Файл: Культура коучинга как инструмент повышения вовлеченности сотрудников в компании улыбка радуги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА

1.1 Общая характеристика понятия «коучинг»

1.2 Отличительные особенности коучинга

1.3 Классификация коучинга

1.4 Модели, используемые в коучинге

1.5 Культура коучинга в организации

1.6 Коуч и его роли

1.6 Оценка эффективности коучинга

1.7 Опыт компании «Газпром нефть»

Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ КОУЧИНГА В КОМПАНИИ «УЛЫБКА РАДУГИ»

2.1 Краткое описание компании «Улыбка Радуги»

2.2 Вовлеченность сотрудников в компании «Улыбка радуги»

2.3 Культура компании «Улыбка радуги»

2.4 Анализ развития элементов культуры коучинга в «Улыбке радуги»

2.5 Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги»

Заключение Итогом данной работы являются разработанные рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги». То есть цель работы достигнута посредством анализа теоретических основ коучинга, подтверждения актуальности проблемы вовлеченности сотрудников в компании «Улыбка радуги», анализа организационной культуры компании, разработки и проведения опроса, направленного на оценку уровня развития элементов культуры коучинга в компании и выявления успешных практик в области коучинга.В результате анализа теоретических основ коучинга было выявлено следующее. Коучинг является относительно новым явлением как в бизнесе, так и в других сферах жизни, поэтому на данный момент не существуют его общепринятого определения. Тем не менее, коучинг обладает рядом специфических особенностей, которые отличают его от терапии, консалтинга и наставничества. Модели, используемые в коучинге, представлены в большом объеме, однако подавляющее большинство из них берут своё начало из модели GROW, предложенной одним из основоположников коучинга – Уитмором Джоном. Организационная культура коучинга, повышающая вовлеченность персонала, является малоизученной как объект современной науки, в то же время некоторые авторы выделяют отдельные её элементы. Точная оценка эффективности коучинга представляется трудноизмеримой, однако её проще измерить относительно программ обучения и развития, т.к. любой процесс коучинга предполагает постановку цели клиентом на начальном этапе, которую можно сравнивать с полученными результатами.Актуальность проблемы вовлеченности персонала в компании «Улыбка радуги» подтвердилась в ходе совместного исследования с HR-отделом компании. Исследование представляло собой опрос 350 сотрудников по разработанной HR-отделом анкете, которая была направлена на анализ нескольких аспектов, в том числе на вовлеченность сотрудников.Анализ организационной культуры компании показал, что доминирующей является иерархическая культура, в тоже время в компании присутствуют элементы клановой организационной культуры. Данный анализ проводился на основе полуструктурированных интервью с HR-директором и представителем учебного центра компании.Анкета, направленная на оценку уровня развития элементов культуры коучинга в организации, была разработана на основе анализа работ российских и зарубежных авторов. В результате данного анализа в организационную культуру коучинга были включены шесть элементов. Разработанная анкета может применяться для аналогичной цели и в других российских компаниях.По предложенной анкете был проведен анонимный онлайн опрос 239 сотрудников компании «Улыбка радуги». В результате опроса было установлено, что каждый элемент культуры коучинга в компании нуждается в определенном развитии. Наибольшее внимание стоит уделить качеству обратной связи и использованию коучинга в компании. Наиболее развитыми элементами оказались открытость между сотрудниками и соответствие принципам коучинга при взаимодействии.В качестве примера успешной практики в области внедрения коучинга был рассмотрен опыт компании «Газпром нефть». В частности, были выделены основные проблемы, с которыми столкнулась компания при внедрении коучинга, такие, как выбор провайдера и оценка эффективности коучинга, и предложены возможные их решения.Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги» были адресованы HR-отделу компании, включая учебный центр и отдел внутренних коммуникаций. Предложенные рекомендации включили в себя увеличение программ корпоративного обучения, оптимизацию оценки персонала, ввод поощрений за выдвижение новых идей сотрудниками, организацию внерабочих коммуникаций, организацию тренингов по коучингу и недирективному управлению, организацию регулярных коуч-сессий и внутренних семинаров по предоставлению обратной связи подчиненным.К перспективам дальнейших исследований можно отнести организационную культуру коучинга, т.к. этот аспект не изучен на данный момент глубоко и комплексно. В частности, стоит рассмотреть факторы, влияющие на изменение культуры коучинга, а также влияние подобной культуры на бренд работодателя. Список использованной литературы Беляев, В. Обратная связь как инструмент руководителя [Электронный ресурс] / Владимир Беляев // iTeam. — 2014. — Режим доступа: https://iteam.ru/publications/ human/section_44/article_4441 (дата обращения: 04.05.2017). Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы / Майлз Дауни. ― М. : Добрая книга, 2015. — 288 с. Дафт, Р. Менеджмент / Ричард Л. Дафт. ― СПб. : Питер, 2012. — 656 с. Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию / Егорова Анна. ― Business Result Group, 2014. ― 25 с. Котова, Н. Менторинг больше чем наставничество [Электронный ресурс] / Наталья Котова // Интернет-версия газеты «Акмолинская правда». — 2013. — № 138. — Режим доступа: http://apgazeta.kz/2013/11/27/mentoring-bolshe-chem-nastavnichestvo/ (дата обращения: 13.03.2017). Лебедева, А. Коуч – Волшебное зеркало [Электронный ресурс] / Анна Лебедева // Интернет-версия журнала «Управление персоналом». — 2014. — № 16. — Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html?3711 (дата обращения: 03.05.2017). Особенности современного российского стиля управления / А. Алексеев и др. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 43. — С. 180-184. Петров, К. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях / Петров Кирилл Андреевич. ― СПб. : Высшая школа менеджмента, 2016. ― 53 с. Планета коучинга [Электронный ресурс] // История коучинга. — Режим доступа: http://coachplanet.ru/about/ (дата обращения: 01.03.2017). Психологический центр Карташовой А. [Электронный ресурс] // Психиатр, психотерапевт или психолог. — Режим доступа: http://www.psy-centre.ru/about/questions/psihiatr_psihoterapevt_ili_psiholog/ (дата обращения: 13.03.2017). Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова и др. ― 3-е изд. ― М. : Альпина Паблишер, 2012. ― 284 с. Самольянов, О. Коучинг до самой сути: что важно? / Олег Самольянов. ― СПб. : Речь, 2008. ― 208 с. Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности / Дж. Уитмор. ― М. : Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — 168 с. Чуланова, О. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом / Чуланова О.Л., Припасаева О.И. // Интернет-журнал «Науковедение». — 2016. — Т. 8. Шматко Д. Постановка коучинга в организации // Управление персоналом. — 2003. —№ 2 — C. 19-21 Allen, W. The Coach’s View: Best Practices for Successful Coaching Engagements [Электронный ресурс] / Whittier Allen, Lisa Manning, Thomas Francis, William Gentry // Center for Creative Leadership. — 2016. — Режим доступа: https://media.ccl.org/wp-content/uploads/2016/09/coachs-view-center-for-creative-leadership.pdf (дата обращения: 03.05.2017). Ars, B. Work Engagement and Coaching: The Influence of Coaching on Work Engagement / B. Ars // Tilburg University. ― 2010. AXES Management [Электронный ресурс] // Методика исследования вовлеченности. — Режим доступа: http://axesgroup.ru/engagement/metodology/ (дата обращения: 19.05.2017). Bersin & Associates research “High-Impact Performance Management: Maximizing Performance Coaching” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bersin.com/Practice/Detail.aspx?id=15021 (дата обращения: 05.04.2017). Business Result Group [Электронный ресурс] // Концепция вовлеченности. — Режим доступа: http://groupbr.ru/services/engagement/ (дата обращения: 19.05.2017). Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework / Kim S. Cameron, Robert E. Quinn. ― 3d ed. ― Hoboken : John Wiley & Sons, 2011. ― 288 p. Career Partners International [Электронный ресурс] // The Power of a Coaching Culture on Organizational Performance. — Режим доступа: http://www.cpiworld.com/knowledge-center/white-papers/the-power-of-a-coaching-culture-on-organizational-performance (дата обращения: 05.04.2017). Clutterbuck, D. Making Coaching Work: Creating a coaching culture / David Clutterbuck. ― New York : McGraw-Hill Education, 2006. ― 192 p. CoachVille [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.coachville.com/ (дата обращения: 26.02.2017). Crane, T. Creating a Coaching Culture [Электронный ресурс] / Tom Crane // WABC Coaches Inc. — 2005. — Режим доступа: https://www.wabccoaches.com/ bcw/2005_v1_i1/feature.html (дата обращения: 03.05.2017). Denison, D. Toward a Theory of Organizational Culture and Effectiveness / Daniel R. Denison, Aneil K. Mishra // Organization Science. ― 1995. ― Vol. 6, N. 2. ― P. 204-223. Forbes Coaches Council [Электронный ресурс] // 13 Ways Leaders Can Build A 'Coaching Culture' At Work. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2016/10/07/13-ways-leaders-can-build-a-coaching-culture-at-work/#ce2ca4a44b68 (дата обращения: 11.04.2017). Freeman, E. Strategic Management: A Stakeholder Approach / R. Edward Freeman. ― Boston : Pitman, 1984. ― 276 p. Gallup Institute [Электронный ресурс] // Engagement. — Режим доступа: http://www.gallup.com/topic/employee_engagement.aspx (дата обращения: 19.05.2017). Gallwey, W. Timothy. The Inner Game of Tennis / Timothy Gallwey. ― New York : Random House, 1974. ― 122 p. Herholdt, J. Mentoring and Coaching in Organisations / Johan Herholdt. ― Randburg: Knowres Publishing, 2012. ― 224 p. Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement (дата обращения: 19.05.2017). ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf (дата обращения: 05.04.2017). ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf (дата обращения: 27.03.2017). Institute for Solution-Focused Therapy [Электронный ресурс] // What is Solution-focused Therapy. — Режим доступа: https://solutionfocused.net/what-is-solution-focused-therapy/ (дата обращения: 23.03.2017). Institute of Leadership & Management research “Creating a coaching culture” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.i-l-m.com/

