Файл: Культура коучинга как инструмент повышения вовлеченности сотрудников в компании улыбка радуги.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА
1.1 Общая характеристика понятия «коучинг»
1.2 Отличительные особенности коучинга
1.4 Модели, используемые в коучинге
1.5 Культура коучинга в организации
1.6 Оценка эффективности коучинга
1.7 Опыт компании «Газпром нефть»
Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ КОУЧИНГА В КОМПАНИИ «УЛЫБКА РАДУГИ»
2.1 Краткое описание компании «Улыбка Радуги»
2.2 Вовлеченность сотрудников в компании «Улыбка радуги»
2.3 Культура компании «Улыбка радуги»
2.4 Анализ развития элементов культуры коучинга в «Улыбке радуги»
2.5 Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги»
В 2015 году на ежегодной конференции по менторингу и коучингу в Йоханнесбурге было приведено определение коучинг Тони Гранта: «Ориентированный на решение и результат систематический процесс, в котором коуч способствует совершенствованию эффективности работы, жизненного опыта, самостоятельного обучения и личностному росту клиента»17. В этом определении стоит обратить внимание на то, что коучинг представляет собой систематический процесс, то есть не ограничивается одной встречей или несколькими взаимодействиями, а предполагает долгосрочное сотрудничество.
Майлз Дауни в книге «Эффективный коучинг» (2003) раскрывает понятие коучинга как «искусство способствовать интенсивности работы, обучению и развитию другого человека». Майлз называет коучинг искусством не в том смысле, что в нем нет науки, а том, что на определенном уровне технические приемы уже не так важны, как интуиция, воображение коуча и его «поглощённость» клиентом. «Кто-то однажды сказал об актерской игре, что “в ней нет правил, но вы должны их знать”. Отчасти это относится и к коучингу»18.
Как один из подходов к определению коучинга нельзя не рассмотреть высказывание Сократа, которого признают одним из первых коучей, потому его философия была в том, чтобы спрашивать людей, а не учить их: «Я акушер, потому что не могу сам родить мудрость в другом человеке. Многие часто посещают мою компанию, некоторые из них довольно глупы. Но с тем, как мы продвигаемся дальше, все, кто благоволит небесам, достигают прогресса со скоростью, которая кажется удивительной как другим, так и им самим. В то же время предельно ясно, что они никогда не научились чему-либо от меня. Многие восхитительные истины, которые они приводят к рождению, они открыли внутри себя»19.
Исходя из представленных выше определений, можно выделить основные аспекты коучинга:
-
Создает среду, -
Раскрывает потенциал, -
Базируется на вопросах, -
Интерактивный, систематический процесс, -
Ориентирован на результат, -
Обучает.
В данной работе под коучингом будет пониматься ориентированный на результат процесс регулярного взаимодействия с одним человеком или группой людей, направленный на раскрытие потенциала через использование вопросов в ориентированной на обучение среде.
1.2 Отличительные особенности коучинга
Особенности коучинга видится обоснованным рассмотреть в его сравнении со схожими областями, такими, как терапия, консалтинг, менторинг. Следует также сравнить менторинг и наставничество в том смысле, в котором их используют в российских компаниях.
Под терапией в данной работе будут пониматься психология, психотерапия и психиатрия. Психолог – это «специалист, который изучает характер, поведение и развитие человека, владеет методами оценки психических явлений и психологических проблем, а также способами работы с ними»20. Психология предполагает относительно широкую направленность, таким образом, на практике встречаются социальные, медицинские, общие психологи, педагоги-психологи и т.д. Обычно психологи работают с психически здоровыми людьми, но попавшими в трудную жизненную ситуацию или испытывающими эмоциональные затруднения. Психотерапевт, в отличие от психолога, должен обязательно иметь медицинское образование. Он помогает клиенту справиться с проблемами в психическом здоровье, возникшим из-за сильного стресса, переживаний и т.п. Психиатр также имеет медицинское образование, но в отличие от психотерапевта работает с людьми, у которых нарушена психика, то есть наблюдается патология.
Все три вышеуказанных категории обычно включают в себя определенные формы диагноза, суждения, рекомендаций со стороны специалиста, в то время, как философия коучинга это не подразумевает. Более того, терапия направлена на поиск травм, проблем и причин их возникновения, а коучинг ориентируется на будущее, то есть на результат, как было упомянуто выше.
Как и терапия, консалтинг в большинстве своём ориентируется на прошлое, то есть на поиск проблем и причин возникновения той или иной ситуации. Более того, приглашенный консультант должен обладать определенным уровнем компетенций и опыта в той области, в которой предстоит работать. Часто после обнаружения причин возникновения проблемы консультанты берутся за воплощение плана по её устранению. Это противоречит философии коучинга, где задача коуча – помочь клиенту или группе клиентов собственными силами придумать и реализовать решения. То есть консультант предлагает решение, а коуч помогает клиенту самому найти его.
