ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Современные требования к постановке задач методической работы
Модели формирования методического пространства образовательной
Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей
Методическая служба на индивидуальной основе
Методическая служба на комплексной основе
Методическая служба на дифференцированной основе
Методическая служба на основе работы микрогрупп
Методическая служба на диагностической основе
Методическая служба на основе актуальных задач школы
Критерии эффективности методической работы
Формы методической работы в образовательной организации
Научно-практические конференции
Педагогические и методические чтения
Школы передового опыта (групповое наставничество)
Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования
Методические выставки, бюллетени
Методические уголки и кабинеты
Открытые уроки и внеурочные мероприятия
В ходе мастер-класса участники:
Позиция руководителя мастер-класса
Алгоритм технологии мастер-класса.
Примерный план проведения мастер-класса:
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Работа над единой методической темой (проблемой)
Тематические педагогические советы
Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы
Интерактивные формы методической работы в образовательной организации
Методический диалог (круглый стол)
Деловые игры бывают следующих видов:
Методические уголки и кабинеты
В методических уголках в учительских или кабинете заместителей руководителей образовательных организаций по учебно-воспитательной работе обычно отражается текущая методическая информация. В организациях с развитой системой методической работы при наличии свободного помещения оборудуются отдельные методические кабинеты, которые становятся основной базой для проведения всех видов методической работы и организационных форм самообразования педагогов. В методических кабинетах хранятся наиболее интересные монографии и методические пособия, вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы и т.д. Во главе методического кабинета ставится один из опытных высококвалифицированных педагогов, заместитель руководителя по УВР или освобожденный методист. В методическом кабинете педагоги могут познакомиться с планами изданий педагогических издательств, получить другую информацию, необходимую для самообразования, работы над собой.
Современный методический кабинет должен быть оборудован компьютерной техникой с обязательным выходом в Интернет.
Открытые уроки и внеурочные мероприятия
Практически все формы методическое работы рано или поздно, но становятся связанными споказомпрактическихуменийпедагогаколлегам. Поэтому открытые уроки и мероприятия ничем не заменимы и их значение в
системе форм и методов методической деятельности исключительно велико. Речь идет не о простом взаимопосещении уроков и мероприятий членами одного педагогического коллектива. У открытых уроков особое предназначение: педагоги идутксвоемуколлеге,чтобыувидетьновую методику на практике; их приглашают на открытый экспериментальный урок, когдановаяметодикатолькосоздается. Другими словами, открытым мероприятием решаются обе задачи методической работы — обмен опытом и поискиновыхпедагогическихметодов. Так или иначе, но открытый урок означает не только открытые для всех гостей двери класса, но и показ нового, пусть маленького, но обязательно открытия. При ином подходе происходит формализация открытых уроков, что резко снижает их качество.
Часто эффект от посещений открытых уроков низок потому, что сама методика их проведения неправильна, так как посетившие уроки педагоги чащевсегонезнаютзадумокучителя,особенностейкласса,традиций и т.д.
Чтобы существенно повысить эффективность открытых уроков и внеурочных мероприятий педагог, дающийоткрытыйурок,доегоначала рассказываетколлегам проект будущегоурока:
показывает его место в образовательной теме, разделе, курсе; рассказывает об идее мероприятия;
называет задачи;
рассказывает о намеченных путях и средствах решения поставленных задач;
дает характеристику реальных учебных возможностей класса в зоне ближайшего
развития.
Иначе говоря, знакомитприглашенныхсосвоейтворческойлабораторией,включает их в осознанный процесс анализа урока на этапе проектирования. Только в этом случае можно выявить сильные и слабые стороны проекта урока (планирования урока).
Далее педагог проводит открытый урок, на котором коллеги присутствуют уже не просто как наблюдатели, а как соучастники.
Затем педагог делает анализурока,раскрывает,чтоемуудалосьиз намеченногореализовать,чтонеудалосьипочему,какониспользовал запасные методические ходы, оценивает эффективность примененных приемов. Присутствовавшие на уроке задаютуточняющиевопросы,итолькопотом высказываютсвоимнения,предлагаютрекомендации по дальнейшему развитию опыта, решают, что из увиденного они возьмут на вооружение, где, когда и в какой форме используют.
Важно помнить, что реально проведенный урок может оказаться какхуже, так и лучше своего проекта, может быть проведен и по совершенно новому, экспромтом возникшему, варианту. Во всех этих случаях анализ обогащает и автора урока, и его коллег.
Мастер-класс
По определению, «мастер-класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга- семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников и приобщения к новейшим областям знания.
Смысл мастер-класса состоит в том, что мастер своего дела делится со слушателями методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. Проведение мастер-класса – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.
Во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологи или метод.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Это двусторонний процесс и отношения «преподаватель - слушатель» являются абсолютно необходимыми.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм.
Обычно мастер-классы проводятся в составе малой группы (7-15 человек).
Тематика мастер-классов включает в себя:
-
обзор актуальных проблем и технологий, -
различные аспекты и приемы использования технологий, -
авторские методы применения технологий на практике и др.
Задачи мастер-классов:
-
передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; -
совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; -
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; -
оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники:
-
знакомятся с предлагаемыми мастером разработками по теме мастер-класса; -
участвуют в обсуждении полученных результатов; -
задают вопросы, получают консультации; -
предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; -
высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.