Приложения Приложение 1Уважаемый респондент!В настоящее время в ВШМ СПбГУ реализуется исследовательский проект, цель которого – проанализировать развитие элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги».Мы будем благодарны Вам за заполнение данной анкеты, которая послужит для нас источником данных по российским компаниям. Полученные результаты будут представлены в обобщенном виде.Блок 1. Ориентация на развитие и обучениеСколько программ корпоративного обучения (курсы, семинары, конференции, тренинги, вебинары и т.п.) Вы посетили за последний год? 0 1-3 3-9 9-15 Более 15 Сколько программ корпоративного обучения (курсы, семинары, конференции, тренинги, вебинары и т.п.) Вы бы хотели посетить в следующем году? 0 1-3 3-9 9-15 Более 15 Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Я хочу регулярно проходить обучение, чтобы повышать свои профессиональные навыки и умения. Мой руководитель осведомлен об уровне развития моих профессиональных компетенций, благодаря проводимой оценке персонала (аналитические/вербальные тесты, оценка 360, ассессмент-центр и т.п.). Если мне понадобится обучение для достижения поставленных целей, мой руководитель поддержит меня. Я хочу пройти обучение, но моё руководство не в курсе или считает это не целесообразным. Задачи, которые я выполняю на работе, нравятся мне и способствуют моему профессиональному развитию. Блок 2. Сотрудничество и открытость между сотрудникамиКак часто Вы предлагаете свои идеи руководству, которые могут улучшить работу отдела/подразделения/организации? Никогда Редко Регулярно Очень часто Как часто руководство рассматривает предложенные Вами идеи и предоставляет конструктивную обратную связь? Никогда Редко От случая к случаю На каждую предложенную идею Я не предлагаю идей Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: В рабочем коллективе у нас принято помогать друг другу даже в ущерб своим интересам. С коллегами мы общаемся только по рабочим вопросам. Я спорю со своим руководителем, когда считаю, что мои доводы обоснованы и конструктивны. Мои коллеги всегда обмениваются знаниями и делятся опытом. Иногда я не предлагаю идей руководителю, так он может отреагировать на них нежелательным образом. Если я столкнусь с проблемой в решении рабочих задач, я попробую сам решить её, чтобы не отвлекать моих коллег или руководителя. Блок 3. Качественная обратная связьКак часто Вы обсуждаете с руководителем результаты Вашей работы? Никогда Каждый день Раз в неделю Раз в месяц Несколько раз в год Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Мой руководитель чаще акцентирует внимание на моих достижениях, а не на моих ошибках. Руководитель иногда критикует меня на людях. Когда руководитель высказывает своё мнение по поводу моей работы я могу высказать свою точку зрения, зная, что руководитель воспримет её адекватно. Иногда мой руководитель обсуждает не мои результаты, а мою личность. Я не хочу отвлекать своего руководителя, поэтому жду, когда он сам отметит результаты моей работы. Когда я делаю свою работу хорошо, руководитель дает мне понять, что это важно для организации. Общение с руководителем дает мне понять, что я делаю правильно/неправильно, но не мотивирует меня. Блок 4. Недирективный стиль руководстваОцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Руководитель назначает мне конкретные цели и задачи, которые я обязан выполнить. Я следую четким инструкциям руководителя в процессе выполнения задач, т.к. самодеятельность может привести к нежелательной реакции. Я не вношу корректировки в задачи и цели, которые мне нужно достигнуть, т.к. это решает только руководитель. Мой руководитель часто задаёт мне вопросы. Я убежден, что работу, которую я выполняю, крайне полезна для организации. С моим руководителем мы вместе обсуждаем возможные варианты достижения необходимых результатов. Блок 5. Использование и восприятие коучинга в организацииЗнаете ли Вы, что такое коучинг? Да Нет * Коучинг – это ориентированный на результат процесс регулярного взаимодействия с одним человеком или группой людей, направленный на раскрытие потенциала через использование вопросов в ориентированной на обучение среде.