели лучше формировать так, чтобы они соответствовали критериям SMART. Если задача измерения эффективности коучинга встает во главу угла, то цель должна быть разделена на этапы достижения. Так, например, если для командного коучинга была поставлена бизнес-цель «до конца года удовлетворенность клиентов обслуживанием в магазине Х должна вырасти на 10%», а в конце года удовлетворенность выросла на 13%, то эффективность коучинга можно выразить, как 130%.

Четырехуровневая модель Д. Киркпатрика

Как было указано в работе «Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях» (К. Петров, 2016)75, Модель Киркпатрика, получившая широкое распространение после выхода книги «Evaluating Training Programs» в 1994 году, является основополагающей для многих методов оценки программ обучения сотрудников. Данную модель можно использовать и для оценки эффективности коучинга Суть данного подхода в том, что процесс оценки всего процесса обучения разделен на четыре его составляющих: оценка реакции, оценка обучения, оценка поведения, оценка результатов
(рис. 10). Следует отметить, что подобную оценку эффективности следует проводить после завершения всего процесса коучинга, а не после каждой коуч-сессии.

Первым уровнем модели является оценка реакции сотрудников на пройденное обучения. То есть, основная задача на этом шаге – это определить, как сотрудники отреагировали на коучинг, что им нравится или не нравится, что они хотели бы изменить, как они будут использовать полученные результаты и т.п. Оценить реакцию сотрудников на коучинг можно с помощью листов реагирования, интервью и т.п.



Рисунок 10. Четырехуровневая модель Дональда Киркпатрика 76

Следующим уровнем является оценка обучения сотрудников. То есть, оценивается то, насколько улучшились их навыки, чему они научились, благодаря коучингу, и т.д. Для оценки процесса обучения сотрудников также существуют несколько методов, включая оценку персонала, лист проверки компетенций и т.п.

Третьим шагом в оценке эффективности обучения сотрудников является оценка их поведения. То есть, оценивается то, как изменилось поведение сотрудников после коучинга и как они применяют полученные знания и навыки, если такие есть, в своей работе. Среди тех компаний, которые оценивают изменившееся поведение сотрудников, наиболее популярными являются интервью, оценка 360 и суждение руководителя.

Последний по Д. Киркпатрику и самый сложный уровень – это оценка общих результатов коучинга. На данном этапе определяются изменения бизнес-показателей подразделений или компании в целом в результате коучинга. Показатели могут быть как финансовые, так и нефинансовые, например, улучшение качества продукции или снижение текучести кадров. Основной проблемой на данном уровне является сложность в сопоставлении результатов компании именно с коучингом, так как не только он влияет на эти результаты. Именно поэтому оценку на данном уровне проводит незначительное количество компаний.

Оценка ROI по Дж. Филипсу

Оценивая модель Киркпатрика как низко показательную в смысле финансовой отдачи от обучения (К. Петров, 2016)77, Джек Филипс в 1991 году добавил пятый уровень (рис. 11) в модель Д. Киркпатрика – ROI (Return On Investments – (англ.) возврат на инвестиции).