Прежде чем перейти к сравнению коучинга и менторинга, стоит разобрать отличия менторинга от наставничества, которые по мнению некоторых специалистов существуют в российских реалиях. Хотя “mentor” (англ.) и переводится на русский язык как наставник, эти слова, как утверждает Наталья Котова21, имеют разные оттенки. Главный принцип наставничества – «Делай как я», то есть передача знаний от более опытного к менее опытному методом демонстрации, показа. Менторы реже используют данный подход. Чаще делятся своим опытом, но в отличие от наставников не навязывают его, то есть не утверждают, что их стратегии и инструменты единственно верные. Они способствуют формированию у подопечного собственного опыта. То есть основное различие заключается в том, что наставник показывает, говорит, как надо, а ментор делится своим опытом, предлагает подопечному анализировать и формировать свой.
Менторинг имеет больше схожих черт с коучингом, чем наставничество, т.к. он также нацелен на результат и обучение подопечного, но в то же время существенно отличается от него. Во-первых, задачи и цели менторинга имеют широкую направленность в отличие от коучинга. Таковыми могут являться подготовка к новой должности, общее развитий компетенций и т.п. Коучинг направлен на достижение одной цели, которая устанавливается на первой коуч-сессии. Во-вторых, коуч в отличие от ментора не делится своим опытом, не дает советов и подсказок. В-третьих, основной инструмент коучинга – это вопросы, в то время, как менторинг базируется на рассказах, кейсах, историях достижения успеха и т.п.
Проводя аналогию с таким навыком, как вождение автомобиля, Кэрол Уилсон предлагает следующие характеристики22:
-
Терапевт будет исследовать, что мешает клиенту водить машину. -
Консультант расскажет вам, как водить автомобиль. -
Ментор поделиться тем опытом, как он водит автомобиль. -
Коуч воодушевит и поддержит вас в управлении автомобилем.
Ниже приведена таблица, которая отражает ключевые особенности коучинга в сравнении с терапией, консалтингом, менторингом и наставничеством.
Таблица 1. Особенности коучинга в сравнении с другими дисциплинами.
| Терапия | Консалтинг | Наставничество | Менторинг | Коучинг |
Подход | Работа с психологи-ческими травмами и причинами их возникновения | Предостав-ление клиенту готового решения его проблемы | Обучение с помощью предоставления модели действий для решения текущих проблем | Подготовка к новому виду деятельности и возможным трудностям | Помощь в раскрытии потенциала человека для достижения им конкретной цели. |
Инструменты | Вопросы о прошлом, психологи-ческие тесты, медикаменты в некоторых случаях. | Интервью, наблюдение, анализ документов, готовые решения. | Наглядная демонстрация, советы, подсказки. | Передача опыта, истории достижения успеха, советы в некоторых случаях. | Вопросы о настоящем и будущем, поддержка, обратная связь. |
Время, на которое ориентирован анализ | Прошлое | Прошлое – настоящее | Настоящее | Будущее | Настоящее – будущее |
Характе-ристика специалиста | Человек с медицинским и/или психоло-гическим образованием. | Эксперт-консультант в требуемой для клиента сфере. | Более опытный в професси-ональной сфере клиента специалист. | Более опытный в професси-ональной сфере клиента специалист. | Компетентный в области коучинга специалист, владеющий его техниками и инстру-ментами. |
1.3 Классификация коучинга
Ввиду широкой области применения коучинга он имеет большое количество разновидностей. Так как данная работа ориентирована на коучинг в менеджменте, большее внимание будет уделено видам коучинга, которые находят своё применение в бизнес-среде.
По области применения коучинг можно разделить на:
-
Лайф коучинг, -
Бизнес коучинг.
Лайф коучинг ориентируется в основном на личные проблемы и цели отдельного человека. Работа может рассматриваться как один из компонентов жизни для нахождения баланса между бизнесом и личной жизнью. Лайф коучинг может фокусироваться на таких целях, как планирование жизни, поиск партнера и отношения, поиск подходящей работы и т.п. Основной критерий успеха – это счастье клиента через нахождение баланса во всех сферах его жизни.
Наиболее быстроразвивающимся видом коучинга, как показывают исследования23, является бизнес коучинг. Всемирная ассоциация бизнес-коучей определяет бизнес коучинг как «процесс участия в значимых коммуникациях с отдельными лицами на предприятиях, организациях, учреждениях или правительствах, с целью содействовать успеху на всех уровнях организации путем влияния на действия этих лиц». Бизнес коучинг, в отличие от других видов, характеризуется четкой ориентацией на достижение бизнес-целей. Бизнес коучинг направлен на развитие клиента в сфере достижения результатов в бизнесе, а не в личной жизни, как лайф коучинг. Критерий успеха в данном виде коучинга – это такой вид взаимодействия между коучем и клиентом, который положительным образом влияет на индивидуальные, командные и организационные результаты компании. Ввиду относительно высокой стоимости бизнес коучинга, чаще всего он используется в компании для среднего, высшего менеджмента, а также для высокопотенциальных руководителей на позициях ниже средней. Таким образом, коучинг в организациях довольно редко используется для линейных сотрудников. Коучинг для топ-менеджмента представляет собой отдельный вид бизнес коучинга – executive (англ. – исполнительный) коучинг, который в данной работе будет рассматриваться как коучинг первых лиц.
Коучинг первых лиц характеризуется тем