По Вашему мнению, используется ли внутренний коучинг (без привлечения сторонних специалистов) в «Улыбке радуги»? Да Затрудняюсь ответить Нет Отметьте те вопросы, которые задает Вам руководитель при общении с ним на работе (формулировка вопросов может варьироваться, но суть остается прежней): Каких результатов ты хочешь достичь? В течение какого времени ты хочешь достичь результатов? Почему для тебя важно сделать это? Что ты почувствуешь, когда достигнешь своей цели? Как бы ты характеризовал текущий прогресс относительно достижения цели? Что ты уже сделал, чтобы решить поставленные задачи? С какими проблемами ты можешь столкнуться, выполняя свою работу? Что, на твой взгляд, нужно изменить, чтобы работать продуктивнее? Каких ресурсов/навыков/знаний тебе не хватает? Что ты можешь сделать, чтобы достигнуть поставленной цели? Каким может быть твой первый шаг в решении этой задачи? Как можно получить ресурс/навык/знания, которого тебе не хватает? Кто может помочь тебе? Что ты будешь делать чтобы решить задачу? Как? Когда? Как часто? Насколько ты уверен, что выбрал правильный способ решения задачи? Ничего из вышеперечисленного. Блок 6. Соответствие принципам коучинга при взаимодействииОцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Мой руководитель создает такой психологический климат, в котором я чувствую себя уверенно в решении любых задач. Если я совершу ошибку в процессе своей работы, то получу соответствующее наказание. С моим руководителем мы чаще разбираемся в причинах возникшей проблемы, чем ищем пути её решения. Мой руководитель порой специально дает мне очень сложные задачи, чтобы я смог продемонстрировать свои навыки. Я доверяю своему руководителю. Мой руководитель не предлагает мне готовое решение моих проблем, а помогает мне самому найти решение. Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 1 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 2 Mukherjee, S. Corporate Coaching: The Essential Guide, 2014 3 ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf 4 Шматко Д. Постановка коучинга в организации, 2003 5 Особенности современного российского стиля управления / А. Алексеев и др., 2016 6 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 7 Metz, Ruth F. Coaching in the Library: A Management Strategy for Achieving Excellence, 2001, p. 7 8 Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности, 2005, с. 10 9 Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы, 2015, с. 36 10 CoachVille [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.coachville.com/ 11 Планета коучинга [Электронный ресурс] // История коучинга. — Режим доступа: http://coachplanet.ru/about/ 12 Gallwey, W. Timothy. The Inner Game of Tennis, 1974, p. 17 13 Parsloe, E. Coaching, Mentoring, and Assessing: A Practical Guide to Developing Competence, 1992 14 Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности, 2005, с. 25 15 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014 16 Payne, V. Coaching for High Performance, 2006, p. 18 17 Tucker, K. Establishing a Mentoring and Coaching Programme, 2007, p. VI 18 Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы, 2015, с. 48 19 Socratic Method Research [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.socraticmethod.net/ 20 Психологический центр Карташовой А. [Электронный ресурс] // Психиатр, психотерапевт или психолог. — Режим доступа: http://www.psy-centre.ru/about/questions/psihiatr _psihoterapevt_ili_psiholog/ 21 Котова, Н. Менторинг больше чем наставничество [Электронный ресурс] / Интернет-версия газеты «Акмолинская правда». — 2013. — № 138. — Режим доступа: http://apgazeta.kz/2013/11/27/mentoring-bolshe-chem-nastavnichestvo/ 22 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.14 23 Worldwide Association of Business Coaches [Электронный ресурс] // Business Coaching Definition. — Режим доступа: http://www.wabccoaches.com/includes/ popups/definition.html 24 ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf 25 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.149 26 O'Donovan, G. TGROW Model in Coaching [Электронный ресурс] / Ezine Articles. — 2011. — Режим доступа: http://ezinearticles.com/?TGROW-Model-in-Coaching&id=6264948 27 Mind Tools Portal [Электронный ресурс] // The OSKAR Coaching Framework: Getting Results by Focusing on Solutions. — Режим доступа: https://www.mindtools.com/pages/article/oskar-coaching-framework.htm 28 McKergow, M., Clarke, J. Coaching with OSKAR: A solutions-focused approach to effective and sustainable change [Электронный ресурс] / The Centre for Solutions Focus at Work. — 2013. — Режим доступа: http://sfwork.com/pdf/Coaching%20with%20OSKAR.pdf 29 Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова и др., 2017, с. 91 30 Самольянов, О. Коучинг до самой сути: что важно, 2008, с. 56 31 Zenger, J. The Extraordinary Coach: How the Best Leaders Help Others Grow, 2010 32 Дафт, Р. Менеджмент, 2012, с. 98 33 Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework, 2011 34 Gallup Institute [Электронный ресурс] // Engagement. — Режим доступа: http://www.gallup.com/topic/employee_engagement.aspx 35 Kanh, W. Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work, 1990 36 Saks, A. Antecedents and consequences of employee engagement, 2006 37 Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию, 2014 38 AXES Management [Электронный ресурс] // Методика исследования вовлеченности. — Режим доступа: http://axesgroup.ru/engagement/metodology/ 39 Business Result Group [Электронный ресурс] // Концепция вовлеченности. — Режим доступа: http://groupbr.ru/services/engagement/ 40 Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию, 2014 41 Чуланова, О. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом, 2016 42 Naidoo, P. Investigation relationship between organizational culture and work engagement, 2014 43 Krog, A. The relationship between organizational culture and Work engagement: A multilevel investigation, 2014 44 Parent, D. The Impact of Employee Engagement and a Positive Organizational Culture on an Individual’s Ability to Adapt to Organization Change, 2015 45 Kodjo, J. The Influence of Organizational Culture on Organizational Learning, Worker Involvement and Worker Productivity, 2009 46 Smith, E. Organizational Culture & Employee Engagement, 2016 47 Passmore, J. Building a coaching culture: A development journey for organisational development, 2011 48 Jones, G. How to Create a Coaching Culture, 2014, p. 13 49 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 50 Career Partners International [Электронный ресурс] // The Power of a Coaching Culture on Organizational Performance. — Режим доступа: http://www.cpiworld.com/knowledge-center/white-papers/the-power-of-a-coaching-culture-on-organizational-performance 51 Bersin & Associates research “High-Impact Performance Management: Maximizing Performance Coaching” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bersin.com/Practice/ Detail.aspx?id=15021 52 Institute of Leadership & Management research “Creating a coaching culture” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.i-l-m.com//media/ILM%20Website/Downloads/Insight/Reports_ from_ILM_website/G443_ILM_COACH_REP%20pdf.ashx 53 Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement 54 Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement 55 Ars, B. Work Engagement and Coaching: The Influence of Coaching on Work Engagement, 2010 56 Crane, T. Creating a Coaching Culture, 2005 57 Passmore, J. Building a coaching culture: A development journey for organisational development, 2011 58 Allen, W. The Coach’s View: Best Practices for Successful Coaching Engagements, 2016 59 Лебедева, А. Коуч – Волшебное зеркало, 2014 60 Беляев, В. Обратная связь как инструмент руководителя, 2014 61 Clutterbuck, D. Making Coaching Work: Creating a coaching culture, 2006 62 Crane, T. Creating a Coaching Culture, 2005 63 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.7 64 Institute for Solution-Focused Therapy [Электронный ресурс] // What is Solution-focused Therapy. — Режим доступа: https://solutionfocused.net/what-is-solution-focused-therapy/ 65 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014 66 Freeman, E. Strategic Management: A Stakeholder Approach, 1984, p. 49 67 Kotter, J. Leading Change, 1996 68 Leadership That Works [Электронный ресурс] // 7 Steps for Developing a Coaching Culture. — Режим доступа: http://www.leadershipthatworks.com /utility/showArticle/?objectID=5037 69 Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework, 2011 70 Denison, D. Toward a Theory of Organizational Culture and Effectiveness / Daniel R. Denison, Aneil K. Mishra // Organization Science. ― 1995. ― Vol. 6, N. 2. ― P. 204-223. 71 Schneider L., Jackson, T. How to create a coaching culture in your company [Электронный ресурс] / The Globe and Mail, 2016. — Режим доступа: http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/careers/leadership-lab/creating-a-coaching-culture-in-organizations/article 28477122/ 72 Forbes Coaches Council [Электронный ресурс] // 13 Ways Leaders Can Build A 'Coaching Culture' At Work. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2016/10/07/13-ways-leaders-can-build-a-coaching-culture-at-work/#ce2ca4a44b68 73 Minor, M. Coaching for Development, 1995 74 Herholdt, J. Mentoring and Coaching in Organisations, 2012 75 Петров, К. А. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях, 2016, с. 22 76 Kirkpatrick, D. Evaluating Training Programs: The Four Levels, 1994 77 Петров, К. А. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях, 2016, с. 28 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА


В данной главе будут рассмотрены теоретические основы коучинга, включая общую характеристику понятия «коучинг», историю его возникновения и подходы к определению. Также будут проанализированы отличительные особенности и принятые на сегодняшний день классификации коучинга. Детально будут рассмотрены основные модели, используемые в коучинге. Большая часть данной главы будет отведена культуре коучинга в организации, включая преимущества такой культуры, её элементы и подходы к созданию. В завершении данной главы будут представлены рекомендации по выбору коуча и по оценке эффективности коучинга, а также будет рассмотрен опыт ПАО «Газпром нефть» в области коучинга.

1.1 Общая характеристика понятия «коучинг»


На сегодняшний день понятие «коучинг» представляется довольно размытым. Большинство людей, как утверждает Р. Метц (2001)7, используют этот термин довольно небрежно, то есть нет единого четкого представления о том, что такое коучинг. Различный опыт в коучинге у людей формирует различные представления об этом понятии. Чтобы сузить области применения коуч-практик, сформировав тем самым единое представление, ведущие профессионалы в области коучинга довольно быстро развивают новые направления, такие как бизнес-коучинг, лайф-коучинг, семейный-коучинг, коучинг первых лиц и т.д.

Одной из причин размытия понятия «коучинг», и, как следствие, различий в отношениях к нему, является деятельность неквалифицированных специалистов, которые используют коучинг «как новую упаковку для старого товара»8, то есть предоставляют услуги под маркировкой «коучинг», не имея теоретических и практических знаний в данной области. Наиболее распространённым среди таких специалистов является сочетание тех областей, в которых они действительно разбираются, как, например, консалтинг или наставничество, и некоторых инструментов коучинга, который представляется им более востребованным на рынке. Коучинг же представляет собой обособленную дисциплину, определение которой будет дано в следующих разделах.

1.1.1 История возникновения и развития коучинга


Слово «coach» (англ. – тренер) обоснованно произрастает из спорта, в большинстве видов которого имеются специалисты, развивающие спортивные навыки у группы или индивидуальных спортсменов, то есть тренеры. Именно таким специалистом являлся 50 лет назад Тимоти Гэллви (1938 г.р.), который сегодня по праву считается одним из основателей коучинга.


Сочетая педагогическое образование Гарвардского университета и карьеру тренера по большому теннису, Гэллви разработал концепцию «внутренней игры», где под словом «внутренней» имелось в виду душевное состояние спортсмена. Свою концепцию Тимоти Гэллви впервые изложил в книге «Внутренняя игра в теннис» в 1974 году, суть которой заключалась в следующем. Успех спортсмена, как и любого другого человека, зависит от двух составляющих: Потенциал (данный при рождении) и Действие. Однако Гэллви на протяжении своей тренерской карьеры заметил, что между двумя этими составляющими есть ещё кое-что. То, что часто спортсмены слышат внутри себя: «Ты же не можешь позволить этому неудачнику выиграть… что скажут в раздевалке? Следи за мячом. Надеюсь он не будет подавать так, чтобы мне пришлось отбиваться бэкхендом. Так, давай, сосредоточься, играй надежно. Да бей же точно! Вот идиот!»9. Тимоти характеризовал такую составляющую как «вмешательство». Теперь успех имеет следующую формулу: Потенциал – Вмешательство = Действие. Так вот современный коучинг направлен именно на то, чтобы максимально снизить негативный эффект вмешательства, увеличив тем самым действие.

После широкого распространения идеи, предложенной в книге «Внутренняя игра в теннис», практики коучинга начали пользоваться успехом в бизнесе. Тимоти Гэллви и ещё один основоположник коучинга – Уитмор Джон (1937 г.р.) – автор книги «Коучинг высокой эффективности» (1992), создали организацию «Внутренней игры», которая вначале была направлена на достижение успеха в лыжных видах спорта, а затем стала популярной среди бизнесменов. В результате появились первые бизнес-тренинги по методике «Внутренней игры».

Третьим основоположником коучинга является Томас Дж. Леонард (1955-2003), который:10

  • В 1992 году основал Университет коучей, являющийся лидирующим по подготовке профессиональных коучей.

  • В 1994 году основал Международную федерацию коучей (ICF).

  • Разработал 28 персональных и профессиональных программ для коучей и компаний, занимающихся тренингом.

  • В 1998 году выпустил 6 книг для коучей: «Working Wisdom», «The Potable Coach», «Becoming a Coach», «Simply Brilliant», «Coaching Forms Book», «The Distinctionary».

  • В 2001 основал интернет-проект по подготовке коучей «CoaсhVille.com».

  • Основал международную ассоциацию сертифицированных коучей.

  • В 2001 году он основал проект для Высшей Школы Коучинга, включающий учебные программы для домашнего обучения с более 1000 часов записанного контента.


На мировой арене развитие коучинга можно разделить на следующие этапы:11

  • «Происхождение» – 1970-1980е годы, США. Коучинг предполагал работу руководителя со своими подчиненными, направленную на развитие сотрудников. Сочетание инструментов мотивации и надзора руководителя способствовало, в первую очередь, качественному выполнению поставленных задач, а также профессиональному и личному росту сотрудников.

  • «Распространение» – 1980е годы, США. Коучинг обретает тесную связь с наставничеством. Новым специалистам назначались уже работающие в компании эксперты в качестве наставников, которые, не являясь руководителями сотрудников, помогали им адаптироваться на новом рабочем месте, выбрать нужное направление работы и т.д.

  • «Всплеск» – 1980е годы, ФРГ. Коучинг пришел в Германию сразу на уровень топ-менеджеров и представлял собой консультирование руководства по вопросам бизнеса и не только. Затрагивались такие темы, как конфликты на высшем уровне организации, стратегические вопросы, проблемы с отношением с сотрудниками, а также семейные и личные вопросы. Основная задача коучей заключалась в том, чтобы быть «зеркалом», то есть помочь клиенту понять своё мировоззрение, свои личностные особенности, слабые, сильные стороны и т.д.

  • «Системное развитие персонала» – 1980-1990е годы. Развитие внутреннего коучинга. Этот этап характеризуется противостоянием внешнего коучинга, то есть приглашенных специалистов, и внутреннего – корпоративных отделов по работе с персоналом. Вначале противостояние разрешилось разделением сфер влияния, то есть внутренний коучинг занимался низшим и средним менеджментом, а внешний коучинг – топ-менеджментов. Через определенное время оба направления имели регулярные практики во всём менеджменте. В основном руководство компаний предпочитало выбор либо внутреннего, либо внешнего коучинга.

  • «Дифференциация» – 1990-е года. Бизнес-коучинг дополнили другие направления, такие как командный коучинг, лайф-коучинг и т.п. Для каждого вида разрабатывались специальные методологии, инструменты и процедуры. Многие бизнес-тренинги получили ярлык «коучинг», благодаря его быстрорастущей популярности. Коучинг стал рассматриваться как методика консультирования, ориентированная на психологические особенности личности.

  • «Популяризация». Коучинг стал «новой оберткой для старого товара», многие стали использовать его не по назначению, как, например, профессиональные бизнес-консультанты, фитнес-инструкторы, астрологи и т.д. Появилась необходимость в удержании первоначального предназначения коучинга и разработки критериев для отбора коучей.

  • «Углубленная профессионализация» – с 2000-ых годов. В коучинге четко определяются целевые группы, под каждую из которых разрабатываются соответствующие методологии. Растет количество исследований, посвящённых коучингу, повышаются требования к качеству и стандартизации, растет число профессиональных сообществ. Коучинг выходит на научный уровень.


Таким образом, коучинг можно характеризовать как относительно новое быстроразвивающееся направление, которое применяется в бизнесе, спорте и личной жизни. Из-за быстрого роста популярности коучинга многие начинают пользоваться этим в личных интересах, предоставляя некачественные услуги и неверно толкуя понятие «коучинг», о котором пойдет речь в следующем разделе.

1.1.2 Подходы к определению коучинга


Ввиду новизны и популярности коучинга, а, вследствие, самого понятия «коучинг», существует много различающихся подходов к его определению. В данном разделе будут представлены и проанализированы определения коучинга, сформулированные выдающимися специалистами в данной области, чтобы в частности выделить основные аспекты коучинга и предложить определение, которое будет использоваться в данной работе.

Один из основоположников коучинга – Тимоти Гэллви определяет сущность коучинга как «раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности»12. С точки зрения концепции внутренней игры коучинг можно определить, как инструмент, снижающий эффект вмешательства, то есть помогающий человеку реализовать весь его потенциал. Гэллви также определяет коучинг как искусство создания среды (с помощью диалога и поведения), направленной на облегчение движения человека к его целям таким образом, чтобы это движение приносило удовлетворение. Тимоти утверждает, что «коучинг и обучение работают в одной связке», в том смысле, что коучинг сам по себе не учит, а помогает учиться, упрощает обучение. Коуч в свою очередь не решает проблемы, он помогает человеку самому найти решения его проблем и выбрать путь достижения цели.

Эрик Парслоу в книге «Coaching, Mentoring, and Assessing» (1992) утверждает, что «коучинг непосредственно нацелен на быстрое повышение эффективности исполнения и развитие навыков посредством обучения и инструктирования. В то время, как менторство (или наставничество) нацелено на долгосрочное обретение навыков в процессе развития карьеры с помощью советов и психологической поддержки»13. Второй основатель направления коучинга – Джон Уитмор оспаривает данное Парслоу определение, аргументируя тем, что коучинг в некотором смысле и есть психологическая поддержка, которая может способствовать как краткосрочному, так и долгосрочному развитию навыков. Уитмор делает акцент на том, что «коучинг – это воздействие, основной и постоянной целью которого является формирование уверенности в себе независимо от содержания конкретного задания»
14. Здесь прослеживается и одна из основных задач коучей, которые разбираются далеко не во всех профессиональных областях своих клиентов, но должны в любом случае поддерживать их уверенность в себе. Джон Уитмор разделяет такую философию коучинга, которая рассматривает коучинг не просто как метод, которому надо строго следовать, а как стиль мышления, отношения к людям и управления. Более того, Уитмор убежден, что слово «коучинг» в скором времени исчезнет из лексикона и станет нормой взаимоотношений на работе и вне её.

Кэрол Уилсон в своей книге «Performance Coaching» (2007) определяет коучинг через работу коуча, которая направлена на повышение эффективности и благосостояния человека или группы людей через совместное установление целей, изучение ценностей и убеждений, содействие клиентам в их создании плана действий. Это достигается не путем советов, указаний или рассказов, а именно с помощью вопросов, которые направлены на достижение осознания себя и самостоятельного обучения у клиентов15. В данном определении отражаются два важных аспекта коучинга. Во-первых, это совместная работа, то есть коуч и клиент оба прилагают усилия для достижения результата. Во-вторых, раскрывается один из основных инструментов коучинг – это вопросы, которые и отличают коучинг, например, от консалтинга, о чем речь пойдет подробнее в следующем разделе.

Вивьет Пэйн в 2006 году в своей книге «Coaching for High Performance» дает следующие определение коучингу: «коучинг – это интерактивный процесс, который помогает другому человеку развиваться, узнавать новое, и улучшить эффективность»16. Интерактивный процесс означает, что коучинг представляет собой не монолог, а диалог между коучем и клиентом. Более того, эффективные коучи слушают больше, чем говорят. Коучинг может иметь несколько целей. Иногда целью является развитие и коуч помогает клиенту обнаружить и преодолеть проблему. В другом случае целью может быть обучение, в котором коуч помогает клиенту овладеть, улучшить какой-либо навык или умение. Также коучинг может ставить задачу повышения эффективности, где коуч помогает раскрыть и максимально использовать потенциал клиента. Коучинг, как утверждает Вивьет Пэйн, открывает скрытый потенциал и укрепляет сильные навыки там, где они уже есть.